1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В бельгийских приходах РПЦ молятся о жертвах терактов

РПЦ предупредила о собственном пополнении армии безработных

Фото pixabay.com

На официальном сайте Русской православной церкви появилась публикация, истинная цель которой может состоять в намерении широкого оповещения о плохом финансовом состоянии приходов и стимулировать государственную помощь. Внешне это оформлено как рекомендации правового управления Московской патриархии в ответ на запросы «с мест».

«Поскольку источником финансирования деятельности религиозных организаций являются добровольные пожертвования верующих, а в связи с приостановлением доступа граждан в храмы в рамках ограничительных мер, установленных государственными органами, поступление таковых пожертвований либо существенно снизилось, либо прекратилось, уже возникают и могут возникнуть ситуации, когда религиозные организации Русской православной церкви не будут иметь средств для оплаты труда работников», — отмечается в публикации. Патриархийные юристы советуют три варианта: отпуск без сохранения зарплаты, частичная занятость или расторжение трудового договора. В случае радикального варианта, то есть полного увольнения, сокращенным предлагается волонтерская занятость. В качестве обоснования Правовое управление РПЦ ссылается на 83 статью Трудового кодекса, которое подразумевает расторжение контракта в случае эпидемии.

При этом ранее патриарх Кирилл обратился к состоятельным россиянам с призывом помогать священнослужителям, оказавшимся в трудном финансовом положении. «Боль в моем сердце всякий раз, когда я думаю о священнослужителях, совершающих богослужения за закрытыми дверями и лишенных сегодня материальной поддержки. Я обратился к людям состоятельным и благорасположенным к церкви со смиренной просьбой оказать материальную поддержку нашим священнослужителям», — воззвал глава РПЦ 3 мая. Он также сообщил, что такая помощь уже поступает: «И благодарение Господу — мои мольбы были услышаны. Конечно, может быть, это не изменит радикально ситуацию, но каждый из нас должен сегодня делать то, что в его силах, чтобы оказать помощь ближнему». До того, в конце апреля, патриарх, по некоторым сведениям, обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой об отсрочке платы за услуги ЖКХ для храмов. В некоторых регионах, например, в Петербурге пошли навстречу пожеланиям церкви.

Напомним, что до середины апреля РПЦ ожесточенно сопротивлялась закрытию храмов для прихожан. Тогда высказывались предположения, что священнослужители боятся потерять доходы от продажи свечей и пожертвования, однако представители Московского патриархата эти предположения опровергали.

Кроме содержания настоятелей и клира на приходах существует еще проблема регулярных выплат епархиальным архиереям и самому патриарху. Такие отчисления обязана делать каждая община. Кроме того, иерархи получают подношения и подарки при визитах в тот или иной приход, а священники также «скидываются» своим архиереям на именины и другие праздники. В условиях нынешнего кризиса рядовое духовенство обращается к начальству с просьбой отменить или отсрочить подобные поборы. «Владыки» некоторых епархий снизили отчисления на 30 процентов, но так происходит не везде.

«Церковь была всегда со своим народом, во все времена, и сегодня мы переживаем сложные времена. Поэтому, конечно, церковь, так же, как и все мы, находится в сложной ситуации, и я думаю, что мы вместе совместно преодолеем и это тоже», — сказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, комментируя призыв патриарха к спонсорам.

Правда, руководители РПЦ просят от предпринимателей и государства помощи только для своих служителей и храмов. Пока никто из священнослужителей не догадался поднять голос в защиту населения, которое не получает никакой помощи. Гражданам не переводят денег из бюджета и не дают отсрочки по платежам ЖКХ. Конечно, некоторые из них экономят деньги на том, что не бросают их в ящик для пожертвований церквам. Впрочем, епархии успешно осваивают онлайн-перечисления.

Однако ничего пока не слышно о том, что архиереи продают свои богатые облачения и украшения, дорогие подарки, которые они получали все предыдущие годы от покровителей, чтобы расплатиться с долгами храмов или поддержать нищающих клириков бедных приходов. Никто из них не последовал примеру патриарха Тихона (Беллавина), который в 1922 году призвал духовенство жертвовать имущество приходов на помощь голодающим Поволжья. Сегодняшние «владыки» не только не выручают свой народ, но еще и просят у него помощи для пастырей, чтобы те имели возможность перечислять средства дальше, на самый верх.

Публикация с подробными юридическими советами по массовому увольнению работников церкви и переводу их на безвозмездный труд выглядит еще и зловещим намеком властям: дескать, вот еще один источник социального напряжения, и церкви надо бы помогать из бюджета. Как мы помним, до того Правовое управление РПЦ явило широкой общественности в апреле, когда действия региональных властей по недопущению людей в места массового скопления при богослужении церковными юристами были названы неконституционными. Похоже, эта игра юридических комментариев и намеков входит у РПЦ в обычай.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

РПЦ намерена игнорировать указ властей Петербурга о запрете богослужений в связи с коронавирусом

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов дополнил постановление по противодействию распространению коронавируса в городе. В числе прочих ограничений вводится запрет на посещение религиозных организаций для всех граждан, кроме сотрудников данных организаций. В РПЦ заявили, что данный запрет противоречит нормам Конституции о свободе вероисповедания и добавили, что двери храмов будут открыты для всех желающих.

Мэр Москвы Сергей Собянин 25 марта издал постановление, согласно которому рекомендуется не посещать религиозные организации. Его петербургский коллега Александр Беглов решил действовать более решительно и ввел прямой запрет на посещение такого рода учреждений всеми гражданами, исключая служителей и сотрудников. В РПЦ назвали постановление неконституционным. Там считают, что господин Беглов нарушил ст. 28 Конституции России (о свободе вероисповедания), а также п. 1 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

«Иные акты органов власти (включая акты органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов) не могут ограничивать свободу совести и свободу вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты в целях участия в богослужениях, поскольку такие акты не имеют статуса Федерального закона»,— сказано на сайте Московского патриархата.

Петербургская митрополия готова обеспечивать причастия на дому людям старше 65 лет. «Пастырский долг духовенства необходимо исполнять по отношению ко всем верующим, включая тех, кто полагает необходимым в нынешнее непростое время прийти в храмы для молитвы о близких, о городе и народ. Поэтому храмы продолжат служение»,— говорят священнослужители. Для тех, кто не желает приходить в церковь во время пандемии COVID-19 будут организованы трансляции служб в интернете и на тематических телеканалах, например «Спас».

Как христиане, мусульмане, иудеи, буддисты и пастафариане реагируют на коронавирус в РФ

«Ответственность за соблюдение запрета на посещение объектов религиозных культов в период действия постановления правительства ложится на руководителей общественных организаций и объектов, на территории которых проводятся мероприятия,— сообщили в Смольном.— Контроль за выполнением постановления в период функционирования города в режиме повышенной готовности возложен на органы государственной власти и правоохранительные структуры». В пресс-службе МВД по Петербургу на звонок “Ъ” не ответили.

Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко говорит, что запрет на посещение религиозных учреждений адресован непосредственно гражданам. «Довод о неконституционности запрета абсурден и не выдерживает критики,— подчеркнул он.— Постановлением правительства Петербурга на территории города введен режим повышенной готовности. В таком случае высшее должностное лицо субъекта федерации, а в данном случае это губернатор, может ограничивать доступ людей на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Губернатор посчитал, что религиозные учреждения могут быть такой территорией». Он подчеркнул, что постановлением не вводится никаких ограничений для РПЦ:

Читать еще:  Крещение и венчание в Антарктике, опасные морские львы и благодарность Патриарху

« Поэтому к ответственности за посещение гражданами объектов религиозных организаций могут быть привлечены лишь сами граждане».

Адвокат Максим Крупский также говорит, что постановление касается только физических лиц. «Действующий КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение карантинных мер, которая будет распространяться на прихожан. С другой стороны, такое привлечение к ответственности можно будет обжаловать в судах, когда они заработают»,— считает Максим Крупский. «В федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» право на участие в богослужениях является составной частью права на свободу вероисповедания. Постановление правительства города действительно можно считать вторжением в это право, несмотря на то, что содержательно оно очень разумно,— говорит господин Крупский.— Любопытно, что ст. 56 Конституции говорит о том, что право на свободу вероисповедания не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения. Если мы включаем в это право посещение богослужений, получается, что на него тоже нельзя накладывать запреты. Это можно считать коллизией, потому что массовое пребывание граждан в церкви создает опасность распространения коронавируса, но формально это требование обладает дефектом».

Московские ограничения распространятся на регионы

Замгендиректора по правовым вопросам НЮС «Амулекс» Юлия Галуева, комментируя отсылку РПЦ к статье Конституции о свободе вероисповедания, напомнила о существовании закрепленной в основном законе обязанности всех граждан и их объединений соблюдать Конституцию и законы. «Сам устав РПЦ в одном из пунктов закрепляет обязанность РПЦ осуществлять свою деятельность при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов,— напоминает госпожа Галуева.— Постановление правительства Санкт-Петербурга вводит временные меры для обеспечения безопасности граждан, не ограничивая право граждан на свободу вероисповедания, так как ограничения касаются исключительно посещения физическими лицами объектов и территорий религиозных организаций на ограниченный период времени в целях предупреждения распространения инфекции. Если следовать подобной логике, то любое введенное ограничение можно признать нарушающим Конституцию РФ (например, проведение мероприятий, посещение парков и торговых центров)».

«Если мы храмы закроем и будем уповать только на санитарно-эпидемиологические службы, это будет не совсем правильно»

Корреспонденты “Ъ” выяснили, как в условиях коронавирусной инфекции проходят богослужения в ряде регионов России.

На официальном сайте Симферопольской и Крымской епархии в связи с ограничениями опубликованы инструкции настоятелям приходов, игуменам и игуменьям монастырей. Им поручено благословить прихожан в возрасте свыше 65 лет до 10 апреля совершать молитву в своих домах. Чтобы исповедаться, они могут попросить направить священника на дом. Для этого духовенством будет организовано дежурство «для неотложного исполнения просьб престарелых прихожан и лиц с хроническими заболеваниями о совершении таинств в их домах».

Вместе с тем, в церквях продолжат причастие. При этом ложка для совершения таинства (лжица) будет дезинфицироваться. «С учетом при этом исторической практики Православной церкви в условиях эпидемий — преподавать святые Христовы тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов. Причастникам воздерживаться от лобзания чаши»,— сказано в инструкции. Запивать после причастия каждый причастник будет из одноразовой посуды. Их губы будут протирать не специальными платками, а бумажными салфетками, которые затем полагается сжигать. Крещение на время ограничений будут проводить только индивидуально, с протиранием купели дезинфицирующей жидкостью и сменой воды. «Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан»,— сказано в тексте инструкций. Священнослужителям также рекомендовано «воздерживаться от преподания руки для целования». Исполнение вводимых предписаний и ограничений в епархии советуют священникам объяснить прихожанам, как «следование словам священного писания: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4, 7)». В приложении к инструкции опубликован список средств, которые рекомендовано применять для санитарной обработки. В него вошли препараты на основе третичных амидов (к примеру, эволайн-4Д), 3% раствор перекиси водорода, 70% изопропиловый спирт (к примеру, антисептик септолит), 75% этиловый спирт и хлорсодержащие препараты для уборки помещений.

Тобольская митрополия попросила граждан не посещать общие соборные богослужения в Тюменской области, а молиться самостоятельно дома из-за распространения коронавируса. При этом в течение недели, которую объявили нерабочей, граждане могут приходить в храмы в частном порядке и оставлять записки с именами своих близких, которых будут поминать на литургиях, уточнили в пресс-службе митрополии.

В Екатеринбургской епархии на фоне распространения коронавируса призвали граждан к усиленной молитве. «С третьей декады марта во всех храмах Екатеринбургской епархии читается молитва во время губительного поветрия и смертоносной заразы. Просим каждого православного христианина читать данную молитву дома»,— сообщили в пресс-службе Екатеринбургской епархии. Там также уточнили, что граждане по своему желанию могут молиться и в храмах. Для тех, кто будет находиться дома, планируется организовать трансляцию с богослужений в социальных сетях и нескольких телеканалах. В храмах будет усилено дежурство священников для исполнения просьб о причащении на дому граждан старше 65 лет, а также людей с хроническими заболеваниями.

В ХМАО также были введены ограничительные меры для посещения православных храмов. Губернатор ХМАО Наталья Комарова подписала постановление, по которому до 5 апреля приостанавливается посещение объектов религиозных организаций. Ограничения не касаются служителей и персонала религиозных организаций.

Мечети Тюменской и Свердловской областей приостановили «до улучшения эпидемиологической обстановки» проведение коллективных пятикратных молитв и пятничных молитв с 18 марта. Также были временно закрыты воскресные школы. Аналогичные ограничения ввели с 20 марта по 15 апреля и в мечетях ХМАО.

Ярославская епархия Русской православной церкви настоятельно рекомендовала воздержаться от посещения храмов прихожанам от 65 лет с соответствующими хроническими заболеваниями. Об этом “Ъ” рассказал пресс-секретарь епархии Александр Сатомский.

Как сообщили в пресс-службе Пятигорской епархии, в связи с распространением коронавирусной инфекции за каждой Божественной литургией теперь «возносятся молитвы об избавлении от эпидемии». Прихожанам, которые попадают в зону риска по возрасту и состоянию здоровья, епархия призывает «понести подвиг домашней молитвы». В то же время священникам предписано посещать прихожан, которые оказались в добровольной самоизоляции или на карантине. Активистов молодежных центров, приходских добровольцев, сестер милосердия, сотрудников социальных отделов округов, приходских групп милосердия епархиальный совет призывает оказывать помощь немощным, престарелым и одиноким прихожанам, в первую очередь в приобретении продуктов питания, лекарств и предметов первой необходимости. Кроме того, совет решил отправить на каникулы и учеников воскресных школ. В остальном епархия придерживается утвержденных руководством РПЦ рекомендаций по профилактике распространения коронавирусной инфекции, предписывающих ужесточение санитарно-гигиенических норм в храмах.

Кубанская митрополия сообщает о том, что в храмах усилен санитарный контроль, для части верующих организованы дистанционные мероприятия. «Никто не останется без духовного попечения,— обратился к верующим митрополит Исидор.— В ряде крупных храмов организованы трансляции богослужений для тех, кто находится в изоляции. Во всех храмах епархии соблюдаются строгие санитарные правила, и я рад, что люди восприняли эти меры с пониманием и благодарностью»,— заявил архипастырь.

В Ростовской области открыты все церкви, в них по-прежнему проводятся богослужения, рассказал пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский. «Хочется отметить, что в целом в российских регионах открыто много других публичных мест — ночные и спортивные клубы, рынки, рестораны. Закрывать в первую очередь храмы было бы неправильно. Мы очень тщательно дезинфицируем храмовые помещения, у нас жесткий контроль безопасности. Ряд таинств проводится с особенностями, продиктованными чрезвычайной эпидемиологической ситуацией. Конечно, мы советуем прихожанам, которые плохо себя чувствуют, оставаться дома. Стараемся прививать им культуру ответственности перед теми, кто находится рядом»,— отметил он.

В Татарстане Духовное управление мусульман (ДУМ) рекомендовало пастве воздержаться от посещения пятничной молитвы и заменить ее полуденным намазом. При этом имамов обязали провести санитарно-противоэпидемические мероприятия в случае невозможности отмены молитвы. В мечеть будут пускать только тех, кто использует средство индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские маски, тканевые повязки) и совершил дезинфекцию рук.

Читать еще:  В России из-за гриппа закрыли тысячу детсадов и почти четыре тысячи школ

Как пояснил “Ъ” представитель Тамбовской епархии протоиерей Игорь Груданов, прихожанам старше 65 лет, а также тем, кто имеет хронические заболевания, рекомендовано молиться дома и выполнять распоряжения светской власти: «Списки таких прихожан формируются в приходах, священники, настоятели и более молодые прихожане будут молиться об их здравии. Также устанавливаются дежурства священнослужителей с целью домашнего проведения церковных таинств». По его словам, во всех приходах сформированы запасы спиртосодержащих средств для протирки икон и мытья полов, а также введены графики проветривания. «Наши храмы открыты, богослужения совершаются в соответствии с распорядком, настоятели на месте. То же самое будет на следующей неделе. Мы не можем запретить прихожанам приходить в храмы, ни в коем случае нельзя их закрывать. Это духовная проблема, мы должны вносить свой вклад в эту общую беду — молитвами, таинствами. Надо просить милости у Бога. Если мы храмы закроем, будем уповать только на санитарно-эпидемиологические службы, это будет не совсем правильно. «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения»,— сказано в священном писании. Домашняя молитва, конечно, тоже имеет значение, но на то нам господь храмы и повелел строить, чтобы совершать общественные богослужении»,— рассказал отец Игорь.

По словам представителя Курской епархии протоиерея Сергия Клинцова, церковь призывает оставаться дома тех прихожан, которые чувствуют недомогание: «В храмах приняты необходимые меры предосторожности: одноразовая посуда, дезинфекция. Богослужения совершаются обычным чередом, согласно расписанию. Люди сами делают выбор — идти в церковь или нет. Никакого призыва нет, как можно человеку проповедовать такое?»

В Орловской епархии “Ъ” пояснили, что церковь проявляет особую пасторскую заботу о прихожанах, находящихся в группе риска. «Благословить их до 10 апреля совершать молитвы в своих домах, обращаться для совершения таинств на дому в ближайшие приходы»,— рассказал представитель епархии Евгений Борисов.

Как сообщили в Самарской и Оренбургской епархиях, работа всех храмов продолжается в обычном режиме. В связи с угрозой распространения коронавируса применяются меры предосторожности, в храмах проводится санитарная обработка, используются дезинфицирующие средства. В Оренбургской епархии сообщили, что во всех храмах региона число прихожан сократилось, и одновременно собирается не больше 50 человек, как рекомендовано властями.

В среду, 25 марта, с благословения митрополита Вениамина в Оренбурге прошел крестный ход с молитвой об избавлении от губительного поветрия (коронавируса). Духовенство проехало более 100 км с несколькими святынями. В епархии напомнили, что Табынская икона Божьей Матери спасла Оренбург от эпидемии холеры в XIX веке.

Марина Царева, Олег Дилимбетов, Санкт-Петербург Дарья Соколова, Татьяна Дрогаева, Екатеринбург; Вадим Никифоров, Симферополь; Александр Тихонов, Ярославль; Александра Ларинцева, Пятигорск; Анна Перова, Краснодар; Кристина Федичкина, Ростов-на-Дону; Кирилл Антонов, Казань; Андрей Прах, Воронеж; Андрей Сазонов, Самара

Авторы

Андрей Десницкий

Бедная церковь

Андрей Десницкий о том, какой может стать РПЦ после пандемии

Нет сомнений, что после пандемии многое в нашей жизни изменится. Но мы пока можем только гадать: как быстро, как сильно и что именно. А может ли измениться русское православие? Только не рассказывайте мне, что оно вечно и неизменно со времен князя Владимира: я крестился в 1986 году и за эти годы наблюдал очень разную церковную жизнь.

С чего бы ему меняться, ведь оно крайне консервативно? Нет, разумеется, не по воле священноначалия. Будь оно в силах, все всегда оставалось бы неизменным. Но сильно меняются внешние обстоятельства.

Во-первых, государству РПЦ интересна все меньше. Пожалуй, самая яркая иллюстрация – храм Вооруженных Сил (именно так!) с портретом Сталина, выполненный по заказам и в соответствии с художественными вкусами армейского руководства, при том, что среди высшего руководства РПЦ явных сталинистов не встретишь. Но даже это официальному представителю церкви пришлось уныло оправдывать.

Государственная пропаганда все реже и все тише говорит о православии, явно есть другие, более мощные скрепы.

Во-вторых, шоком стало закрытие храмов на карантин, особенно накануне Пасхи – и не только потому, что православным людям свойственно их посещать. Сначала они услышали проповеди о том, что коронавируса нечего бояться, что православным он не страшен, один из модных проповедников даже выходил на амвон в противогазе, чтобы насмешить народ. Сколько было сказано слов о том, что невозможно заразиться во время причастия… а потом пошли известия о массовых заболеваниях и смертях среди священников и монахов.

Нет, конечно, Евангелие – не про телесное здоровье. Но что скрывать: огромное количество людей приходит в храм прежде всего за ним. А еще за удачей в делах, за миром в семье, словом – за земным благополучием. И вдруг оказалось, что активное участие в приходской жизни его не только не гарантирует, а наоборот, служит фактором риска.
Пасху многие отпраздновали дома. Сами освятили яйца и куличи – оказывается, можно и так! Последили за трансляцией праздничного богослужения. И следующее воскресенье так провели, и еще одно…

И оказалось, что храм – далеко не единственное место для молитвы, священник – не единственный человек, который может освятить праздничную снедь.

Сами, всё сами. И некоторые уже начали искать новые формы богослужебной жизни помимо храма, без личного присутствия батюшки. Когда снимут ограничения – уйдет ли эта практика в прошлое? Не уверен.

Но главный фактор перемен – конечно же, деньги. Их на приходах и в монастырях стало гораздо меньше просто потому, что они сейчас закрыты для прихожан. Но и когда они откроются (а когда?), едва ли можно рассчитывать на прежний уровень пожертвований. Люди будут ощутимо беднее, а кроме того… все, что было сказано выше, повлияет на их готовность приносить деньги в храм. То же освящение пасхальных яиц – это не только бесконечные столы и брызги святой воды, но и ящик для сбора пожертвований. А если люди начнут массово делать это дома, как на эту Пасху?

В большинстве епархий, кажется, еще не поняли, что сокращение доходов – это всерьез. Исключение – Псковская епархия, которую возглавляет митрополит Тихон Шевкунов, вероятный кандидат на патриарший престол. Он раздает деньги духовенству, но это крайне нетипичная ситуация. От приходов обычно требуют прежних отчислений в епархию, но ведь с голого рубашку не снимешь. И уже начинают звучать голоса протеста – например, письмо анонимных священников Самарской митрополии на имя патриарха…

Церковная «вертикаль власти» (а в РПЦ она была еще тверже светской) явно начинает трещать, и нехватка финансов будет катализатором этого процесса.

Можно смириться с полной непрозрачностью всех бюджетов и с нецелевыми тратами – но только когда денег много, когда хватает всем.

Когда настоятеля небогатого храма берут за горло и требуют отчислений, он поневоле начинает задавать неудобные вопросы: а куда деваются деньги? А точно ли необходимы епископу новые облачения на каждый праздник, не говоря уж о предметах домашней роскоши?

Церковь будет становиться беднее – или просто бедной. Не сразу, не вся, но явно будет. Она будет стараться жить по-прежнему, ничего не менять… но вдруг? Если последуют перемены – может быть, они окажутся к лучшему?

Все последние годы я слышал и сам с этим соглашался: православные храмы в России в массе своей выглядят центрами по оказанию ритуальных услуг населению. Так всем проще: приходят люди, оставляют денежку, участвуют в обрядах, принимают таинства, уходят без лишних вопросов. А если… а если, к примеру, как в странах Запада, где православных меньшинство, где они не интересны ни государству, ни богатым спонсорам (похоже, и у нас этот интерес иссякает)?

А вот там действительно есть общины и приходы, которые сами собирают средства и придирчиво решают, на что их потратить. Там десятилетиями могут служить в тесном и неприспособленном помещении просто потому, что на новое денег нет – надо ведь его не только построить, но и содержать. Там священники обычно трудятся всю неделю на какой-нибудь светской работе, ведь приход не может им много платить…

Читать еще:  СПЧ: Официальная статистика по средним зарплатам учителей сильно завышена

Но ведь и у нас постепенно начинается все то же самое: домашние богослужения в эпоху самоизоляции, да даже и до нее, и помимо нее, и священник на светской работе уже не выглядят каким-то чудом.

И все это не против епископской «вертикали власти», а как бы помимо нее. Думаю, что такого будет становиться все больше.

Представим себе молодого священника: школа, иногда армия, потом семинария, потом семья и приход. Ему двадцать с небольшим, но он уже наставник и пастырь – при этом у него нет ни малейшего опыта той размеренной трудовой жизни, которая есть почти у всех его прихожан: встал в семь утра и на работу, получка два раза в месяц, денег вечно в обрез. И вот он рассказывает им о каком-то православном граде Китеже, где все устраивается по благодати Божьей как-то само, и болезни предотвращаются, и деньги приходят, надо только верить… Ну да, он так и живет. Он, но не они.

И вдруг выясняется: не работает оно так. И спонсоров все меньше. И вот эти самые прихожане и есть самый последний, самый верный его ресурс… если только сумеет священник объяснить, зачем это им. Если сможет показать, что их приход – не просто франшиза от Патриархии, которая за определенную сумму предоставляет благодать от проверенного поставщика, но их собственная община. Что в церковь бессмысленно ходить – нужно самим быть церковью, а здания тут вторичны.

Никуда не денутся большие, помпезные соборы – те, которые привлекут спонсоров, конечно. И даже храмы в спальных районах больших городов, там всегда найдутся толпы желающих освятить свои вербочки и куличи, крестить младенцев и венчать молодых. Но, думаю, параллельно будет вырастать иная форма христианского богослужения, общения, жизни – тихая, домашняя, искренняя и очень, очень недорогая, если мерить в деньгах. Для тех, кому это действительно нужно.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Московская Патриархия окажет материальную помощь столичным клирикам

Святейший Патриарх Кирилл возглавил онлайн-совещание Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, викариев Московской епархии, представителей синодальных учреждений и подразделений Московской Патриархии

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

Президент России поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в день памяти святителя Николая Чудотворца

Архив

В епархиях Русской Православной Церкви совершены заупокойные богослужения по жертвам теракта в Санкт-Петербургском метрополитене

3 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге в вагоне поезда метро на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт-2» прогремел взрыв. В результате теракта погибли 14 человек, более 50 получили ранения. 4-6 апреля объявлены в Санкт-Петербурге днями траура.

Соболезнования губернатору Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко и митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

4 апреля в Храме Христа Спасителя в Москве Предстоятель Русской Православной Церкви совершил заупокойную литию по погибшим.

«Почему именно эти люди стали жертвой теракта, знает только Бог. Это не означает, что они были в чем-то виноваты или что они были хуже других. Иногда смерть вырывает из наших рядов даже самых лучших. В руках Божиих жизнь и смерть, наш же долг ― молитвенно вспомнить сегодня этих людей и испросить у Господа прощения их грехов, дабы мученическая кончина открыла перед ними врата Царствия Небесного. Мы должны также помолиться о их близких и родных, которые сегодня в наибольшей степени уязвлены этим страшным событием, — чтобы Господь укрепил их духовно и физически, помог преодолеть тяжкое испытание. Мы должны помолиться о всем нашем народе, чтобы Господь дал нам силы сосредоточиться на решении задач, от которых зависит будущее страны, чтобы Господь дал нам силы осознать себя единым народом, способным совместно отвечать на самые сложные проблемы, возникающие на нашем историческом пути», ― отметил в своем слове Святейший Владыка.

По поручению Его Святейшества и по благословению митрополита Варсонофия священнослужители Санкт-Петербургской епархии навещают раненых в больницах, оказывают духовную и психологическую поддержку их родственникам. Во всех храмах и монастырях епархии установлено поминовение погибших до 40-го дня. Цветы на месте теракта возложили студенты Санкт-Петербургской духовной академии во главе с ректором архиепископом Петергофским Амвросием.

Поминовение жертв теракта совершается во всех епархиях Русской Православной Церкви.

Литию по жертвам теракта в Благовещенском соборе Казанского кремля возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Заупокойную литию в Екатерининском кафедральном соборе г. Краснодара совершил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.

Митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин совершил панихиду по погибшим в Михайловском соборе г. Ижевска. В храмах Ижевской епархии молятся о упокоении погибших при теракте; в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, будут вознесены молитвы о выздоровлении всех пострадавших.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, совершающий паломничество на Святую Землю, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Назарете также вознес молитвы о жертвах трагедии и совершил заупокойную литию по усопшим.

Перед заседанием Архиерейского совета Кузбасской митрополии в домовом храме Кемеровского епархиального управления в честь св. вмц. Екатерины почтили память убиенных. На литии молились митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий, епископ Новокузнецкий и Таштагольский Владимир, священнослужители и сотрудники епархиального управления.

Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон совершил литию в домовом храме епархиального управления в честь Всех Уфимских святых.

В Калининграде в кафедральном соборе Христа Спасителя заупокойное богослужение возглавил архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим.

Архиепископ Якутский и Ленский Роман возглавил панихиду в Преображенском кафедральном соборе г. Якутска.

Епископ Вяземский и Гагаринский Сергий совершил заупокойную литию в Троицком кафедральном соборе г. Вязьмы Смоленской области.

Епископ Ейский и Тимашевский Герман возглавил заупокойное богослужение в храме блж. Ксении Петрбургской г. Ейска Краснодарского края. По благословению Его Преосвященства во всех храмах и монастырях Ейской епархии были отслужены панихиды по жертвам теракта.

В храме в честь свт. Алексия, митр. Московского, при епархиальном управлении Урюпинской епархии заупокойную литию совершил епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей.

В Покровском кафедральном соборе г. Сарапула (Удмуртия) епископ Сарапульский и Можгинский Антоний совершил панихиду по убиенным.

В Петропавловском кафедральном соборе г. Нефтекамска (Башкирия) после утреннего уставного богослужения епископ Нефтекамский и Бирский Амвросий совершил литию и вознес молитвы о выздоровлении раненых.

Епископ Боровичский и Пестовский Ефрем возглавил возглавил служение панихиды в церкви в честь свт. Николая Чудостворца Свято-Духова мужского монастыря г. Боровичи Новгородской области.

В Москве в часовне святителя Николая в здании Ленинградского вокзала заупокойное богослужение было совершено в день трагедии. Заупокойные литии были совершены в Сергиевской церкви Высоко-Петровского монастыря г. Москвы и в других храмах столицы.

В кафедральном соборе Рождества Христова города Рязани была совершена панихида по убиенным. Заупокойные литии были отслужены в кафедральном соборе свв. апп. Петра и Павла г. Клинцы Брянской области (Клинцовская епархия), в кафедральном соборе прп. Серафима Саровского г. Златоуста Челябинской области (Златоустовская епархия), в Покровском женском монастыре г. Балашова Саратовской области (Балашовская епархия), в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Хабаровска (Хабаровская епархия). Память погибших почтили в Покровском кафедральном храме г. Костромукша Республики Карелия (Костомукшская епархия).

Заупокойные литии были совершены в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря и в ряде других ставропигиальных монастырей.

Память погибших почтили в Никольском храме-подворье Русской Православной Церкви в столице Болгарии Софии.

Заупокойные богослужения в домовом храме Свято-Николаевского ставропигиального прихода в Рейкьявике объединили проживающих в Исландии православных верующих из России, Украины, Грузии, Латвии, Эстонии, Греции и Сербии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector