1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Великую Пятницу православные христиане вспоминают Страсти Христовы

Великая Пятница . Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Историческое содержание

  • Триодь Постная. Служба во Святую и Великую Пятницу
  • Песнопения Страстной седмицы
  • Паримии страстной субботыАндрей Десницкий

Во свя­тую и Ве­ли­кую Пят­ни­цу мы вос­по­ми­на­ем свя­тые, спа­си­тель­ные и страш­ные стра­да­ния Гос­по­да и Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста, ко­то­рые Он доб­ро­воль­но пре­тер­пел за нас. Опле­ва­ния, из­би­е­ния, по­ще­чи­ны, по­но­ше­ния, на­смеш­ки, баг­ря­ни­ца, трость, губ­ка, ук­сус, гвоз­ди, ко­пье, и по­сле все­го это­го Крест и смерть, — все это име­ло ме­сто в пят­ни­цу. По­сле то­го как Иисус, про­дан­ный дру­гом и уче­ни­ком за трид­цать среб­ре­ни­ков, был взят, Его от­ве­ли сна­ча­ла к пер­во­свя­щен­ни­ку Анне, ко­то­рый ото­слал Его к Ка­иа­фе, где Гос­подь был опле­ван, по­лу­чал по­ще­чи­ны, вдо­ба­вок был уни­жен и осме­ян, слы­ша: про­ре­ки нам, Хри­стос, кто уда­рил Те­бя? (Мф.26:68). Ту­да же при­шли и лже­сви­де­те­ли, ис­ка­жав­шие Его сло­ва: раз­рушь­те храм сей, и Я в три дня воз­двиг­ну его (Ин.2:19). А ко­гда Он на­звал Се­бя Сы­ном Бо­жи­им, то ар­хи­ерей разо­драл одеж­ды свои (в знак то­го, что) не мо­жет тер­петь бо­го­хуль­ства.

При на­ступ­ле­нии утра Иису­са от­ве­ли к Пи­ла­ту; и иудеи не во­шли в пре­то­рию, го­во­рит (еван­ге­лист Иоанн), чтобы не осквер­нить­ся, но чтобы (мож­но бы­ло) есть пас­ху (Ин.18:28). Или здесь под пас­хой он под­ра­зу­ме­ва­ет весь (се­ми­днев­ный) празд­ник, или она и на этот раз бы­ла в по­ло­жен­ное вре­мя (в пят­ни­цу ве­че­ром), но Хри­стос со­вер­шил за­кон­ную пас­ху на один день рань­ше, по­то­му что в пят­ни­цу хо­тел быть за­клан­ным од­новре­мен­но с (пас­халь­ным агн­цем).

Пи­лат, вый­дя (к ним), спро­сил, в чем (они) об­ви­ня­ют Иису­са, и по­сколь­ку не на­шел ни­че­го до­стой­но­го об­ви­не­ния, то по­слал Его к Иро­ду, а по­след­ний — сно­ва к Пи­ла­ту. Иудеи же стре­ми­лись убить Иису­са. Пи­лат ска­зал им: возь­ми­те Его вы, и рас­пни­те, и по за­ко­ну ва­ше­му су­ди­те Его (ср.: Ин.18:31, 19:6). Они от­ве­ча­ли ему: нам не поз­во­ле­но пре­да­вать смер­ти ни­ко­го (Ин.18:31), по­буж­дая Пи­ла­та рас­пять (Его). Пи­лат спро­сил Хри­ста, Царь ли Он Иудей­ский. Он при­знал Се­бя Ца­рем, но Веч­ным, го­во­ря: Цар­ство Мое не от ми­ра се­го (Ин.18:36). Пи­лат, же­лая Его осво­бо­дить, сна­ча­ла ска­зал, что не на­хо­дит в Нем ни­ка­кой бла­го­вид­ной ви­ны, а по­том пред­ло­жил, по обы­чаю, ра­ди празд­ни­ка от­пу­стить им од­но­го уз­ни­ка, — но они вы­бра­ли Ва­рав­ву, а не Хри­ста (см.: Ин.18:38-40).

То­гда Пи­лат, пре­да­вая им Иису­са, преж­де ве­лел бить Его, по­том вы­вел к ним под стра­жей, оде­то­го в баг­ря­ни­цу, увен­чан­но­го тер­но­вым вен­цом, со вло­жен­ной в пра­вую ру­ку тро­стью, осме­ян­но­го во­и­на­ми, го­во­рив­ши­ми: ра­дуй­ся, Царь Иудей­ский! (см.: Ин.19:1-5; Мф.27:29; Мк.15:16-19). Од­на­ко, над­ру­гав­шись так, чтобы уто­лить их гнев, Пи­лат вновь ска­зал: я ни­че­го до­стой­но­го смер­ти не на­шел в Нем (Лк.23:22). Но они от­ве­ча­ли: Он дол­жен уме­реть, по­то­му что сде­лал Се­бя Сы­ном Бо­жи­им (Ин.19:7). Ко­гда они так го­во­ри­ли, Иисус мол­чал, а на­род кри­чал Пи­ла­ту: рас­пни, рас­пни Его! (Лк.23:21). Ибо через по­зор­ную смерть (ка­кой пре­да­ва­ли раз­бой­ни­ков) иудеи хо­те­ли опо­ро­чить Его, чтобы ис­тре­бить доб­рую па­мять о Нем. Пи­лат же, как бы при­сты­жая их, го­во­рит: Ца­ря ли ва­ше­го рас­пну? Они от­ве­ча­ли: нет у нас ца­ря, кро­ме ке­са­ря (Ин.19:15). По­сколь­ку об­ви­не­ни­ем в бо­го­хуль­стве они ни­че­го не до­би­лись, то на­во­дят на Пи­ла­та страх от ке­са­ря, чтобы хоть та­ким спо­со­бом ис­пол­нить свой безум­ный за­мы­сел, для че­го го­во­рят: вся­кий, де­ла­ю­щий се­бя ца­рем, про­тив­ник ке­са­рю (Ин.19:12). Меж­ду тем же­на Пи­ла­та, устра­шен­ная сна­ми, по­сла­ла ему ска­зать: не де­лай ни­че­го Пра­вед­ни­ку То­му, по­то­му что я ныне во сне мно­го по­стра­да­ла за Него (Мф.27:19); и Пи­лат, умыв ру­ки, от­ри­цал свою ви­нов­ность в (про­ли­тии) кро­ви Его (см.: Мф.27:24). Иудеи же кри­ча­ли: кровь Его на нас и на де­тях на­ших (Мф.27:25); ес­ли от­пу­стишь Его, ты не друг ке­са­рю (Ин.19:12).

То­гда Пи­лат, ис­пу­гав­шись, от­пу­стил им Ва­рав­ву, а Иису­са пре­дал на рас­пя­тие (ср.: Мф.27:26), хо­тя втайне и знал, что Тот непо­ви­нен. Уви­дев это, Иуда, бро­сив среб­ре­ни­ки (в хра­ме), вы­шел, по­шел и уда­вил­ся (см.: Мф.27:3-5), по­ве­сив­шись на де­ре­ве, а по­сле, силь­но вздув­шись, лоп­нул. Во­и­ны же, на­сме­яв­шись над Иису­сом и бив тро­стью по го­ло­ве (Мф.27:27-30), воз­ло­жи­ли на Него крест; по­том, за­хва­тив Си­мо­на Ки­ри­не­яни­на, за­ста­ви­ли нести крест Его (ср.: Мф.27:32; Лк.23:26; Ин.19:17).

Око­ло тре­тье­го ча­са, при­дя на Лоб­ное ме­сто, там рас­пя­ли Иису­са и по обе сто­ро­ны от Него двух раз­бой­ни­ков, чтобы и Он был при­чтен к зло­де­ям (ср.: Мк.15:27-28; Ис.53:12). Во­и­ны раз­де­ли­ли одеж­ды Его из-за бед­но­сти (их), бро­сая жре­бий о цель­но­тка­ном хи­тоне, при­чи­няя Ему мно­же­ство вся­че­ских оскорб­ле­ний — не толь­ко этим, но и из­де­ва­ясь (над Ним), ко­гда Он ви­сел на кре­сте, го­во­ри­ли: э! раз­ру­ша­ю­щий храм и в три дня со­зи­да­ю­щий! спа­си Се­бя Са­мо­го. И еще: дру­гих спа­сал, а Се­бя не мо­жет спа­сти. И еще: ес­ли Он Царь Из­ра­илев, пусть те­перь сой­дет с Кре­ста, и уве­ру­ем в Него (Мк.15:29-31; Мф.27:40, 42).

И ес­ли они дей­стви­тель­но го­во­ри­ли прав­ду, то по­до­ба­ло им без со­мне­ний об­ра­тить­ся к Нему, — ведь от­кры­лось, что Он Царь не толь­ко Из­ра­и­ля, но и все­го ми­ра. Ибо для че­го по­мерк­ло солн­це на три ча­са, да еще в пол­день? — Чтобы все узна­ли о (Его) стра­да­ни­ях. Зем­ля по­тряс­лась и кам­ни рас­се­лись, — чтобы об­на­ру­жи­лось, что Он мог это сде­лать и с иуде­я­ми; мно­гие те­ла (усоп­ших) вос­крес­ли — в до­ка­за­тель­ство все­об­ще­го вос­кре­се­ния и для яв­ле­ния си­лы Стра­дав­ше­го. За­ве­са в хра­ме разо­дра­лась (Мф.27:51), как буд­то храм гне­вал­ся (раз­ры­вая свою одеж­ду) за то, что стра­да­ет Про­слав­ля­е­мый в нем, и всем от­кры­лось неви­ди­мое преж­де (Свя­тое Свя­тых).

Итак, Хри­стос был рас­пят в тре­тий час, как го­во­рит свя­той Марк (см.: Мк.15:25), от ше­сто­го же ча­са тьма бы­ла до ча­са де­вя­то­го (Мф.27:45; ср.: Мк.15:33). То­гда и Лон­гин сот­ник, ви­дя солн­це (по­мерк­шее) и дру­гие зна­ме­ния, (устра­шил­ся) весь­ма и ска­зал: во­ис­ти­ну, Он был Сын Бо­жий (Мф.27:54; ср.: Мк.15:39; Лк.23:47). Один из раз­бой­ни­ков зло­сло­вил Иису­са, а дру­гой уни­мал его, ре­ши­тель­но за­пре­щая ему, и ис­по­ве­дал Хри­ста Сы­ном Бо­жи­им. Воз­на­граж­дая его ве­ру, Спа­си­тель обе­щал ему пре­бы­ва­ние с Со­бою в раю (см.: Лк.23:39-43).

В до­вер­ше­ние ко всем из­де­ва­тель­ствам, Пи­лат на­пи­сал и над­пись на кре­сте, гла­сив­шую: Иисус На­зо­рей, Царь Иудей­ский (Ин.19:19). Хо­тя (пер­во­свя­щен­ни­ки) и не поз­во­ля­ли Пи­ла­ту пи­сать так, но что Он го­во­рил: (Я Царь Иудей­ский), од­на­ко Пи­лат воз­ра­зил: что я на­пи­сал, то на­пи­сал (см.: Ин.19:21-22). По­том Спа­си­тель про­из­нес: жаж­ду, — и Ему да­ли ис­соп с ук­су­сом. Ска­зав: со­вер­ши­лось! — и пре­кло­нив гла­ву, (Он) пре­дал дух (см.: Ин.19:28-30).

Читать еще:  Госдума приняла закон о выплате маткапитала за первого ребенка

Ко­гда все разо­шлись, при Кре­сте сто­я­ли Ма­терь Его, и сест­ра Ма­те­ри Его, Ма­рия Клео­по­ва, рож­ден­ная от Иоси­фа по­сле то­го как Клео­па умер без­дет­ным; а так­же лю­би­мый уче­ник Гос­по­да Иоанн (см.: Ин.19:25-26). Обе­зу­мев­шие же иудеи, ко­то­рым недо­ста­точ­но бы­ло ви­деть те­ло на кре­сте, про­си­ли Пи­ла­та, так как то­гда бы­ла пят­ни­ца и ве­ли­кий празд­ник Пас­хи, (при­ка­зать) пе­ре­бить у осуж­ден­ных го­ле­ни, чтобы ско­рее на­сту­пи­ла смерть. И у дво­их пе­ре­би­ли го­ле­ни, по­то­му что они бы­ли еще жи­вы. Но, при­дя к Иису­су, как уви­де­ли Его уже умер­шим, не пе­ре­би­ли у Него го­ле­ней, но один из во­и­нов, по име­ни Лон­гин, уго­ждая безум­ным, под­нял ко­пье и прон­зил Хри­сту реб­ра с пра­вой сто­ро­ны, и тот­час ис­тек­ла кровь и во­да (см.: Ин.19:31-34).

Пер­вое по­ка­зы­ва­ет, что Он че­ло­век, а вто­рое — что Он вы­ше че­ло­ве­ка. Или кровь — для Та­ин­ства Бо­же­ствен­но­го при­ча­ще­ния, а во­да — для кре­ще­ния, ибо те два ис­точ­ни­ка по­ис­ти­не да­ют на­ча­ло Та­ин­ствам. И Иоанн, ви­дев­ший это, за­сви­де­тель­ство­вал, и ис­тин­но сви­де­тель­ство его (Ин.19:35), ведь на­пи­сал при­сут­ство­вав­ший там и ви­дев­ший все сво­и­ми гла­за­ми; и ес­ли бы он хо­тел го­во­рить ложь, не за­пи­сы­вал бы то­го, что счи­та­лось бес­че­сти­ем для Учи­те­ля. Го­во­рят, буд­то он то­гда со­брал в некий со­суд Бо­же­ствен­ную и Пре­чи­стую Кровь из ис­то­ча­ю­щих жизнь ре­бер.

По­сле этих уди­ви­тель­ных со­бы­тий, как уже на­стал ве­чер, при­шел Иосиф из Ари­ма­феи — так­же уче­ник Иису­са, но тай­ный, осме­лил­ся вой­ти к Пи­ла­ту, бу­дучи из­ве­стен ему, и про­сил те­ла Иису­со­ва (ср.: Мк.15:42-43; Ин.19:38); и Пи­лат поз­во­лил взять те­ло (Ин.19:38). Иосиф, сняв его с кре­ста, по­ло­жил со вся­ким бла­го­го­ве­ни­ем. При­шел так­же и Ни­ко­дим, — при­хо­див­ший преж­де (к Иису­су) но­чью, — и при­нес некий со­став из смир­ны и алоэ, при­го­тов­лен­ный в до­ста­точ­ном ко­ли­че­стве (ср.: Ин.19:39). Об­вив (те­ло) пе­ле­на­ми с бла­го­во­ни­я­ми, как обык­но­вен­но по­гре­ба­ют иудеи, они по­ло­жи­ли его по­бли­зо­сти, в гро­бе Иоси­фа, вы­се­чен­ном в ска­ле, где еще ни­кто не был по­ло­жен (ср.: Лк.23:53; Ин.19:40). (Так устро­и­лось для то­го), чтобы, ко­гда Хри­стос вос­креснет, вос­кре­се­ние не мог­ло быть при­пи­са­но ко­му-ни­будь дру­го­му (ле­жав­ше­му вме­сте с Ним). Смесь же алоэ и смир­ны еван­ге­лист упо­мя­нул по­то­му, что она очень клей­кая, — чтобы мы, ко­гда услы­шим о пе­ле­нах и го­лов­ных по­вяз­ках, остав­лен­ных во гро­бе (см.: Ин.20:6-7), не ду­ма­ли, буд­то те­ло Хри­сто­во укра­де­но: ибо как мож­но бы­ло, не имея до­ста­точ­но вре­ме­ни, ото­рвать их, на­столь­ко силь­но при­лип­шие к те­лу?

Все это чу­дес­но со­вер­ши­лось в ту пят­ни­цу, и бо­го­нос­ные от­цы по­ве­ле­ли нам тво­рить па­мять обо всем этом с со­кру­ше­ни­ем серд­ца и уми­ле­ни­ем. За­ме­ча­тель­но и то, что Гос­подь рас­пял­ся в ше­стой день сед­ми­цы — в пят­ни­цу, так же как и в на­ча­ле в ше­стой день был со­здан че­ло­век. А в ше­стой час дня был по­ве­шен на кре­сте, как и Адам, го­во­рят, в этот час про­стер ру­ки, при­кос­нул­ся к за­прет­но­му дре­ву и умер, по­сколь­ку по­до­ба­ло ему сно­ва вос­со­здать­ся в тот же час, в ка­кой он пал. А в са­ду — как и Адам в раю. Горь­кое пи­тие — по об­ра­зу (Ада­мо­ва) вку­ше­ния. По­ще­чи­ны озна­ча­ли на­ше осво­бож­де­ние. Опле­ва­ние и по­зор­ное вы­ве­де­ние в со­про­вож­де­нии во­и­нов — по­чет для нас. Тер­но­вый ве­нец — устра­не­ние на­ше­го про­кля­тия. Баг­ря­ни­ца — как ко­жа­ные одеж­ды или на­ше цар­ское убран­ство. Гвоз­ди — окон­ча­тель­ное умерщ­вле­ние на­ше­го гре­ха. Крест — дре­во рай­ское. Прон­зен­ные реб­ра изо­бра­жа­ли Ада­мо­во реб­ро, из ко­то­ро­го (про­изо­шла) Ева, от ко­то­рой — пре­ступ­ле­ние. Ко­пье — устра­ня­ет от ме­ня ог­нен­ный меч (см.: Быт.3:24). Во­да из ре­бер — об­раз кре­ще­ния. Кровь и трость — ими Он, как Царь, под­пи­сал крас­ны­ми бук­ва­ми (гра­мо­ту), да­ро­вав нам древ­нее оте­че­ство. Есть пре­да­ние, что Ада­мо­ва го­ло­ва ле­жа­ла там, где был рас­пят Хри­стос — Гла­ва всех, и омы­лась ис­тек­шею кро­вью Хри­сто­вой, — по­че­му это ме­сто и име­ну­ет­ся Лоб­ным.

При по­то­пе че­реп Ада­ма вы­мы­ло из зем­ли, и кость пла­ва­ла на во­де, как некое яв­ное чу­до. Со­ло­мон со всем сво­им вой­ском, по­чтив пра­от­ца, по­крыл его мно­же­ством кам­ней на ме­сте, ко­то­рое с тех пор на­зва­но «по­стлан­ное кам­нем». Ве­ли­чай­шие из свя­тых го­во­рят, что, по пре­да­нию, Адам был по­гре­бен там Ан­ге­лом. Итак, где был труп, ту­да при­шел и орел — Хри­стос, Веч­ный Царь, Но­вый Адам, дре­вом ис­це­ля­ю­щий вет­хо­го Ада­ма, пав­ше­го через дре­во. Хри­сте Бо­же, по чуд­но­му и неиз­ме­ри­мо­му Тво­е­му ми­ло­сер­дию к нам, по­ми­луй нас.

Страсти Христовы. Что вы могли не знать о Страстной пятнице

6 апреля 2018 года – Страстная пятница, или, как ее принято называть в русской традиции, Великий Пято́к. Этот день посвящен воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Иисуса Христа, а также погребению Его тела. Однако страсти (страдания) Христа, на которые Он шел добровольно, начались еще в Гефсиманском саду.

Страдания до креста

Молясь в Гефсиманском саду, Христос пребывал в очень тяжелом эмоциональном состоянии. Тяжесть этого состояния была столь велика, что мелкие кровеносные сосуды тела Иисуса полопались от напряжения, и кровь, смешавшись с потом, капала на землю. Об этом упоминает евангелист Лука. Медицине известно около двадцати случаев такого явления, причем кожа становится очень чувствительной. Последнее указывает на то, сколь болезненными были дальнейшие истязания для Христа.

Первая физическая травма была нанесена Христу в доме первосвященника Каиафы, куда Его привели из Гефсиманского сада. Там Ему закрыли глаза и били Его, в насмешке требуя назвать имя ударившего. После бессонной ночи, проведенной в издевательствах, Христа отправили к префекту Иудеи Понтию Пилату (о причинах, по которым Пилат отправил Христа на крест, читайте в нашей статье о Страстной седмице). Пилат перенаправил Христа к Ироду Антипе, но тот по итогам общения с Христом лишь одел Его в светлые одежды и вновь отправил к Пилату. Вероятно, таким одеянием он хотел подчеркнуть, что не считает Иисуса опасным преступником, поскольку в светлые одежды у римлян было принято одеваться кандидатам на какую-либо почетную должность.

Затем Пилат все-таки поддался толпе иудейских вождей и отдал Христа на бичевание. Здесь стоит отметить, что, согласно иудейскому закону, человеку, не осужденному на смерть, нельзя было нанести более 40 ударов бичом (плетью с несколькими «хвостами» с металлическими шариками или острыми бараньими костями на концах), 41-й удар считался смертельным. Поэтому блюстители закона всегда следили за тем, чтобы количество ударов не превысило 39 – на случай просчета. С каждым ударом наконечники ремней бича и сами ремни впивались в кожу осужденного и рассекали ее, а затем и мышечную ткань, превращая спину в сплошное кровавое месиво. Но Христа судили не по иудейскому закону, а по римскому, потому что иудейские вожди боялись реакции собственного народа, неоднозначно относившегося к Иисусу. А по римскому закону Пилат приказал бить сколько угодно, но не до смерти. Затем последовала последняя попытка Пилата отвратить смертную казнь, но он вновь был вынужден уступить иудеям…

Осужденный на смерть, Иисус оказывается в руках римских воинов, которые, по-видимому, чтобы скрасить досуг, начинают издеваться над Ним. Христу надевают на голову терновый венец – вероятно, в форме шапочки. Длиной в палец, острые и крепкие колючки напоминали «лучи» царского венка императора Тиберия. Сухой терновник был всегда под рукой, им топили казарменные печи. Уже на кресте шипы венка будут вонзаться глубже и глубже в голову, до черепной кости, всякий раз, когда Спаситель будет касаться затылком дерева. Багряница, надетая на Христа, скорее всего, была заношенным порфировым плащом одного из солдат и напоминала пурпурные одеяния императора. Далее воины как бы участвовали в собственном спектакле: кланяясь «императору» Христу, они приветственно говорили: «Радуйся, Царь Иудейский!»

Читать еще:  В Смоленске школьница попала в больницу после того, как выпила чая в столовой

Распятие

Каждый христианин осеняет себя крестным знамением, когда молится и вспоминает о Боге. Но зачастую забывается то, что стоит за этим знамением. Римский ритор Цицерон говорил, что распятие – самый жестокий и страшный вид казни, который придумало человечество. Считается, что этот жуткий способ умерщвления древние римляне заимствовали у карфагенян, а первое в истории распятие, вероятно, совершили персы. В Древнем Риме казнь через распятие совершалась публично, в том числе в назидание другим, чтобы, видя мучения распятого, люди боялись преступать закон.

И.С. Глазунов. Голгофа

Распятие в Римской империи отменил в IV веке святой равноапостольный император Константин, чтобы казнь, через которую прошел Господь, больше не повторялась. Вероятно, прервавшаяся практика такой казни привела к тому, что средневековые авторы изображали ее в меру собственного представления: человек с пробитыми гвоздями ладонями и ступнями на «классическом», «латинском» кресте. Исторические источники и свидетельства сообщают, что распинаемого могли за руки привязывать к кресту (обычно Т- или Х-образному), могли прибивать гвоздями, но не через ладони, а сквозь запястья, между лучевыми костями; могли прибивать и дополнительно привязывать, чтобы тело не оборвалось под собственным весом, причем положение распятого часто зависело от фантазии исполнителя приговора.

Итак, рано утром Иисуса ведут на лобное место – Голгофу. Он несет горизонтальную перекладину креста, Его руки привязаны к ней. В качестве перекладины часто использовался дверной засов – балку весом около 50 кг. Изможденный предыдущими страстями, Христос, по-видимому, падает (возможно, не один раз), бьется о твердую землю. Когда Он уже не может нести древо Сам, сопровождающие воины заставляют нести эту балку проходящего мимо человека – Симона Киринеянина.

Христа прибивают к кресту через запястья коваными четырехгранными ржавыми гвоздями в том месте, где находится нервный узел, отвечающий за всю моторику кисти. Одно это причиняет нечеловеческую боль. У пригвожденного таким образом вся тяжесть тела приходится на мышцы груди. Длительное перенапряжение этих мышц приводит к тому, что они деревенеют, и человек не может вздохнуть. Чтобы сделать вдох, нужно ослабить напряжение грудных мышц –для этого в качестве опоры пригвожденный вынужден использовать те гвозди, которые пронзают ступни. Приподнимающееся тело приводит в движение руки, и кисти вращаются вокруг четырехгранных гвоздей, вызывая едва ли не шок. Человек вдыхает и вновь повисает. В страшных муках Христос делает вдох и произносит: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!» Распятие сопровождается для Христа насмешками толпы.

Распятый человек мог пребывать в агонии до нескольких суток – под палящим солнцем, изнемогающий от жажды, терзаемый хищными птицами. Иногда воины, чтобы ускорить процесс казни, перебивали распятому голени, и тогда он уже не мог приподняться и задыхался. Измученный предыдущими пытками, Христос умер раньше, от инфаркта, поэтому голени Ему не перебили. Перед тем как умереть, Христос просит утолить жажду, но воин, стоявший рядом, подает Ему не воду, а губку, пропитанную уксусом. О том, что Христос умер от инфаркта, свидетельствуют истекшие из Его бока после удара копьем воина «кровь и вода» – околосердечная жидкость с лимфой и свежими сгустками крови.

Молитвенный распорядок дня

Читая о смерти Спасителя, ее трудно принять. Христианину все время хочется, чтобы Страстная пятница не была таким днем – днем заупокойной службы, но она является таковой уже много веков. В Страстную пятницу христиане действительно хоронят Христа. Это та самая смерть, которая когда-то приходит к каждому, но в разном виде. Смерть, со всей ее болью и во всей ее неприглядности. Поэтому церковная служба в Страстную пятницу включает в себя чин погребения Тела Иисусова и очень похожа на самый обычный чин погребения усопшего.

В Великую пятницу литургию не служат, но совершаются Царские Часы, поскольку Сам Христос приносит Себя в жертву. В тексте у каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и о кресте. Но именно Евангелие от Марка подчеркивает, что распятие Христа было связано с тремя определенными моментами дня: «Был час третий, и распяли Его… В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: “Элои! Элои! ламма савахфани?” – что значит: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” Иисус же, возгласив громко, испустил дух». По сей день утреннее богослужение включает в себя третий и шестой часы, а перед наступлением вечера совершается девятый час. Евангелие от Марка навсегда связало крест и смерть Иисуса с молитвенным распорядком дня.

Великая пятница 2020: что вспоминают, традиции и суеверия, что нельзя делать 17 апреля

Самый трагический и скорбный день Страстной неделиВеликая пятница, день мученического окончания земной жизни Иисуса Христа и его погребения. Для православных христиан в этом году Великая пятница наступает 17 апреля, Пасха19 апреля. Великая пятница в народной традиции связана с различными запретами и суевериями.

В этом году все службы в храмах в Великую пятницу и на Пасху пройдут без участия прихожан, таковы карантинные меры в связи с распространением коронавируса.

Что вспоминают в Великую пятницу

Великая (Страстная) пятница — это день завершения земной жизни Иисуса Христа. В Страстную пятницу состоялся суд над Иисусом, он был подвернут пыткам и издевательствам, совершил крестный путь на Голгофу, был распят, умер, снят с креста и погребен.

В Великую пятницу верующие традиционно посещают храм, где слушают рассказ о страстях Христовых. Свечи, зажженные в храме в Великую пятницу, как и на Пасху, принято несли домой, чтобы поставить у икон или зажечь от них лампады. Увы, в этом году из-за эпидемии, вызванной коронавирусом, верующим запрещено посещать храмы перед Пасхой и в сам светлый праздник. Все обряды предписано исполнить дома, а церковные службы смотреть в трансляции. Поэтому свечи верующие также зажгут сами, читая при этом молитвы и 12 Евангелий.

Традиции и приметы на Великую пятницу

Великая пятница — день, когда для верующих вся работа под запретом из уважения к Христовым мукам и смерти. На Руси было принято еще до наступления Страстной пятницы завершить всю подготовку к Пасхе: полностью закончить уборку, а также выпечку куличей и роспись яиц. Хозяек, который не успевали подготовиться к Пасхе до окончания Великого (Чистого) четверга, осуждали, как ленивиц и неумех.

Поэтому женщины, по каким-то причинам не успевшие завершить праздничную готовку, делали это втайне, подальше от соседских глаз, в идеале — ночью, чтобы даже близкие не видели. Судя по всему, таких «нарушительниц» было немало, отсюда поверье: «тайный» кулич, испеченный в ночь на Страстную пятницу или даже в сам этот скорбный день, обладает целебными свойствами, не плесневеет и даже не черствеет. Такой кулич по поверью можно хранить весь год, отщипывая от него «волшебные» крошки.

Читать еще:  МАК приступил к расшифровке «черных ящиков» с разбившегося в Подмосковье самолета

Простые рецепты куличей и как их освятить в домашних условиях, читайте в материале Федерального агентства новостей.

Изгнание нечисти

Окончание Страстной недели, когда Христос лежит во гробе и не «присматривает» за миром, на Руси считалось временем разула нечисти. (Такое поверье существует и в отношении Святок, когда новорожденный Иисус якобы еще «не крещен»).

В Великую пятницу по традиции эту нечисть нужно было изгнать из своей жизни, очистив жилище специальными молитвами и выбросив «заговоренные», то есть «нечистые» вещи. Традиция, вероятно, связана с иудейским Песахом, когда из дома перед праздником изгоняется квасное (хамец), которое в этот момент символизирует грех.

Заговоренные предметы в Великую пятницу искали при помощи зажженной (желательно в храме) свечи, которая, по поверью, начинала искрить и трещать, как только «встречалась» с нехорошим предметом.

Такую вещь следовало немедленно выбросить или по крайней мере убрать подальше.

Запреты в Великую пятница: что нельзя делать 17 апреля

Великая пятница — самый скорбный для христиан день, поэтому особо следили, чтобы никто не нарушал святость скорби. Под строжайшим запретом была скоромная пища (верующие в этот день иногда полностью отказываются от еды в знак скорби и пью только воду). Осуждалось также любое проявление живых человеческих чувств. Сурово порицали и могли наказать тех, кто в этот день позволял себе смех, веселье, пустые разговоры, пение светских песен и так далее. Согласно народной примете, кто в Великую пятницу смеется, тот весь год проплачет, да еще навлечет беды на близких и соседей.

Нарушающим этот запрет незамужним девушкам предрекали долгое сидение в девках и плохого мужа, который будет ее бить.

Запрет на железо и воду

В знак уважения к Христовым мукам, которого прибили к кресту железными гвоздями, в Великую пятницу под строжайшим запретом были все металлические предметы. Самому строгому осуждению подвергались те, кто пытался в этот день тайно поработать на огороде или в поле, используя металлический инвентарь. Ослушников пугали божьей карой, которая упадет на все село. Также нельзя было рубить и пилить дрова, забивать гвозди и так далее.

Женщинам категорически запрещались любое рукоделие с использованием металлических предметов: иголок, спиц, ножниц и так далее. Нельзя было также пользоваться ножами, пищу следовало ломать руками, а лучше вообще отказаться в этот день от еды.

Под строжайшим запретом было все, связанное с водой, особенно стирка. Не поощрялось и умывание, считалось, что все водные процедуры должны быть закончены в Чистый четверг.

Вообще Великая пятница в народной традиции — это день скорби, молитвы, размышлений. В этом году верующим предписано совершать все церковные обряды дома. Службы будут транслироваться по телевидению и через Интернет. После чина выноса плащаницы мирянам можно поесть горячей постной пиши без масла, чтобы подкрепить силы.

Страстная Пятница

Пятый день Страстной седмицы называется Великая Пятница. Это – самый главный для христиан день, когда Христос Сын Божий пострадал для искупления рода человеческого. В 2020-м году он приходится на 16 апреля.

Смысл Страстной Пятницы

Верующие вспоминают сегодня события двух тысячелетней давности. Это – кульминация и смысл всего христианства, для этого дня Спаситель пришел на землю, воплотился от Девы Марии. Христос в этот день претерпел страшные страдания, поругания, оплевания, избиения.

Тот, кто видел фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы», ужасался кровавым картинам мучений Христа. Некоторым зрителям даже становилось плохо физически. Но самом деле, зрелище было еще страшнее. Спаситель был полностью обнажен, на Него смотрели все, даже женщины. Распятие было самой страшной казнью для особо опасных преступников. Находившиеся на кресте испытывали удушье, для того чтобы вдохнуть воздуха, они постоянно двигались, подтягиваясь на руках. Это доставляло им страшную боль, от чего они теряли сознание.

Кроме того, обильные кровопотери вызывали обезвоживание, падение артериального давления, учащение пульса. Страдальцев мучила сильная жажда, но вместо воды им давали оцет – горький уксус, делалось это для того, чтобы они, выпив его, пришли в исступление, потеряли сознание, так легче переносить эти муки.

Затем у распятых начинались конвульсии. Смотреть на это зрелище могли совсем немногие. Но Матерь Божия, мироносицы и апостол Иоанн Богослов, как мы знаем из Евангелия, стояли там до конца. Трудно представить, что перенесла Пресвятая Богородица, смотря на ужасные муки Самого Дорогого Ей Человека на земле. Она осознавала, что ничем не может помочь Ему. Но и в самый страшный предсмертный момент Христос не забыл позаботиться о Ней. Теряя сознание, Он предал Ее заботе любимого ученика.

Умер Христос на кресте, по предположению современных медиков, от разрыва сердца.

Во время распятия Христа сбылись многие пророчества, в том числе: псалом 21 Давида («разделиша ризы моя себе» и др.). Перед кончиной на кресте Христос громко возопил: «Боже, Боже Мой, почто оставил Меня!», это и есть начальные строки этого псалма.

При размышлении об этих страшных муках Христа возникает вопрос: зачем же такие страдания, ведь Он мог просто принять смерть, чтобы искупить нас от прародительского греха. Зачем же бичевать Его, плевать, издеваться и бить Его?! На этот вопрос есть ответ: «Он понес грехи наши и мучим был за беззакония наша», как сказал пророк Исайя. Христос должен был понести на Себе грехи людей всего мира. Это нелегкое искупление выглядело именно таким образом. Он – и есть Агнец Непорочный, принесенный за грехи всех людей.

Распят был Христос на Голгофе, именно там было похоронено тело первого человека Адама. Кровь Христа, капающая с креста, просачивалась сквозь землю и омывала кости первого согрешившего человека. Именно поэтому евреи были приведены в эту землю, чтобы от них произошел Христос и искупил первородный грех таким образом.

В этот важный для всех христиан день все верующие хранят самый строгий пост. Сильные телом не едят вообще ничего сегодня. Усиливается и душевный пост, откладываются всякие земные суетные дела, помышления, тем более развлечения. Всякая плоть молчит и скорбит вместе с Распятым Христом.

Особенности Богослужения

Утреня Великой Пятницы служится накануне вечером. На ней читаются двенадцать отрывков из Евангелия, повествующие о страданиях Христа. Это – одна из самых красивых служб церковных. Во время нее поются умилительные тропари, стихиры, седальны, антифоны. Песнопение – светилен «Разбойника благоразумного» трогает своей глубиной, красотой. Часто исполняется на концертах отдельно.

Утром в Великую Пятницу читаются Царские часы, Литургии не положено в этот скорбный день. На каждом часе читается апостол и Евангелие. После полудня, время когда Христос скончался на кресте, начинается вечерня. После «Ныне отпущаеши» поются тропари «Благообразный Иосиф», во время которого Плащаница выносится священнослужителями из алтаря и с каждением полагается на середину храма.

Затем бывает целование Плащаницы, которая символизирует ту самую плащаницу, которой Иосиф с Никодимом обвили тело Христа перед положением во гроб.

После этого читается канон «Плач Богоматери», а потом начинается утреня с крестным ходом, символизирующим погребение Христа.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector