0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патриарх Кирилл: Новомученики – это герои, без которых не может существовать нация

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Московская Патриархия окажет материальную помощь столичным клирикам

Святейший Патриарх Кирилл возглавил онлайн-совещание Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, викариев Московской епархии, представителей синодальных учреждений и подразделений Московской Патриархии

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

Президент России поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в день памяти святителя Николая Чудотворца

Архив

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской после Литургии в Храме Христа Спасителя

5 февраля 2017 года, в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья, матушки игумении, сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем. Это особенный день — сегодня первое воскресенье, с которого мы начинаем подготовку к Великому посту. И так совпало, что именно в это воскресенье Церковь наша прославляет мучеников и исповедников Церкви Русской XX века.

Гонения на Церковь совершались на протяжении всей истории — с самых первых дней существования христианской общины в Иерусалиме. Тех, кто исповедовал Христа Господом и Спасителем, побивали камнями, отлучали из общения, преследовали даже до конца земли. Только вдумайтесь в тот факт, что все апостолы, кроме евангелиста Иоанна Богослова, были умерщвлены, став жертвами гонений за Господа и Спасителя! Почему же последователей Христа уничтожали? А потому что многим казалось, что появление христианства угрожает их собственным религиозным целям и задачам. Так думали иудеи, так думали язычники, а вскоре и Римское государство поставило вопрос: а не угрожает ли христианство целостности, благополучию и сплоченности великой империи? И покуда некоторые из императоров полагали, что непременно угрожает, продолжались — вплоть до начала IV века — страшные гонения. Почти каждый день мы вспоминаем имена мучеников и исповедников эпохи тех самых страшных римских гонений, что обрушились на Церковь и на христиан якобы ради защиты государственных интересов.

Но, наверное, только в новое время возникла новая мотивация для гонений. Движимые своими философскими убеждениями, а лучше сказать, фантазиями, те, кто пришел ко власти, почувствовали в христианстве идеологическую опасность, потому что проповедь Христа возвышала человека над сиюминутной борьбой, выводила из контекста человеческих страстей, а значит, мешала управлять человеческим сознанием во имя достижения совершенно конкретных идеологических целей. Но ведь никто никогда не формулировал подлинные причины этих гонений так, как мы с вами сейчас можем сформулировать. А объяснялось это просто: христианская вера мешает прогрессу, мешает развитию образования и науки, а значит, мешает человеческому счастью. Так вот, для того чтобы люди были счастливы, христиан нужно убивать, их храмы закрывать, а государство строить на основах, не имеющих никакого отношения к христианской нравственности. Эти пагубные диавольские намерения были импортированы в сознание нашей элиты и даже части нашего народа, и гонение против Церкви Русской было развязано именно для того, чтобы приблизить — вдумаемся! — «светлое будущее». Ведь христиане мешали этому «светлому будущему», хотя никто из них не выступал против установившегося политического строя, — они только исповедовали честно веру. Когда от них требовали: «Отрекись», они говорили: «Нет, не могу. Моя верность Христу превыше верности чему бы то ни было, и я готов за Христа умереть». Сотни тысяч людей — наверное, больше, чем в Римской империи, — были погублены. Это наш народ, самые лучшие его представители, которые якобы мешали построить светлое будущее. И, пройдя через испытания и страдания XX века, скорби великой войны и огромные жертвы как страшное наказание за всё это беснование, народ наш стал постепенно выходить из плена.

Сегодня мы имеем возможность говорить обо всем этом открыто, никого не боясь, ставить очень важные вопросы. И может быть, самый важный вопрос: а есть что-то в этом мире, особенно связанное с благополучием и процветанием человека, ради чего надо стоило бы убивать другого? Ведь и сегодня мы наблюдаем безумные действия тех, кто уничтожает своих конкурентов, — это тот же способ расчистить себе дорогу в «светлое будущее», стать более знатным, богатым, иметь больше власти. Опыт христианской истории учит нас: нельзя идти таким путем. Более того, это путь в никуда. Но разве могли римские императоры — Нерон, великий Траян, Диоклетиан — поверить, что вся организация этой могущественной империи — юриспруденция, армия, дисциплина, денежная система, транспортная инфраструктура, обеспечивавшие господство над всем Средиземноморьем, — будет неспособна уничтожить христианскую веру? Все они страшно ошиблись. Они ушли из истории как гонители, как люди жестокие, а вера христианская существует. Наверное, точно так же гонители в Западной Европе в новое время уничтожали храмы и монастыри, полагая, что политическая культура и политическая философия, исключающие Бога и призывающие к борьбе с религией, позволят построить благополучное общество и исторгнуть веру христианскую. Не получилось!

Но, наверное, самый поразительный пример полного краха гонений — это наша Церковь и наша страна. Почему же так? Сегодня за Литургией читался отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, в которой он говорит, что уверен — уверен в том, что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не могут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39). Вот этого не знали гонители. Они не знали, что в этих людях — слабых, поверженных силой государственного принуждения, — пребывает сила Божия. Не отказываясь от Христа, не предавая своих интересов, эти люди защищали Христа, а Он защитил их, и они все — в Его Царстве. Но Он защитил их не только в плане их личного спасения, но по отношению к делу, которому они служили. И сегодня в центре Москвы, в этом восставленном из праха кафедральном соборе Христа Спасителя, который сам по себе является символом возрождения веры Святой Руси, с великим благодарением Богу мы возносим молитвы о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, подвиг которых укрепил в вере наш народ. Мы знаем, что эти новомученики и исповедники сегодня молятся о стране нашей, о Церкви нашей, и не является ли тот подъем, духовный и материальный, который, несмотря на трудности, мы все сегодня видим, ответом Божиим на тот подвиг жертвенный и на ту молитву, которую возносят к Его престолу наши святые новомученики и исповедники, предшественники наши по пребыванию в ограде Святой Русской Православной Церкви?

Читать еще:  Патриарх Кирилл помолился об упокоении Караченцова

Мы вступили в год воспоминания о событиях столетней давности, и дай Бог, чтобы эти воспоминания и размышления о трагедии нашего народа помогли нам навсегда избавиться от искушений и соблазнов, которые толкают людей на самые страшные деяния — якобы во имя возможного благополучия. Да не будет так! С праздником всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Елицы

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Патриарх Кирилл: Новомученики – это герои, без которых не может существовать нация

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил второе заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Открывая заседание, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со вступительным словом, сообщает Патриахия.ru.

– Мне хотелось бы сказать несколько слов о значении подвига новомучеников. Мы уже много об этом говорим, но полагаю, что говорить надо так, чтобы было слышно всем — не только членам Церкви, не только нашим прихожанам, но и людям светским.

Потому что новомученики — это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация. Сегодня очень часто появляются псевдогерои, — не действительно народные герои, а те, чья популярность обусловлена не более чем модой, — и когда многие, в том числе молодежь, на них ориентируются, это приносит только вред. Но подлинный герой всегда несет в себе высокий нравственный заряд, нравственную силу. Несомненно, именно такова роль героев, которые полагают жизнь свою за Родину, за Церковь, — и новомученики являются такими героями…

В наше время, когда людям трудно оторваться от своей повседневности, поставить под сомнение привычный комфорт, особенно важно во весь голос говорить о наших отцах, братьях, сестрах, которые погибли, но остались верны Господу. Об этом подвиге должны знать все, — это наша задача, это наш венок на их могилу… На Архиерейском Соборе 2013 года были отмечены недостатки в работе, направленной на приобщение нашего народа к подвигу мучеников минувшего века, на разъяснение значения подвига новомучеников и исповедников в истории Отечества, в истории Церкви. Тогда стало ясно, что эта недоработка связана прежде всего с отсутствием координации, с наличием в наших митрополиях и епархиях очень разных подходов к вопросу сохранения памяти новомучеников…

На Соборе была высказана мысль, которую я сегодня хотел бы повторить: сейчас не так важно стремиться к тому, чтобы канонизировать как можно больше новомучеников, увеличивая число прославленных угодников Божиих, — хотя и это нужно делать всякий раз, когда есть достаточные основания. Главное, чтобы память о новомучениках была жива в нашем народе, в нашей Церкви. Литургическое памятование их подвига должно быть ярким, красивым, оно должно объединять людей. И в нашем искусстве, в нашей церковной музыке должен быть прославлен бессмертный подвиг наших героев — святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Руководство Московской патриархии обсудило планы увековечения памяти Новомучеников Русских на заседании в ХХС

Второе заседание Церковно-общественного совета при Патриархе РПЦ МП по увековечению памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской состоялось 17 ноября в Красном зале московского храма Христа Спасителя (ХХС) под председательством Патриарха Кирилла (Гундяева), сообщает его пресс-служба. Традиционное (введенное в оборот РПЦЗ) именование Новомучеников Российскими изменено с учетом специфики восприятия этого термина в Украине и ряде других стран «канонического пространства» РПЦ МП.

Церковно-общественный совет был образован решением Синода РПЦ МП 25 декабря 2012 года.

В заседании приняли участие: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — председатель совета; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Митрополичьего округа РПЦ МП в Казахстане; епископ Егорьевский Тихон, секретарь Патриаршего совета РПЦ МП по культуре; игумен Дамаскин (Орловский) — ответственный секретарь совета; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии РПЦ МП по вопросам семьи, защиты материнства и детства; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата; протоиерей Владислав Цыпин, председатель Историко-правовой комиссии РПЦ МП, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии; игумен Митрофан (Шкурин), заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата; протоиерей Павел Великанов, преподаватель Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.ru»; протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне; игумен Нектарий (Блинов), наместник Свято-Троице-Георгиевского монастыря г. Чирчик (Узбекистан); священник Александр Мазырин, заместитель руководителя Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; В.Р. Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата; С.Л. Кравец, руководитель Церковно-научного центра РПЦ МП «Православная энциклопедия»; И.В. Гарькавый, директор мемориального научно-просветительского центра «Бутово»; Б.И. Костенко, генеральный продюсер телеканала «Спас».

Открывая заседание, Патриарх Кирилл связал почитание Новомучеников с «национальной идеей» РФ — «потому что Новомученики — это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация». «На Архиерейском Соборе 2013 года, — продолжил Кирилл, — были отмечены недостатки в работе, направленной на приобщение нашего народа к подвигу мучеников минувшего века, на разъяснение значения подвига новомучеников и исповедников в истории Отечества, в истории Церкви. Тогда стало ясно, что эта недоработка связана прежде всего с отсутствием координации, с наличием в наших митрополиях и епархиях очень разных подходов к вопросу сохранения памяти новомучеников». Выступавший призвал не столько стремиться к канонизации новых мучеников, сколько увеличивать почитание уже прославленных, распространять знания о них.

Читать еще:  Возле храма в Останкине откроют памятник святой княгине Ольге

Митрополит Ювеналий представил доклад о деятельности совета.

Участники заседания обсудили проблему включения в учебники отечественной истории и учебные пособия для школ тем, касающихся богоборчества, периода гонений XX века и подвига Новомучеников. Были внесены предложения по установке мемориальных досок на храмах, где несли свое служение Новомученики.

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) сообщил о планах создания постоянной экспозиции на ВДНХ в Москве, а также Музея Новомучеников. Также был обсужден вопрос церковного поминовения невинно убиенных в день памяти жертв политических репрессий 30 октября.

Храм св. Троицы в Серебряниках.

Среда, 27.05.2020, 08:03

«Приноси жертвы безбожию и поклоняйся Богу»

Протоиерей Петр Мангилев

– Мы говорим: «подвиг новомучеников» – но в чем именно он состоит? Ведь большинство новомучеников пострадали как чуждые советской власти элементы, по надуманным обвинениям в заговорах, шпионаже, терроризме.

– «Вера без дел мертва», – сказал апостол Иаков. Вера, с одной стороны, это исповедание словами своей веры, с другой – выстраивание своей жизни сообразно вере, деятельное исповедание. Часто оно встречало не меньшее противодействие со стороны новой власти, чем словесное исповедание.

Более того, на первых этапах власть часто была более толерантна к тем, кто на словах исповедовал веру, а на деле шел на те или иные соглашения с властью (например, обновленческий раскол может быть отмечен наибольшим сервилизмом по отношению к государственной власти).

Поэтому формально люди страдали за контрреволюционную деятельность, потому что они были не согласны с той жизненной установкой, которую диктовала советская власть.

Как можно заставить человека отречься от веры? Если мы вспомним гонения первых трех веков, то римская власть, преследуя христиан, в какие-то моменты была готова согласиться с тем, что те поклоняются Христу, но только если наряду с этим они будут поклоняться и языческим богам.

Это вполне вписывалось в языческое мировосприятие: мир богов густо населен, поэтому такое вполне возможно: приноси жертвы и богам, и Христу, и живи спокойно.

И новый период предлагал нечто подобное: приноси жертвы безбожию и поклоняйся Богу одновременно, фактом своей жизни. Здесь инаковое поведение по отношению к тому, что диктовалось, было таким же исповеданием.

Поэтому мы и говорим о мучениках: вера предполагает не только согласие с доктриной, но и исполнение делом. «И бесы веруют и трепещут» – веруют, но противятся.

– В советское время в застенках людей принуждали подписать ложные обвинения. Когда человека призывали оговорить себя, то вроде бы ничего противного вере здесь нет, может быть, даже некое смирение в этом есть – согласиться с наговором на себя?

– Как смирение это толковать нельзя: смиряться можно с тем положением, в котором ты находишься, но не с той клеветой, которую на тебя возлагают. Иногда очень решительный человек на деле является смиренным: классический пример смирения – святитель Филипп Московский, который обличал Иоанна Грозного в тех преступлениях и беззакониях, которые тот совершал.

Он был смиренным, потому что, как святитель, он должен был это делать: он полностью принял свой крест, полностью соответствовал своим обязанностям. Если мы молчим и не исполняем своих обязанностей, и говорим, что мы смиренные, то это не так. Мы смиренны тогда, когда исполняем порученное.

С условной натяжкой можно еще сказать в данном примере о кротости, но не о смирении.

Заповедь о лжесвидетельстве относится не только к другим, но и к себе. Дьявол – отец лжи, и любая ложь, которая произносится на брата или на себя – все равно ложь. Поэтому несогласие с возводимыми обвинениями – это тоже исповедание веры.

– Некоторые люди на допросах говорили, что не имеют ничего против советской власти, только не согласны с гонениями на Церковь, а другие выражали свое неприятие этой власти, называли себя монархистами…

– Это все политические предпочтения, которые зависят от нашего воспитания, культуры, многих других вещей. Дело здесь не в том, насколько люди выказывают политические предпочтения, а насколько они являются христианами.

В последних документах, которые сейчас издаются в Русской Православной Церкви, говорится, что священник не должен делить своих прихожан по политической принадлежности, должен видеть в каждом человеке образ Божий: Господь каждого любит, каждому желает спасения.

Человек может быть добрым христианином, но не понимать политической ситуации в деталях. Но ложь он должен называть ложью.

Не могу осуждать раскольников

– Как вы относитесь к тем, кто пострадал за веру, вел себя на следствии с достоинством, но принадлежал к катакомбной церкви, к «непоминающим»?

– Это сложный вопрос. И патриархийная комиссия по канонизации сейчас отошла от принципа канонизации только тех, кто находился в юрисдикции Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

И митрополит Агафангел Ярославский, и митрополит Кирилл Казанский причислены к лику святых, хотя были не согласны, находились в оппозиции к митрополиту Сергию, видя иные пути развития Церкви. Сейчас трудно говорить, но Господь на небесах разберется. Мы должны понимать, что вера и искренность человека должны быть оценены перед Господом.

Нельзя говорить о расколах в целом: нужно всегда говорить о конкретных людях – по каким причинам оказался человек в расколе, человеческая ли гордость уводит, жизненные ли обстоятельства так сложились.

– Ваше отношение к Декларации митрополита Сергия: она помогла сохранению Церкви или только усилила раскол, гонения? Это подвиг Местоблюстителя или его ошибка?

– Сложно сказать… Я скорее склонен оправдать митрополита Сергия. Иногда для человека проще умереть, чем жить.

Митрополит Сергий видел пользу для Церкви в этом, пытался делать что-то в этом отношении. В Декларации он пытался строить фразы так, чтобы уйти от прямого поклона советской власти. Нам сейчас легко осудить, потому что мы не находимся в таких обстоятельствах.

Я пытаюсь понять и Патриаршего Местоблюстителя, и тех, кто критиковал его действия. Мы можем негативно отзываться о моментах сотрудничества с советской властью, но не можем не видеть и другого: даже в таких условиях Церковь существовала, Евангелие звучало.

Моя религиозность в детстве формировалась в условиях существования Церкви в советское время, и многое для меня было благом, поэтому я не могу осуждать.

Праздновать или каяться?

– Есть две точки зрения: первая – день памяти новомучеников нужно сделать государственным праздником, вторая – в этот день надо не праздновать, а каяться, потому что мы, в основном, потомки тех, кто гнал Церковь. Какая позиция вам ближе?

Читать еще:  На западе Украины верующие за год возвели новый храм вместо захваченного

– Нечто среднее. Я бы испугался, если бы сейчас этот день сделали государственным праздником, это привело бы, возможно, к выхолащиванию смыслов, начались бы подмены.

Но, с другой стороны, даже если это день покаяния, это все равно для Церкви – праздник, торжество Церкви. Мы знаем покаянное богослужение Великого поста, когда отменяются все праздничные песнопения, но здесь – торжествующие, праздничные песнопения.

И это день размышления о судьбах Церкви. Конечно, мы должны понимать правду о своих предках. Были не только те, кто гнал или молча соглашался, но и те, кто молча не соглашался.

– Каким образом можно сформировать правильное отношение к этому периоду истории?

– Нужно изучение истории, открытие документов, архивов.

И подобные формы покаяния могут быть. Нужно осознать, что предки совершили худое деяние, и отделить себя от этого деяния. Покаяние – это возможность дальше жить. Пока для человека внутренне не разрешен вопрос отношения и изменения жизни, ему будет трудно дальше жить.

Я читал историю, когда человек узнал, что его дед был палачом, но при этом он вспоминает, как любил дедушку – это травма для человека. И чтобы дальше жить с этим, человек стремится или оправдывать бывшее, или он должен называть вещи своими именами.

И верующий человек начнет молиться о своих предках как-то иначе, потому что они все равно останутся для него дорогими людьми, поступившими плохо.

А если человек будет пытаться оправдывать дурные поступки предков, то это плохо скажется на его собственной дальнейшей жизни: неспокойная совесть, испорченные, лживые отношения со старшим и младшим поколением…

– Есть мнение, что не нужно открывать имена палачей: это может или травмировать потомков, или вызвать к ним агрессию…

– Простой пример: приобрели вы квартиру. В ней всюду щели, но заклеены красивыми обоями. И вы боитесь отрывать эти обои, потому что боитесь увидеть те щели, тот большой объем работы по ликвидации недостатков в квартире, который вам предстоит. Можно заклеивать эти обои новыми обоями, но тепла они не обеспечат, будут постоянно создавать угрозу вашей жизни, это будет беспокойная, некомфортная жизнь.

Или когда мы боимся идти к врачу, чтобы узнать диагноз, а болезнь продолжает нас убивать. Так что все это опасно.

Священник заступался за большевиков

– Что дает нам опыт новомучеников?

– Основания жить, несмотря на все неустройства. Понимание того, что Господь есть, и Он не оставляет человека даже в самые трудные моменты – важно, чтобы человек поступал в соответствии со своей верой. Сейчас это требуется не меньше, чем тогда. Нужно помнить об опыте их конечной правоты, твердого стояния в вере, христианского отношения к врагам.

Уже готов к выпуску первый номер «Вестника Екатеринбургской духовной семинарии» за этот год – там публикуется последняя часть романа протоиерея Николая Буткина – автобиографический роман, он там себя выводит под другим именем.

Он служил в Шадринске, действие романа касается 1917-1918 годов. Советская власть преследовала его перед тем, как чехи вошли в Шадринск, и начались расправы над семьями большевиков. И этот священник заступался за этих людей, ходил к новому начальству, просил не обходиться жестоко с женами и детьми, потому что они не ответственны за действия своих мужей и отцов. Ему указывали, что он сам пострадал от большевиков, но он отвечал, что это его право и обязанность – ходатайствовать за людей.

Сам автор, протоиерей Николай, был расстрелян в 1937 году. Текст романа сохранился в следственном деле, в архиве, в Челябинске, до нас дошла лишь его часть.

Много было таких людей, как этот священник.

Нет почитания – нет чудес

– Как влияет на почитание новомучеников рост ностальгии по советскому времени?

– Да, мы сейчас видим процесс идеализации советского периода, а идеализация предполагает замалчивание страданий Церкви – они становятся неудобными даже для людей, которые называют себя православными. Могу предположить, что эта взаимосвязь есть, но для точного утверждения нужно проводить научное исследование, опросы.

– А отсутствие массовых чудес и исцелений? Может, поэтому мало почитают?

– Наличие чудес зависит от почитания, нет активного почитания – нет и чудес.

– Как вы относитесь к таким формам почитания, как, например, автопробег к местам расстрелов?

– Я человек консервативный, в таких формах почитания не участвую, но считаю, что дело, сделанное с благоговением и чуткостью, даже в нестандартных формах, может принести добрые плоды, а дело, сделанное формально, без души, хотя и в традиционных формах, может отвратить людей.

Рассказ о пострадавших на смертном одре

– Почему почитание новомучеников и исповедников в широких церковных кругах в основном ограничено царской семьей, княгиней Елисаветой, Патриархом Тихоном? Почему практически не почитаются миряне, не освящаются храмы в их память?

– Для почитания нужна известность. Нужно говорить о подвиге этого человека, нужна преемственность почитания. Для многих пострадавших эта преемственность почитания по разным естественным причинам прервалась.

Я служил на приходе, и у меня были прихожане, которые помнили церковную жизнь 20-30-х годов – помнили тех арестованных священнослужителей, поминали их молитвенно, завещали их поминать. Но для многих других эта память прервалась – слишком много времени прошло.

А царская семья, княгиня Елисавета, святитель Тихон в силу своего положения в стране, на вершине государственной или церковной иерархии, в определенном смысле как бы объединяют в себе подвиг – в них мы почитаем всех новомучеников.

На местах почитание может быть более живым: там, где прилагаются к этому усилия, в рамках того или иного прихода.

О подвиге мирян меньше известно. Это проблема сохранения памяти: страдания того или иного человека – это память его родственников или близких знакомых. Старшее поколение привыкло скрывать информацию о пострадавших родственниках, это поколение уходит, а младшее просто не знает. Я знаю случаи, когда люди из страха только на смертном одре рассказывали о своих пострадавших близких.

– Почему, несмотря на такое количество прославленных новомучеников, так и не сложилось их почитание?

– Нужно заниматься просветительской работой: рассказывать о пострадавших за веру в советское время и на лекциях в семинарии, и в СМИ.

Но начинать надо с приходской работы: если на данной территории известны имена служивших, живших здесь новомучеников, то задача настоятеля в том, чтобы на приходе были известны факты их жизни, их подвиги.

Нужно проводить мысль: мы здесь живем молитвенной поддержкой этих конкретных новомучеников. И вот когда для прихожан почитание новомучеников, исповедников веры будет не просто общим, а связанным с конкретными именами, тогда будет иное наполнение.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector