5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЮНЕСКО: Треть российских школьников становятся жертвами травли

ЮНЕСКО: треть российских школьников подвергаются травле

Треть российских школьников подвергаются травле во время учебы. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на директора Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Тиграна Епояна.

«В России 32% подростков совершают насильственные действия против своих сверстников и около 27% школьников становятся жертвами буллинга [психологической травли]. При этом кибербуллинг [травля в Интернете] занимает в России первое место», — рассказал Епоян.

Он отметил, что для преодоления психологического давления на детей в школе, необходимо тесное взаимодействие учителей, родителей и самих детей.

«Помимо создания безопасной инфраструктуры в школе необходимо, чтобы весь педколлектив придерживался четкой и внятной позиции, что в школе не терпят и не допускают насилия. Для этого нужно прописывать четкие должностные инструкции для всего педагогического коллектива. Ни в коем случае нельзя умалчивать и скрывать случаи насилия в школе», — заметил он.

ЮНЕСКО разработало для педагогов пособие «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях», а также проводит дистанционное обучение по профилактике насилия в школе для учителей.

  • 20:25 Срочник из Калининграда рассказал, что его ЭКГ подменили в военкомате и заставили идти в армию с больным сердцем
  • 19:43 В Иркутской области женщина с рассеянным склерозом пожаловалась на перебои в поставке жизненно важного препарата
  • 19:21 Роспотребнадзор разрешит посещать бассейны и фитнес-центры по предварительной записи
  • 17:52 В Томской области люди с аутоиммунными заболеваниями пожаловались на нехватку «Плаквенила». Им лечат COVID-19
  • 17:23 В Москве задержали Илью Азара за пикет в поддержку основателя паблика «Омбудсмен полиции»
  • 17:19 Минздрав подтвердил смерть 101 медика с COVID-19
  • 16:16 5 миллионов рублей пожертвовали для людей в сложной жизненной ситуации участники акции #менякасается
  • 15:36 Дочь писателя Эдуарда Успенского попросила не называть литературную премию именем ее отца из-за домашнего насилия
  • 15:33 Выпускники СПбГУ выпустили открытое письмо против харассмента
  • 15:04 Парад Победы в России пройдет 24 июня
  • 14:41 «Гоголь-центр» собрал 1,5 миллиона рублей для больниц, помогающих пациентам с коронавирусом
  • 14:22 В Адыгее СК завел уголовное дело на главу поселения после того, как 155 человек заразились COVID-19 на похоронах
  • 14:00 «Детей оставили на улице в опасности». Жительница Кубани — о том, как полиция задержала ее мужа за нарушение самоизоляции
  • 12:46 «Это большая радость и победа». Зоозащитники поддержали допуск волонтеров в приюты для животных в Москве
  • 12:24 В России за три месяца умерло больше трудоспособного населения, чем за аналогичный период в 2019 году
  • 12:16 СПЧ предложил отменить штрафы от «Социального мониторинга» за нарушение самоизоляции
  • 11:54 «Агора» и «Зона права» запустили проект по защите от произвола по наркоделам «Фабрика 228»
  • 11:12 В COVID-больницах Северной Осетии скончались 197 человек. Только у 22 из них подтвердился коронавирус

Загрузить ещё

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности e-mail адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

(Протокол № 1 от 20.01.2020 г.)

  1. Значение настоящей публичной оферты
    1. Настоящая публичная оферта («Оферта») является предложением Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным лицам «Нужна помощь» («Фонд»), реквизиты которого указаны в разделе 6 Оферты, в лице Директора Алешковского Дмитрия Петровича, действующего на основании Устава, заключить с любым лицом, кто отзовется на Оферту («Донор»), договор пожертвования («Договор»), на условиях, предусмотренных Офертой.
    2. Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем размещения ее на Сайте Фонда в сети Интернет по адресу: nuzhnapomosh.ru.
    4. Оферта действует бессрочно. Фонд вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.
    5. В Оферту могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте Фонда.
    6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительности всех остальных условий Оферты.
    7. Местом размещения Оферты считается город Москва, Российская Федерация.
  2. Существенные условия Договора
    1. По настоящему договору Донор передает в качестве добровольного пожертвования собственные средства любым из указанных в п. 3.2 способов, а Фонд принимает пожертвование и использует его в соответствии с уставными целями Фонда.
    2. Перечисление средств Фонду по настоящей Оферте является пожертвованием в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации. Факт передачи пожертвования свидетельствует о согласии Донора с условиями Оферты.
    3. При получении пожертвования в пользу организации-участника благотворительной программы «Нужна помощь.ру» или проекта, Фонд направляет 100% пожертвования в эту организацию. Фонд не удерживает процент от полученных средств.
    4. Назначение пожертвования: благотворительное пожертвование передается на осуществление уставной деятельности Фонда.
  3. Порядок заключения Договора
    1. Договор заключается путем акцепта Оферты Донором.
    2. Оферта может быть акцептована Донором путем перечисления денежных средств любым платежным способом, который указан на сайтах, а именно:
      1. путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в п. 6 Оферты, с указанием «пожертвование на уставную деятельность» либо «пожертвование на реализацию Благотворительной программы «Нужна помощь.ру», в строке: «назначение платежа»;
      2. c использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем представленных на сайтах https://nuzhnapomosh.ru/, https://takiedela.ru/, https://sluchaem.ru/, https://tochno.st/ — позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
      3. путем помещения наличных денежных средств (банкнот или монет) в ящики (короба) для сбора пожертвований, установленные Фондом или третьими лицами от имени и в интересах Фонда в общественных и иных местах.
    3. Совершение Донором любого из действий, предусмотренных пунктом 3.2 Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    4. Датой акцепта Оферты и, соответственно, датой заключения Договора является дата поступления денежных средств от Донора на расчетный счет Фонда, а в случае совершения пожертвования денежных средств через ящики (короба) — дата выемки уполномоченными представителями Фонда денежных средств из ящика (короба) для сбора пожертвований.
    5. Донор не устанавливает сроки использования добровольного пожертвования Фондом.
  4. Права и обязанности сторон
    1. Фонд обязуется использовать полученные от Донора по настоящему договору денежные средства строго в соответствии с действующим законодательством РФ и в рамках уставной деятельности и благотворительных программ «Нужна помощь.ру» и «Если быть точным».
    2. Донор имеет право по своему усмотрению выбрать объект оказания помощи, указав соответствующее Назначение платежа при переводе пожертвования. Актуальный список проектов и фондов-участников благотворительной программы «Нужна помощь.ру» публикуются на сайте, в соцсетях и СМИ. Полученные от Донора в качестве пожертвований денежные средства, не израсходованные Фондом в полном объеме или частично по причине закрытия потребности согласно назначению пожертвований, не возвращаются, а перераспределяется Фондом самостоятельно на другие актуальные уставные цели.
    3. При получении безадресного пожертвования на расчетный счет по реквизитам Фонд самостоятельно конкретизирует его использование, исходя из статей бюджета, утвержденных Советом фонда, являющихся неотъемлемой частью деятельности Фонда либо направляет их на расходы на административные нужды Фонда в соответствии с Федеральным законом № 135 от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
    4. Донор имеет право на получение информации об использовании пожертвования. Для реализации указанного права Фонд размещает на сайте:
      1. информацию о суммах пожертвований, полученных Фондом, в том числе о суммах пожертвований, полученных для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
      2. отчет о целевом использовании полученных пожертвований, в том числе для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
      3. отчет об использовании пожертвований в случае перемены целей, на которые направляется пожертвование. Донор, не согласившийся с переменой цели финансирования, вправе в течение 14 календарных дней после публикации указанной информации потребовать в письменной форме возврата денег.
    5. Фонд не несет перед Донором иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.
  5. Прочие условия
    1. Совершая действия, предусмотренные данной Офертой, Донор подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящей Оферты, целями деятельности Фонда и Положением о благотворительной программе «Нужна помощь.ру» и «Если быть точным», осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящей Оферты
    2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  6. Реквизиты Фонда

    Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»

    Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
    ИНН: 9710001171
    КПП: 770401001
    ОГРН: 1157700014053
    Номер счета получателя платежа: 40703810238000002575
    Номер корр. счета банка получателя платежа: 30101810400000000225
    Наименование банка получателя платежа: ПАО СБЕРБАНК РОССИИ г. Москва
    БИК: 044525225

    Регистрируясь на интернет-сайте благотворительного фонда «Нужна помощь», включающего в себя разделы «Журнал» (takiedela.ru), «Фонд» (nuzhnapomosh.ru), «События» (sluchaem.ru), «Если быть точным» (tochno.st), («Сайт») и/или принимая условия публичной оферты, размещенной на Сайте, Вы даете согласие Благотворительному фонду помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» («Фонд») на обработку Ваших персональных данных: имени, фамилии, отчества, номера телефона, адреса электронной почты, даты или места рождения, фотографий, ссылок на персональный сайт, аккаунты в социальных сетях и др. («Персональные данные») на следующих условиях.

    Персональные данные обрабатываются Фондом для целей исполнения договора пожертвования, заключенного между Вами и Фондом, для целей направления Вам информационных сообщений в виде рассылки по электронной почте, СМС-сообщений. В том числе (но не ограничиваясь) Фонд может направлять Вам уведомления о пожертвованиях, новости и отчеты о работе Фонда. Также Персональные данные могут обрабатываться для целей корректной работы Личного кабинета пользователя Сайта по адресу my.nuzhnapomosh.ru.

    Персональные данные будут обрабатываться Фондом путем сбора Персональных данных, их записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения, использования, удаления и уничтожения (как с использованием средств автоматизации, так и без их использования).

    Передача Персональных данных третьим лицам может быть осуществлена исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

    Персональные данные будут обрабатываться Фондом до достижения цели обработки, указанной выше, а после будут обезличены или уничтожены, как того требует применимое законодательство Российской Федерации.

    Исследование показало, что треть российских школьников подвергаются травле

    Педагоги недооценивают эту цифру в пять раз

    05.02.2019 в 11:11, просмотров: 2608

    Новое исследование, проведённое специалистами из Высшей школы экономики, показало, что 27,5 процента школьников в России сталкиваются с так называемым буллингом — травлей со стороны сверстников. В то же время специалисты утверждают, что в среднем по миру этот показатель ещё выше.

    Как сообщает «Коммерсант», в России с травлей сталкивается более четверти учеников, а в мире эта проблема затрагивает 35 процентов учащихся. Чтобы объяснить, почему так происходит, учёные попытались выяснить, каким образом инициаторов буллинга и детей, которые от него страдают, воспитывают в семье.

    В качестве одного из факторов, повышающих вероятность попадания ребёнка стать жертвой буллинга, специалисты называют недостаточное участие в его воспитании отца и чрезмерный контроль со стороны матери, причём контроль в данном случае редко сопровождается эмоциональной поддержкой. Также постоять за себя оказывается сложно тем детям, которые вместо поддержки со стороны родителей получают от них лишь неконструктивную критику.

    В свою очередь, непосредственными участниками и инициаторами издевательств над сверстниками чаще всего становятся те дети, у которых в юные годы школьными хулиганами были и родители. Лишь 5,5 процента детей более вежливых отцов сам оказывается склонен к проявлению агрессии, в то время как потомки организаторов травли и сами ведут себя неподобающим образом в 16 процентах случаев, то есть почти втрое чаще.

    Помимо этого, специалисты отмечают, что чаще прочих о травле сообщают дети, не относящиеся к этническому большинству.

    Также учёные перечислили несколько причин, по которым масштаб проблемы остаётся недооценённым: дети зачастую оказываются склонны сами замалчивать её перед родителями и учителями, из-за чего многие педагоги считают количество школьников, подвергающихся издевательствам, в пять раз меньшим, чем в действительности.

    Психологи рекомендуют родителям объяснять детям, что сообщать старшим о фактах травли не является проявлением слабости, а также пресекать желание своих детей устраивать травлю одноклассников, устанавливая строгие наказания за такое поведение. Помимо этого, исследователи рекомендуют не стесняться обращаться со своими детьми к психологам.

    Исследование ученых: каждого третьего ребенка травили в классе

    Травля детей своих сверстников — привычное явление в школе. И не только в российской. Фото: EAST NEWS

    Взял топор и пошел крушить… Закидали классы «коктейлями Молотова»…

    Жестокость подростков, напавших на учительницу и школьников, за гранью понимания. За что? Почему?

    Следователи и психологи теперь пытаются найти тот спусковой крючок, который включил во внешне спокойном и мало чем выделявшемся парне убийцу. И находят его достаточно быстро — травля. Мол, молодому человеку было некомфортно в школе. Он терпел-терпел да и не вытерпел.

    И это банальное объяснение, скорее всего, самое правильное. Травля (она же по-современному буллинг — от англ. bullying — агрессивное преследование одного из членов коллектива) — привычное явление в школе. И не только в российской. С травлей борются в школах Скандинавии, Германии, Южной Кореи. Исследования проводят во Франции и США. Она практически не связана с социальными условиями — это, как утверждают некоторые специалисты по психологии ранней юности, «болезнь подросткового возраста». Когда хочется самоутвердиться (и на других в частности), почувствовать границы возможного в обществе, нащупать слабое звено.

    Почва для буллинга

    Ребята, только что сами окончившие школу, — студенты лаборатории образовательной журналистики Высшей школы экономики — провели в конце прошлого года, наверное, первое масштабное исследование проблемы буллинга в России. Опрошено больше 1200 учеников 7 — 11-х классов из Москвы и Подмосковья.

    И вот печальные цифры:

    Почти 70% опрошенных говорят, что им приходилось наблюдать травлю.

    60% признались, что жертвой был один из их знакомых.

    12% заявили, что сами участвовали в травле. И это явно заниженная цифра — мало кто (пусть и анонимно) готов признаться, что он выступал агрессором по отношению к другому человеку.

    Опрос школьников Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

    Взрослым не доверяют

    И тут возникает главная проблема — подвергшиеся травле ребята не надеются на помощь взрослых — ни родителей, ни учителей. Опрос студентов показывает: больше половины подростков, подвергшихся унижениям в классе или в спортивной секции, вообще никому не рассказывали о своей беде.

    Из тех же, кто рассказал о проблеме родителям (а это около 200 человек из числа опрошенных), говорят, что взрослые им ничем помочь не смогли.

    Вот некоторые самые популярные ответы ребят на вопрос о том, как поступили папы и мамы после рассказа школьника:

    Оказали моральную поддержку (об этом сказали 10 подростков).

    Посоветовали держаться подальше от обидчиков (10 опрошенных).

    Пошли в школу разбираться с обидчиками (10 опрошенных).

    Обратились к классному руководителю (5 опрошенных).

    Написали заявление в полицию (1 опрошенный).

    Обучили самообороне (1 опрошенный).

    Отправили на прием к психологу (1 опрошенный).

    Понятно, что совет держаться подальше — один из самых непродуктивных.

    Жертв буллинга меньше среди тех, кого изначально поддерживают взрослые, кому помогают решить трудности, возникшие в школе. Если ребенок чувствует поддержку семьи, вероятность того, что более сильные сверстники решаться его травить, заметно снижается. Подростки чувствуют слабаков, за счет которых можно самоутвердиться, и тех, с кем лучше не связываться. Даже если такой человек физически слабее.

    В международных исследованиях, которые перелопатили студенты, приводятся такие не очень обнадеживающие выводы:

    Отсутствие доверительных отношений с родителями повышает шанс подростка как стать жертвой буллинга, так и инициатором травли.

    Чем выше родитель оценивает школу, тем меньше он придает значение жалобам ребенка о том, что он жертва буллинга. То есть логика взрослых такая: «Мы отдали тебя в самую престижную школу в районе (городе). Это было непросто. Все, что ты говоришь об атмосфере здесь, — неправда, ты просто ищешь повод здесь не учиться».

    Спусковой крючок

    Школьники, которые постоянно подвергаются издевательствам со стороны сверстников, чувствуют себя неуверенно, они находятся в ожидании нападения. Чувствуют себя изгоями, часто замыкаются в себе. Результаты международного исследования PISA показали, что 26% постоянных жертв буллинга чувствуют неудовлетворенность жизнью, часто пропускают занятия (больше трех-четырех раз в 2 недели).

    И эта неуверенность и может в какой-то момент перерасти в ответную агрессию. Иногда она выплескивается на обидчиков. Иногда приобретает формы глобального протеста. Причем, как правило, такой протест не спонтанен. Ребята готовят месть тщательно, зачастую отдавая себе отчет в том, что мосты будут сожжены. Но другого выхода покончить с унизительной ситуацией они не видят.

    Цифра дня Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

    Ну а учителя?

    Увы, у нас в стране нет неких универсальных рецептов для учителя того, что делать, если ребенок подвергается травле. Каждая школа вынуждена сама что-то «изобретать». Недавнее исследование сотрудников Института образования ВШЭ Александры Бочавер и Кирилла Хломова показывает: учителя хорошо понимают, что такое буллинг, но они совершенно не представляют, как справляться с ситуацией. А в результате часто пускают дело на самотек.

    Учителя часто усугубляют ситуацию — они не помогают измениться ни жертве, ни агрессору. Замалчивание проблемы приводит к тому, что жертва ощущает бессилие и страх. И в ситуации, когда ты не можешь надеяться ни на помощь семьи, ни на заступничество учителя, возможность срыва и без того находящегося на грани подростка серьезно возрастает.

    А КАК У НИХ?

    Отряды по защите от агрессии учеников

    Старшеклассник Финн Андерссен рассказал, что в Швеции есть законы, которые защищают людей, подвергающихся буллингу. Мало того, в школе, где учится Финн, есть специальные «антибуллинговые» команды из учеников, задача которых защищать учеников с первого по девятый класс от насилия со стороны школьников.

    А вот в Германии учителя не готовы справиться с агрессией подростков. Журналист Валерия Селиванова, переехавшая в эту страну вместе с дочерью, говорит, что столкнулась с буллингом в провинциальной немецкой школе. Только после того, как Валерия обратилась к чиновникам, руководящим системой образования в регионе, учителя стали наказывать детей, принимающих участие в травле новенькой. А в классе появился журнал, куда записывался каждый случай травли, и об этом сообщали родителям организаторов конфликта.

    КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

    «А ты сам виноват»

    — Часто, когда дети говорят, что их обижают в школе, особенно если речь идет не о драках, а об эмоциональном воздействии — дразнят, демонстративно не общаются, придумывают клички, высмеивают внешний вид, — родители не видят в этом угрозы для ребенка, — говорит научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования ВШЭ, кандидат психологических наук Мария Новикова. — Родители считают, что это специфика возраста и со временем все пройдет. Когда ребенок об этом рассказывает, он может получить ответ: «Да ты просто не обращай внимания». Девочки часто слышат: «Ты им просто нравишься». Более того, жертву сами папы с мамами могут объявить виноватой: «Видимо, в тебе что-то не так, не могут же просто столько ребят взять и придумать, вряд ли такая большая компания ошибается». И тогда ребенок вряд ли обратится вновь за помощью к родителю. Он попытается сам решить проблему. На том уровне, как он ее понимает в подростковом возрасте.

    Почему дети не делятся проблемой со старшими:

    1. Во многих семьях принят определенный стиль коммуникации, когда про переживания говорить не очень принято. Например, бабушка в разговоре с мамой хватается за сердце и говорит: «Ой, не говори мне об этом, а то мне сейчас плохо станет, я не могу про это слушать, какие страсти ты рассказываешь». Ребенок не хочет тревожить близких.

    2. Бывает, что жертвы буллинга сами становятся агрессорами. Часто просто чтобы отвести угрозу от себя. Такой человек подумает, прежде чем сказать маме, потому что тогда узнают и о его проделках.

    3. Хорошая успеваемость. Для родителя это зачастую главный показатель ребенка. И тогда ничего не говорят о проблемах, потому что понимают, что им не поверят: «Ты же хорошо учишься, какие у тебя сложности?»

    4. Боятся подвести родителей; от них ожидают, что они будут очень успешными во всем — в оценках, в социальной жизни, и когда они сталкиваются с такой неприятностью со стороны коллектива, для них самих это доказательство неуспешности.

    Исследование провели студенты факультета коммуникации, медиа и дизайна НИУ Высшая школа экономики: Ирина Фоменко, Анастасия Чеснокова, Камилла Цыганкова, Софья Рунг, Виктория Сокальская, Алена Полухина, Андрей Парницкий.

    ОПРОС КП

    «Комсомольская правда» и лаборатория образовательной журналистики ВШЭ проводит исследование того, как складываются отношения между учениками и учителями. Про агрессию, травлю, которую одни ученики организуют против других известно больше. Однако, все чаще объектом издевательств, травли в школе становятся и учителя. Но мы не представляем масштабов этой проблемы, общество ее замалчивает.

    Мы просим учителей и других педагогических работников ответить на несколько вопросов. Заполнение анкеты анонимно и займет не более 7 минут.

    ЕЩЕ МНЕНИЕ

    Трагедии в Перми и в Улан-Удэ: сработал закон парных случаев?

    Обозреватель «КП» — о том, почему трагедии с участием детей чаще всего идут чередой, и что сейчас важно сделать взрослым

    Три дня назад в колонке о трагедии в пермской школе я сначала написал – «дай Бог нам на этот раз избежать закона парных случаев».

    Потом эту фразу вычеркнул – не накликать бы. Увы. Закон сработал, не пронесло.

    Закон этот всегда срабатывает, если дело касается страшных происшествий, связанных с подростками. (подробности)

    «Заучки» и «бегемоты». Половина школьников – жертвы буллинга

    В России только треть школьников не сталкивалась с травлей со стороны своих сверстников. Остальные либо сами становились жертвами буллинга, либо наблюдали за травлей со стороны. К такому выводу пришли авторы исследования Института образования Научно-исследовательского университета Высшей школы экономики.

    Как рассказала в интервью Радио Свобода одна из авторов исследования, научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения НИУ ВШЭ Мария Новикова, результаты основаны на опросе 800 респондентов из Северо-Западного, Центрального, Приволжского, Уральского и Сибирского федерального округов. Авторы старались расширить географию, чтобы представить максимально репрезентативную картину распространения буллинга в России.

    В опросе участвовали ученики школ, начиная с седьмого класса. Пока авторы опубликовали только результаты первой части исследования, в которой обработаны ответы учащихся девятых и десятых классов. По словам Новиковой, такой выбор обусловлен тем, что в старшей школе пик травли уже проходит, однако за психологической помощью подростки чаще всего обращаются именно в этом возрасте.

    Участникам исследования предлагали ответить на специальные вопросы, а также выбрать из четырех возможных форм буллинга (социального, физического, вербального и кибербуллинга), с которым они сталкивались или за которым наблюдали со стороны. В итоге оказалось, что в течение последнего перед временем исследования месяца только 33 процента опрошенных ни разу не оказывались в роли жертвы. Инициаторами травли ни разу не выступили 41 процентов школьников, а 35 процентов респондентов признались, что никогда не были свидетелями того, как их сверстники подвергаются травле. Те, кто все же сталкивался с травлей в школе, сказали, что это происходит один или два раза в месяц.

    «В целом наши результаты вполне укладываются в картину общемировых тенденций распространенности школьной травли. Но тем не менее, цифры настораживающие. Это вполне ожидаемо, потому что в российских школах пока нет программ, нацеленных на борьбу с травлей. Есть инициативы отдельных групп, отдельных школ и педагогов, но это не систематическое явление», – отмечает Новикова.

    Согласно результатам исследования, жертвами буллинга чаще всего становятся дети, которые растут в семьях с более низким уровнем дохода. «В нашем исследовании ему соответствовал вариант «Хватает только на продукты, купить одежду – уже проблема», – уточнила Новикова. Травле также часто подвергаются школьники, у которых в семье работает только один из родителей или из семьи, где оба родителя безработные.

    Дети, которые становятся объектом нападок и издевательств, показывают более низкую успеваемость по математике и русскому языку, указано в результатах исследования. «Нам еще предстоит ответить на вопрос о природе этой связи: больше травят тех, кто плохо учится, или же те, кто подвергаются травле, испытывают стресс, реже начинают ходить в школу и, как следствие, хуже учатся», – добавляет Новикова.

    Буллингу подвергаются обычно те, кто чем-то отличается от сверстников: национальностью, цветом кожи, нестандартной внешностью, считают авторы исследования. «Я столкнулась с травлей, потому что мы с подругой были единственными толстыми девочками в классе. Одноклассники постоянно смеялись надо мной и присвоили мне прозвища «жирная» и «панда». Они называли меня агрессивной и высмеивали эту черту характера, хотя фактически я просто пыталась дать отпор и защитить нас с подругой от их нападок», – рассказывает Алина. Сейчас она уже студентка второго курса, и школьная травля осталась только воспоминанием. «Я пришла в университет, где никто ничего обо мне не знал. Никто даже не догадывался, что меня дразнили и обижали в школе, а сама я об этом никому не рассказывала. Таким образом, я просто пыталась начать жить по-новому и строить хорошие отношения с одногруппниками», – говорит Алина. У нее до сих пор сохранился страх того, что кто-то может осудить ее за внешность, и обида на одноклассников. По словам Алины, если травля началась, то самостоятельно прекратить ее не получится. Иногда проще сменить коллектив, чтобы научиться посмотреть на себя иначе. «Мне сложно принимать себя, потому что и в семье меня до сих пор унижают, а за полноту называют «бегемотом», – признается Алина.

    Даже поддержка родителей не всегда помогает справиться с травлей, считает студентка четвертого курса Алиса. Она столкнулась с буллингом в средней школе. Причина – слишком хорошая успеваемость. «Я училась в школе в небольшом городе. Класс был довольно сложный. Там, мягко говоря, не любили отличников, а я всегда хорошо училась. Эта нелюбовь выросла в настоящую травлю: постоянные оскорбления и насмешки. Я думала, что этим все закончится, но одноклассники зашли дальше. Как-то раз я задержалась в школе. В нашем городе зимой рано темнеет, поэтому когда я вышла, на улице было уже почти ничего не видно. Я пошла в сторону дома, но через минуту меня окликнули. Я обернулась – кто-то резко ударил по голове. Потом было избиение ногами по лицу и телу. Больше я ничего не помню, помню только, как очнулась в машине скорой помощи по пути в больницу. Перелом носа, рассечение височной доли и многочисленные ушибы – так все это закончилось. К сожалению, виновных не наказали, потому что я забрала заявление из полиции. Я решила, что зло всегда возвращается бумерангом и обидчики все равно будут наказаны», – вспоминает Алиса. После этого случая издевательства не прекратились, они продолжались ещё три года, пока девочка не перешла в другой класс. «Мне повезло, что в классе были еще «заучки-отличники», с ними я и общалась. Нам было проще переносить издевательства остальных одноклассников вместе», – добавляет студентка.

    По словам Новиковой, жертвой травли может стать любой школьник, вне зависимости от пола. Считается, что мальчики чаще оказываются вовлечены в физический тип буллинга: драки, избиения, нападения на сверстников, вандализм. «При этом нельзя говорить, что мальчики более агрессивны. Такой ошибочной логикой иногда руководствуются учителя», – уточняет сотрудница НИУ ВШЭ. Девочки чаще проявляют непрямые формы агрессии. Например, могут распространять сплетни, слухи и придумывать обидные прозвища.

    Сейчас даже это гендерное различие постепенно стирается, говорит координатор проекта «ТравлиNET» Мария Свир. «Буквально десять лет назад физическому буллингу были подвержены преимущественно мальчики. Сейчас всё не совсем так, дети меняются ролями», – добавляет Свир

    По ее словам, травля в российских школах существовала всегда, просто долгое время это не обсуждалось. Много лет никто не видел проблемы в издевательствах одних школьников над другими. Это воспринималось как вариант нормы. «Многие родители и учителя до сих пор считают, что дети сами должны выбираться из травли. Бытует мнение, что ребенку полезнее самому разобраться с такой ситуацией. Считается, что это должно дать ему опору в жизни, какой-то внутренний стержень, поможет укрепить веру в себя. На самом деле ситуация обстоит иначе», – уточняет Свир.

    Координатор проекта напоминает: в России тема буллинга зазвучала не так давно, поэтому общество ещё не успело её осознать. Главная задача, которая стоит перед преподавателями и родителями, – не допустить травли. Чтобы предотвратить буллинг, учителю, как правило, достаточно четко показать, что он выступает против насилия в любой форме. Если преподаватель обладает авторитетом, он сможет заметить внутри класса зарождающуюся агрессию и не допустить буллинга.

    Родители в свою очередь должны наблюдать за поведением ребенка, чтобы вовремя вмешаться в конфликт. «Из обычного конфликта со сверстниками ребенок чаще всего может выйти самостоятельно. Это будет даже полезно, потому что так он будет учиться решать проблемы. Основное отличие травли от обычного конфликта состоит в систематичности», – говорит Свир.

    По ее словам, родителям стоит обращать внимание на поведение ребенка, если он внезапно «расхотел» ходить в школу или стал часто получать плохие оценки. Это первые звоночки, по которым можно распознать буллинг. В младшей и средней школе родителям стоит проверять вещи ребенка, потому что первыми признаками травли могут быть изрисованные или исписанные обидными словами листочки бумаги, порванные вещи.

    Кибербуллинг постепенно становится всё более распространённой формой травли – это оскорбительные сообщения или комментарии в соцсетях. Поэтому, по словам координатора проекта «ТравлиNET», родители должны знать пароли от аккаунтов школьников. «Не нужно постоянно пристально следить за соцсетями ребенка. Однако если появились признаки того, что ребенок сталкивается с буллингом в школе или вы заметили изменения его в его поведении, но он не идет на контакт и ничего вам не рассказывает, то на всякий случай лучше всё-таки проверить его соцсети и посмотреть, что происходит с ним в киберпространстве», – добавляет Свир.

    По данным ЮНЕСКО, в России жертвами буллинга становятся 42,5 процента школьников. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся представляет другие данные – 27,5 процента. Такое расхождение, по словам Свир, может быть связано с тем, что проводить подобные опросы в России довольно сложно, а учителя склонны занижать реальное число жертв.

    Читать еще:  Кардиолог Антон Родионов: Почему поражают в правах только врачей?
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector