2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патриарх Тихон против Советской власти: От меча погибнете сами вы, взявшие меч

28 июня. 90 лет, как патриарх Тихон признал советскую власть: «Я отныне Советской власти не враг»

Дмитрий Абрамов: «Проклятие» патриарха Тихона: «Я отныне Советской власти не враг»

Таким образом, из документов хорошо видно, что Церковь и духовенство до этих воззваний патриарха Тихона, т.е. до 1923 г., вовсе не были аполитичными.

«Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3 Ин.1:11)

28 июня 2013 г. исполнилось 90 лет, как патриарх Московский и всея Руси Тихон признал советскую власть, спустя всего 5 лет после большевистского переворота (!), и призвал всех верующих не иметь ничего общего с её врагами. В интервью, обнародованном в официальной печати, он заявил буквально следующее: «Я целиком стал на советскую платформу. В то же время я думаю, что Церковь должна быть аполитичной, и во всей своей деятельности я буду твердо стоять на этом» (Из интервью, данного сотруднику Российского телеграфного агентства 15 (28) июня 1923 г. // Акты Святейшего Патриарха Тихона. М., 1994. С. 282) …

А ведь еще недавно 19 января 1918 г., в праздник Крещения Господня, тот же патриарх Тихон в своём извещательном окружном Послании к «безбожным властелинам тьмы века сего» выступил с анафематствованием , где говорилось, что «Враги Церкви захватывают власть над Нею и Её достоянием» : «ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей… Всё сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения… Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной» (Новые мученики Российские. 1949. Ч. 1. С. 94-95; Акты Святейшего Патриарха Тихона. М., 1994. С. 82-85). 22 января Поместный собор принял постановление с одобрением этого послания патриарха Тихона (ЦВ. 1918. №№ 3-4. С. 20-22).

Для справки : определение Поместного собора о правовом положении Православной Российской Церкви от 15 декабря 1917 г. опиралось юридически … на Высочайший Манифест и Именной Высочайший Указ от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», хотя именно Церковь в лице Св. Синода первой приветствовала предательский февральский переворот 1917 г., а сами члены Св. Синода собственноручно (!) вынесли Царский Трон из зала заседаний. 2 (15) марта 1917 г. Обер-прокурор Св. Синода Н.П. Раев просил членов Синода разослать воззвания народу о поддержке монархии, но те ответили отказом. Более того, «Священный Синод на первом же своем заседании после февральской революции единогласно освободил всех верующих от присяги Hиколаю II и отменил церковную молитву за «благочестивейшего Императора»», а 3 (16) марта после отказа Вел. кн. Михаила от престола Синод приветствовал передачу власти Временному правительству (Кашеваров А.Н. Государство и Церковь. СПб., 1995. С. 17).

Стоит ли удивляться, что в т.н. «проклятии» патриарха Тихона отсутствовало главное – призывая на борьбу с безбожниками, патриарх Тихон не указал её конечной цели и ни словом не упомянул о восстановлении законной Самодержавной власти в соответствии с Утвержденной Грамотой Великого Всероссийского Собора от 21 февраля 1613 г. Вот в этом историческом документе действительно есть проклятие навечно всем, «кто пойдет против сего Соборного постановления – Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, ОТЛУЧЕН бо будет он от Святыя Троицы»!

Как раз после анафематствования патриархом Тихоном «безбожным властелинам тьмы века сего» и был принят первый Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (см. фото), по которому Церковь лишалась материальной поддержки от государства, церковная присяга изымалась из государственного употребления, но за религиозными организациями было закреплено право иметь на свои средства специальные учебные заведения, а верующим обучаться и обучать детей духовным дисциплинам частным образом (Известия. 1918. № 16. 21 января 1018 г.). Считающийся «преемником патриарха Кирилла» п редседатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) , будучи не в ладах с историей, в угоду политической конъюнктуре недавно пошел в ходе избирательной кампании на откровенное передергивание фактов: «Какими были первые декреты, первые заявления большевиков, когда они пришли к власти? Они были направлены против Церкви как народной совести»:-)

Однако, как хорошо и звестно историкам, 27 марта 1918 г. в СНК была направлена Поместным собором делегация, которая заявила несогласие Церкви с Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, и управделами СНК В.Д. Бонч-Бруевич предложил его смягчить, после чего соборная делегация предложила свой вариант, убрав всего лишь один пункт (12) – «о национализации церковного имущества» (РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д 56. Л. 23-25). Более того, в приложении Священного Собора о мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни от 19 апреля 1918 г. было констатировано массовое отступничество уже внутри самой Церкви: «осквернение святых храмов прихожанами оных», самочинная смена самими монашествующими своего монастырского начальства и т.д. (Богословский вестник. № 1. Вып. 2. 1993. С. 216-218). Кстати, другим постановлением от 15 августа 1918 г. о возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по суду, Поместный собор определил, что отныне ни один церковный деятель или группа деятелей не могли заниматься той или иной политической деятельностью от имени Церкви , но лишь от своего собственного имени, избавляя, таким образом, всю Церковь от ответственности за ту или иную политику! Странно, что это соборное постановление было полностью проигнорировано священноначалием РПЦ в ходе президентских выборов 2012 г. Впрочем, не только оно одно, но также «Основы социальной концепции РПЦ», утвержденные в 2000 г., где точно прописано: «В то же время существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это: а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров …» ( п . III.5): http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts/iii/

Любопытно, что именно т.н. «проклятие» патриарха Тихона было использовано кремлевскими политтехнологами в ходе последней избирательной кампании в Госдуму РФ, когда даже лояльные к власти социологи констатировали резкое падение былой популярности Путина и полное фиаско партии власти, прозванной в народе «Партией Жуликов и Воров». В спетый хор сурковских «аналитиков» дружно влились голоса медийных персон из РПЦ, которые уже без всякого стеснения в открытую призывали голосовать за партию власти, «много потрудившуюся для народа»:-) Так, сотрудник сектора экскурсионной работы нашего Музея имени Андрея Рублева (ЦМиАР) прот. Александр Салтыков , декан факультета церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, в своём интервью 1 декабря 2011 г., не долго думая, решил припугнуть всех российских избирателей как верующих, так и неверующих тем демагогическим приёмом, что будто бы все, «кто сочувствует и содействует коммунистам, подпадают под действие проклятия», якобы « НАВЕЧНО наложенного на коммунистов» патриархом Тихоном 🙂

Видимо, и сей новоявленный вития оказался несведущ в исторических источниках, или с памятью у него «что-то стало», коли он напрочь «позабыл», что не прошло и 5 лет после т.н. тихоновской «анафемы», как сам же патриарх Тихон подписал 16 июня 1923 г. обращение в Верховный суд РСФСР, где в частности говорил: «Я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причём враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям… Признавая правильность решения суда о привлечении меня к ответственности… за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный суд изменить мне меру пресечения, т. е. освободить меня из-под стражи. Я отныне Советской власти не враг . Я окончательно и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной, так и от внутренней монархической белогвардейской контрреволюций».

Читать еще:  В Высоко-Петровском монастыре будет совершена литургия на английском языке

Надо заметить, что к раскаянию патриарх Тихон пришел всего год спустя после заключения в Донском монастыре, куда он был помещен в мае 1922 г. под домашний арест. К слову сказать, ни «вечный узник» Михаил Ходорковский, ни участницы «антипутинского панк-молебна» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя так и не опустились перед режимом на колени и не стали умолять Путина о милостивом освобождении из тюремного заключения в колонии …

Между тем, 28 июня 1923 г., на следующий день после своего полного освобождения из-под домашнего ареста, патриарх Тихон поехал на Лазаревское кладбище, где совершалось погребение известного московского старца о. Алексея Мечева . В тот же день он дал то самое интервью сотруднику Российского телеграфного агентства, где признался, что он «целиком стал на советскую платформу »: «Я решительно осуждаю всякое посягательство на советскую власть, откуда бы оно ни исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я советской власти не враг». А через 3 дня патриарх Тихон обратился к верующим 1 июля 1923 г. с посланием, где в частности говорил, что, получив снова возможность возобновить свою прерванную деятельность служению Церкви и сознавая свою провинность перед советской властью, он желал бы, чтобы так поступили и те, что вступили в совместные действия с «врагами трудового народа» — монархистами и белогвардейцами: «Никакие реформы мы одобрить не можем, за исключением нового календарного стиля . и новой орфографии в церковных книгах, что и мы благословляем. Осознав свою провинность перед народом и советской властью, Я желал бы, чтобы так поступили и те, которые, забыв свой долг пастыря, вступили в совместные действия с врагами трудового народа — монархистами и белогвардейцами, и, желая свергнуть советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий. Мы должны сказать хоть и горькую, но истинную правду сию. Мы осуждаем теперь такие действия и заявляем, что Российская православная церковь аполитична и не желает отныне быть ни «белой», ни «красной» Церковью. Она должна быть и будет Единою, Соборною, Апостольскою Церковью…»…

Таким образом, из документов хорошо видно, что Церковь и духовенство до этих воззваний патриарха Тихона , т.е. до 1923 г., вовсе не были аполитичными! Все это в продолжение темы мнимой «аполитичности» нынешнего священноначалия РПЦ, которую постоянно на словах декларирует патриарх Кирилл (Гундяев), вовсю занимаясь на деле самыми что ни на есть политическими играми … под охраной ФСО: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/1100070-echo/

Напомним, что н акануне президентских выборов 4 марта 2012 г. патриарх Кирилл после Литургии в храме Христа Спасителя 29 февраля 2012 г. заявил, что в ходе предвыборной кампании используется слишком много лжи и лицемерия: «как сокрушается сердце от этого потока лжи, клеветы, лицемерия, подтасовки фактов, забвения исторического опыта!». Помилуйте, но как может предстоятель РПЦ обличать с амвона ложь и в то же время пускать в ход фальшивки ( см. видео )?! Помнится, кто-то из Московской Патриархии даже намекал на шизофрению, когда одновременно прославляют и палачей, и жертвы:-)

С таким патриаршим кредо конформизма вполне объяснимы и странные признания клириков РПЦ в сексотстве и любви к спецслужбам. Так, на торжественном акте, состоявшемся 18 ноября 2002 г. в Храме Христа Спасителя по случаю 10-летия ПСТГУ, его ректор прот. Владимир Воробьев, брат того самого прот. Александра Салтыкова , заявил «на чистом глазу», что «Церковь может гордиться сотрудничеством с органами государственной безопасности РФ», подчеркнув, что «если раньше сотрудничества с КГБ можно было стыдиться, то сегодня это может быть и заслугой Церкви»:-)

«Все, взявшие меч, мечом погибнут»: воззвание патриарха Тихона к СНК

В этот день 100 лет назад – 7 ноября 1918 года – в первую годовщину Октябрьской революции патриарх Тихон обратился с воззванием к Совету народных комиссаров. Отношение патриарха к ней и к большевикам уже сформировалось и не единожды было высказано; патриарх уже предал анафеме советскую власть в январе 18 года. Но спустя год патриарх уже мог опираться в своем мнении на плоды, на результаты революционных свершений. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести FM».

Эпиграфом обращения стали слова из Евангелия от Матфея «Все, взявшие меч, мечом погибнут». Далее по тексту обращения: «Целый год вы держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы. Вы обещали народу, изнуренному кровопролитной войной, дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоевана, умалена, расчленена, и в плату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. «

Прервем цитату. Денежные компенсации, выплачиваемые советской Россией кайзеровской Германии как условие Брестского мира, это отнюдь не умозрительное заключение патриарха. Наряду с эшелонами с продовольствием, большевики успели отправить в Берлин и вагоны с золотым запасом на сумму в десятки миллионов рублей. Надо ли говорить, что это обращение патриарха – не просто призыв стороннего для светской власти и жизни церковного деятеля, который может апеллировать только к нравственной стороне дела? Тихон выступает с вполне очевидных политических позиций, отстаивающих единство нации, единство российского социума.

Впрочем, духовная сторона дела тоже присутствует в этом обращении. Цитирую: «Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть и заглушили в нем сознание греха, но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния – убийства, насилие, грабеж, они всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями».

И далее патриарх вновь обращается к реалиям политической жизни: «Вы обещали свободу. Великое благо – свобода, если она правильно понимается как свобода от зла, как не стесняющая других и не преходящая в произвол и своеволие. Но все проявления истинной гражданской и духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, переехать из города в город, когда семьи выселяются из домов, когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и разграбление? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили мученической смертью многие смелые церковные проповедники, голос общественного и государственного обсуждения заглушен, печать задушена».

Авторитет и влияние патриарха Тихона в тот момент были настолько сильны, что советская власть не решалась подвергнуть его уголовному преследованию. Это произойдет в марте 1922 года, когда Политбюро примет курс на разгром церковных организаций в стране и арест иерархов православного духовенства.

Новороссийская катастрофа: конец карьеры Деникина

В этот день 100 лет назад – 27 марта 1920 года – части Красной армии ворвались в Новороссийск. Это был апогей наступления красных на Кубани. На протяжении двух недель остатки деникинской армии держали оборону в 40-50 километрах от города-порта. Казаки, воевавшие за белых, пытались прорваться в Крым через Таманский полуостров, но не смогли. В результате последние надежды на спасение оказались связанными с портом, с эвакуацией морем

«Новороссийская катастрофа» подвела черту под карьерой Деникина

В этот день 100 лет назад – 27 марта 1920 года – части Красной армии ворвались в Новороссийск. Это был апогей наступления красных на Кубани. На протяжении двух недель остатки деникинской армии держали оборону в 40 – 50 километрах от города-порта. Казаки, воевавшие за белых, пытались прорваться в Крым через Таманский полуостров, но не смогли. В результате последние надежды на спасение оказались связаны с портом, с эвакуацией морем.

«Дело Великого Северного пути»: как валютные спекулянты отделались лёгким испугом

100 лет назад – в середине марта 1920 года – в Петроградском Революционном Трибунале слушалось необычное дело, «Дело Великого Северного пути». Подсудимый, гражданин Воблый, обвинялся в грандиозной мошеннической авантюре. Речь – о концессии с участием иностранного капитала на строительство железной дороги на северо-западе России от станции Обь до Котласа, с одновременной разработкой лесов в полосе строительства.

Читать еще:  Стали известны имена лауреатов Патриаршей литературной премии

Торжество революционного подхода к правосудию

В этот день 100 лет назад – 18 марта 1920 года – советский парламент, ВЦИК, принял Декрет о «революционных трибуналах». Документ обобщал все принятые к тому времени акты, устанавливающие правила работы этих чрезвычайных судебных инстанций. Обращают на себя внимание детали процесса, окончательно устанавливавшие особый революционный характер трибунала.

Установление советской власти в Заполярье

В этот день 100 лет назад – 13 марта 1920 года – в Мурманск вошли части Красной армии: завершилось установление советской власти в Заполярье. Во многом сопротивление белых в этом районе определялось помощью со стороны стран Антанты. Их войска начали прибывать в мурманский и архангельский порты еще в марте 1918 года, сразу после подписания большевиками Брестского мира с немцами.

«Дороги залиты кровью бандитов»: восстания башкир в «глубоком тылу» красных

В этот день 100 лет назад – 6 марта 1920 года – из Уфимской губернии, которая тогда уже была глубоким тылом Красной армии с точки зрения боевых действий против белых, в центр поступило тревожная телеграмма: «Оперативная. Вне всякой очереди. Предреввоенсовета Троцкому по месту нахождения». Сам по себе заголовок или адрес указывают на чрезвычайность обстоятельств. Кроме того, обращает на себя внимание и сам адресат — председатель Реввоенсовета Троцкий. В его ведении – дела армейские, военные.

Послание Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров. 1918 г.

«Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52)

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?

Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7, 9 — 10). Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций».

От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.

Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что «больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13). Отечество вы подменили бездушным интернационалом, хотя сами отлично знаете, что, когда дело касается защиты отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями.

Отказавшись защищать Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска.

Против кого вы их ведете?

Вы разделили весь народ на враждующие между собой страны и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции.

Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда. Казнят не только тех, которые перед вами в чем-либо провинились, но и тех, которые даже перед вами заведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве «заложников», этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные лицами не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждению. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невиновных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной «контрреволюционности». Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения — напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения.

Не есть ли все это верх бесцельной жестокости со стороны тех, которые выдают себя благодетелями человечества и будто бы сами когда-то много потерпели от жестоких властей.

Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью: прикрываясь различными названиями — контрибуций, реквизиций и национализации, вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем «буржуев» грабили людей состоятельных, потом под именем «кулаков» стали уже грабить более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая, таким образом, нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.

Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния — убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к Небу об отмщении грехами и преступлениями.

Вы обещали свободу.

Великое благо — свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, безнаказанности убийств, грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, когда семьи, а иногда население целых домов выселяются, а имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и разграбление?

Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение, без опасения попасть под обвинения в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники; голос общественного и государственного осуждения и обличения заглушён; печать, кроме узко большевистской, задушена совершенно.

Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископов рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей и не задумались нарушить их посмертную волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей, без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль — это священное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины — приход, уничтожаете братство и другие церковно-благотворительные просветительные учреждения, разгоняете церковно-епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви. Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необходимой для православного воспитания духовной пищи.

«И что еще скажу? Не достанет мне времени» (Евр. 11, 32), чтобы изобразить все те беды, какие постигли Родину нашу. Не буду говорить о распаде некогда великой и могучей России, о полном расстройстве путей сообщения, о небывалой продовольственной разрухе, о голоде и холоде, которые грозят смертью в городах, об отсутствии нужного для хозяйства в деревнях. Все это у всех на глазах. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя. Сбываются слова пророка — «Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их» (Ис. 59, 7).

Мы знаем, что Наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения нас в противлении власти, но чем выше будет подниматься «столп злобы» вашей, тем вернейшим будет оно свидетельством справедливости наших обличений.

Читать еще:  Патриарх Кирилл попросил Госдуму ограничить деятельность микрофинансовых организаций

Не Наше дело судить о земной власти, всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась «Божиим слугой» на благо подчиненных и была страшная «не для добрых дел, а для злых» (Рим. 13, 34). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем мы Наше слово увещения: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26, 52).

Тихон Патриарх Московский и всея России 13 (26) октября 1918 года

Томские епархиальные ведомости.-1919. № 13-14; Вестник РСХА- 1968. N 89-90.

Читать онлайн «Русская революция. Россия под большевиками. 1918-1924» автора Пайпс Ричард — RuLit — Страница 123

Тихон отошел от позиции невмешательства в политические дела в марте 1918 г., после ратификации Брестского мирного договора, воспринятого им крайне неодобрительно. «Святая Православная Церковь, — писал он, — искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения» 30 . Это было откровенно дерзкое выступление по чисто политическому мотиву.

После объявления большевиками в сентябре 1918 г. Красного террора патриарх повел себя еще решительней. 26 октября, в первую годовщину октябрьского переворота, он выступил с обращением к Совнаркому, осуждающим коммунистический режим за то, что он не дал стране ничего, кроме унизительного мира и братоубийственной войны, пролил потоки невинной крови, побудил к грабежам и лишил народ свободы. «Не наше дело судить о земной власти, — признавал патриарх, увещевая правительство, — отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лук. XI, 51), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. XXVI, 52)» 31 .

Это был самый дерзкий вызов, когда либо брошенный новой власти лицом такого ранга, сравнимый с поступком митрополита Московского Филиппа, когда он пытался усовестить погрязшего во грехе Ивана Грозного и поплатился за это своей жизнью. Нам неведомо, что двигало патриархом, когда он позволил себе выступить открыто: хотел ли он поднять народ на борьбу против власти или просто исполнить свой нравственный долг. Некоторые историки, склоняясь к первому и отмечая пассивность к призывам патриарха, делали вывод о том, что послание не достигло цели 32 . Такие умозаключения не принимают в соображение не только обстановку необузданного террора, развязанного ЧК, но и тот факт, что сам Тихон в следующем послании (21 июля 1919) призывал христиан воздержаться от мести за мучения, которые им приходится претерпевать от рук властей 33 .

В ответ правительство заключило патриарха Тихона под домашний арест. Спустя три месяца, в начале октября, в советской прессе был обнародован удивительный документ — послание патриарха Тихона, в котором он наставлял духовенство держаться в стороне от политики, ибо не дело церкви разжигать братоубийственную войну. В опубликованной версии патриарх призывал всех христиан повиноваться властям: «Не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрительность Советской власти, подчиняйтесь и ее велениям» 34 . Эти слова были с глубокой горечью встречены в Добровольческой армии, в тот момент двигавшейся на Москву 35 . В действительности текст послания был существенно подправлен. Открытие советских архивов дало возможность убедиться, что Тихон определял свой призыв к послушанию властям с оговоркой — «поскольку они не противоречат вере и благочестию» 36 . А так как в глазах церкви любые деяния большевиков подрывали устои христианства, послание в его истинном виде приобретает совсем иной смысл.

Одновременно с подрывом экономического и юридического положения церкви власти повели наступление против самой веры. Атеистическая пропаганда, соединявшая в себе карнавальные черты со святотатством, прибегала ко всевозможным средствам воздействия: к печатному слову, карикатуре, театрализованным представлениям и пародийным религиозным церемониям.

1 марта 1919 г. в Москве развернулась кампания, направленная на развенчание культа мощей святых 37 . По православному представлению, мощи святых не подвержены тлению. В русских монастырях и храмах были выставлены богато украшенные раки, содержащие мощи святых, они становились местами паломничества, привлекавшими большое число верующих. При вскрытии рак, по распоряжению властей, в них обнаруживались либо скелеты, либо муляжи. Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского, самого почитаемого русского святого, в Свято-Сергиевой Троицкой лавре произвело большую сенсацию. Результаты вскрытий подорвали престиж церкви в глазах наиболее образованной части верующих. На простых людей это, похоже, произвело обратное действие, укрепив их веру и породив множество рассказов об удивительнейших чудесах 38 . («Барышня, — объяснял один старый крестьянин американке, — наши святые ушли на небо и оставили вместо своих мощей тряпки и солому, когда узнали, что безбожники собираются осквернить их могилы. Это было великое чудо» 39 .)

К моменту, когда советское правительство предприняло резкую смену экономической политики (весна 1921), православная церковь уже утратила свои владения и привилегии. И все же она сохранила уникальный статус, оставаясь единственным институтом в Советской России (помимо крошечной в сравнении с ней Академии наук), свободным от партийного контроля. Строго говоря, с точки зрения властей, «церковь» как таковая не существовала — государство признавало отдельные религиозные общины, но не единую церковную иерархию. Всякое собрание духовенства, какова бы ни была его цель, уже само по себе было рискованно. В 1922 г. по поводу одного такого собрания «Известия» писали: «Самый факт этого собрания, помимо всех прочих данных, выплывших на процессе, свидетельствует о существовании особой «церковной» иерархии, являющейся чем-то вроде самостоятельного государства внутри Советской Республики» 40 . Однако по сути, если в этой статье и можно усмотреть «свидетельство» чего бы то ни было, то скорее всего, что право на любую организованную деятельность имело лишь государство.

Как мы покажем в следующей главе, по мысли Ленина, ослабление государственного надзора над экономикой в условиях перехода к нэпу в 1921 г. требовало усиления контроля в других сферах жизни государства. Именно в этом контексте следует рассматривать наступление на православную церковь, предпринятое в марте 1922 г.

Церковь к тому времени уже нашла способы сосуществования с новым режимом и не представляла для него угрозы 41 . Но Ленин был непревзойденный мастер провоцировать конфликты и, решившись воевать с церковью и сравнять с землей все, что осталось от ее прежней структуры, без труда нашел подходящий casus belli. Ленин издавна оттачивал искусство разжигания гражданских конфликтов. И в данном случае он вновь прибег к тактике двойного удара: изнутри — используя внутренние разногласия в стане противника, и извне — представляя фальшивые свидетельства его «контрреволюционной» деятельности. Антицерковная кампания 1922 г. должна была раз и навсегда покончить с последними проявлениями независимости религиозных институтов, другими словами — развернуть «Октябрь» в церкви, последнем осколке старого режима. И дабы преодолеть вероятное сопротивление, пятый отдел Наркомюста, ответственный за проведение этой кампании, объединил свои усилия с ЧК 42 .

В 1921 г. Советскую Россию поразил голод. Согласно официальным данным к марту 1922 г. более 30 млн человек страдало или умирало от голода. В стремлении помочь страждущим возникало множество частных инициатив. В июле группа гражданских лиц, специалистов по сельскому хозяйству, медиков, писателей, с разрешения правительства создали комитет, известный под именем «Помгол», с целью привлечь иностранную помощь, которую самому государству принимать было неловко. Патриарх Тихон согласился предоставить на нужды голодающих «неосвященную» церковную утварь, обычно изготовленную из драгоценных или полудрагоценных металлов. «Освященная» утварь не была включена, ибо ее использование в мирских целях воспринимается как святотатство 43 . Ленин быстро расправился с подобной частной инициативой, распустив комитет и арестовав его членов 44 . На предложение Тихона он тоже не откликнулся, ибо имел иные виды на церковные ценности. Ленина, который еще 22-летним юношей высказался против оказания помощи крестьянам Поволжья во время голода 1892 г. 45 , едва ли заботила судьба крестьян. Однако он изобразил крайнюю обеспокоенность с тем, чтобы поставить церковь во вдвойне сложное положение: с одной стороны, продемонстрировать ее противоречащую христианской морали алчность, с другой — приказав ей сделать то, чего она заведомо сделать не сможет, а именно распродать освященную церковную утварь в пользу голодающих, получить повод обвинить ее в непокорности государству.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector