0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патриотизм — это чувство благодарности Богу

Патриотизм — не простые слова.

Мое небольшое ЭССЕ

Родина… Это слово такое теплое, родное, похожее на аромат домашнего пирога с яблоками, на вкус студеной воды из деревенского колодца. Это родные березки, ивушки на берегу реки, это ромашки на лугу под ярко-синим небом, бабушка и дед с их рассказами «про старину». Это древнерусские витязи и воины времен Великой Отечественной войны, грудью вставшие против мощных врагов на защиту родных рубежей… Чувство Родины есть у всех!

Патриотизм – это нравственное качество, без которого не возможен человек, это чувство причастности к своему народу, к своей Родине, к ее прошлому и настоящему, это мечты о процветании своей страны и желание все сделать для этого…

«Человек должен иметь почву под ногами, » — известная истина. Так вот , этой самой почвой, базой для духовного развития личности, и является чувство Родины, ощущение национальной идентичности, чувство своей кровной близости к семье, роду, народу в целом… Для меня все это и вмещается в понятие «патриотизм».

Современное общество (особенно молодежь) вызывает у меня двоякое чувство. С одной стороны, явно многим не хватает этого светлого «чувства Родины»: многих не интересует ни литература, ни история родной страны, да и (что греха таить?!) не каждый может составить родословную хотя бы до четвертого колена… О своей родной стране многие молодые люди говорят с пренебрежением, сводя ее образ к формуле «медведь в валенках, ушанке и с балалайкой», равняются на западную массовую культуру как «более цивилизованную». Горько, что постепенно многие становятся «Иванами, не помнящими родства».

С другой стороны, многие государственные национальные проекты, в том числе и действующий стандарт образования, ставят целью сформировать богатую в духовно-нравственном плане личность, толерантную, интересующуюся культурой своего народа и уважающую традиции других народов.

Именно поэтому, если чувство патриотизма ребенок не впитал с молоком матери, не научился ценить свои традиции с раннего детства, особое внимание воспитанию патриотических чувств следует уделять учителю начальных классов.

Хороший, любящий свое дело учитель – всегда пример для ребенка, это магнит, который привлекает, это родник, который питает его знаниями, это солнце, которое согреет и приласкает и даст свет для того, чтобы ребенок высветил свою суть, раскрыл себя… Если сам учитель – патриот, он всегда сумеет образным и простым языком дать ребенку знание и о природе родного края, и о национальной культуре, и о религиях народов России – словом, восполнить то, чего не смог дать близкий ребенку социум… Средствами великой русской литературы, музыки и других видов искусств, через путешествия и экскурсии по родному краю, через составление родословной своей семьи, привлечение детей к волонтерской деятельности и общению с ветеранами, творческие работы и разнообразие других форм и методов педагогической деятельности можно добиться очень многого.

И тогда — гордо и с любовью – какой-нибудь ребенок — будущий поэт, сочинит прекрасные стихи, подобные есенинским:

Если крикнет рать Святая:

Кинь ты русь, живи в Раю!»

Я скажу : «Не надо Рая,

Дайте родину мою!»

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от роди-ны, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней.

Страна не есть какое-нибудь дополнение к населению, индивидуумам, составляющим её; она сама является душой, совестью, личностью, живой силой.

Родина — это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…

Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.

Любовь к Отечеству — это готовность защищать его независимость. Из этого складывается патриотизм — чувство великое, необходимое, прекрасное. Оно вбирает в себя любовь к Родине, преданность ей, стремление своими делами служить её интересам.

Истинный патриотизм можно определить как любовь к своей стране, уважение ко всем живущим в ней людям, знание обычаев и традиций своего народа, преданное служение на благо страны. Патриот – это тот, кто в любой ситуации ставит интересы страны выше своих собственных потребностей. Патриотизм направлен на истинное благо и процветание страны, которых нельзя достичь за счёт безнравственных поступков.

Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам. В этом и заключается патриотизм — не противопоставление себя всему миру, но уважение и глубокое понимание своего народа, чувство ответственности за судьбу своей страны, помогающее видеть истинную ценность любой другой культуры.

История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою истроию, забывать её — значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю…

Патриотизм — это чувство благодарности Богу

Портал «Православие и мир» продолжает тему эмиграции и патриотизма. Что такое сегодня для нас Родина? Говорят: «Где родился, там и пригодился». Но по слову свт. Иоанна Златоуста, сказанному на угрозу изгнания «вся земля — подножие ног Божиих». Универсального рецепта для каждого не существует, поэтому в этой серии публикаций мы представляем разные взгляды на проблему и приглашаем читателей также присоединиться к развитию темы. Сегодня главный редактор сайта Анна Данилова беседует с протоиереем Игорем Пчелинцевым, клириком Нижегородской епархии Русской Православной Церкви.

Читать еще:  Права человека и нравственная ответственность

Думаю, что путь эмиграции — это путь далеко не многих. И благодарение Богу, что сейчас открылась возможность выбора для человека поехать туда, где есть более достойные и приемлемые для него, для слабых сил его души условия, чтобы он не потерял эту душу, а раскрыл её.

Многие русские, оказавшись за границей, не переставали любить свою Родину, трудиться на ее благо, не забывали родного языка. Когда наступила война, кто-то шел, преодолевая трудности, воевать с фашистами. Приезжали из Америки, из Латинской Америки, чтобы в том месте, где возможно, не обязательно на советском участке фронта, но во французском сопротивлении, где-то еще, бороться с фашизмом ради своей Родины.

Кто-то не мог пойти на фронт, вступить в сопротивление, но из тех небольших средств (многие россияне в рассеянии были не очень обеспеченными) люди устраивали фонды. Они собирали пожертвования, и эти деньги шли на оборону нашей страны. Ими посылались посылки, собирались продовольствие, одежда, медикаменты как для солдат Красной армии так и для тех, кто был в тылу. Несмотря на все чинимые советским правительством препятствия по доставке гуманитарной помощи, они трудились ради Родины.

Поэтому, я думаю, сейчас тоже можно трудиться там, где ты выбрал, и заграницей в том числе. Честь твоя останется незапятнанной, если ты будешь любить Родину, и даже среди иностранного окружения будешь защищать ее.

Сейчас много плохого говорят о России, о ее народе, о руководителях. Может и не везде так, но такой антироссийский пиар встречается нередко. Думаю, можно защитить Родину, даже просто поломав существующие стереотипы о русских заграницей и трудясь честно. Достаточно быть добрым, любить своих соседей, помогать им, и люди увидят, что ты — нормальный человек, и в тебе есть добро. Они поймут, что ты христианин, для которого святым остается посещение в этом городе православной церкви, и что твои дети тоже стараются жить по заповедям Божиим. Это лучший, наверное, вид защиты Родины заграницей.

Думаю, не менее важно не отрекаться от своего языка. Ведь русский язык, как бы ни банально это звучало, один из богатейших языков мира, и его сохранение и передача своим детям, внукам – это тоже очень важная задача, с которой не вполне справилась русская эмиграция ХХ века.

Я встречал людей, которые в 90-е гг. начали приезжать в Россию, в Нижний Новгород, посещали наш храм. Меня поразила встреча с одним русским из Нью-Йорка. По-моему, его звали Анатолий Иванович. Это был уже глубоко пожилой человек — из первой эмиграции, видимо, родовитый. Несмотря на «ветхость» его состояния, стать и масть бросались в глаза… Он пришел в наш храм с предводителем возродившегося тогда местного дворянства. После приветствия и рассказа о храме на меня накинулся предводитель дворянства: «Когда Церковь начнет с людьми быть по-людски? Когда вы будете служить на понятном людям языке?», — и прочее и прочее. Я попытался как-то защитить Церковь и себя, а Анатолий Иванович с величественным спокойствием сказал предводителю: «Погодите, батюшка-то говорит правильно. Нельзя так относиться к Церкви. Вы же сами должны ее беречь». В нем было такое благородство и такая сила этих простых слов, что наш оппонент замолчал, будучи повержен его великодушием. Этот человек говорил с нами таким русским языком, который я, может быть, встречал только в классической литературе в лучших ее произведениях. Все это было не наигранно, не надуманно, в этом была его жизнь. Он так думал, он так говорил, он так жил.

Нужно ли христианам искать место, где они смогут принести пользу… Ведь часто заграницу уезжают за благами для своей семьи. ХХ век внес очень серьезные коррективы в жизнь людей многих наций. И эта повальная эмиграция разных европейских народов, с Ближнего Востока в Америку, перемещение внутри стран, может быть, задает новую тональность человеческому существованию.

С точки зрения христианства, я для себя определяю патриотизм, как сказал один мудрый человек, как чувство благодарности Богу за то, что ты появился на свет в данном месте в данное время. Но эту мысль можно продолжить: ты можешь быть патриотом на любом месте. Так что это, прежде всего, благодарность Богу. Но ты не должен поливать грязью то место, откуда произошел, потому что Россия, Русь – это не рядовое государство. И даже если ты его покидаешь по каким-то причинам, которые по-человечески всегда можно понять, чувство благодарности должен нести с собой.

В советское время категорически осуждали таких людей: шаг заграницу — предатель Родины. Я думаю – это слишком, так нельзя судить людей. Потому что по-человечески каждый имеет право выбирать, в том числе и место жительства. Но нужно не переставать быть людьми. Знаю и отрицательный пример. Когда я учился в институте в Мурманске, некоторые девушки выходили замуж за иностранцев и уезжали. Кто-то переводился на заочное отделение и приезжал из Финляндии сдавать сессию. Бывшая сокурсница рассказывала нам за чашкой чая о жизни там: она преподавала в то время русский язык в университете города Турку, не закончив у нас еще курс филфака, хорошо зарабатывала. Всё это вызывало в нас этакое юношеское восхищение. Но она рассказывала и о девушках, которые бежали в Финляндию именно в поисках легкой и обеспеченной жизни. Они либо выходили замуж за кого-то, либо становились содержанками, но время от времени появлялись в русских клубах. Так они даже в клубах для соотечественников говорили по-фински через переводчика, хотя многими это расценивалось как верх наглости. Потому что у большинства было другое понимание: мы хоть и уехали в Финляндию, но не теряем связи с Родиной, с нашим языком, с нашей культурой.

Читать еще:  В США бездомная спела оперную арию в метро. Благодаря таланту у нее снова будет жилье и возможность выйти на сцену

А кто-то готов отречься от всего, только лишь бы было красиво и удобно. Но для этого даже не обязательно бежать с Родины – стать подлецом можно, даже никуда не убегая.

Патриотизм как чувство благодарности Богу

Совсем не так давно отъезд за границу инкриминировался советскому человеку как преступление перед Родиной… Сегодня прежние идеологические запреты уже не стоят перед нами, границы перед всеми открыты. Бытует мнение, что эмиграция – это предательство. Всегда ли это так? Ведь часто люди уезжают не для себя, а для того, чтобы обеспечить жизненно необходимым своих детей или уход больным родственником. На эту тему размышляет протоиерей Игорь Пчелинцев.

Я соглашусь с тем, что на эмиграцию могут пойти далеко не многие. И, наверное, благодарение Богу, что сейчас открылась возможность выбора для человека поехать туда, где есть более достойные для него условия, для слабых сил его души, чтобы не потерять эту душу, а раскрыть её.

Многие русские, оказавшись за границей, не переставали любить свою Родину, трудиться на ее благо, не забывали родного языка. Когда наступила война, кто-то даже шел, преодолевая трудности, воевать с фашистами. Приезжали из Америки, из Латинской Америки, чтобы в том месте, где возможно, не обязательно на советском участке фронта, но во французском сопротивлении, где-то еще, бороться с фашизмом ради своей Родины.

Кто-то не мог пойти на фронт, вступить в сопротивление, но из тех небольших даже средств (многие россияне в рассеянии были не очень обеспеченными) люди устраивали фонды. Они собирали пожертвования, и эти деньги шли на оборону нашей страны. Ими посылались посылки, собирались продовольствие, одежда, медикаменты как для солдат Красной армии так и для тех, кто был в тылу. Несмотря на все чинимые советским правительством препятствия по доставке гуманитарной помощи, они трудились ради Родины.

Поэтому, я думаю, сейчас тоже можно трудиться там, где ты выбрал, и заграницей в том числе. Но честь твоя останется незапятнанной, если ты будешь любить Родину, и даже среди иностранного окружения будешь защищать ее. Сейчас много плохого говорят о России, о ее народе, о руководителях. Может и не везде, но есть такой антироссийский пиар. И я думаю, можно защитить Родину, даже просто поломав существующие стереотипы о русских заграницей и трудясь честно.

Достаточно быть добрым, любить своих соседей, помогать им, и люди увидят, что ты — нормальный человек, и в тебе есть добро. Они поймут, что ты христианин, для которого святым остается посещение в этом городе православной церкви, и что твои дети тоже стараются жить по заповедям Божиим. Это лучший, наверное, вид защиты Родины заграницей.

Думаю, не менее важно не отрекаться от своего языка. Ведь русский язык, как бы банально это не звучало, один из богатейших языков мира, и его сохранение и передача своим детям, внукам – это тоже очень важная задача, с которой не вполне справилась русская эмиграция ХХ века. Я встречал людей из прошлого, которые в 90-е гг. начали приезжать в Россию, в Нижний Новгород, посещали наш храм.

Меня очень поразила встреча с одним русским из Нью-Йорка. По-моему, его звали Анатолий Иванович. Это был уже глубоко пожилой человек. Он был из первой эмиграции, видимо, родовитый. Несмотря на «ветхость» его состояния, стать и масть бросались в глаза… Он пришел в наш храм с предводителем возродившегося тогда местного дворянства. После приветствия и рассказа о храме на меня накинулся предводитель дворянства: «Когда Церковь начнет с людьми быть по-людски? Когда вы будете служить на понятном людям языке?» и прочее и прочее. Это было начало 90-х гг. Я попытался как-то защитить Церковь и себя. А Анатолий Иванович с таким величественным спокойствием сказал предводителю: «Погодите, батюшка-то говорит правильно. Нельзя так относиться к Церкви. Вы же сами должны ее беречь». В нем было такое благородство и такая сила этих простых слов, что наш оппонент замолчал, будучи повержен его великодушием. Этот человек говорил с нами таким русским языком, который я, может быть, встречал только в классической литературе в лучших ее произведениях. Все это было не наигранно, не надуманно, в этом была его жизнь. Он так думал, он так говорил, он так жил.

Читать еще:  Протоиерей Валериан Кречетов: Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать

Нужно ли христианам искать место, где они смогут принести пользу… Ведь часто заграницу уезжают за благами для своей семьи. ХХ век внес очень серьезные коррективы в жизнь людей многих наций. И эта повальная эмиграция разных европейских народов, с Ближнего Востока в Америку, перемещение внутри стран, может быть, задает новую тональность человеческому существованию.

С точки зрения христианства, я для себя определяю патриотизм, как сказал один мудрый человек, как чувство благодарности Богу за то, что ты появился на свет в данном месте в данное время. Но эту мысль можно продолжить: ты можешь быть патриотом на любом месте. Так что это, прежде всего, благодарность Богу. Но ты не должен поливать грязью то место, откуда произошел, потому что Россия, Русь – это не рядовое государство. И даже если ты его покидаешь по каким-то причинам, которые по-человечески всегда можно понять, чувство благодарности должен нести с собой.

В советское время категорически осуждали таких людей: шаг заграницу — предатель Родины. Я думаю – это слишком, так нельзя судить людей. Потому что по-человечески каждый имеет право выбирать, в том числе и место жительства. Но нужно не переставать быть людьми. Знаю и отрицательный пример. Когда я учился в институте в Мурманске, некоторые девушки выходили замуж за иностранцев и уезжали. Кто-то переводился на заочное отделение и приезжал из Финляндии сдавать сессию. Бывшая сокурсница рассказывала нам за чашкой чая о жизни там. Она преподавала в то время русский язык в университете города Турку, не закончив у нас еще курс филфака. Представляете? Хорошо зарабатывала. Всё это вызывало в нас этакое юношеское восхищение. Но она рассказывала и о девушках, которые бежали в Финляндию именно в поисках легкой и обеспеченной жизни. Они либо выходили замуж за кого-то, либо становились содержанками, но время от времени появлялись в русских клубах. Так они даже в клубах для соотечественников говорили по-фински через переводчика, хотя многими это расценивалось как верх наглости. Потому что у большинства было другое понимание: мы хоть и уехали в Финляндию, но не теряем связи с Родиной, с нашим языком, с нашей культурой.

А кто-то готов отречься от всего, только лишь бы было красиво и удобно. Но для этого даже не обязательно бежать с Родины – стать подлецом можно, даже никуда не убегая…

Михаил Виноградов: «Патриотизм — это чувство»

Президент фонда «Петербургская политика» считает сомнительной идею внедрения патриотического воспитания в российских школах и приводит в Facebook целый ряд аргументов в доказательство своей правоты.

«Почему мне представляется неправильным патриотическое воспитание в школах, о котором теперь говорят в контексте внесенных поправок к закону об образовании?

1). Логично, если за ценности и вообще за воспитание отвечает семья, а не школа. Иначе рано или поздно ученик начинает обнаруживать зазор между этими ценностями и (если есть мозги) начинает манипулировать ими.

2). Патриотизм — это чувство. Воспитывать чувства не так-то легко. И не факт, что вообще получится и что вообще надо.

3). Мне возразят про американский пример — но тут ведь как. Там восприятие исключительности собственной страны — часть традиции. Оно вполне будет существовать и без системы образования. В России все же традиция чуть более сложна, она сочетает в одних и тех же головах ценность от того, что ты являешься частью чего-то большого и великого — и глубокий пессимизм по отношению собственного настоящего и будущего. Большинство людей (включая школьных учителей) носители одновременно и того, и другого. Поэтому их зажигания про патриотизм будут либо двусмысленны и с фигой в кармане, либо очевидно фальшивы.

4). Ежедневные признания в любви собственной стране скорее убивают или притупляют чувство, нежели укрепляют. По крайней мере, у мальчиков.

5). Слабость позднего Советского Союза как раз была в том, что он был идеологическим государством. Когда цементировавшаяся идеология выдохлась, попытки сохранить страну стали восприниматься как желание вытащить эту идеологию из гроба и навязать выжившим. Любовь к России (характерная для людей самых разных взглядов) сильнее любви к СССР именно своей внеидологичностью — каждый может сам придумывать себе ту Россию, которая ему симпатична. Люди могут позволить не ломать себя и не идти на компромиссы с официальным контентом — и при этом искренне симпатизировать своей стране в культуре, спорте, науке, а если повезет — то и в политике. Официальный контент наверняка будет негибким и часть людей в нем себя не найдет, а кто-то и вовсе не захочет искать».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector