0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вселенский Патриарх дал священникам разрешение на второй брак

Священникам Константинопольского Патриархата разрешили вступать во второй брак: что это значит

Найдутся епископы и священники, которые не станут мириться с этим

Владислав Цыпин, профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской Духовной академии:

Протоиерей Владислав Цыпин

— Канонически второбрачие недопустимо. Каноны это отвергают безусловно. Опыты введения второбрачия в разное время имели место в некоторых Поместных Церквях. У нас, в Русской Церкви, тема эта обсуждалась в дореволюционное время, но Поместный Собор 1917-1918 гг. такую возможность безусловно отвергал. Но тем не менее у нас эта традиция была введена раскольниками-обновленцами, и на Украине раскольниками-«самосвятами».

Это крайне сомнительное, с канонической точки зрения, решение, которое, к сожалению, даже может спровоцировать раскол внутри Церквей. Очень вероятно, что найдутся епископы и священники, которые ни за что не захотят мириться с этим. Что касается межцерковных отношений, я не думаю, что одно это могло бы привести к разрыву поместных Церквей с Константинополем, но если будет совокупность каких-то еще решений, все может быть. Это мы не можем знать заранее.

Если говорить о вдовых священниках, особенно молодых, для них безбрачие — это проблема. Но это не проблема для Церкви. Есть путь, который был установлен у нас в России в 19 веке, когда вдовый священник в молодом возрасте мог подавать прошение о лишении его сана (в виду того, что его безбрачная жизнь была для него тяжела), при этом впоследствии он ограничивался в правах в меньшей степени, чем тот, кого по суду лишали сана. Хочу также отметить, что Церковь не решит свои кадровые проблемы за счет того, что вступившие во второй брак священники будут оставаться на службе.

Это отступление от традиции Православной Церкви

Владислав Петрушко, доктор церковной истории, кандидат богословия, профессор:

— Это решение – явно выражение модернистского курса, который доминирует в последнее столетие в Константинопольской патриархии. Если уж они признавали наших обновленцев законной властью после Революции (которые в свою очередь вводили аналогичные решения о второбрачии), то, в общем-то, ничего удивительного здесь нет. Это отступление от традиции Православной Церкви, которая была абсолютно однозначно прописана в канонах нашей Церкви.

Странное и спорное решение, которое противоречит канонам

Протоиерей Николай Данилевич, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви

Протоиерей Николай Данилевич. Фото: Facebook

— Священный Синод Константинопольского патриархата разрешил второй брак для священников.

Об этом сообщает греческий сайт церковных новостей Ромфея, называя это решение историческим.

Однако, разрешение на второй брак может быть дано только в случае вдовства священника, то есть если умрет матушка, или в случае если матушка сама покинет мужа-священника.

При этом разрешение на второй брак не даётся, если священник сам оставляет супругу и хочет жениться на другой. Сказано, что все эти случаи должны отдельно и с особым вниманием рассматриваться епархиальным архиереем. В ближайшее время будет разослано официальное письмо Патриарха с детальными разъяснениями, как поступать в таких случаях.

Читать еще:  Епископ Якутский Роман возглавил экспедицию «По следам миссионеров Севера»

Как по мне, то это странное решение, которое противоречит церковным канонам или, по крайней мере, достаточно спорное.

Конечно, всякое в жизни бывает и бывают исключения из правил, и иногда архиереи разрешают ради пользы для Церкви (если священник хороший и деятельный) или по снисхождению отдельным священникам вступать во второй брак, но возводить исключения в ранг правила — наверное, это слишком. По церковным правилам священник может жениться только один раз. Если что-то не складывается с супругой, то священник либо остаётся целибатом, и продолжает служить, либо идёт в монастырь, либо оставляет священство и женится второй раз. Исключения бывают, как я уже писал выше.

Интересно, что это решение Константинопольский Патриархат хотел провести на Всеправославном соборе на Крите ещё в 2016 году. Но все Поместные Церкви выступили тогда против. Особенно резко выступил тогда по этому вопросу, как рассказывают, Митрополит Варшавский Савва.

Теперь Константинополь всё-таки принял это решение, но в рамках своего Патриархата, если уж не получилось это сделать на Всеправославном уровне.

РПЦ: решение Константинополя разрешить священникам второй брак неканонично

МОСКВА, 4 сен – РИА Новости. Решение Константинопольского патриархата разрешить повторное вступление в брак для своих священнослужителей противоречит церковным канонам и сложившейся практике и будет неодобрительно встречено во всем православном мире, заявили РИА Новости священники Русской православной церкви.

Ранее Священный Синод Константинопольской церкви разрешил представителям духовенства еще раз жениться, в случае если священник овдовел или супруга сама ушла от него. Решение о второбрачии священников Константинопольский патриархат предлагал принять еще в 2016 году на Критском соборе, однако тогда другие поместные православные церкви выступили против этого.

«Противоречит Писанию»

«Таково на протяжении, по крайней мере, полутора тысячелетий, установление православной церкви. Какая возникла в Константинопольском патриархате необходимость пересмотра этого установления, я сказать не берусь, поскольку это внутреннее дело Константинопольской патриархии. Но уверен, что оно не поднимет ни ее авторитета во всем православном мире, ни согласия между православными церквями не добавит, ни кадровую проблему, если таковая существует в Константинопольской церкви, решить не поможет», — отметил Козлов.

Комментируя содержание документа, он обратил внимание на то, что в нем речь идет о допустимости второго брака для священнослужителей или овдовевших, или же тех, которых оставила жена. «Но даже если первый случай еще может быть как-то понятно оценен, то в ситуации развода всякий раз дать оценку, кто больше виноват, кто сможет?» – подчеркнул собеседник агентства. По его словам, на примерах разводов мирян можно сделать вывод, что не всегда человек, решившийся подать на развод, в действительности «виноват больше того, кто фактически подвел семью к распадению и своими поступками добился этого шага».

Кроме того, священник напомнил, что вопрос о женатом епископате и второбрачии клириков ранее поднимался и в истории Русской церкви: обновленцами в послереволюционный период.

«И, кстати, это был один из важных факторов, по которому полнота церковного народа оценивала те новации, которые предлагались обновленцами. Я не хочу проводить параллелей, но я не могу увидеть здесь некоторой аналогии с тем, что происходило почти 100 лет назад», — добавил он.

Протоиерей Максим Козлов выразил надежду, что указанное «решение Синода, выражаясь современным языком Константинопольской патриархии, не будет «имплементировано».

«Афон возмутится»

Экс-глава патриаршей пресс-службы, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский также отметил, что в России священники восприняли это решение Константинополя как нарушение всех постановлений церковных соборов и указаний самих апостолов. По мнению Вигилянского, оно «как бы толкает священнослужителей на новое вступление в брак».

Читать еще:  В России могут ввести понятие педагогической тайны

«Тогда они (архиереи) брали на себя, можно сказать, это отклонение от канонического права: там уже архиерей будет отвечать перед Богом. Но когда такое принимается для всех священнослужителей как правило — это, конечно, толкает на нарушение и других… Это должно было быть решение, по крайней мере, Собора, но не Синода. Потому что это очень серьезный, важный вопрос. Мало того, Вселенский патриархат, конечно, здесь столкнется с очень большим сопротивлением монастырей Афона. И это такое «окно Овертона» даже для своей епархии», — сказал Вигилянский.

​Константинопольский патриархат разрешил священникам вступать во второй брак

Священный синод Вселенского патриархата разрешил повторный брак для греческих православных священников. Это может произойти в случае, если священнослужитель овдовел или если его бросила жена.

Об этом сообщает Greek Reporter со ссылкой на информационное агентство Romfea.

В то же время подчеркивается, что, если священнослужитель сам хочет оставить жену и жениться на другой женщине, такой брак недопустим. В сообщении говорится, что каждый конкретный случай будет рассматриваться отдельно в Синоде Вселенского патриархата, куда правящие архиереи будут направлять соответствующие просьбы священников.

Кроме того, Константинопольский патриархат составил специальный последование в случае повторного брака священников. Оно существенно отличается от чина венчания и, по сути, представляет собой простую молитву о вступающих в брак.

Сообщается, что в ближайшие дни Вселенский патриарх Варфоломей направит иерархам Константинопольской церкви официальное письмо со всеми подробностями и указаниями по этому вопросу.

Священство и брак. Церковные каноны и документы

В первые века христианства каноны разрешали людям, намеревавшимся принять сан священника и даже епископа, пребывать в браке, если их союз носил вполне христианский характер. Но второй брак разрешался только мирянам. Так, 87-е правило Василия Великого гласит: «Вторы́й брак есть врачество́ проти́ву блуда́, а не напутствие сластолюбию».

Апостол Павел в послании к Тимофею и Титу ясно высказал отношение Церкви к вопросу брака священнослужителей: священник должен быть «единая жены муж» (1 Тим. 3:2—12; Тит. 1:6).

«Правила святых апостолов» провозглашают второй брак каноническим препятствием для священства, в том числе и для тех, кто, овдовев, женился во второй раз: «Кто после святого Крещения двумя браками обязан был, или имел наложницу, тот не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще состоять в списке священного чина» (17-е Апостольское правило).

Тем не менее, вопрос о возможности второбрачия для духовенства обсуждается во Вселенском православии на протяжении последних десятилетий. Впервые в новейшей истории он был поднят по инициативе Вселенского патриархата на Межправославном конгрессе, который проходил в Константинополе 10 мая — 8 июня 1923 г.

Тогда патриарх Мелетий (Метаксакис; 1871—1935) активно пытался утвердить некоторые положения обновленческого характера, например, переход на новый, «новоюлианский» стиль. Обсуждались также вопросы брака клириков. Участники совещания высказались за разрешение дьяконам и священникам вступать в брак после хиротонии, а также за разрешение вдовым клирикам жениться во второй раз.

Позднее, в рамках межправославного диалога вопрос о второбрачии духовенства периодически обсуждался (например, в 1940—1950-х годах он остро стоял в Болгарской церкви), но большинство Поместных церквей высказывались против нововведений.

Опыт путешественника: где можно посетить православную литургию в бывшей столице византийской империи

В документе «О канонических аспектах церковного брака», принятом на Архиерейском соборе Русской православной церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года, говорится недвусмысленно:

«Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:

ж) состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин».

В последнем церковном документе, который одобрен несколькими Поместными церквями — определении Критского собора (18—26 июня 2016 г.) «Таинство брака и препятствия к нему» закреплен канонический запрет на второбрачие для духовенства:

Читать еще:  Благодатный огонь доставят в храм Христа Спасителя 18 апреля

«Священство само по себе не является препятствием к браку, но, согласно действующему каноническому преданию (3-е правило Пято-шестого Трулльского Собора), после хиротонии вступление в брак запрещается» (п. 4 главы II «О препятствиях к браку и применение икономии»).

Под документом стоит в том числе и подпись Константинопольского патриарха Варфоломея.

РПЦ: решение Константинополя разрешить священникам второй брак неканонично

МОСКВА, 4 сен – РИА Новости. Решение Константинопольского патриархата разрешить повторное вступление в брак для своих священнослужителей противоречит церковным канонам и сложившейся практике и будет неодобрительно встречено во всем православном мире, заявили РИА Новости священники Русской православной церкви.

Ранее Священный Синод Константинопольской церкви разрешил представителям духовенства еще раз жениться, в случае если священник овдовел или супруга сама ушла от него. Решение о второбрачии священников Константинопольский патриархат предлагал принять еще в 2016 году на Критском соборе, однако тогда другие поместные православные церкви выступили против этого.

«Противоречит Писанию»

«Таково на протяжении, по крайней мере, полутора тысячелетий, установление православной церкви. Какая возникла в Константинопольском патриархате необходимость пересмотра этого установления, я сказать не берусь, поскольку это внутреннее дело Константинопольской патриархии. Но уверен, что оно не поднимет ни ее авторитета во всем православном мире, ни согласия между православными церквями не добавит, ни кадровую проблему, если таковая существует в Константинопольской церкви, решить не поможет», — отметил Козлов.

Комментируя содержание документа, он обратил внимание на то, что в нем речь идет о допустимости второго брака для священнослужителей или овдовевших, или же тех, которых оставила жена. «Но даже если первый случай еще может быть как-то понятно оценен, то в ситуации развода всякий раз дать оценку, кто больше виноват, кто сможет?» – подчеркнул собеседник агентства. По его словам, на примерах разводов мирян можно сделать вывод, что не всегда человек, решившийся подать на развод, в действительности «виноват больше того, кто фактически подвел семью к распадению и своими поступками добился этого шага».

Кроме того, священник напомнил, что вопрос о женатом епископате и второбрачии клириков ранее поднимался и в истории Русской церкви: обновленцами в послереволюционный период.

«И, кстати, это был один из важных факторов, по которому полнота церковного народа оценивала те новации, которые предлагались обновленцами. Я не хочу проводить параллелей, но я не могу увидеть здесь некоторой аналогии с тем, что происходило почти 100 лет назад», — добавил он.

Протоиерей Максим Козлов выразил надежду, что указанное «решение Синода, выражаясь современным языком Константинопольской патриархии, не будет «имплементировано».

«Афон возмутится»

Экс-глава патриаршей пресс-службы, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский также отметил, что в России священники восприняли это решение Константинополя как нарушение всех постановлений церковных соборов и указаний самих апостолов. По мнению Вигилянского, оно «как бы толкает священнослужителей на новое вступление в брак».

«Тогда они (архиереи) брали на себя, можно сказать, это отклонение от канонического права: там уже архиерей будет отвечать перед Богом. Но когда такое принимается для всех священнослужителей как правило — это, конечно, толкает на нарушение и других… Это должно было быть решение, по крайней мере, Собора, но не Синода. Потому что это очень серьезный, важный вопрос. Мало того, Вселенский патриархат, конечно, здесь столкнется с очень большим сопротивлением монастырей Афона. И это такое «окно Овертона» даже для своей епархии», — сказал Вигилянский.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector