1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Священник Александр Сатомский: Это время рождает в каждом жажду по Богу

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Христос и Самарянка: утоление духовной жажды

Проповедь протоиерея Андрей Николаиди.

Вновь и вновь слышим мы эти удивительные ликующие слова, наполняющие весь мир блистающей радостью Светлого Христова Воскресения. Эта радость освещает все уголки нашей земной жизни, наполняет небесным светом счастливые минуты, укрепляет среди невзгод, помогает перенести скорби, утешает в несчастьях, делает непоколебимой надежду. Это радость победы над смертью, радость восстановления природы, радость встречи с Творцом, сошедшим с высоты Своего небесного престола для того, чтобы взыскать, найти свое творение, потерявшееся в пустыне греха, радость причастия вечной жизни. И не случайно именно в эти дни в храмах читается отрывок из Евангелия, в котором святой апостол и евангелист Иоанн Богослов рассказывает нам об одной встрече, произошедшей близ колодца Иакова.

Совершая дело нашего спасения и возвещая всем людям вечное Евангелие Правды, Господь наш Иисус Христос проходил мимо самарийского города, находившегося между Галилеей и Иерусалимом. Утомленный дорогой и палящим южным солнцем, Он присел отдохнуть в тени у колодца в то время, когда ученики поспешили в город, чтобы приобрести немного еды. Этот колодец стоял у дороги и, по преданию, был выкопан ветхозаветным праотцем Иаковом. Каждый день, неся в руках водонос, приходила к этому колодцу женщина, каждый день она привычно набирала здесь воду, но этот день, так похожий на все остальные, стал для нее днем встречи с Богом, днем встречи со Христом.

– Дай мне напиться, – обратился Господь к пришедшей за водой самарянке, чем сильно удивил ее.
В то время иудеи презирали жителей Самарии, считая их отступниками от Закона, безбожниками и идолопоклонниками, и не общались с ними.
– Как же Ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, самарянки? – с удивлением спросила женщина.
– Если бы ты знала, Кто просит у тебя пить, ты бы сама просила у Него воды живой.
– Господи, Тебе и почерпнуть-то нечем, а колодец глубокий. Откуда у тебя вода? Неужели Ты больше нашего праотца Иакова, который дал нам этот колодец, сам пил из него, дети его и скот его?
Спаситель сказал ей в ответ:
– Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек.
Утомленная своей ежедневной обязанностью, долгим путем к колодцу, женщина стала просить у Господа:
– Дай мне этой воды, чтобы не иметь жажды и не ходить каждый день к колодцу.
Она еще не осознавала, что Господь говорит не о той холодной воде, которая в жаркий день восстанавливает силы человека и которую евреи называли живой, а о воде благочестия, воде спасения, воде, утоляющей духовную жажду о Самом Себе. И тогда Господь сказал ей:
– Пойди, позови мужа твоего и приходи сюда.
– У меня нет мужа, – ответила изумленная женщина.
– Ты сказала правду. У тебя было пять мужей, а тот человек, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе.
Эти слова, затронувшие самые тайники сердца, перевернули всю душу самаритянки. Она поняла, что перед ней не простой человек, и обратилась к Христу с вопросом, который мучил ее всю жизнь.
– Господи, я вижу, что Ты пророк. Скажи, где правильно молятся? Наши отцы молились на горе Гаразим, а иудеи учат, что место, где должно молиться – Иерусалим.
– Поверь Мне, – говорит Господь, – что наступает время, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине.
Не до конца понимая смысл слов Господних, самарянка сказала:
– Я знаю, что придет Мессия-Христос и все нам объяснит.
Тогда, вглядываясь в самую глубину ее души, Спаситель произнес:
– Это Я, говорящий с тобой.

Больше не надо было слов. Перед ней, прямо перед ней Тот, Кого ждет все человечество, Кого многие тысячи лет ожидала вселенная, перед ней – Христос.
Она оставила свой водонос, потому что само ее сердце наполняется живой водой радости о Боге, она спешит к родным, близким и дальним, она спешит поделиться со всеми – Христос пришел, Христос уже здесь, Христос ждет вас. Христос ждет вас в тени у колодца Иакова.

Читать еще:  «Собирают деньги на вакцину от коронавируса». Как мошенники обманывают владельцев банковских карт

Наши судьбы очень различны, но все равно мы чем-то похожи на сегодняшнюю самарянку. Мы с вами тоже живем в духовной Самарии, атеистическом безбожном мире, где идол человеческой гордости и жадности требует себе все новые и новые жертвы. Мы с вами тоже вынуждены идти под палящим зноем греха, наши сердца обжигает этот зной страсти, который является жаром адской бездны, пламенем преисподней. И мы с вами нуждаемся в воде живой, мы жаждем этой воды жизни, мы жаждем Бога, потому что человек, созданный по образу и подобию Божию, не может быть счастливым без Творца. Без Бога, вне Бога, вдали от Бога нет и не может быть настоящей любви, потому что Бог – это Сама любовь, лишенная даже налета чувственности, эгоизма, страстности. Без Всевышнего не может быть истинного счастья, потому что Он – источник счастья, изливаемого на людей, невзирая на их недостатки и греховность. Без Бога нет и не может быть настоящей жизни, потому что Он – источник жизни, победитель смерти, дарующий людям возможность приобщения к бесконечной жизни будущего века. И потому так жаждем мы, опаленные собственным грехом, так мучительно жаждем Господа.

И напрасно мы будем пытаться утолить эту жажду мутной водой из придорожных источников, так рекламируемых ныне обезумевшим от похоти человечеством – всевозможных новомодных учений, различных развлечений, веселой и беззаботной жизни. Не может это насытить сердце человека, не может утолить духовную жажду, потому что это профанация духовности, подмена духа, отсутствие благодати, ведь там нет Христа. И после этой мутной воды лжи и обмана остается на губах горечь греха, возникает то ужасное состояние души, которое, наверное, знакомо каждому, и еще острее и невыносимее становится жажда. И мы спешим по выжженной солнцем дороге, по острым камням и раскаленному песку ко Христу, ждущему каждого из нас в тени у колодца Иакова, чтобы дать нам воду живую, воду жизни, дать нам Самого Себя. Эта вода угашает пламя греха, адский огонь злобы и похоти, омывает скверну прегрешений, смывает липкую и мерзкую грязь греха, утоляет духовную жажду, укрепляет в скорбях, исцеляет телесные болезни и недуги духа, веселит сердце человека и наполняет новым содержанием его жизнь. Эта вода сияет неизреченным светом веры, надежды и любви – и Господь нам даст ее даром, не по нашим заслугам, а по Своей неизреченной любви. Надо только попросить ее у Господа, следует только воззвать с верой – и милость Господня не замедлит, потому что, как говорит поговорка, «У Бога милости много» и Он прольет на нас эти Свои милости и щедроты так обильно, что мы сможем только удивляться, прославляя Его любовь к нам. Стоит только помолиться – и наша жизнь наполнится живой водой милости Христовой, стоит только попросить так, как просит ребенок у матери, и внутри нашего сердца откроется неиссякаемый источник надежды на Господа и наша жизнь станет совсем другой. Не такими страшными уже будут казаться неприятности, не такими неразрешимыми станут проблемы, откроется источник веры в Господа – и мы поймем, что Он Сам руководит нашей жизнью! Доверяя Его всеблагой воле, откроем источник любви Христовой.

Священник Александр Сатомский: Это время рождает в каждом жажду по Богу

Сегодня к вам обращается иерей Александр Сатомский, пресс-секретарь Ярославской епархии.

— Все мы с вами оказались в новых, совершенно неожиданных для нас условиях. Мы привыкли к тому, что Тело и Кровь Христовы составляют суть, центр, основной нерв переживания нашей духовной жизни. Само Священное Писание свидетельствует об этом абсолютно однозначно: «Кто не ест Моего Тела и кто не пьет Моей Крови, — говорит Христос, — не наследует жизнь вечную».

И вот мы оказались в положении, когда не имеем возможности причащаться из самых внешних, не зависящих от нас причин и обстоятельств. Мы не ставим здесь вопрос чьей-то готовности, неготовности. Сама объективная ситуация такова, что сейчас абсолютное большинство мирян не может пойти в храм. Как жить в ней? Что делать? Какие новые ходы и решения возможны?

Читать еще:  Клещи уже вылезли, первые пострадавшие обращались. Что делать?

И вот здесь нужно заметить, что слова Святейшего Патриарха действительно очень верные. Мы привыкли к щедрому столу Божию, и это хорошо и правильно. Это нормальная ситуация. Наш Господь действительно милостив и щедр, и сострадателен, и Он жаждет преподать Себя Своим детям. Но, как говорит апостол Павел, я умею жить в изобилии, умею жить в скудости.

Действительно, во время оно далеко не всякий христианин имел такую возможность к принятию Святых Христовых Тайн, которую имеем теперь мы. Не в каждом селении был храм, часто это село могло отстоять от храма на достаточно большом расстоянии. Или же, если мы говорим о монашествующих, тот же самый пример преподобной Марии Египетской, который приводит Святейший, также указывает на то, что для пустынника возможно было годами не видеть человека. Не то, что принять участие в службе.

Нынешний пост стал для нас, конечно, удивительным временем. Временем, которое формулирует, которое оформляет в нас большую, более глубокую и содержательную, настоящую жажду по Богу. Обратим внимание, в Святом Писании есть фрагмент, когда Бог творит человека и творит его одиноким. И человек встречает всех существ Земли, нарекает всем имена и видит, что нет никого равного ему. И в нем рождается переживание этого одиночества.

Адам одинок и понимает это. И только через это понимание Бог дает ему Еву. Адам принимает ее не просто как данность, он ликует о ней! Он говорит — вот, кость от кости моей и плоть от плоти моей. Она наречется «жена», потому что от мужа взята. Он узнает ее! Это радость обретения.

Так и сейчас. Мы находимся с вами в похожей ситуации. Мы во многом не имеем возможности приступить к Святым Христовым Тайнам или не имеем ее в той полноте, в которой нам бы хотелось. Мы имеем усеченную возможность участия в богослужении. Не через личное присутствие, а смотря его, например, через онлайн-трансляцию. Но это рождает в нас жажду. Это рождает в нас активное желание и поиск. Не когда мы думаем: пойду ли я сегодня в храм или не пойду, воспользуюсь ли этой возможностью или не воспользуюсь. А когда я жду, когда сердце мое горит, когда я хочу, чтобы эта возможность только приоткрылась — и я тут же воспользуюсь ей.

Это время неслучайно. Святейший не зря говорит об этом как о духовной пустыне, из которой выход в Обетованную землю.

О пандемии коронавируса в телеграм-канале «Правмира» @pravmirru: каждое утро — актуальная и достоверная информация из СМИ и блогов. Подписывайтесь!

Это время рождает в каждом жажду по Богу – Священник Александр Сатомский

Священники — о вере и жизни в эпоху пандемии

Иерей Александр Сатомский

В разгар эпидемии, когда многие люди не имеют возможности ходить в храм, епископы и священники записали видеопроповеди для верующих, которые проводят дни Великого поста вдали от храма. Каждый день — на «Правмире».

Сюжет: Пандемия коронавируса, Проповедь тем, кто вдали от храма.

Сегодня к вам обращается иерей Александр Сатомский, пресс-секретарь Ярославской епархии.

— Все мы с вами оказались в новых, совершенно неожиданных для нас условиях. Мы привыкли к тому, что Тело и Кровь Христовы составляют суть, центр, основной нерв переживания нашей духовной жизни. Само Священное Писание свидетельствует об этом абсолютно однозначно: «Кто не ест Моего Тела и кто не пьет Моей Крови, — говорит Христос, — не наследует жизнь вечную».

И вот мы оказались в положении, когда не имеем возможности причащаться из самых внешних, не зависящих от нас причин и обстоятельств. Мы не ставим здесь вопрос чьей-то готовности, неготовности. Сама объективная ситуация такова, что сейчас абсолютное большинство мирян не может пойти в храм. Как жить в ней? Что делать? Какие новые ходы и решения возможны?

И вот здесь нужно заметить, что слова Святейшего Патриарха действительно очень верные. Мы привыкли к щедрому столу Божию, и это хорошо и правильно. Это нормальная ситуация. Наш Господь действительно милостив и щедр, и сострадателен, и Он жаждет преподать Себя Своим детям. Но, как говорит апостол Павел, я умею жить в изобилии, умею жить в скудости.

Читать еще:  Протоиерей Димитрий Карпенко: Трудности прекратятся, а мы станем другими

Действительно, во время оно далеко не всякий христианин имел такую возможность к принятию Святых Христовых Тайн, которую имеем теперь мы. Не в каждом селении был храм, часто это село могло отстоять от храма на достаточно большом расстоянии. Или же, если мы говорим о монашествующих, тот же самый пример преподобной Марии Египетской, который приводит Святейший, также указывает на то, что для пустынника возможно было годами не видеть человека. Не то, что принять участие в службе.

Нынешний пост стал для нас, конечно, удивительным временем. Временем, которое формулирует, которое оформляет в нас большую, более глубокую и содержательную, настоящую жажду по Богу. Обратим внимание, в Святом Писании есть фрагмент, когда Бог творит человека и творит его одиноким. И человек встречает всех существ Земли, нарекает всем имена и видит, что нет никого равного ему. И в нем рождается переживание этого одиночества.

Адам одинок и понимает это. И только через это понимание Бог дает ему Еву. Адам принимает ее не просто как данность, он ликует о ней! Он говорит — вот, кость от кости моей и плоть от плоти моей. Она наречется «жена», потому что от мужа взята. Он узнает ее! Это радость обретения.

Так и сейчас. Мы находимся с вами в похожей ситуации. Мы во многом не имеем возможности приступить к Святым Христовым Тайнам или не имеем ее в той полноте, в которой нам бы хотелось. Мы имеем усеченную возможность участия в богослужении. Не через личное присутствие, а смотря его, например, через онлайн-трансляцию. Но это рождает в нас жажду. Это рождает в нас активное желание и поиск. Не когда мы думаем: пойду ли я сегодня в храм или не пойду, воспользуюсь ли этой возможностью или не воспользуюсь. А когда я жду, когда сердце мое горит, когда я хочу, чтобы эта возможность только приоткрылась — и я тут же воспользуюсь ей.

Это время неслучайно. Святейший не зря говорит об этом как о духовной пустыне, из которой выход в Обетованную землю.

О пандемии коронавируса в телеграм-канале «Правмира» @pravmirru: каждое утро — актуальная и достоверная информация из СМИ и блогов. Подписывайтесь!

Православие.Ru

Евангельское чтение дня:

Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

#Евангелие #Сегодня #Календарь

В России великий двунадесятый праздник Вознесения Господня является торжеством для всех православных христиан и престольным праздником нескольких сотен храмов и часовен. Кроме того, во многих наших епархиях есть Вознесенские монастыри, созданные в разные века, порушенные в советское время, но сегодня в большинстве своем возродившиеся из разрухи и наладившие монашескую жизнь.

Апостольское чтение дня:

И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу».

#Апостол #Сегодня #Календарь

Весной 1983 года судили Ирину Ратушинскую – поэта, писателя, православную христианку. Об этом суде, на котором запугивались свидетели, показания давали даже покойники, а живые лишались права голоса, – ее записки.

«Да не будет, чтобы совершилось зло сие!» – говорил патриарх об истреблении икон. За такие слова тиран прогневался на него, он старался поймать святителя как оскорбителя величества и за это низложить как возмутителя.

Если бы мы осознали, что все человечество находится в болезненном состоянии, если бы увидели каждый свои болезни-грехи, то простили бы ближнего, понимая, что перед нами такой же болящий.

(На примере чтения и разумения Ин. 17)
Священник Павел Сержантов

Хочу стать Божьим человеком, получить от Христа вечную жизнь и сохранить ее, – вот цель моей временной жизни.

Священник Алексий Веретельников

Великомученик Феодор Гаврас стал героем не только греческого, но и турецкого фольклора, где воспет «как благородный и храбрый противник».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector