0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учителя раскритиковали проект новых ФГОС по литературе

Новые образовательные стандарты по литературе повергли учителей в шок

«Они не скушают Пастернака — подавятся»

20.03.2018 в 18:14, просмотров: 9850

Министерство образования подготовило изменения в образовательные стандарты в части преподавания школьной литературы. Однако заседание совета Минобрнауки 19 марта, на котором должны были утвердить эти новшества, сорвалось из-за открытого протестного письма учителей, методистов и вузовский преподавателей. Это обращение подписали 600 учителей. Педагоги категорически против предложенных изменений.

Что это за нововведения и почему они вызвали такой мощный протест образовательного сообщества, разбирался «МК».

Авторы открытого письма сетуют, что согласно проекту аннулируют существующие линейки учебников литературы — дети будут обязаны изучать только то, что предусматривает программа для конкретного класса. Проект предполагает безальтернативность учебника и единообразие рабочих программ по всей стране.

Вот как прокомментировал ситуацию доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования России Евгений Ямбург.

— Моя позиция — поддержать учителей, которые опубликовали открытое письмо. Подготовленные изменения, они не очень профессиональные, все сделано достаточно торопливо.

— Авторы открытого письма упрекают разработчиков, что в изменениях детям предлагают прочитать в обязательном порядке 235 произведений за 5 лет — разве такое реально?

— Это вообще несерьезная вещь — определенный список с определенным количеством книг. И число прочитанных книг, и сами эти книги должны определять учителя, так как дети все разные, и здесь должна быть вариативность. И эта вариативность должна быть правом учителей. Потому что одному и тому же магическому сюжету можно учить и на произведениях Николая Гоголя, и Михаила Булгакова.

— А как вы относитесь к тому, что из программы могут быть исключены произведения таких авторов, как Андрея Вознесенского, Александра Солженицына?

— Это выбор учителя — давать эти произведения ученикам или нет. Мне больше нравится, к примеру, Дмитрий Пригов, чем Вознесенский. У каждого ребенка и каждой семьи разный читательский опыт. Наша задача — воспитать читателя, а не отбить вкус к чтению. Есть вершины — Борис Пастернак, Марина Цветаева. Но к этим вершинам надо очень долго идти. Сразу ребята их не скушают, а подавятся. Но есть более прозрачный и глубокий Булат Окуджава, он проще. С него можно начать и идти дальше. Все должно быть в руках умного учителя. И никогда даже при советской власти хороший педагог не учил по учебнику литературы, он работал с текстами. Также нужно учитывать разное развитие детей: у нас есть инклюзивные классы, есть очень сильные гимназические — их нужно вести в мир литературы разными путями.

— А как вы оцениваете появление православных произведений в школьной программе?

— Я против того, чтобы в школу нести политику. Православная литература тоже разная: я с удовольствием читаю Антония Сурожского, а есть православные черносотенцы — это другое православие. Не нужно в этот вопрос тащить идеологию и ярлыки.

Читать еще:  Исламисты-радикалы в Египте выступают против строительства храма в честь двадцати одного ливийского мученика

А вот как прокомментировал ситуацию заместитель президента РАО, Виктор Басюк.

— Это стандарты для начальной и основной школы не новые. В них просто внесли изменения, так как было много обращений от рядовых учителей. Они жаловались что стандарты, существующие на сегодняшний день, не определяют содержание предмета. И я их поддерживаю.

— Почему столько учителей против этих изменений?

— Каждый учитель имеет право на свою точку зрения. Что касается открытого письма, то мне кажется, что это спланированная акция. У нас есть сторонники и противники этого процесса. Изменения долго прорабатывались экспертным сообществом и были одобрены Федеральным учебно-методическим объединением.

— А список утвержденной литературы для школьников — это, по-вашему, правильно?

— Разработчиков изменений упрекают, что как можно за 5 лет прочитать 235 произведений, но ведь никто не ставит задачей читать их. Мы говорим об изучении этих произведений, о донесении сути до детей, и в этом случае многое зависит от самого учителя. Сам стандарт определяет обязательную часть учебного плана. Никто не запрещает учителю включать дополнительные материалы. И здесь возможна вариативность, за которую так ратуют наши оппоненты. Данный документ не ограничивает свободу учителя. Также школа вместе с родителями может проводить дополнительные уроки литературы, занять детей внеурочной работой, где изучать литературные произведения дополнительно.

— Какую пользу принесут изменения в образовательные стандарты?

— Сейчас учитель и школа сами определяют, какой материал в каком классе изучать. Никто не думает о ребенке и его родителях, например, в том случае, если он переходит из школы в школу, где разные программы и учебники. Попадая в новый класс, ученик не может понять материл, потому что учился раньше по другой программе. В этом стандарте предложены также изменения по всем предметам. Будут приняты изменения или нет, я не знаю, но считаю, что они очень необходимы детям.

В пресс-службе Министерства образования нам пояснили, что рассматриваемый проект ФГОС обеспечит реальное единое образовательное пространство, позволяя учащимся беспрепятственно продолжать свое обучение на любом этапе в любой школе любого региона страны. Излишняя вариативность программ затрудняет данные процессы, существенно увеличивая нагрузку на ребенка, например, при переходе из одной школы в другую.

В настоящий момент из-за споров, возникших в профессиональной среде представители партии «Единая Россия» просят Минобрнауки перенести рассмотрение проекта нового стандарта для школьников по литературе и провести его экспертное обсуждение. Обращение к Ольге Васильевой отправила координатор партийного проекта «Новая школа», депутат Госдумы Алена Аршинова.

Заголовок в газете: «Они не скушают Пастернака — подавятся»
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27641 от 21 марта 2018 Тэги: Выборы, Школа, Дети , Книги, Наука Организации: Минобрнауки Единая Россия Места: Россия

Учителя раскритиковали проект новых ФГОС по литературе

В методическом разборе проекта, который сделали учителя литературы, вузовские преподаватели и методисты, отмечается, что разработчики не учли предложения профессионального сообщества. В результате новый проект ФГОС принципиально не отличается от варианта, который вызвал бурную дискуссию год назад.

Читать еще:  Виктор Судариков: Разговор о семье превратили в повод для насмешек

В ассоциации заявили, что новый стандарт возвращает к преподаванию литературы как идеологического предмета, что плохо сочетается с обучением детей навыкам функционального чтения, критического мышления и креативности.

Эксперты также раскритиковали жесткую привязку произведений к годам обучения без возможности перемещать их из класса в класс. По их мнению, из-за этого будет невозможно применять индивидуальный подход в образовании, что приведет к потере качества обучения. Кроме того, это создаст риск монополизации рынка учебников.

Учителя объяснили, что каждый ребенок развивается со своей скоростью, поэтому у педагога должна быть возможность перестраивать логику изучения литературных произведений, перемещать их из класса в класс.

«Если же литература как школьный предмет не будет учитывать законы возрастной психологии, то она будет только отвращать детей от чтения, прежде всего от русской классики», — говорится в разборе нового стандарта.

Отмечается, что в курс литературы не вошли произведения о жизни современных подростков и книги, близкие именно современным школьникам.

Также эксперты заявили, что в требованиях к результатам освоения программы из класса в класс повторяются формулировки умений, которыми должен овладеть учащийся. В результате нет никакой возможности понять, чему все-таки должен научиться школьник за год.

В ассоциации назвали необоснованной саму инициативу создания новых стандартов в то время, как старые не реализованы до конца и еще нет анализа их результатов. По словам экспертов, из-за жестких рекомендаций новые ФГОС вступают в противоречие с действующим законодательством. Кроме того, в них не учитываются современные требования к образованию и психология современного школьника.

В «Гильдии словесников» считают, что внедрение новых ФГОС лишит учителя возможности творчества, отвратит школьников от чтения, разрушит традицию и будет препятствовать модернизации образования.

Ранее Министерство просвещения опубликовало новые проекты ФГОС начального общего и основного общего образования для обсуждения

Учителя раскритиковали проект новых ФГОС по литературе

В методическом разборе проекта, который сделали учителя литературы, вузовские преподаватели и методисты, отмечается, что разработчики не учли предложения профессионального сообщества. В результате новый проект ФГОС принципиально не отличается от варианта, который вызвал бурную дискуссию год назад, сообщает портал «Правмир.ru».

В ассоциации заявили, что новый стандарт возвращает к преподаванию литературы как идеологического предмета, что плохо сочетается с обучением детей навыкам функционального чтения, критического мышления и креативности.

Эксперты также раскритиковали жесткую привязку произведений к годам обучения без возможности перемещать их из класса в класс. По их мнению, из-за этого будет невозможно применять индивидуальный подход в образовании, что приведет к потере качества обучения. Кроме того, это создаст риск монополизации рынка учебников.

Учителя объяснили, что каждый ребенок развивается со своей скоростью, поэтому у педагога должна быть возможность перестраивать логику изучения литературных произведений, перемещать их из класса в класс.

“Если же литература как школьный предмет не будет учитывать законы возрастной психологии, то она будет только отвращать детей от чтения, прежде всего от русской классики”, — говорится в разборе нового стандарта.

Читать еще:  В Карелии из зала суда попросили удалиться женщину, кормившую ребенка грудью

Отмечается, что в курс литературы не вошли произведения о жизни современных подростков и книги, близкие именно современным школьникам.

Также эксперты заявили, что в требованиях к результатам освоения программы из класса в класс повторяются формулировки умений, которыми должен овладеть учащийся. В результате нет никакой возможности понять, чему все-таки должен научиться школьник за год.

В ассоциации назвали необоснованной саму инициативу создания новых стандартов в то время, как старые не реализованы до конца и еще нет анализа их результатов. По словам экспертов, из-за жестких рекомендаций новые ФГОС вступают в противоречие с действующим законодательством. Кроме того, в них не учитываются современные требования к образованию и психология современного школьника.

В “Гильдии словесников” считают, что внедрение новых ФГОС лишит учителя возможности творчества, отвратит школьников от чтения, разрушит традицию и будет препятствовать модернизации образования.

Ранее Министерство просвещения опубликовало новые проекты ФГОС начального общего и основного общего образования для обсуждения.

Учителя и преподаватели раскритиковали проект новых ФГОС

Учителя литературы, вузовские преподаватели и методисты выступили против проекта новых ФГОС. Соответствующее открытое письмо опубликовала Гильдия словесников. Авторы документа отмечают, что проект ФГОС перечеркивает логику развития системы школьного образования. По их мнению, стандарт лишает школу вариативности программ и противоречит основам закона об образовании.

На данный момент письмо уже подписало около 300 человек. Авторы открытого письма отмечают, что программа нового стандарта слишком перегружена объемными произведениями, которые имеют сложную художественную структуру. Кроме того, педагоги заявили, что ФГОС нарушает права детей, которые уже проучились до 6 класса по нынешнему стандарту.

В тексте письма говорится, что произведения жестко прикреплены к определенным классам. Вместе с тем, дети и классы бывают разными, далеко не всегда номер класса и внутренний возраст ребенка совпадают. Учитель должен получить возможность менять порядок изучения произведений, уверены педагоги. На данный момент в стране существует несколько линеек учебников по литературе. В них одни и те же произведения могут изучаться в разных классах. Однако новый проект ФГОС такую возможность забирает, нынешние линейки учебников аннулируются. Таким образом, в рамках нового стандарта невозможно учесть психоэмоциональные и возрастные особенности школьников.

В проекте новой программы также нет литературы, которая пользуется популярностью среди детей. Речь идет, в частности, о подростковой литературе. Кроме того, педагоги указывают на непродуманность предложенной в стандарте системы навыков. По мнению учителей, она не способствует формированию творческого и проектного мышления, читательских компетенций.

Проект нового стандарта педагоги также назвали юридически несообразным. В открытом письме учителя призывают власти обратить внимание на ситуацию с проектом новых ФГОС. Они предлагают отказаться от невариативного списка литературы, а также от жесткого распределения изучения произведений по годам обучения. По мнению авторов открытого письма, необходимо продолжить развитие литературного образования в рамках Примерной основной образовательной программы. Этот документ, отмечают педагоги, прошел серьезное общественное обсуждение и утвержден юридически. Кроме того, для проведения дальнейших реформ учителя предлагают провести масштабные исследования, а также открытые публичные общественные консультации.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector