2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Богословие Евхаристии в антиохийской богословской традиции и у прп. Симеона Нового Богослова

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Важные аспекты учения прп. Симеона Нового Богослова

Самая большая проблема для Церкви, по Симеону, быстрое рукоположение во священники тех людей, которые не живут духовной жизнью и не стараются ею жить.

По святому Симеону, краеугольным камнем предания является не что иное, как личный мистический опыт христианина – опыт непосредственной связи между Богом и человеческой личностью. Предание не может быть истинно православным, если в его основе не лежит опыт встречи с Богом. Предание включает в себя личный духовный опыт каждого верующего.

Новое богословие Симеона – старое, ничего нового он не говорит. Симеон – поэт, он настроен общаться с Богом и ощущать Его желает.

Сознательный мистический опыт необходим каждому. Христианин должен опытно познать Бога, мистически к Нему стремиться, искать Его, и это возможно для всех.

Воскресение и Царство Небесное начинаются здесь. Обожение начинается в этом мире. Совершается это через созерцание Божественного света. Но ни в коем случае об этом не должен мечтать новоначальный, нужны для этого духовный отец, аскеза и покаяние.

Этот дар может быть дан каждому человеку, реальный опыт общения с Троицей.

В наше время это возможно точно так же, как и в апостольские времена, потому что наше время ничем не отличается от апостольского. Так же Христос с нами и так же Дух Святой изливает Себя на верных. Мнение о том, что в наше время это невозможно, святой Симеон считает самой злейшей ересью.

Важно не просто созерцание света, но встреча с Личным Богом, поэтому не любое световое видение – это видение Бога.

Святой Симеон учит, что внешнее без внутреннего мертво, что внешнее и внутреннее должны совпадать, что нельзя прочитав правило ко причастию уже считать себя достойным причастия.

Самая большая проблема для Церкви, по Симеону, быстрое рукоположение во священники тех людей, которые не живут духовной жизнью и не стараются ею жить.

Святой Симеон хотел сделать свой опыт святости и богообщения опытом всех, отсюда и непонимание некоторых по отношению к нему.

Сам святой Симеон был, как ни странно, забыт до XX века, когда его стали читать повсеместно. Только на Афоне его помнили до XX века.

Собирателю наследия Симеона Василию Кривошеину в начале века один греческий митрополит сказал: «Кто этот Симеон Новый Богослов, о ком вы мне говорите? Кто он, русский? Вы, русские, всегда выдумываете лиц, о которых никто никогда не слыхал».

Но его идеи жили в Церкви всё время, хотя его имени долго не помнили. Идеи святого о богообщении стали подготовкой для того, чтобы словами выразить исихазм – молитву богообщения. Сам дух святого Симеона – дух исихазма. Но идеи его не новые. Это традиционные христианские идеи.

Откуда взялась ложная идея, что чем дальше от Христа по времени, тем труднее общение с Ним? И когда у кого нет желания этого общения и кто не хочет аскезы ради этого, то такой идеей этот человек прикрывается.

Сейчас же святой Симеон любим всем православным миром и читаем. Читая же его надо знать, что это – вершины веры, к ним ещё нужно дойти.

И до святого Симеона была та же традиция, но трудно найти до него такого, кто так бы проповедовал, что каждому нужно иметь опыт единения с Богом. Симеон выражает вершину православного богословия, но путь к этой вершине лежит через аскезу, подвиг и покаяние.

Его богословие – богословие воскресения, света, радости, сыноположения, способности для человека богообщения.

Грех отделяет человека от Бога, но благодать Творца преодолевает эту пропасть и делает человека сыном Божиим по благодати. Симеон больше говорит не об аскезе, а о вершине, но это – путь для всех. Однако нужен наставник, потому что не всякий свет от Бога. Без наставника мы ошибёмся.

В основании всего этого лежит аскеза, а без аскезы это всё пустые слова, и даже лучше, чтобы не было этих слов, потому что и рассуждать об этом может быть опасно.

Сами мысли, что обожение начинается ещё в этом мире идут ещё от апостолов. Такими мыслями всегда жила Церковь.

Писание

Писание, по Симеону, – часть предания. Писание не есть основа религиозной веры, оно само основано на религиозном опыте и отражает этот опыт.

«Только то чтение полезно, которое сопровождается исполнением прочитанного», – пишет святой Симеон.

«Во время чтения необходимо вглядываться в себя, рассматривая и изучая душу свою как в зеркале», – поучает он.

Библия – это послание, адресованное каждому читателю непосредственно и персонально. Святые отцы верили в живое присутствие Христа в Писании.

Григорий Нисский пишет, что основная причина плача о грехах состоит в отпадении от добра, которое есть Сам Господь.

Святой Симеон глубоко постигает смыслы Писания и глубоко пишет об этом.

Алчущие правды – алчущие Господа, говорит святой Симеон. Милостивые – это не те, кто дают деньги несчастным и бедным. Милосердие не отдельные акты благотворительности, а внутреннее качество человека, которое приобретается подвигом.

Праздное слово – не исполняя заповедь говорить о ней. Писание – средство, помогающее жить с Богом и в Боге.

Богослужение

Симеон считал богослужение школой молитвы и духовной жизни. Причастие всю нашу жизнь превращает в Пасху.

Идея освящения реальности изначально была основополагающим принципом седьмичного и годичного богослужебных кругов.

Праздники Церкви – для пользы души и для вдохновения к добродетельной жизни.

Мистическая жизнь христианина невозможна без богослужения.

С VIII века монастыри стали миссионерскими и просветительскими центрами в городах – появилось множество городских обителей. Они занимались и духовным руководством лаиков. Ежедневное откровение помыслов существует уже в самом раннем монашестве.

«Знай, чадо, что ни посту, ни бдению, ни телесному труду, ни какому-либо другому из правых деяний не радуется Бог, но является только смиренной, нелюбопытной, доброй душе и сердцу», – пишет святой Симеон Благоговейный.

Удаление от мира, по святому Иоанну Лествичнику, – это борьба со страстями и умерщвление своей воли.

«Всякое доброе дело следует исполнять со смирением», – поучает святой Симеон Благоговейный.

Что читал Симеон и агиография

Симеон постоянно читал жития и учил читать творения святых, чтобы их понять.

Святой Феодор Студит пишет, что каждый получает великую пользу читая жития: «Думается мне, даже камни чувствуют эту пользу, не говоря уже о разумном человеке. Ибо благодаря чтению просвещается ум человека, отвергая мрак мудрости плотской, а душа его умиляется и воспаряет к Божественной любви».

Чтение житий – важнейшее средство для спасения души.

Симеон говорит о святых богатых и бедных, женатых и безбрачных. Он также утверждает, что нет никакой разницы между древними и новыми святыми.

Святой неоднократно высказывался против всякого вида ностальгии по славному прошлому Церкви, призывая всех слушателей обратиться к настоящему.

Он учит, что между нами и Богом стена воздвигается нашими грехами, но эта стена разрушается покаянием.

Не все в его время считали, что обожение невозможно – но некоторые епископы, пишет анонимный комментатор Симеона в XIV веке.

Симеон читал жития автобиографическим методом: обязательно примеряя на себя прочитанное, чтобы определить, было у него в жизни то, что он в житии прочёл, или нет. И если было, то каким образом происходило. Прежде всего это касалось таинственного общения с Богом, которое было у всех святых и более всего интересовало святого Симеона.

Встречу с Господом он считал самым главным и ключевым моментом любого жития и говорил, что если даже в житии почему-то о встрече ничего не написано, но всё равно она была, просто о ней автор жития не знает и поэтому ничего не написал.

Антропология

Человек является великим миром в малой вселенной. Так же учил и святой Григорий Богослов.

Душа действует посредством тела. Три ключевых момента в истории человека: его сотворение по образу Божию, его грехопадение, его искупление.

Первоначальная цель сотворения человека – обожение – уже достигнута в самом Христе и в людях, получивших от Него новое рождение.

Церковь

Симеон учит, что вне апостольского преемства нет истинной Церкви. Он настаивает, что спасение невозможно без благодатного духовника. Святой боролся против взгляда, что «в наше время нет уже благодатных духовников».

Таинства

Крещение бесполезно для тех, кто не живёт по Богу. Симеон учит, что Таинства необходимы для спасения, но принятие Таинств должно быть осознанным.

Мистическая жизнь невозможна без сознательного принятия Таинств. Плодом Таинства является постепенное и полное преображение личности, ведущее к обожению.

Покаяние

Святой Симеон говорит о покаянии как о постоянном делании христианина. Недостаточно покаяться однажды, следует плакать ежедневно и непрестанно, вплоть до смерти: «Покаяние – дело и монахов, и женатых в равной мере. И тот, кто имеет жену и детей, слуг и большое хозяйство, кто богат и занят мирскими делами, может плакать ежедневно и молиться и каяться, и даже достигать совершенства в добродетели».

Читать еще:  В Новосибирской области суд оштрафовал чиновника за оскорбление местного жителя

Любовь

Ради любви слово стало плотью. Любовь святой Симеон созерцает как личность:

«Ибо всякое старание и всякий подвиг с большими трудами, не заканчивающиеся любовью в сокрушенном духе, тщётны и не приводят ни к чему полезному»;

«Кто имеет сию любовь… востёк на самый верх совершенства святых».

Симеон, следуя за 13-й главой Послания к коринфянам, отмечает: «Следовательно, кто лишен любви и всего вышесказанного, скажи мне, где он явится, что будет делать, как посмеет… назвать себя верным?».

Любовь святой Симеон созерцает как несозданное явление Бога в человеке.

Любовь соединяет людей и делает из них одну душу и одно тело.

Евхаристия

Святой Симеон отводит ей главное место на пути к Богу. Причастие вотелесняет нас Христу и Церкви. Понять вечные блага причастия можно только из опыта. Евхаристия – это свет, как и всё относящееся к Богу.

Святой Симеон настаивает на ежедневном причащении, но только по разрешению опытного духовника. Причастие – это Пасха (так же говорил и святой Иоанн Златоуст). Частое и сознательное причастие – центр духовной жизни.

О духовном руководстве

Можно научиться ходить перед Богом проводя жизнь в активном служении обществу. Ангельская жизнь возможна в городе точно так же, как и в пустыне.

Тот, кто не способен любить других, не может их исцелять. Святой Иоанн Лествичник говорит, что «истинного пастыря укажет любовь».

Старец ведёт по Божьему, а не по своему пути и не отнимает свободы ученика, вводя человека в то состояние, о котором Симеон пишет: «ДОСТИГНУТЬ МЕРЫ ВОЗРАСТА ИСПОЛНЕНИЯ ХРИСТОВА И СДЕЛАТЬСЯ БОГАМИ ПО БЛАГОДАТИ – ВОТ ТА ОДНА ЦЕЛЬ, ДЛЯ КОТОРОЙ МЫ И РОДИЛИСЬ ЛЮДЬМИ».

Главная страница

Особенности богословского учения прп. Симеона Нового Богослова

Γνωρίσματα τῆς θεολογικῆς διδασκαλίας τοῡ Ἁγίου Συμεών

Митрополит Новой Смирны г-н Симеон

Τοῦ Σεβασμιωτάτου Μηροπολίτου Νέας Σμύρνης κ. Συμεών

П ервое, что мы считаем необходимым подчеркнуть — это то, что прп. Симеон пропитан учением Священного Писания и основывается на богословии и аскетической традиции предшествующих Отцов Церкви.

Свидетельство Никиты Стифата о том, что прп. Симеон был «не образован» ( ἀ γράμματος ) (Жизнеописание 130) содержит в себе некий элемент преувеличения: стремясь выделить божественное происхождение его богословия и учения, он чересчур акцентирует внимание на отсутствии у него систематического энциклопедического образования. 1 Однако сами труды преподобного отца нас заставляют считать, что прп. Симеон его приобрёл, благодаря своему личному изучению, изумительное богословское образование. С самого начала открывается изумительное знание Священного Писания, которым он обладал. В его трудах мы обнаруживаем соответствующие ссылки на Библию, как из Ветхого, так и из Нового Завета, а, главным образом, из Евангелия. Всё это неким образом доказывает присущую ему самую тесную связь, которая существует между священными текстами и глубоким пониманием их духа.

Параллельно прп. Симеон показывает себя и как знаток святоотеческого богословия. Его многолетняя монашеская жизнь, личное изучение и переписывание священных текстов — рукописей, которыми он занимался на протяжении, как оказывается, многих лет — оказали большое влияние на восприятие им аскетической, мистической и богословского наследия предшествующих отцов. Сам он осознавал себя продолжателем этой традиции: «Затем святые, — пишет прп. Симеон в своих Главах , — которые являются из рода в род, через исполнение заповедей Божиих являются святыми, эти преукрашенные добром, подобно тем, (предшествовавшим им) просвещаются, восприемля благодать Божию по причастию, так что они становятся золотой цепью, каждый будучи особым звеном сей цепи, соединяющийся с предыдущим в вере, в делах и любви, так что он становится цепью, которая утверждаясь в Боге, не может внезапно разорваться» (Κεφ. 3, 4, SC 51, 81 )

Второй особенностью богословия прп. Симеона является её христоцентричность. Это проявляется во всех его творениях. Христос — это центр его мысли, точно также как и его жизни. Всё начинается во Христе, и всё в Нём имеет своё завершение. Христологическое благочестие прп. Симеона имеет некую уникальность, поскольку оно начинается, проистекает из личного созерцания Христа и явления Его преподобному. Оно даже является выражением любви к Спасителю. Иисус Христос — это Бог Слово, Творец мира., единосущный Отцу, и пребывает единосущным в своем уничижении (кеносисе), в своем вочеловечении, в своих страданиях, в своей смерти и воскресении. Для прп. Симеона все это не просто абстрактные формулы, но реалии веры и опыта. «Бог и человек, — пишет архиепископ Василий Кривошеин, — вовсе не разделены в мистицизме святого Симеона. И когда он говорит о подражании Христу, о причастности Его страданиям, Его Кресту, который нам следует поднять — и все это составляет одну часть весьма важной христоцентричной духовности прп. Симеона — это не просто человек о котором мы говорим и которому нам побуждают следовать, но «лишенный всякой гордости» и человеколюбивый Господь, Который стал истинным человеком, чтобы нас спаси. Его созерцание пребывает во свете. Сам он есть неизреченный свет, слава и радость Его — это божественный свет и как свет, он является в прп. Симеоне». (Dans la lumière du Christ, pp. 276-277 ).

Основополагающее место в богословии прп. Симеона занимает Святой Дух. Источник всех даров и всех духовных дарований, Святой Дух является тем, Кто преображает, Кто просвещает и обновляет. Он является печатью, которая запечатлевает всякого крещаемого во образ Христов, Он является светоносным источником, который возрождает человека во глубине его бытия.

В трудах прп. Симеона, мы находим превосходные и великолепные страницы посвящённые Святому Духу и его роли, которую Он играет в теле Церкви и в жизни каждого верующего. Сохранены также и составленные им некоторые молитвы, которые он посвятил Святому Духу, как, например, та таинственная «молитва», «Которой он призывает Святого Духа, Которого он зрит».

Замечательную молитву, которая посвящается Святому Духу, мы находим в 3-ем богословском слове. Она достойна того, чтобы нам услышать хотя бы ее часть:

Душе Святый, от Отца несказанно исходящий и на нас верных через Сына нисходящий, Дух жизни и ведения, Дух святости и совершенства, Дух благий, премудрый, человеколюбивый, утешительный, преславный, питающий вместе и напояющий, милующий, просвещающий, укрепляющий, Дух божественного терпения, Дух подающий радость, веселие, целомудрие, мудрость, ведение, кротость, незлобие, безпопечение о долу лежащих вещах, созерцание горнего, отгнатель лености, нерадения, рассеянности и лукавства, Дух — показатель тайн, обручение царства небесного, источник пророчеств, кратир учения, истребитель грехов, дверь покаяния, указывающий на вхождение в брани и , который есть дейсвительно привратник, Дух любви, мира, веры, воздержания, — прииди и вселися в ны и пребудь с нами неотлучно и нераздельно освяти, обнови, и просвети сердца наши, яко единосущный и равночестный и сопрестольный Сыну и Отцу и как делающий богами по благодати тех, кои приемлют Тебя действующего, истребляющий всякий грех и приносящий вместе с низшествием Твоим всякую добродетель. Не отвне имея приносимое Тобою, но оттуда, откуда как бы то ни было существует всякое благо, к тем, в которых ты вселяешься, делая существенно в самих себе вместилищами всякого блага. (3 ος Θεολογ. Λόγος, SC 122? 156-158)

Другой вероятно более чем исключительной и оригинальной особенностью богословской мысли прп. Симеона является персональное, личностное чувство благодати, сознание причастности животворящей благодати Святого Духа.

Действие-энергия не является магической или механической. Верующий призывается к тому, чтобы лично восприять опыт благодати сообразно образу сознательно, «очень ясно чувствуя» (εὐαισθήτως ) и «в чувстве и ведении» ( ἐν αἰσθήσει καὶ γνώσει ) согласно терминам, которые употребляются прп. Симеоном.

Прп. Симеон строго отделяет тех, которые в его эпоху верили, что они имеют Святой Дух с момента Крещения, но не ощущают Его и утверждают, что имели благодать через веру и только, без какого-либо опыта его присутствия.

«Вот я снова с теми, которые говорят, что они бессознательно имеют Святого Духа, и мнят, что обладают Им от божественного крещения, и считают, что имеют в себе самих сокровище, сознавая себя совершенно пустыми от Него. К тем говорю, которые исповедуют, что совершенно ничего не восчувствовали в крещении, а между тем полагают, что приняли в себе дары от Бога, и что с тех пор в них возобитала и доселе, якобы, в них пребывает благодать Божия; и не об этих только, но и о тех, которые говорят, что никогда не имели никакого в созерцании явного и осязательного чувства (благодати), но полагают, что приняли и удерживают в себе самих сию благодать, не по опыту, а по вере только и мысленно, как они слышали от Божественного Писания». ( Ἠθ. 5, 1-12, SC 129, 78-80 )

Проповедуя и возвещая явление сознательного образа причастия благодати и противопоставляя знанию, которое достигается опытом тех, которые что-то принимают из Священного Писания, прп. Симеон не игнорирует ту истину, что полнота ведения, знания принадлежит будущему веку.

«Итак я говорю и исповедую, что ныне (святые) только отчасти получают залоги будущих благ, все же обетованное они, уповаю, имеют получить после смерти». (Ἠθ. 5, 339-342, SC 129, 104)

Это учение прп. Симеона об осознанном опыте благодати святого Духа вызвала, как это оказалось, не только сдержанность и настороженность, но и многочисленную полемику со стороны его современников.

Ответ Святого был таков, что знание Бога не может быть «только рассудком, но делом благодати и истины» ( λόγῳ μόνῳ, ἀλλ’ ἔργῳ χάριτος καὶ ἀληθείας ). ( Ἠθ. 10, 479-480, SC 129, 294 )

Читать еще:  Патриарх призвал духовенство обличать грехи, не унижая людей

И он добавляет: «Станем, братия, пред сим зерцалом истины и будем избегать вредного и еретического учения тех, которые говорят, что ныне не открывается в нас верующих слава божества Господа Иисуса Христа посредством дара Святого Духа, ибо дар (благодати) подается в откровении и откровение через дар (благодать) действуется». ( Ἠθ. 10, 480-486, SC 129, 294 )

Прп. Симеон не сомневаясь говорит тем, которые утверждают, что могли бы принять и обладать Святым Духом «в неведении и бесчувствии», что это является « хулой » и противным обещаниям Христа (Ин. 7, 38), и что тот, кто не приемлет чувственно вечную жизнь уже в нынешнем мире, он не воспримет ее и в будущем веке. Глубокую убежденность прп. Симеона — и убежденность эта часто повторяется в его трудах —состоит в том, что все верующие могут стать причастниками и наследниками таинств Божиих «в созерцании и познании и опыте».

И если теперь многие этого состояния не достигают, то это объясняется недостаточностью прилагаемых подвигов и усилий.

Посему, кто не сподобился еще достигнуть сего и получить такие блага, то пусть обвиняет самого себя, а не говорит, как непщующий вины о гресех, что это невозможно, или что хотя и возможно и бывает, но неведомо бывает, да узнает из сообщаемого в Священном Писании, что дело си возможно и истинно бывает, и совершается заведомо нам, так что мы не можем не знать: но по причине опущения и неисполнения заповедей Христовых, каждый соразмерно стем сам себя лишает таковых благ. (Ηθ.10, 914-922)

© П еревод иеромонаха Сергия Троицкого, 2012

Источник: Πειρα ΐκη Εκκλησία, τεθχ. 230, Οκτώβριος 2011, σελ. 28-30

1 τὴν ἔλλειψη ἐκτετα

μένης ἐγκυκλίου παιδείας.

Речь идет о круге энциклических наук — тривиуме и квадриувиуме, который имели почти что многие выдающиеся учителя и Отцы Церкви-богословы.

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

Родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного.

Студийский монастырь

Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятований о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.

Монастырь святого Маманта

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого мученика Маманта. Был рукоположен в сан пресвитера Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом.

Прп. Симеон привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.

Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.

Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.

Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое.

Изгнание и основание обители святой Марины

Преподобный Симеон ежегодно праздновал память своего наставника Симеона Благоговейного, составил в честь его похвальные слова, песни и каноны, написал и икону его. Патриарх Сергий Мануилит, услышав об этом, одобрил Симеона, но митрополит Стефан Никомидийский, а с ним и некоторые из приходских иереев и мирян восстали против этого обычая, находя его противным порядкам церкви и соблазнительным [2].

Для успокоения умов и удовлетворения Стефана патриарх с Синодом решили удалить Симеона из Константинополя. Он удалился на берег Босфора и в местность, принадлежащую его ученику и почитателю, патрицию Христофору Фагуру. Здесь Преподобный устроил обитель святой Марины, прожил в ней 13 лет и скончался мирно в 1022 г. [3].

Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них — чудесное обретение его образа. Житие его было написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

Труды

Симеон Новый Богослов замечателен преимущественно как богослов-проповедник; отличительная черта его богословствования — приложение теоретического христианского учения к христианской жизни.

Из сочинений Преподобного на славянском и русском языках изданы весьма немногие. В «Добротолюбии» напечатаны: «Главы деятельные и богословские» (числом 152; в русском переводе напечатаны в «Христ. чтении», 1823, под заглав. «Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы»), «Слово о вере» (русский перевод в «Христ. чтении», 1821) и «Слово о трех образах молитвы».

В 1852 г. в Москве напечатано в славянском переводе 12 «Слов» Симеона Нового Богослова, взятых из числа 35; эти 12 «Слов» переведены на русский язык после тщательного сличения с греческою рукописью, находящейся в моск. синодальной библиотеке (М., 1869).

Другие сочинения преподобного Симеона (девяносто два «слова», «Деятельные и богословские главы» и «Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного») переведены с новогреческого епископом Феофаном («Слова преп. Симеона Нового Богослова», М., 1879 и 1882; 2 изд., ib., 1890—92).

«Слова» преподобного Симеона отличаются простотою и сердечностью; он наставляет, внушает, умиляет; современники его, привыкшие к искусственному красноречию, находили его «слова» ненаучными и нериторичными.

Изданы также «Божественные гимны Преподобного Симеона Нового Богослова» (перевод с греческого, Москва, Сергиев Посад, типография И.И. Иванова 1917).

Церковь наименовала Симеона Новым Богословом, находя в его произведениях сходство с произведениями Григория Богослова: и тот, и другой отличались глубиной созерцания истин христианского благочестия.

Преподобный Симеон считается основателем того учения о небесном озарении души верующего, которое впоследствии привело к спору паламитов и варлаамитов.

В славянских молитвенниках печатается Симеонова молитва пред приобщением Св. Таин.

Сочинениями преподобного Симеона нередко свидетельствуется преподобный Нил Сорский («якоже Симеон новый Богослов повелевает»; «якоже рече св. Симеон»).

Почитание

Молитвословия

Божественное озарение, Симеоне отче, / восприяв в души твоей, / светило в мире показался еси светлейшее, / разгоняя того мракобесие / и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа, / Егоже прилежно моли // даровати нам велию милость.

Ин тропарь, глас 1

Внешния мудрости пребывая непричастен, / Божественныя же преисполнен был еси последи / и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне. / Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием: / слава тя прославльшему Христу, / слава тя дивна Показавшему, // слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин тропарь, глас 4

Яко Света Трисолнечнаго зритель / и таинственнаго Богословия сказатель, / освященне Симеоне, отче наш, / испроси душам нашим просвещения свыше / и страстей отгони от нас мглу, / яко бо, служитель велий Христов, // всем подаеши полезная, преподобне.

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре, / Богослов явился еси Пребожественныя Троицы. / Свыше премудростию словес обогатився, / источил еси Богомудрия Божественный струй, / от нихже пиюще, вопием: // радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Ин кондак, глас 2 (Подобен: Кровей твоих)

Яко Богослов Божий Божественнейший / и молитвенник наш велий ко Господу, / присно, Симеоне, моли даровали нам грехов прощение // и живота исправление, преподобне.

Литература

  • Епископ Феофан, «Жизнь препод. С. Нового Богослова» («Душепол. чтение», 1877, февраль);
  • А. Лебедев, «Византийская образованность вообще, богословская наука и литература в частности» («Чтения в Общ. любителей духовного просвещения», 1877, ч. II);
  • его же, «О направлениях в религиозно-умственной жизни, очерки из истории восточной церкви IX, X и XI вв.» (ib., 1878, ч. I).

ДОКУМЕНТ: Программа V Международной богословской конференции РПЦ МП «Православное учение о церковных таинствах» Москва, 13–16 ноября 2006

V Международная богословская конференция

Русской Православной Церкви усской Православной Церкви

«ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВАХ»

Москва, 13–16 ноября 2007

Конференц зал г/к «Даниловская»

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II

Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси,

Председатель Синодальной Богословской комиссии «Православная сакраментология»

Высокопреосвященный КАЛЛИСТ, Митрополит Диоклийский

«Святоотеческие основания православного учения о Таинствах»

13:00-14:30 Проф. архим. ИАННУАРИЙ (Ивлиев) (СПбДА)

«Новозаветные корни православного учения о Таинствах»

Доц. прот. Валентин АСМУС (МДА)

«Догматическое учение о таинствах в греческом и русском

систематическом богословии XVII–XX вв.»

15:30-17:00 Доц. диакон Михаил ЖЕЛТОВ (ЦНЦ «Православная энциклопедия»;

«Историко-литургические аспекты сакраментологии»

Проф. прот. Владислав ЦЫПИН (МДА)

«Канонические основания сакраментологии»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

17:30-19:00 Засл. проф. М. С. ИВАНОВ (МДА)

«Понятие «таинство» в православном богословии»

Презентация 41-го номера сборника «Богословские труды»

Таинства Крещения и Миропомазания

Большой конференц-зал ОВЦС

10:00-11:45 Высокопреосвященный ГЕОРГИЙ,

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский

«Таинства Крещения и Миропомазания: Богословские аспекты»

А. А. ТКАЧЕНКО (ИВИ РАН; ЦНЦ «Православная энциклопедия»; МДА; ПСТГУ)

«Таинство Крещения в Новом Завете и в ранней Церкви»

Проф. Андрей ЛОССКИЙ (Свято-Сергиевский институт, Париж, Франция)

«Учение некоторых отцов Церкви V–VIII вв. о Крещении и Миропомазании»

Читать еще:  Первому Московскому хоспису присвоено имя Веры Миллионщиковой

12:15-14:00 Проф. Харальд БУХИНГЕР (Университет Вены, Австрия)

«Крещение и Миропомазание в сирийской традиции III–IV веков»

Проф. Максвелл ДЖОНСОН (Университет Нотр-Дам, США)

«Крещение и Миропомазание в египетской традиции III–IV веков»

Проф. Ханс-Юрген ФЁЛЬНЕР (Университет Вены, Австрия)

«Таинства Крещения и Миропомазания в западной традиции до VIII в.»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

15:00-16:45 Проф. Мерья МЕРРАС (Университет Йоэнсуу, Финляндия)

«Некоторые важнейшие аспекты таинств Крещения и Миропомазания в ранневизантийской традиции»

Проф. диакон Павел ГАВРИЛЮК (Университет св. Фомы, США)

«Описание таинства Крещения в трактате «О церковной иерархии» Corpus Areopagiticum: Жил ли Дионисий Ареопагит в Константинополе?»

С. Ю. АКИШИН (Екатеринбургская Духовная Семинария)

«Чин Крещения и Миропомазания в византийской литургической традиции»

17:15-19:00 Проф. Константин СКУТЕРИС (Афинский университет, Греция)

«Крещение и первородный грех»

Проф. Поль ДЕ КЛЕРК (Католический университет Парижа, Франция)

«Практика и богословие Конфирмации»

Священник Сергий ГОВОРУН (КДА; ОВЦС)

«Богословские аспекты и практика приема в Православие из инославия»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

Конференц зал г/к «Даниловская»

10:00-11:45 Высокопреосвященный КОНСТАНТИН,

«Таинство Евхаристии: богословские аспекты»

Доц. прот. Леонид ГРИЛИХЕС (МДА)

«Ветхозаветные прообразы Евхаристии»

Епископ Герцеговинский на покое (Сербия)

«Евхаристия в творениях мужей апостольских, мч. Иустина Философа и сщмч. Иринея Лионского»

12:15-14:00 Проф. Марсель МЕТЦГЕР (Университет Страсбурга, Франция)

«Евхаристия и другие чины в литургико-канонических сборниках II–IV вв.»

П. Б. МИХАЙЛОВ (ИФ РАН; ПСТГУ)

«Учение о Евхаристии и других таинствах в творениях великих Каппадокийцев»

Проф. Энрико МАЦЦА (Католический Университет Милана, Италия)

«Евхаристия в больших огласительных циклах IV в.»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

15:00-16:45 Протоиерей Иоанн МАКГАКИН (Колумбийский Университет Нью-Йорка, США)

«Богословие Евхаристии в творениях свт. Кирилла Александрийского»

В. В. ПЕТРОВ (ИФ РАН)

«Богословие Евхаристии в «Corpus Areopagiticum» и у прп. Максима Исповедника»

Проф. Шарль РЕНУ (Университет Сорбонны, Париж)

«Песнопения Божественной литургии в древнем иерусалимском богослужении»

Проф. священник Андрей ЛАУТ (Даремcкий университет, Великобритания)

«Вопросы богословия Евхаристии в период иконоборческих споров»

17:15-19:00 Преосвященный ИЛАРИОН,

Епископ Венский и Австрийский

«Богословие Евхаристии в антиохийской богословской традиции и у прп. Симеона Нового Богослова»

Проф. Чезаре ДЖИРАУДО (Папский Восточный институт, Рим, Италия)

«Структура классических евхаристических молитв (анафор) Востока и Запада»

Священник Павел КУМАРЬЯНОС (Афинский университет, Греция)

«Историко-литургические аспекты Евхаристии в византийской традиции»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

Малый конференц-зал ОВЦС

10:00-11:45 Высокопреосвященный ЕВГЕНИЙ,

«Таинство Покаяния: богословские аспекты»

Священник Дмитрий ЮРЕВИЧ (СПбДА; МДА)

«Библейские основания таинства Покаяния»

Проф. А. М. ПЕНТКОВСКИЙ (МДА)

«Покаянная практика Востока и Запада во 2-й половине первого тысячелетия по Р. Х.»

12:15-14:00 Священник Александр ЗАДОРНОВ (МДА)

«Каноническая регламентация покаянной дисциплины»

М. В. КОРОГОДИНА (СПбГУ)

«Греческие и русские покаянные тексты: вопросники, поновления и епитимийники»

Проф. священник Николай ЛОССКИЙ (Свято-Сергиевский институт, Париж)

«Таинство Покаяния и Евхаристия»

15:00-16:45 Игумен ГРИГОРИЙ (Вульфенден) (США)

«Таинство Покаяния в латинской литургической традиции»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

Проф. Серджо УБЬЯЛИ (Миланский университет, Италия)

«Догматическое учение о таинстве Покаяния в католическом богословии»

Прот. Николай ОЗОЛИН (Свято-Сергиевский институт, Париж)

«Таинство Покаяния в византийской литургической традиции»

Таинство Елеосвящения / Таинства и священнодействия

Патриаршая резиденция в Даниловом монастыре

10:00-11:45 Высокопреосвященный ДИМИТРИЙ,

Архиепископ Тобольский и Тюменский

«Таинство Елеосвящения: богословские аспекты»

А. А. ТКАЧЕНКО (ИВИ РАН; ЦНЦ «Православная энциклопедия»; МДА; ПСТГУ)

«Врачевальное помазание елеем в раннехристианской традиции: модели интерпретации»

Диак. Иоанн РЕМОРОВ (Новосибирский Богословский институт)

«Византийское чинопоследование таинства Елеосвящения»

12:15-14:00 Доц. А. Ю. ВИНОГРАДОВ (ИВИ РАН; ПСТГУ)

«Слово . в античной и раннехристианской литературе»

Проф. Б. А. УСПЕНСКИЙ (Неаполитанский Восточный университет, Италия)

«Поставление на царство в русской и византийской традиции»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

Инокиня ВАССА (Ларина) (Православный Богословский институт, Мюнхен, Германия)

«Поминовение светской власти в византийском богослужении как выражение отношения Церкви к государству»

15:00-16:45 Виталий ПЕРМЯКОВ (Университет Нотр-Дам, США)

«Чин освящения храма в восточных традициях»

Священник Константин ПОЛЬСКОВ (ПСТГУ)

«Монашеский постриг как таинство Церкви»

О. А. РОДИОНОВ (ИВИ РАН)

«Богословское осмысление монашества в трудах восточных отцов Церкви»

17:15-19:00 Проф. священник Стефан АЛЕКСОПУЛОС (Афинский университет, Греция)

«Чин литургии Преждеосвященных Даров: Богословские аспекты»

Проф. Елена ВЕЛКОВСКА (Университет Сиены, Италия)

«Чины погребения в византийской традиции»

Проф. Стефано ПАРЕНТИ (Папский университет св. Ансельма, Рим, Италия)

«Местные обычаи в традициях совершения таинств в Византии: Константинополь, Ближний Восток, Южная Италия»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

Большой конференц-зал ОВЦС

10:00-11:45 Преосвященный СЕРАФИМ,

Епископ Бобруйский и Быховский

«Таинство Священства: Богословские аспекты»

Иеромонах НИКОЛАЙ (Сахаров) (Православный богословский институт Кембриджа, Великобритания)

«Библейские основания таинства Священства»

«Святоотеческие основания таинства Священства»

12:15-14:00 Проф. А. М. ПЕНТКОВСКИЙ (МДА)

«Чинопоследования хиротоний в византийской традиции»

Проф. В. М. ЖИВОВ (ИРЯ РАН)

«Архиерейское обещание: эволюция текста в России XV–XVIII вв. и проблемы церковной истории»

Проф. священник Александр РЕНТЕЛЬ (Свято-Владимирская семинария, Нью-Йорк, США)

«Чинопоследования хиротоний и каноническая процедура извержения из сана: сопоставление»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

15:00-16:45 Священник Николай ЕМЕЛЬЯНОВ (ПСТГУ)

«Догматическое учение об апостольском преемстве»

«Всеобщее священство верных и церковная иерархия»

Священник Андрей ПОСТЕРНАК (ПСТГУ)

«Вопрос о «женском священстве»

Секция II (продолжение)

Конференц зал г/к «Даниловская»

10:00-11:45 Проф. Себастьян БРОК (Оксфордский университет)

«Эпиклеза в сирийской литургической традиции»

Проф. Роберт ТАФТ (Папский Восточный институт, Рим, Италия)

«Богословские аспекты исторического развития анафоры свт. Иоанна Златоуста»

Проф. Габриела ВИНКЛЕР (Университет Тюбингена, Германия)

«Эпиклеза и рассказ об установлении Евхаристии в анафоре свт. Василия Великого»

Проф. архим. ИОВ (Геча) (Свято-Сергиевский богословский институт, Париж, Франция)

«Учение о Евхаристии у св. Николая Кавасилы и блж. Симеона Солунского»

12:15-14:00 Игумен ДИОНИСИЙ (Шленов) (МДА)

«Богословская сторона споров об опресноках»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

П. В. ЕРМИЛОВ (ПСТГУ)

«Догматические споры о Евхаристии в Византии в XII в.»

А. Г. ДУНАЕВ (ИС РПЦ)

«Православное учение о Евхаристии в контексте паламитских споров»

15:00-16:45 Николай КАЗАРЯН (Свято-Сергиевский институт, Париж, Франция)

«Сакраментология патриарха Константинопольского Иеремии II»

Проф. Герхард ПОДСКАЛЬСКИ (Философско-богословский институт, Франкфурт-на-Майне)

«Греческое евхаристическое богословие в эпоху туркократии (1453–1821)»

М. М. БЕРНАЦКИЙ (ИС РПЦ)

«Хлебопоклонная ересь» и другие вопросы догматического учения о Евхаристии в московском богословии кон. XVII в.»

17:15-19:00 Проф. священник Олег ДАВЫДЕНКОВ (ПСТГУ)

«Евхаристическая христология в контексте богословского диалога между Православной Церковью и Ориентальными Церквами»

«Учение о Евхаристии в ранней и классической схоластике»

Проф. Хуан АРКАС (Папский институт св. Ансельма, Рим)

«Католическое богословие Евхаристии после II Ватиканского Собора»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

Малый конференц-зал ОВЦС

10:00-11:45 Проф. прот. Владимир ВОРОБЬЕВ (ПСТГУ)

«Таинство Брака: Богословские аспекты»

Проф. священник Иоанн БЭР (Свято-Владимирская семинария, Нью-Йорк, США)

«Брак и аскетизм»

Доц. А. И. ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА (РГГУ; СФИ)

«Предпосылки возникновения концепции брака в иудаизме: Книга пророка Осии и Книга Руфь»

Проф. Иван ЖЕЛЕВ (Софийский университет, Болгария)

«Брак в Новом Завете»

12:15-14:00 Доц. П. Ю. МАЛКОВ (ПСТГУ)

«Восточные отцы и учители Церкви о браке»

А. Р. ФОКИН (ИФ РАН; ПСТГУ)

«Западные отцы и учители Церкви о браке»

Доц. диакон Михаил ЖЕЛТОВ (ЦНЦ «Православная энциклопедия»; МДА; ПСТГУ)

«История чинопоследования венчания в византийской традиции»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

15:00-16:45 Священник Владимир ХУЛАП (Санкт-Петербургская епархия)

«Вопрос о «совершителе» таинства Брака на Востоке и на Западе»

А. Г. БОНДАЧ (МДА; ТюмГУ)

«Канонические аспекты таинства Брака»

Е. В. БЕЛЯКОВА (ИРИ РАН)

«Развод и повторные браки христиан: богословские аспекты»

Догматическое учение о таинствах в целом

Патриаршая резиденция в Даниловом монастыре

10:00-11:45 Проф. Брайан СПИНКС (Йельский Университет, США)

«Богословие таинств в восточно-сирийской традиции»

Проф. Даниил ФИНДИКЯН (Семинария св. Нерцесса, США)

«Богословие таинств в армянской традиции»

Проф. К. М. ДЖОРДЖ (Коттаямская духовная семинария, Индия)

«Богословие таинств в маланкарской традиции»

12:15-14:00 Доц. игумен АНДРОНИК (Трубачев) (МДА)

«Философия культа» свящ. Павла Флоренского»

Священик Михаил ПЛЕКОН (Университет Нью-Йорк Сити, США)

«Всегда все вместе для того же самого»— Экклезиологический и сакраментологический подход прот. Н. Афанасьева»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

Проф. Дж. ВАН РОССУМ (Свято-Сергиевский институт, Париж, Франция)

«Сакраментология прот. А. Шмемана»

15:00-16:45 Д-р Дагмар ХЕЛЛЕР (Комиссия Евангелической Лютеранской Церкви Германии по связям с православными)

«Сакраментология в герменевтической перспективе»

К. Б. СИГОВ (Национальный Университет «Киево-Могилянская Академия»)

«Таинство Брака и герменевтика человеческого бытия»

Доц. прот. Кирилл КОПЕЙКИН (СПбДА)

«Евхаристия и материя»

17:15-19:00 Прот. Ростислав СНИГИРЕВ (Калужская Духовная семинария)

«Ветхозаветная обрядность и новозаветные таинства»

Диак. Владимир ВАСИЛИК (СПбДА)

«Учение о Евхаристии в гимнографических памятниках Церкви»

Проф. А. И. ХОЛОДНЫЙ (Корнельский университет, США)

«Исцеление души и тела в таинствах Церкви»

Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007 г.

Конференц зал г/к «Даниловская»

10:00-11:45 Высокопреосвященный КИРИЛЛ

Митрополит Смоленский и Калининградский,

Председатель Отдела внешних церковных связей

«Таинства в жизни Церкви»

Круглый стол «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии»

12:15-14:00 Круглый стол «Церковно-практические аспекты православной

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector