6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образование, здоровье, нравственность — главные жизненные ценности молодого поколения

Содержание

Моральные ценности сегодняшней молодежи

Прежде, чем начать говорить о том, что же в настоящее время ценит молодёжь, необходимо разобраться с таким понятием как «моральные ценности».
Согласно тематическому философскому словарю Н.А. Некрасовой и С. Н. Неакрасова «Моральные ценности – это система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей.»
Откуда берется основа для формирования моральных ценностей нынешней молодёжи? Попробуем в этом разобраться.
У старшего поколения существует критерий более устоявшиеся ценностей, которые не так легко меняются с течением времени или под влиянием каких либо событий, чего не скажешь о более молодом поколении, которые еще не определили для себя систему ценностей, и которая способна изменяться с гораздо большей скоростью.
Принято считать, что к 18 – 20 годам у человека должна быть сформирована база моральных ценностей, то есть то, что в следствии будет влиять на его поступки, на принятие каких либо решений. В дальнейшем такие ценности остаются неизменными на протяжении всей жизни человека, но существуют и такие ситуации, когда мировоззрение вполне зрелого человека может в корне измениться, на это может повлиять жизненный кризис или стрессовая ситуация.
В настоящее время существует масса примеров того, как взрослые люди в возрасте примерно от 22 до 35 лет, ставя приоритетом семью, здоровье и образование детей, быт, меняют свою точку зрения. Главной их ценностью становиться карьера, материальный доход, досуг, личное благо, и самое страшное – осознание того, что собственная семья больше не является главным в жизни.
Так какие же ценности предпочитает современная молодёжь? Чтобы сделать какие либо выводы по этой теме, мы провели опрос среди студентов г. Россошь в возрасте примерно 16 – 22 года. Результат опрошенных показал, что главным в жизни является здоровье, семья и материальное благо, на последнем – творчество, окружающая среда и религия. Нравственные и моральные ценности практически отсутствовали в ответах.
Как бы ни старались родители с раннего детства влиять на формирование моральных ценностей своего ребенка, это не может оставаться неизменным на протяжении всей его жизни. Если раньше принято было считать, что главой семья обязательно должен быть отец, а родителей всегда нужно слушаться и придерживаться тому, что они говорят, то сейчас большинство считает, что у супругов (между мамой и папой, мужем и женой) существует равноправие. Вполне нормальным является ситуация, когда женщина является добытчицей, а муж ведет домашние дела, занимается воспитанием детей. Этим и отличаются два нынешних поколения.
Главным приоритетом сейчас является успех, ради которого большинство готово «идти по головам». С одной стороны такое стремление можно оценить положительно, ведь человек ставит перед собой цели, ориентируется на собственные силы, воспитывает в себе самостоятельность, дух, характер, саморазвивается, но с другой стороны при выполнении определенных задач формируется и отрицательная сторона характера – эгоизм, благодаря которому большинство выходит за рамки дозволенного ради собственной выгоды. В конечном счете такие понятия, как честность, скромность, чистая совесть отходят на второй план, уступая место стремлению к жизненному успеху.
Моральные ценности современной – это серьезный вопрос, которым действительно следует заниматься, о котором нужно говорить сегодня.
Какие ещё факторы могут повлиять на формирование ценностей молодого поколения? Ни для кого не секрет, что в последнее время огромное влияние на формирование взглядов молодёжи на мир оказывают средства массовой информации. Интернет, телевидение, экономическое положение страны заставляют изменять устоявшиеся издавна приоритеты, с экранов диктуется в большинстве случаев только то, что выгодно.
Средства массовой информации сегодня – это большой управленческий аппарат, который способен изменить мнение тысячи, миллионов людей! Сами того не замечая, мы верим, принимаем и считаем правильным чужое мнение, отсюда меняются и ценности.
Говорят, что человек есть то – во что он верит, чтит, ценит, возвышает и у каждого существует своё мнение по этому поводу, но все мы, так или иначе, по кирпичику вкладываем в основу современного общества. Нужно стремиться менять мир к лучшему, чтить устоявшиеся традиции, ведь только от нас самих зависит то, каким будет общество через много лет.
;
Список литературы:
1. Тематический философский словарь. — М.: МГУ ПС (МИИТ). Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, О. Г. Садикова. 2008.

Автор: Бурцева Мария Александровна
Воронежский экономико – правовой институт
Данная статья подготовлена для научной конференции. 2014

Образование, здоровье, нравственность — главные жизненные ценности молодого поколения

В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли корыстные ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.

Ценности — это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Несомненно до сих пор существуют и признаются такие вечные (истинные) ценности: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.

Сейчас молодые люди на одну из первых позиций ставят материальное благополучие. То есть предпочтение отдано не столько духовным и нравственным ценностям, сколько материальному материальное благополучию, как некому стимулу жизненной активности. Причем, цель зарабатывания денег может достигаться любым доступным способом. А такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия» уходят в прошлое, и остаются — «ты — мне, я — тебе», «успех — любой ценой».

Молодые люди во главу угла ставят независимость и карьеру, достижение высокого статуса. В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего.

Отношение к дружбе и товариществу тоже претерпело изменения. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким людям приобретает все более корыстный характер. Эгоистичный настрой «сам за себя» выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи.

Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.

Читать еще:  Эмиграция, или можно ли служить Родине издалека?

Также продолжает стремительно падать ценность умственного труда, образования и знаний. В большинстве своем подрастающее поколение стремится получить любое образование с минимальными усилиями, работает на результат — лишь бы получить диплом. Образование рассматривается в первую очередь как возможность получить хорошее место работы, а уже потом — как средство получения новых знаний. На формирование этих ценностей влияют происходящие в обществе экономические и социальные изменения. Те приоритеты, которые раньше казались незыблемыми, сменяются другими. Появляются новые ценностные ориентации, а значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формулируется новый тип личности. Общество, среда обитания с их стихийными, хаотичными, неписанными требованиями и принципами изменяют, часто просто уродуют взгляды еще не до конца сформировавшейся личности.

Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и такие ценности, как семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, — все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования — отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. — это также картина кризиса.

Однако кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может означать наличие ценностного конфликта в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся обстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления.

Итак, ценности современной молодежи в России находятся в состоянии диссонанса. Молодые люди на первое место ставят материальное благополучие и независимость, но несмотря на это актуальны такие вечные ценности, как вера, семья, любовь. Молодежи сегодня следует стремиться к укреплению вечных, истинных ценностей.

11. Ценностные ориентации молодежи Европейских стран.

1. Финансовый кризис на фоне кризиса ценностей. Существует огромная проблема: кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов и императивов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако современная молодежь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы.

Несмотря на то, что современное общество активно внедряет информационные технологии, молодежь, особенно учащиеся, в качестве пользователей интернета далеко не всегда эффективно их используют. Образовательное информационное поле наводнено готовыми «шпаргалочными» продуктами довольно низкого качества, написанными рефератами, курсовыми, дипломными работами и даже учебным материалом сомнительного содержания. Современная молодежь не готова к использованию первичных источников, будучи склонна пользоваться сокращенными версиями, непонятно кем интерпретируемыми. В своем подавляющем большинстве молодежь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями – лишь бы получить диплом. Высокий уровень притязаний к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний.

В стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности. Молодежи, как в прочем и всему обществу, присуща растерянность, непонимание происходящего. Ей нередко приписывают жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессивность, зависть.

Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.

Такая ломка ценностных ориентиров у молодых людей отчетливо вырисовывается среди еще невыработанной устойчивой системы своих нравственных социокультурных установок. Тем более что и изменившаяся жизнь (переход от административно-плановых к рыночным механизмам) требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое и на первый план выдвинулось такие, как «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой». Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности. В сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, ну а тут, как известно, возможны любые пути.

В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.

Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных норм и правил, характеризующих поведение, обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокуюкоммуникативность проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определенный желаемый статус.

Образование, здоровье, нравственность — главные жизненные ценности молодого поколения

Я привез вам добрые пожелания от всей священной Калужской земли и благодарен организаторам Чтений за возможность выступить на столь представительном форуме, посвященном самым животрепещущим вопросам современности.

Прежде всего, мне хотелось бы отметить, что заявленная тема Рождественских чтений, как проблема пути христианского становления общества и человека в России впервые была поставлена Иваном Васильевичем Киреевским еще в первой половине XIX века, что в его судьбе, как в зеркале до сих пор отражается наша российская действительность.

И.В.Киреевского более всего волновало нравственное воспитание подрастающего поколения через православную веру, так как подлинная, правильная и истинная жизнь человека обретается в Православии. «Западный человек, — писал Киреевский, — искал развитием внешних средств облегчить тяжесть внутренних недостатков. Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд».

Одним из самых ярких событий прошлого года для нашей области стал трехдневный визит Святейшего Патриарха Алексия II. Во время пребывания на Калужской земле, Святейший Патриарх принял участие в областном молодёжном форуме. Без преувеличения можно сказать, что встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви стала незабываемой для нашей молодежи. Вы бы видели, как они ловили каждое слово Патриарха, как живо и непосредственно реагировали!

В Вашем письме, Ваше Святейшество, присланном на мое имя, было сказано: «Глядя в глаза молодых людей, видя их искреннюю заинтересованность, открытость и эмоциональность, я вновь убеждался в том, что это поколение мы не потеряли для будущего России. Такие встречи действительно вселяют оптимизм, дают стимул для дальнейших трудов».

Я согласен с Вами, Ваше Святейшество, когда Вы говорите, что, прежде всего, в семье формируются духовно-нравственные, физические, интеллектуальные основы человека, которые затем определяют всю его дальнейшую судьбу.

Читать еще:  Тайна Бога, тайна человека. «А как же помидоры?» – спросите вы

Поэтому одна из важнейших задач, которую мы поставили у себя в области, и которую будем решать – это всемерное укрепление семьи. Особое внимание мы уделяем молодой семье, специальные льготы и пособия установлены для многодетных матерей.

А самые достойные награждаются специальным знаком «Признательность» и они получают пожизненные льготы, в том числе и бесплатные коммунальные услуги. Все эти меры вместе с улучшением общего экономического благополучия региона позволили нам иметь устойчивые тенденции повышения рождаемости, снижения детской смертности и повышение качества здоровья детей.

Но все эти меры вряд ли помогут решить самую острую, самую жизненно важную проблему большинства молодых и многодетных семей — проблему жилья, и решать ее надо на государственном уровне.

Еще одна проблема:

К сожалению, не у всех детей есть возможность жить в родной семье. Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем растет число социальных сирот (т.е. сирот при живых родителях).

Наша область одной из первых в России разработала и приняла Закон «О социальных гарантиях приемным семьям в Калужской области». Согласно этому Закону, оплата труда за воспитание каждого приемного ребенка составляет у нас 5 МРОТ и автоматически индексируется при увеличении размера МРОТ (в настоящее время она составляет 4000 рублей за одного ребенка).

Эта оплата труда обеспечивает прожиточный минимум приемного родителя и позволяет неработающим гражданам брать на воспитание приемных детей.

Кроме того, приемным семьям на содержание детей выплачиваются ежемесячно 3000-4000 рублей (в зависимости от возраста ребёнка) и, таким образом, получается 7-8 тысяч на одного ребенка в месяц.

Семьям, усыновившим детей, мы в области уже два года выплачиваем ежемесячное пособие в размере 3000 рублей.

Приёмным родителям, взявшим на воспитание детей-инвалидов, оплата труда увеличивается вдвое (10 МРОТ за одного ребенка).

В результате людей, желающих усыновить детей или стать приемными родителями, становится все больше.

Сейчас в области уже 352 приемных семьи, в которых воспитываются 586 детей-сирот.

Но мы гордимся не этим. Главным результатом мы считаем то, что в целом ряде муниципальных образований области за прошедшие годы в детские дома не было отправлено ни одного ребенка. И у нас впервые появилась очередь на усыновление. В последнее время мы много говорим о смысле школьного и у школьного образования. И.В. Кириевский говорил о том, что направление народного образования должно стремиться к развитию чувства веры и нравственности преимущественно перед знанием.

Должен сказать, что система общего образования Калужской области уже 10 лет осуществляет широкомасштабный эксперимент по внедрению культурно-исторического подхода как методологии процесса обучения и воспитания, в основе которого, в частности, лежат и идеи И.В. Кириевского.

У нас издано более 20 принципиально новых учебных книг, позволяющих перестроить систему дошкольного и начального общего образования. Я передал их нашему министру образования и науки Андрею Александровичу Фурсенко.

Не секрет, что в райцентрах и крупных сельских населенных пунктах школы оснащены гораздо лучше технически, укомплектованы специалистами, а, значит, и уровень преподавания в них выше, чем в малокомплектной сельской школе.

Мы предоставили право выбора родителям и школьникам в какой школе будет обучаться ребенок.

И это стало возможно лишь благодаря реализации программы «Школьный автобус».

Мы приобрели почти две сотни автобусов для специально созданного предприятия, которое так и называется «Школьный автобус».

Нельзя не сказать и об огромной роли учителя в образовательном и в воспитательном процессе. Престиж профессии педагога и достойная оценка его труда — сегодня это насущнейшая проблема.

В нашей области меры по государственной поддержке педагогических работников касаются более чем трети учителей.

Выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования, которые приходят работать в школу, введены хорошие разовые выплаты.

Установлены доплаты заслуженным учителям, отличникам народного образования, а так же учителям, отмеченным государственными и отраслевыми наградами, надбавки учителям физической культуры и начальных классов, воспитателям детских садов за дополнительную работу.

Результат всех этих мер таков: если в 2001 году в школы области пришло 50 выпускников педагогических ВУЗов и колледжей, то 1 сентября 2005 года — 259, то есть в пять раз больше.

Сейчас всем уже стало очевидным, что без духовности прекращается прогресс, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии.

Поэтому шаги, которые в последнее время государство и Русская Православная Церковь делают навстречу друг другу, не могут не радовать.

В этой связи заметным событием стало опубликование письма Министерства образования России в адрес органов управления образованием о «Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура».

Должен отметить, что в Калужской области эта инициатива Министерства нашла самое живое и деятельное претворение в жизнь. Сегодня этот предмет уже преподается в 87 школах области.

Важно, чтобы подлинная суть православного мироосмысления стала сущностью превоначального образования народа, всегда делавшей школу преддверием церкви в нравственно-эстетическом ее значении.

Последнее столетие нашей истории лишь подтвердило идеи, которые стремился привнести своим просвещенным современникам И.В. Киреевский: русская культура не имеет ценности без ценностей духовных и нравственных. Она в основе духовна, ибо является культурой духа. Эта духовность имеет всеохватывающее значение и проявляется во всем укладе жизни.

Приведу такой пример: в Мещовском районе нашей области настоятель местного свято-Георгиевского монастыря отец Георгий взялся за создание духовно-культурного центра.

Он планировался на 50 человек, а посещают его уже 250 ребятишек.

Значит, духовное просвещение востребовано обществом – и молодежью в первую очередь.

Радует то, что общество все более и более отторгает ту безнравственность, которую нам пытались навязать.

Какие великолепные передачи для детей и родителей идут сейчас на телевидении: «Солнечный круг» на втором канале. Москвичи организовали замечательную акцию «Мурзики» на ТВЦ. Можно и еще, конечно, примеры приводить. И все это замечательно. Значит далеко не все так плохо, как мы иногда говорим.

Слова особой благодарности хочу высказать Митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту, сегодняшнее выступление которого надо было бы издать отдельной брошюрой.

Его стараниями, его инициацивой и его попечением развивается и обновлятеся приходская жизнь. Стала успешно действовать система духовного образования. Духовно-нравственным просвещением занимаются семинария, духовное училище, православные гимназии, целый ряд воскресных школ.

Действует миссионерский центр «Вера, Надежда, Любовь» в Обнинске. Приют для девочек из неблагополучных семей «Отрада» в Свято-Никоновом Черноостровском монастыре, молодежный лагерь «Златоуст» и другое. Все эти благие дела совершаются у нас по Вашему благословению, Ваше Высокопреосвященство. Возрождаются духовные святыни нашей земли, храмы и монастыри, строятся новые (например, храм Покрова Богородицы).

Инициативы, с которыми сейчас выступает Русская Православная Церковь, встречают повсеместную поддержку во всех слоях российского общества.

Пройдя период идеологического самоотрицания, русская культура проходит трудный путь восстановления себя, как таковой. Этот же удел, естественно, достался и русской школе. Хочется верить, что начавшиеся Рождественские чтения станут одними из важнейших событий русской культуры, освященной идеалами Православия, зародившейся, по словам И.В. Киреевского, «с первым ударом христианского колокола, … чтобы те начала жизни, которые сохраняются в учении Святой Православной Церкви, вполне проникли в убеждения всех степеней и сословий наших, чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, а напротив, обнимая его своей полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие, и чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей Православной России».

В связи с этим, я обращаюсь к министру образования и науки Российской Федерации Андрею Александровичу Фурсенко: давайте в рамках года великого ученого и патриота И.В. Киреевского проведем в Калужской области Всероссийское совещание, на котором обсудим все проблемы, касающиеся образования, нравственности, духовного и физического здоровья нации.

Сегодня у нас огромное поле для сотрудничества с русской Православной Церковью в деле нравственного и духовного просвещения молодежи во имя и во благо будущего величия великой России.

Читать еще:  Нужно прийти к общему пониманию практики совершения Таинств

Исследовательская работа по теме: «Жизненные ценности современной молодежи»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное автономное профессиональное

«Каргопольский индустриальный техникум»

(ГАПОУ АО «Каргопольский индустриальный техникум»)

«Молодость. Прогресс. Культура»

Тема: Жизненные ценности современной молодежи

Согрина Валерия Сергеевна

обучающаяся 316 группы, 1 курс

по профессии «Продавец, контролер – кассир»

Кожевникова Анна Сергеевна,

мастер производственного обучения

Глава 1. Теоретическое изучение жизненных ценностей молодежи……….5

1.1 Определение понятий «ценность», «жизненные ценности», «жизненные ориентиры»……………………………………….…………………………….5

1.2 Особенности молодежи как социально-психологической группы…..…7

Глава 2. Практическое изучение жизненных ценностей молодежи…………9

2.1 Описание и результаты практического исследования………………….9

Список использованной литературы .…………………………………….15

В социальной структуре общества особое место занимает молодежь. Этой возрастной категории присущи ярко выраженные черты поведения, образа жизни, мышления и мироощущения. От того, каким образом сформируются определенная жизненная позиция молодого человека, его ценностные ориентации, цели, собственные взгляды на окружающую действительность, безусловно, будет зависеть его будущее. На основе ценностей, которые принимает человек, складываются его жизненные приоритеты. Какими будут эти приоритеты – зависит от него.

Жизненные ценности очень важны, потому что они формируют наши отношения, поведение, решения и нас самих. Поэтому, не определив своих жизненных ценностей, невозможно сделать жизнь такой, как мы хотим, потому что для нее просто не будет фундамента. Иногда вопрос ценностей упускают, потому что, кажется, что на него очень трудно ответить. И даже самый решительный человек может не сразу определить, что для него важно, а что второстепенно.

Независимо от времени молодежь остается главным резервом процветания государства, и какие у нее будут ценности, от этого будет зависеть дальнейшая судьба страны. Данная тема считается актуальной, так как обладает большой значимостью в условиях современного мира.

Объект исследования — молодежь в возрасте от 16 до 24 лет (обучающиеся Каргопольского индустриального техникума).

Предмет – жизненные ценности молодежи в современном обществе.

Цель – рассмотреть теоретические аспекты по данной теме и выяснить, какие жизненные ценности являются приоритетными для современной молодежи.

Для достижения сформулированной цели определим следующие задачи:

Рассмотреть определения понятий «Ценность», «Жизненные ценности», «Жизненные ориентиры».

Охарактеризовать молодёжь как социальную группу, выявить её особенности.

Провести социологическое исследование среди обучающихся Каргопольского индустриального техникума.

Обработать полученные анкетные данные и представить полученные результаты;

Гипотеза исследования: мы предположили, что для современной молодежи, а в частности для обучающихся Каргопольского индустриального техникума, приоритетной жизненной ценностью является семья. Так как для каждого человека семья является первичным социальным институтом, способствующим социализации, опорой и поддержкой во всем.

1) теоретические: анализ литературы;

2) эмпирические: опрос путем анкетирования;

3) математические и статистические: регистрация, шкалирование, ранжирование.

База исследования: ГАПОУ АО «Каргопольский индустриальный техникум». Испытуемые: обучающиеся техникума – 42 человека.

Глава1. Теоретическое изучение жизненных ценностей современной молодежи

1.1 Определение понятий «ценность», «жизненные ценности», «жизненные ориентиры»

Прежде чем мы поговорим о понятии жизненных ценностей непременно нужно выяснить, что же такое ценность вообще.

Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность.

Система ценностей подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Сейчас, как и в прошлом, существуют и признаются такие вечные ценности, как любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, стремление к добру и справедливости, уважение к старшим. Но эти ценности в последнее время начали уступать стремлению человека к абсолютному комфорту, материальному богатству, эгоизму, стремлению к власти. Большинство современных благ и услуг направлены на удовлетворение сегодняшних потребностей и это уже стало прижившейся в обществе нормой. Молодой человек, достигнувший сознательного возраста, сталкивается с проблемами выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Часто формируется новое, индивидуальное представление и отношение к истинным ценностям. И это представление коренным образом может отличаться от представлений о них наших предков.

Основными социально-психологическими регуляторами процесса жизнедеятельности человека и одновременно показателями его положения в обществе выступают жизненные ценности и ориентиры. Они определяют тип сознания человека, характер его деятельности, специфику его проблем, потребностей и интересов.

Понять, что значат ценности и ориентиры в жизни людей — очень важно. В зависимости от воспитания и индивидуальных особенностей, каждый человек выбирает для себя ценности, которые считает приоритетными. Реализация значимых для человека приоритетов очень важна для его признания и самоутверждения.

Виды ценностей могут быть самыми разными: объективными, виртуальными, несуществующими в природе (мечты, идеалы), фантастическими. Но в любом случае они обретают статус ценностей при потенциальном или наличном существовании человека, т. е. того, кто способен ценить.

Специфический признак существования ценности – значимость. Значимость – это синоним ценности, но только в том случае, если это положительная значимость. Значения могут быть и отрицательными.

Ценности играют колоссальную, больше того – определяющую роль в жизни людей. Они обладают функциями ориентиров, образуют сложный мир смыслов и символов, составляют основу индивидуальных или коллективных суждений и поступков. В них есть регулятивные и нормативные компоненты.

Жизненные ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для человечества в целом; это ценности, которые образуют цели, мотивы и направленность деятельности людей, о чем они мечтают и к чему они стремятся, достижение чего образует смысл их жизни. Ценности отражают отношение человека к действительности – фактам и событиям, происходящим в жизни, к другим людям и к самому себе. На основе ценностей, которые люди принимают, строятся человеческие отношения, выдвигаются цели деятельности и определяются приоритеты.

На формирование жизненных ориентиров оказывают влияние определенный интеллектуальный уровень развития личности и сила воли. Формирование ориентиров в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для каждого из нас жизненные ценности являются основополагающим ориентиром и мотивирующим фактором к достижению поставленных целей.

1.2 Особенности молодёжи как социально-психологической группы.

Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.

Возрастные границы этой социальной группы достаточно сглажены. К молодёжи чаще всего относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Это период достижения экономической независимости, формирования чувства ответственности за совершенные поступки, выбора профессии и своего места в жизни, становления самосознания и формирования социального статуса личности, выработки мировоззрения и устойчивой системы ценностей, выбора спутника жизни и создания семьи.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления.

У молодёжи есть ряд особенностей , отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, готовой отвечать за свои поступки, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Находясь на переходной стадии взросления, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – этап социализации. Насколько успешно пройдет этот этап в жизни подростка зависит главным образом от него самого.

Подтвердить это может следующее размышление американского психолога Эрика Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Изучив теоретические аспекты по данной теме мы переходим к практической части.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector