0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Алма-Ате состоялся третий фестиваль колокольного звона

Кто звонит в колокол?

Кто звонит в церковные колокола Алматы? Как и почему становятся звонарями? Азаттыку рассказывает джазовая певица Ирэн Аравина.

«НА СВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ КТО НЕ ЗВОНАРЬ?»

В этой русской пословице нашел отражение старинный обычай: на Пасху любой православный мог подняться на церковную колокольню и звонить в колокола, возвещая о Светлом Воскресении Христовом. Как дань этой традиции в Алматы в неделю после православной Пасхи уже восьмой год проводят фестиваль колокольного звона «Пасхальные перезвоны».

В этом году фестиваль проходил с 30 апреля по 4 мая на колокольнях четырех храмов – Никольского, Софийского, храма Христа Спасителя и строящегося храма в честь Пресвятой Богородицы. В эти дни позвонить в колокола мог любой желающий – и карапуз, и убеленный сединами горожанин.

Но есть при каждом храме и свой звонарь – штатный. Поиски того, кто подробнее расскажет об этом ремесле, привели к неожиданным открытиям и герою – известной алматинской джазовой певице Ирэн Аравиной. Она, как оказалось, не только в совершенстве владеет техникой, но и много лет прослужила звонарем при храме.

– 10 лет. А если считать с 1995 года, то больше 20 лет, – говорит Ирэн.

Звонарем Аравина служила в расположенном неподалеку от дома Свято-Вознесенском соборе.

– Я всегда была на подхвате. Плюс Вознесенский был моим любимым храмом с детства еще в то время, когда здесь был музей. А когда он стал концертным залом, мой папа (известный алматинский музыковед Юрий Аравин. – Ред.) вел здесь концерты. Очень часто звучала духовная православная музыка, когда на гастроли приезжали хоры. Например, знаменитый хор имени Глинки из Москвы пел «Литургию» Сергея Рахманинова.

​Технику колокольного звона Ирэн осваивала в середине 1990-х. Говорит, что в силу своего музыкального образования (она – выпускница Алматинского музыкального училища) звонить научилась очень быстро.

– Пела в хоре при храме и звонила в колокола. Это очень удобно, потому что всегда была на службе и могла отслеживать удобный момент для звона. Очень многие певчие умеют звонить. У нас была прекрасная регент, музыкант сама, она играла в симфоническом оркестре. В миру ее звали Дильбаяр Кибирова. Она из музыкальной династии Кибировых. Моя бабушка была учительницей ее отца – Низама Кибирова. Дильбаяр позже приняла сан монахини и имя Евдокия и схимонахини под именем Дария. Она была регентом в Вознесенском соборе и обучала уже меня – и пению, и церковнославянскому языку, и звону на колоколах.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ЗВОНАРЬ ИЗ АЛМАТЫ»

О колоколах и звонарях Ирэн говорит с огромным уважением.

– Колокол часто сравнивают с живым существом. У него есть юбка, уши, язык. Колокол рождают, освящают, то есть, как человека, крестят. Когда колокол умирает, его хоронят, закапывают. Все колокола были отлиты на пожертвования, собранные всем миром. Они очень любимы прихожанами храмов. Звонари, которые звонят у нас, – это уникальные люди. Они всю свою жизнь посвятили этому. Каждый из них – один на сто тысяч. Люди невероятной судьбы, очень добрые, отзывчивые, всегда обучающиеся.

​Звоны, говорит Ирэн, бывают разные – рождественские, пасхальные, венчальные, погребальные. Все они прописаны в уставе колокольного звона и уже занотированы, что очень помогает звонарю в работе.

С удовольствием рассказывает Ирэн и о технике. Звонарь, говорит она, задействует все конечности, работают и локти, и пальцы, даже опорная нога идет в ход – к ней иногда привязывают веревку колокола.

– На колокольне [Вознесенского собора] – своего рода зона риска. Она находится над парком, и особенно осенью и зимой там сильный ветер. Там невероятный сквозняк. Пока я поднималась наверх по семи лестничным пролетам, то приходила уже вспотевшей. И когда продувает ветром, можно здорово простудиться. У нас долгое время там была рабочая шинель. Общая вещь. Ее перед подъемом на колокольню и надевали звонари.

По словам Ирэн, улучшению техники колокольного звона ей помогало общение со звонарями других храмов, в том числе в России. Она побывала в Колокольном центре в Москве, общалась со звонарями Екатеринбурга, Новосибирска. Говорит, что даже в незнакомом храме может сразу вычислить звонаря.

Читать еще:  Верховный суд призвал не отправлять обвиняемых в СИЗО во время пандемии

– По быстрым движениям человека видишь, что это звонарь. Ты его останавливаешь и говоришь: «Здравствуйте, я звонарь из Алматы». И всё, вы находите нового родственника. Он вас и приветит, и расскажет, покажет, как играть, поможет вам играть. Потом обмен контактами, совместное проведение свободного времени. Это всегда традиция.

«КОЛОКОЛЬНУЮ МЕДЬ НА ТРАКТОРЫ!»

Много знает Ирэн Аравина и об истории колоколов, и о поверьях, в том числе о «целебной силе» звона. В давние времена и в Европе, и в России, говорит она, колокольный звон не стихал в период эпидемий. Люди вовсю били колокола, веря в их целительные свойства.

Ирэн повезло. Ремесло она начала осваивать в период его второго рождения. Незадолго до этого колокола в Казахстане, как на всем тогда еще советском пространстве, молчали долгие годы.

В советский период борьба против них стала одним из основных направлений антирелигиозной пропаганды вскоре после Октябрьской революции. Уже в июле 1918 года Совет народных комиссаров принял декрет, запрещающий набатный звон, который был признан «контрреволюционным деянием».

​В сентябре 1923 года была легализована продажа советскими органами власти колоколов закрытых церквей и монастырей. Изъятые колокола чаще всего использовались для бытовых нужд. Их переплавляли в котлы для столовых, передавали театрам и пожарным дружинам. Небольшая часть колоколов, особо ценных и древних, попадала в запасники музеев.

Инструкция «О порядке пользования колокольнями», появившаяся в 1926 году, ограничила употребление праздничного колокольного звона. Он допускался в городах при совершении церковных служб, разрешалось использование дополнительно одного колокола в сельской местности в исключительных случаях – во время снежных буранов и метелей.

Постановлением в декабре 1929 года президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета запретил звон во все колокола (трезвон). Власти на местах восприняли распоряжение как отмашку к полному запрещению колокольного звона и изъятию всех колоколов. К весне 1930 года во многих городах СССР были запрещены любые колокольные звоны.

Канадский историк православия Дмитрий Поспеловский в книге «Русская православная церковь в XX веке» писал, что изъятие колоколов и запрет звона советская власть, в частности, оправдывала нуждой государства в меди для индустриализации.

В средствах массовой информации развернули кампанию под лозунгами «Колокола – в фонд индустриализации страны!», «Колокольную медь на тракторы!», «Долой колокола!», «Колокола – на металл для заводов!», «Снять колокола в рабочих районах!», «Что нужнее, колокол или трактор?».

По данным кампанолога (кампанология – учение о колоколах. – Ред.) Сергея Тосина, к 1936 году было разбито и переплавлено около 400 тысяч колоколов, изъятых по всей стране. Наиболее ценные в историческом и художественном отношении советское государство продавало за валюту зарубежным музеям и коллекционерам.

Антиколокольная кампания напрямую затронула православные храмы в Казахстане. В советской Алма-Ате в довоенное время были закрыты все церкви. Этой же участи не избежали церкви в Малой станице и в Тастаке. Соответственно были изъяты и колокола. Сохранились фотографии 1929 года сброшенных с колокольни Кафедрального собора колоколов. Самый большой колокол собора весил 250 пудов (более четырех тонн).

Колокольный звон в Советском Союзе был вновь разрешен в 1945 году. Однако колоколов у церквей к тому времени почти не осталось, а колокололитейное производство в СССР исчезло. Возрождение религиозной жизни произошло только в конце 1980-х годов. Постепенно начали возвращать конфискованные ранее здания культа, появились первые колокололитейные заводы, а с ними начался и возврат к колокольно-звонарному искусству.

Ирэн Аравина не работает звонарем Вознесенского собора уже несколько лет, но ремесло не отпускает, и она регулярно возвращается на колокольню.

– Я продолжаю звонить по Пасхам. От этого невозможно отказаться, это уже стало частью тебя, — говорит она.

Звонари фестиваля «Пасхальные перезвоны» в Алматы:

В Алма-Ате прошел фестиваль колокольного звона «Пасхальные перезвоны»

Аудио
Поделиться:
Нравится:

Похожие новости

  • 2 мая 2014 г. Духовное воспитание стоит во главе в православном военно-патриотическом клубе села Великий Враг
  • 2 мая 2014 г. В Санкт-Петербурге, в Православном драматическом театре «Странник» прошел VIII Пасхальный театральный фестиваль
  • 2 мая 2014 г. В Ростовском музыкальном театре прошел Пасхальный концерт, приуроченный к 700-летию прп. Сергия Радонежского
  • 2 мая 2014 г. В Саратовской областной библиотеке прошла благотворительная акция «Пасхальное яйцо»

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 27 мая 2020 г. Прогноз погоды

Прогноз погоды. 28 мая

27 мая 2020 г. «Огласительные беседы протоиерея Алексия Ладыгина» (Москва)

«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Семь Таинств Церкви. Часть 5

Читать еще:  Десятилетний мальчик спас ребенка-инвалида в лесу в Приморье

27 мая 2020 г. «Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 27 мая

27 мая 2020 г. «Слово» (Санкт-Петербург)

«Слово» (Санкт-Петербург). Внутренний мир человека

27 мая 2020 г. «У книжной полки» (Екатеринбург)

У книжной полки. Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

Епархия
Телеканал
Радио
Газета
Журнал
Типография
Семинария

© 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Фестиваль колокольного звона «Байкальский Благовест»: полная программа

Третий раз пройдет фестиваль колокольного звона «Байкальский Благовест» в Иркутске. На фестиваль приедут более 20 звонарей из разных регионов России. Сейчас звон колоколов не только предвестник службы или церковного праздника. В 21 веке мастерство уже переросло в искусство.
Впервые фестиваль колокольного звона «Байкальский благовест» состоялся в 2015 году. Посвящен он памяти сибирского Святого – святителя Софрония (Кристалевского), третьего епископа Иркутского. 13 июля 2018 года отмечается 100-летие его прославления в лике святых Русской Православной Церкви. Из жития Святителя известно, что своей деятельностью на кафедре Иркутской епархии (1753-1771 гг.), наряду с красотой и стройностью церковного богослужения он утверждал и важность в этом колокольного звона.

В этом году площадкой фестиваля станет не только столица Приангарья, а еще Шелехов и Листвянка. Так что звон колоколов раздастся и на Байкале.

Обо всем по порядку. Начнется все 12 июля и 13 июля с мастер-классов в Шелехове. Потом все участники вместе с передвижной звонницей переместятся на Байкал. 14 июня с 17.00 — 19.00 в Листвянке пройдет Народный праздник колокольного звона. Встречаемся на концертной площадке около школы на улице Горького, 93.

А в воскресенье, 15 июля, большой праздник в Иркутске. Утром лучшие звонари России поднимутся на звонницу Преображенского храма, что рядом с музеем Волконских. Мелодичный перезвон смогут услышать многие иркутяне.

А после обеда праздник колокольного звона на площади у Александра III. В программе перезвон колоколов, выступление творческих коллективов, ярмарка, мастер-классы для всех желающих, народные игры.

ГДЕ: Иркутск, бульвар Гагарина, площадь у памятника Александру III.

КОГДА: 15 июля, с 12.00 до 16.00.

Вход свободный.

Фестиваль колокольного звона «Байкальский Благовест»: полная программа

12 июля (четверг)
День святых апостолов Петра и Павла

10.00 (после Литургии) — Мастер-класс по колокольному звону (г. Шелехов, Петропавловский храм);

Пресс-конференция Фестиваля (с гостями и организаторами) (г. Иркутск);

17.00 – Всенощное бдение

13 июля (пятница)
День памяти свт. Софрония Иркутского

8.00 – 10.00 Божественная Литургия, посвященная свт. Софронию. Звон на Божественной Литургии во всех храмах г. Иркутска и других населенных пунктов (г. Шелехов: Свято-Софрониевский, с. Мамоны: Свято-Софрониевский, с. Шаманка: Свято-Софрониевский)

— Мастер – класс по колокольному звону на передвижной звоннице после Божественной Литургии (г. Шелехов, Свято-Софрониевский храм)

13.00 — 16.00 – Конференция по колокольному звону для звонарей и всех желающих. Докладчики: ведущие звонари и специалисты по колокольному звону г. Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Иркутска. (г. Иркутск, Музей истории г.Иркутска, ул.Франка Каменецкого, 16а)

14 июля (суббота)

Читать еще:  Церковь чтит память мученика Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора

17.00 — 19.00 – Народный праздник колокольного звона (п. Листвянка, открытая концертная площадка на территории школы, ул. Горького,93).

15 июля (воскресенье)

8.00 – 10.00 Божественная Литургия в Преображенском храме (г. Иркутск, пер. Волконского, 1а)

10.30 – 12.00 Звонильная программа Фестиваля колокольного звона (Колокольня Преображенского храма);

12.00 – 16.00 — «Байкальский Благовест» праздник колокольного звона, посвященный 100-летию канонизации Святителя Софрония Иркутского. (г. Иркутск, бульвар Гагарина, площадь у памятника Александру III).

Фестиваль колокольного звона состоится в Алматы

09 Апрель 2018 16:39 761

В Алматы с 10 по 14 апреля пройдет фестиваль колокольного звона «Пасхальные перезвоны», сообщили агентству «Интерфакс-Казахстан» в митрополичьем округе в Казахстане.

Мероприятия в рамках фестиваля пройдут в Храме Христа Спасителя, Свято-Никольском, Софийском соборах и Покровском храме.

«Фестиваль пройдет на колокольнях храмов, которые имеют качественные наборы колоколов и оборудованы классическими приспособлениями для совершения звона», – сказали в митрополии.

Завершит фестиваль мастер-класс со звонарями храмов Алматы и области.

Также 15 апреля на территории Никольского собора в Алматы пройдет фестиваль пасхальной кухни, где каждый желающий получит возможность познакомиться с пасхальными традициями православной кухни, попробовать разнообразные блюда и узнать рецепты их приготовления.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

На Украине завели уголовное дело из-за скопления людей в храме в Донецкой области

19 Апрель 2020 18:58 333

Украинские правоохранители завели уголовное дело из-за скопления людей в нарушение правил карантина в Свято-Успенской лавре на подконтрольной Киеву части Донецкой области. Об этом сообщила в воскресенье пресс-служба управления Национальной полиции в регионе, передает ТАСС.

«В Святогорской Свято-Успенской лавре зафиксировано скопление людей в количестве 300 человек, при этом не была соблюдена социальная дистанция и другие правила карантина. По факту начато уголовное дело по ст. 325 «Нарушение санитарных правил и норм по предотвращению инфекционных заболеваний и массовых отравлений» Уголовного кодекса Украины», – говорится в сообщении. Эта статья предусматривает наказание до трех лет лишения свободы.

В целом полиция заявила об отсутствии серьезных нарушений карантинного режима в ходе празднования Пасхи на Украине. В этом году в богослужениях, по данным МВД Украины, приняли участие 130 тыс. человек, что в 50 раз меньше, чем в прошлом году. Общественную безопасность и порядок в воскресенье обеспечивают 26,5 тыс. полицейских и военнослужащих Нацгвардии.

Накануне праздника руководство страны призвало верующих воздержаться от посещения церкви, предложив гражданам присоединиться к богослужениях в режиме онлайн. Согласно требованиям властей, в храмах все же разрешено присутствие не более 10 человек при наличии средств защиты и соблюдении дистанции.

На Украине с 12 марта действует карантин, а также введен режим чрезвычайной ситуации. По решению правительства эти меры будут действовать, как минимум, до 24 апреля. По состоянию на утро воскресенья, в стране 5449 зараженных коронавирусом, 141 человек умер, 347 пациентов выздоровели. Сложная ситуация с распространением коронавируса в стране сложилась в церковных организациях. В разных регионах страны массовые заражения фиксируются как среди духовенства, так и среди прихожан церквей. Только в Киево-Печерской лавре выявили около 100 случаев заражения, три человека умерли.

Минобороны РК пожертвовало средства на строительство главного храма вооруженных сил РФ

15 Май 2019 01:12 415

Министерство обороны Казахстана пожертвовало средства на строительство главного храма вооруженных сил России, сообщает ТАСС.

«Для внесения вклада в строительство главного военного храма казахстанское оборонное ведомство приняло финансовое участие в проекте перечислением определенной суммы денежных средств», – заявил во вторник на открытии российско-казахстанских консультаций по координации оборонной политики заместитель министра обороны Казахстана Муслим Алтынбаев.

Он также сообщил, что Казахстан передал России информацию о фронтовиках – уроженцах республики для увековечивания памяти о них в главном военном храме вооруженных сил России.

«В рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в 2020 году казахстанская сторона в апреле направила имеющуюся информацию о казахстанцах, принимавших участие в Великой Отечественной войне, для их дальнейшего увековечивания в главном военном храме», – сказал вице-министр обороны РК.

Отмечается, что он от вооруженных сил Казахстана и от себя лично поздравил участвующего в консультациях заместителя министра обороны России Александра Фомина с Днем Победы в Великой Отечественной войне.

«Подвиг советского народа в борьбе с фашизмом навсегда останется в нашей памяти. Нас объединяет общая гордость за исторический подвиг фронтовиков и тружеников тыла, самоотверженно приближавших День Победы, скорбь о жертвах войны», – сказал Алтынбаев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector