0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Язычники установили статую Перуна рядом с Десятинной церковью в Киеве

Язычники самовольно установили статую Перуна у самовольно сооруженной церкви УПЦ (МП)

Согласно преданию, на этом историческом месте изначально княжил Кий, основатель Киева.

Группа украинских неоязычников установила около фундамента исторической Десятинной церкви в Киева статую языческого бога Перуна. До этого тут также самовольно была поставлена церковь УПЦ (МП), сообщает корреспондент портала «Религия в Украине».

«На Старокиевской горе, рядом с руинами Десятинной церкви (первого православного каменного храма Киевской Руси), группа язычников устроила камлание вокруг отрытого археологами языческого жертвенника, а затем поклонялась бревну, которое символизирует Перуна. И это в двух шагах от православного храма», — написал на своей странице в социальной сети Фейсбук церковный журналист Дмитрий Марченко, которого цитирует Newsru.

Примечательно, что оба сооружения — статуя Перуна и храм Рождества Пресвятой Богородицы УПЦ (МП) — самовольно поставлены у фундамента Десятинной церкви.

Согласно преданию, на этом историческом месте изначально княжил Кий, основатель Киева. Гора в то время была основным местом идолослужения — здесь стояли деревянные позолоченные изображения богов. После принятия киевлянами христианства они были сброшены в Днепр, а на месте пантеона богов поставлен Десятинный храм, который разрушили в 1240 году монголо-татары во время взятия Киева.

Впервые идол Перуна был восстановлен на Старокиевской горе в 2009 году и простоял около трех лет. Лишь в 2012 его демонтировали и вывезли, однако спустя год неоязычники вновь поставили свое главное божество, не простоявшее, правда, и нескольких дней.

Современная летопись церкви Рождества Пресвятой Богородицы УПЦ (МП) на этом месте началась в 2006 году. Сначала тут была установлена храм-палатка, а в 2009 году на заседании Священного Синода УПЦ было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря. Наместником монастыря был утверждён архимандрит Гедеон (Харон).

Остатки фундамента Десятинной церкви и прилегающая территория являются памятником национального значения. Любые постройки здесь запрещены. В настоящее время на этой территории продолжаются археологические исследования.

Поставили крест: где в Киеве искать отголоски язычества и истоки христианства

28 июля отмечаем 1029-ю годовщину Крещения Руси-Украины.

Польза, которую получила Русь от христианства, уже десять веков как стала доказанной теоремой. Нас приняли в тогдашней «Евросоюз», и этим многое сказано. Трезвый политический расчет обусловил насильственное «счастье» киевлян, у которых грубо отобрали старых богов. Это впоследствии понятие «христианский» стало восприниматься как синоним величайшей добродетели. А 1020 лет тому назад «экзит-пол», проведенный на выходе из реки Почайны, показал бы далеко не радужное отношение горожан к принудительному крещению. Ведь язычество тоже имело свои преимущества – по крайней мере, в глазах его адептов. Сегодня мы говорим о том, как сейчас выглядят места языческого и окрещенного Киева.

1. Капище Кия и «Перунов холм»

Древнейшее языческое капище, найденное в Киеве, датируют серединой V-VI веков. Находилось оно в так называемом «городе Кия» на Старокиевской горе. (Для лучшей ориентации: на этом же пятачке сейчас находится исторический музей, а через улицу высится Андреевская церковь. С музеем соседствуют начатые и незавершенные раскопки Десятинной церкви. Завершает композицию грубая часовня, которую православная церковь Московского патриархата установила между церковью и музеем).


В месте, где сегодня расположен исторический музей, вероятно, находилось первое языческое капище в Киеве

Когда-то полулегендарный Кий возводил на Старокиевской горе укрепления, окружавшие маленький городок. В центре городища находилось сооружение, выложенное из различных каменных пород и скрепленное глиняным раствором. Известный ученый Викентий Хвойка, который в 1908 году первым взялся за изучение сооружения, определил его как капище, на которое киевляне возлагали жертвоприношения и возле которого устраивали забавы для прославления своих богов.

Об этом капище известно немного. Разве что то, что было оно и во времена Олега, Игоря, Святослава. После смерти Святослава киевским князем становится его сын Ярополк, который в 980 году, захватив Киев, прогоняет Владимир. В том же году Владимир обустраивает пышный пантеон: он приказывает сделать большие деревянные идолы богов, наиболее уважаемых у разных славянских племен: Перуна, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Семаргла и богини Мокошь. Фигура верховного бога, Перуна, роскошно украшена: у него была серебряная голова и золотые усы.

Своих богов Владимир размещает не на капище Кия, а в другом месте. Пантеон он выносит за пределы княжеского двора – на «Перунов холм». Позже на месте разрушенного пантеона построят Васильковскую церковь (мы расскажем о ней ниже). Сейчас на «Перуновом холме» располагается здание Министерства иностранных дел, а чуть в сторону от него – станция фуникулера. Иван Иванцов отмечает, что местоположение пантеона является не случайным. Во-первых, идолов на холме было видно издалека – их замечали корабли, плывущие по Днепру. Во-вторых, пишет он, вынесение богов за пределы княжеского двора превращало капище, которое до сих пор было словно домашним, в молельню всего государства.

Читать еще:  Эксперт пояснил, почему россияне не копят на будущую пенсию


«Перунов холм». Землю, на которой высится здание Министерства иностранных дел, когда-то называли именно так

Отдельно от остальных богов, на Подоле, имел капище «скотий бог» Велес (Волос). Точное место нахождения его неизвестно. По легенде, на месте капища затем появилась церковь святого Власия. Вдоль нее, как когда-то мимо фигуры Велеса, киевляне прогоняли скот на пастбище. Церковь не сохранилась, а на этом месте теперь пролегает улица Волошская.

2. Первая христианская церковь – Ильинская

В начале Х века часть киевлян исповедовала христианство. В 945 году в городе была возведена первая христианская церковь святого Ильи. По некоторым данным, она была деревянной, хотя Петр Толочко, основываясь на найденных кирпичах, которые датированы Х веком, предполагает, что для строительства Ильинской церкви могли использовать и кирпич. Он отмечает, что ее появление на языческий Руси означало толерантность к иностранным купцам, которые исповедовали христианство.

Интересно, что при заключении мирного договора с греками посланцы князя Игоря присягали двумя способами: язычники клялись оружием и Перуном, а христиане присягали в церкви. Сам Игорь в Киеве клялся Перуном, то же самое в 971 году делал и Святослав.


Ильинская церковь на улице Почайнинской

Дальнейшая судьба церкви святого Ильи не совсем понятна. Этот храм почему-то не упоминает в своих детальных исследованиях киевский губернатор Иван Фундуклей – большой знаток столичной старины. Известно, что на месте первой церкви святого Ильи в 1692 году была построена другая. Это сооружение по плану повторяет свою предшественницу. В XVIII веке к церкви пристроили небольшую колокольню. Ильинская церковь сохранилась и поныне, размещена она на улице Почайнинской.

3. Боричев спуск и Боричев Ток

В 988 году князь Владимир, отказавшись от намерения объединить Русь под языческими знаменами, начинает насаждать христианство так же упорно, как восемь лет до этого он пропагандировал старую веру. Капище на «Перуновом холме» Владимир уничтожает, а идолов приказывает сбросить в воду. Перуна связывают веревками и тянут по Боричеву спуску вниз – к устью реки Почайны.

Сейчас по Боричеву спуску проходит трасса фуникулера, а десять с лишним веков назад у его подножия останавливались древлянские послы – те самые, над которыми, по легенде, так жестоко поиздевалась княгиня Ольга. Еще в XVII веке Боричев спуск был просто дорогой, которая соединяла Подол с Верхним Городом.


Боричев спуск. Теперь здесь трасса фуникулера

Недалеко от Боричевого спуска проходит улица Боричев Ток – очень древняя, с интересной историей и этимологией. Киевовед Василий Галайба предполагает, что ее название могло возникнуть от урочища «Борич», которое было на этом месте, или от горы «Борич» (сейчас – Андреевская гора). В летописях упоминается также воевода Борич, отмечает Галайба. Понятие же «ток» означает место для обмолота хлеба или же поток. В нынешних границах улица Боричев Ток сформировалась в начале XIX века – после подольского пожара 1811 года.

4. Вторая христианская церковь – Васильевская

После возвращения из Корсуня, где крещенный князь Владимир принял имя Василий, киевский глава строит храм на «Перуновом холме», на месте уничтоженного пантеона. На этот раз возведение христианской церкви является знаковым событием и сознательным поступком, в отличие от построения храма святого Ильи – дипломатической уступки иностранцам.

Деревянная Васильевская (а впоследствии – Трехсвятительская церковь) была возведена в 988 году. В 1184 году князь Святослав Всеволодович построил на ее месте каменный храм. Рядом с ним размещается Трехсвятительский мужской монастырь, упоминаемый в летописях за 1231 год. Вскоре после этого церковь разрушили орды Батыя. В 1640-м ее развалины исследовал французский инженер Боплан, а митрополит Петр Могила приложил усилия для ее восстановлению. Потому церковь называют то Трехсвятительской (1682), то Васильевской (1888).


Васильевская церковь, разрушенная в 1930-е годы

Прекратила свое существование Васильевская церковь в 1934-1935 годах. Советская власть принялась было строить Правительственный центр, одной из частей которого стало нынешнее здание МИД. Его брат-близнец должен был появиться на месте Михайловского монастыря, который тогда же взорвали. От церкви (как и от «Перунового холма») не осталось ничего, кроме разве что названия Трехсвятительской улицы, которая пролегает от Михайловской площади до Европейской.

5. Река Почайна и Крещатый ручей

По приказу князя Владимира, киевлян крестили в реке Почайне. Хотя, по другим данным, это происходило непосредственно в Днепре. Лингвисты выводят название реки из праиндоевропейском корней, от слова «пот», которое означало влагу. Почайна была правым рукавом Днепра, в районе Вышгорода она отделялась от основного русла, дальше протекала по территории современной Оболони и в районе нынешней станции метро «Почтовая площадь» снова впадала в Днепр.

До XVII века Почайну от Днепра отделяла песчаная коса, по которой впоследствии начали рыть каналы. В результате косу размыло, а река заилилась, обмелела, и, в конце концов, ее поглотила река Днепр. Все, что осталось от Почайны сейчас – это ряд озер в ее верхнем течении, на Оболони. Озера из реки «нарезали» в наше время, когда в этом районе намывали территорию под жилой массив. Озера назвали Вербное, Иорданское, Кирилловское, Богатырское, Луговое, Опечень и Минское.


Река Почайна, где когда-то крестили киевлян. Нынешние «остатки» на киевской Оболони

Возвращаясь к крещению, отметим, что VIP-персон (детей князя Владимира) крестили отдельно от остальных – в Крещатом Яру (точнее, в ручье, который протекал по оврагу). Крещатым Яром называют местность от нынешней лестницы Владимирского спуска до памятника Крещению Руси (сам памятник построили на Набережном шоссе в 1802-1808 годах по проекту архитектора Меленского).

Читать еще:  В Москве против женщины возбудили уголовное дело после покупки лекарства для ребенка

6. Выдубичи

Название киевской местности Выдубичи связано с трогательной легендой. Выкупанные в Почайне киевляне со слезами на глазах наблюдали за тем, как их верховного бога Перуна скатили по Боричеву спуску к реке, били дубинами и пытались утопить в воде. Увесистый идол не хотел тонуть и, вместо подчиниться политике Владимира, поплыл себе по течению. Бедные язычники брели за ним по берегу и умоляли: «Выдыбай, Боже».

«Выдыбал» Перун (то есть выплыл на мель) в районе Выдубичей, которые с тех пор так и называются. По преданию, первый киевский митрополит Михаил быстренько основал там церковь, чтобы язычники на радостях не превратили Выдубичи в место паломничества и не создали там себе новых «кумиров». Позднее (в 1070-1077 годах) князь Всеволод Ярославич основал там еще и монастырь, а также построил свою «летнюю резиденцию».

Хотя по другой версии, Выдубичи действительно происходят от глагола «выдыбать», но он никак не связан с драмой древних киевлян. В том месте, считают историки, была переправа через Днепр, где наши предки «выдыбали» на лодках. Что касается основания в Выдубичах еще одного центра христианства, то считается, что древний подземный монастырь находился там задолго до 988 года. Просто тогда монахи, мол, не афишировали своих религиозных симпатий.


Выдубичи. Свято-Михайловский монастырь

Монастырь в Выдубичах существует и сейчас. А его бесценные подземные сооружения находятся под угрозой уничтожения – из-за банальной для Киева активности застройщиков, которые удовлетворяют потребности новых «князей» в резиденциях.

7. Третья христианская церковь – Десятинная

Когда-то (точнее – в 989 году) Десятинную церковь закладывали как главный христианский храм. Первую годовщину Крещения Руси князь Владимир отмечал с размахом – закладкой новой церкви. А когда через семь лет ее открыли и торжественно освятили, «глава государства» устроил праздник и для бояр, и для «старцев градских». На содержание церкви он выделил десятую часть от своих доходов, откуда, собственно, и происходит название храма.


Десятинная церковь. Такой вид имело место ее расположения до 2005 года – начала раскопок и реконструкций

Владимир любил свой храм и заботился о нем. Согласно летописи, церковь была украшена иконами, крестами и драгоценностями, вывезенными князем из Корсуня. Пол был выложен мозаикой, стены украшены фресками. В украшении интерьера использовали мраморные колонны, различные плиты, карнизы. Все это, комментируют специалисты, должно было производить большое впечатление на неразвращенных роскошью язычников.

Как и Васильевскую церковь, Десятинную начал разрушать Батый, а добила окончательно – советская власть. В 2004 году церковь взялись «восстанавливать» с нуля. Сейчас строительство законсервировано.

В Киеве вновь установлен идол Перуна

Статую языческого бога Перуна установила в Киеве группа неоязычников около Десятинной церкви в самом центре города, написал на своей странице в социальной сети референт управления делами УПЦ МП Дмитрий Марченко.
«На Старокиевской горе, рядом с руинами Десятинной церкви (первого православного каменного храма Киевской Руси), группа язычников устроила камлание вокруг отрытого археологами языческого жертвенника, а затем поклонялась бревну, которое символизирует Перуна. И это в двух шагах от православного храма», — отметил он в своем блоге на Фейсбуке, добавив, что это попытка «дезавуировать дело равноапостольного Владимира».
Это не первая попытка местных неоязычников установить свои капища в городе. Впервые идол Перуна был установлен на Старокиевской горе в 2009 году и простоял около трех лет. Лишь в 2012 его демонтировали и вывезли, однако спустя год, неоязычники вновь поставили свое главное божество, не простоявшее, правда, и нескольких дней.
Старокиевская гора не случайно привлекает их внимание. Согласно легенде, на этом историческом месте изначально княжил Кий, основатель Киева. Гора в то время была основным местом идолослужения — здесь стояли деревянные позолоченные изображения богов. После принятия киевлянами христианства они были сброшены в Днепр.
Десятинная церковь, около которой был размещен идол Перуна — первый каменный православный храм Древнерусского государства, воздвигнутый святым Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна.

Последние записи в этом журнале

В петербургском Дворце творчества детей превращают в асоциальных сектантов

В некогда прославленном в Петербурге Дворце творчества юных, где занимаются сотни отобранных по конкурсу талантливых ребят, а еще тысячи мечтают туда…

Как создается единая всемирная религия

Большая часть политологов любых убеждений согласна в одной важной вещи: глобализационные процессы направлены не просто на экономическую,…

Тоталитарные секты и «цветные революции». Дворкин А.Л. 7 апреля 2016 г.

А.Л. Дворкин: Цветные революции — это часть единого процесса связанного с сектами. И тоталитарные секты сегодня — это часть большой политической…

ФСБ взяла штурмом офис помощника вице-спикера Государственной думы Железняка (БЛОКНОТ)

В компьютере Никиты Лушникова была найдена переписка с одним из главных активистов Майдана и бывшим исполняющим обязанности президента Украины…

Сотрудники ФСБ спасали наркозависимых от ЦЗМ (НТВ ЧП 23.06.16)

Силовики разыскивают главу ЦЗМ Никиту Лушникова. ФСБ освобождали полуживых людей из реабилитационного центра. За несколько месяцев люди седели на…

В Москве и Петербурге прошли обыски в офисах саентологической церкви

Эти люди в масках совсем не похожи на безропотных адептов. Теперь сотрудники ФСБ отдают команды. Оперативные мероприятия растянулись на целый день.…

Сказы о Киеве, часть первая. Схватка на Старокиевской горе: язычники против церковников

Всё это я понял далеко не сразу — но походив вокруг, послушав специалистов, поговорив с разными людьми, многое открылось мне, что сразу не заметишь.

Читать еще:  Пилот сгоревшего в Шереметьеве SSJ-100 считает, что пассажиры погибли из-за открытой задней двери

Киев — мать городов русских. Факт, в сегодняшнем политическом контексте звучащий поистине парадоксально. Находясь в Киеве, мне было особенно интересно соотнести его сегодняшнюю географию с топографией, происходящей из седой древности. В отличие от Москвы, в Киеве не сохранилось Кремля или исторической крепости. Причина тому достаточно тривиальная — Киев намного древнее Москвы, и в период его наивысшего расцвета русские крепости строились из дерева. Деревянные киевские стены сгинули во тьме веков и от них не осталось на местности практически никаких следов.

Первый городок, самое ядро Киева — так называемый городок Кия — возник на Старокиевской горе. Был он совсем маленький — буквально несколько сот метров в диаметре. Сегодня это место — открытое пространство перед Национальным музеем истории Украины, да и сам музей видимо стоит на краю тогдашнего городка. Это место — древнейшая часть Киева, где вероятно жили полулегендарный князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга и их сын князь Святослав.

На этом замечательном макете в Музее истории Украины можно увидеть то, как выглядел Киев в период своего расцвета. Не каждый сразу соотнесёт его с современными частями города. Ближайший к нам огороженный городок, как бы отделённый от основного города — это нынешняя Замковая гора. За ней находится основной массив Киева. Огороженный городок в его центре — это город Кия; ворота в самом центре — это нынешний Андреевский спуск. В разные стороны от него идут города Владимира и Ярослава.

Когда поднимаешься к городку Кия со стороны Андреевского спуска, то первым делом натыкаешься на так называемую «Липу Петра Могилы». По легенде, этой липе 400 лет и её посадил митрополит Петр Могила. Говорят, что она обладает волшебной энергетикой и исполняет желания, особенно в любовной сфере. Поэтому на ней даже висит табличка, грозящая большим штрафом любому, кто попытается сорвать с неё листочек.

В самом сердце современного городка Кия находится такой вот круг из камней. Неоязычники, или как они сами себя называют, родноверы, считают его местом, где стоял так называемый Языческий Пантеон Владимира. Это вероятно неправда — в книге академика Рыбакова Пантеон Владимира стоит совсем в другом месте. О Пантеоне Владимира и связанных с ним загадках я ещё расскажу.

По другой версии, круг из камней знаменует место княжеского терема круглой формы, который предназначался для зачатия подобного богам потомства. В специально назначенное время туда поселяли знатных молодоженов для того, чтобы у них родился особо одаренный ребенок.

Так или нет, язычники в наше время считают этот круг местом силы и становятся там в хоровод, чтобы попросить о мире в Украине. Когда мы стояли там, огромная стая птиц вдруг налетела на нас со стороны Андреевской церкви.

Когда пойдёшь дальше по городищу Кия, то через несколько метров выходишь к каменной стеле, отмечающей центр Руси — «Откуда есть пошла земля русская».

Тут тоже есть одно очень спорное место. А именно тут ныне установлена позолоченная статуя Перуна. Статую эту язычники установили несколько лет назад, но потом во время Януковича она была срублена. Когда режим Януковича пал, верхушку срубленной статуи нашли на Выдубичах, вернули сюда, приварили железными скобами на место и покрасили. Так эта статуя и стоит здесь, вызывая возмущение православных и радость язычников. (Я как-то забыл его сфотографировать, так что фотка не моя.)

Вообще говорят, что Старокиевская гора — важнейшее место силы, из которого бьёт энергия. При этом сторона Владимирской горки считается местом сильнейшей позитивной энергии, а вот западная половина горы — то есть городище Кия — место энергии негативной. Особенно негативной становится энергетическая окраска по мере приближения к урочищу Гончары и особенно Воздвиженке. Примерно отсюда — от каменной стелы — вниз идёт деревянная лестница, про которую говорят, что на ней по ночам слышны странные звуки.

Но вернёмся на несколько десятков метров назад, к центру Старокиевской горы. В начале 20-го века во время раскопок на месте нынешнего Национального музея истории Украины был найден очень странный постамент в форме четырёхугольника с выступами по углам. По наиболее распространённой версии, это языческое капище — постамент для каменного идола некого бога, вероятно Святовита-Рода.

Потом его немного передвинули, установив прямо перед музеем, а само гигантское здание музея построили на месте капища.

Сейчас у этого капища каждое воскресенье проводятся языческие церемонии — ровно в 12 часов дня происходит обряд поклонения солнцу. Я стал свидетелем одной такой церемонии.

Прямо напротив капища у стены Музея стоит привезённый откуда-то каменный истукан Световита. Говорят, в темноте он начинает двигаться.

Непосредственно рядом с капищем в последние годы возникла маленькая церквушка Московского патриархата — сначала деревянная, потом каменная. По словам местных, всё это появилось здесь посредством самозахвата. Возникновение этой церкви — шаг в направлении восстановления Десятинной церкви, несохранившегося кафедрального собора Древней Руси, находящемся в важнейшем месте силы, вещь очень спорная — между язычниками, РПЦ и православным Киевским патриархатом. О ней следующий пост.

Пока я бродил по городищу Кия, не раз сталкивался с какими-то странными людьми в чёрных костюмах, которые организовывали в Музее истории Украины неясные мероприятия. Вся Старокиевская гора при этом была заставлена такими вот табличками, кажется указывавшими путь новоприбывшим. Судя по всему, противостояние язычников и православных — не единое противостояние, что разыгрывается на этой древней горе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector