0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь празднует Неделю святых жен-мироносиц

День жен-мироносиц 2020: история и традиции праздника

Когда принято отмечать праздник

Кто же они такие — жены-мироносицы?

В числе жен-мироносиц упоминается Мария Клеопова, мать будущего евангелиста Матфея. Также известны Мария и Марфа, родные сестры Лазаря Четверодневного, который был воскрешен Иисусом по истечении 4-х дней после своей смерти.

Эти женщины отреклись от прошлого и везде следовали за Иисусом как за своим Учителем. В самое трудное время, минуты распятия, они были рядом с Христом, поддерживали Богородицу и сопровождали тело Господа до гробницы.

Апостол Петр в ночь предательства трижды отрекается от Иисуса. Другие ученики Христа попросту разбежались — так велик был их страх перед наказанием за исповедание его учения. Апостолы укрылись, а женщины остались, они чувствовали, что заботятся не просто об умершем, а о Победителе смерти, о вечно Сущем.

С тех пор жены-мироносицы вошли в историю как пример христианской любви и заботы о человеке.

Почему «мироносицы»?

Миро — ароматическое масло, которым, по древнееврейскому обычаю, смазывали тело умершего человека. Соответственно, мироносицы — те, что принесли миро для погребального ритуала.

В Святом Писании говорится, что в третий день по распятию Иисуса Христа Мария Магдалина, Саломия, Марфа и Мария, Сусанна, Иоанна, Мария Клеопова и другие пришли уже к его телу, принеся с собой миро. И вновь проявляется бесстрашие и преданность мироносиц: они знали, что противники Христа приставили стражу к его гробу, но все же пришли служить Трехдневному Мертвецу. Но сотворить полагающийся обряд не смогли – гроб оказался пуст.

Находящийся там Ангел обратился к женщинам: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес, как и обещал».

Пасхальное приветствие «Христос Воскрес!» принадлежит Марии Магдалине. Это она пришла к ученикам Христа и сообщила им об увиденном с возгласом: « Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа. » — это была первая благая весть, которую принесла Мария апостолам. И первая в мире проповедь о Воскресении. Традиция дарить в праздник Пасхи красное яйцо тоже принадлежит ей.

В Русской православной церкви этот день отмечается как праздник всех женщин-христианок. Современные православные его почитают вместо Международного женского дня 8 марта.

Неделя 3-я по Пасхе-2015, святых жен-мироносиц

Сегодня Святая Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

«Недавно по старой нашей и вроде уже как бы доброй традиции «широкая общественность» отметила Международный женский день 8-е Марта. Правда, «международье» это относится более к просторам бывшего СССР, нежели ко всему миру, но и этого более чем достаточно…
Советская власть подменила праздник жен-мироносиц на светский 8 марта, и перенесла в дни Великого поста, когда во все времена праздники отменялись.
Исторически это был день почтения женщины революционерки, борющиеся за свою власть и права, наряду с мужчинами, и установлен феминистскими организациями в поддержку их борьбы за так называемые права женщин, а точнее, за освобождение женщин от семьи, от детей, от всего, что составляет для женщин смысл жизни.
В православии женщина никогда не ставилась наравне с мужчиной, она кость Адама, она сотворена Богом для служения мужчины. Так было определено Создателем. Все, что начало происходить около 100 лет назад – подмена и попытка отменить Божественное предназначение.

Священное Писание говорит о другом, а именно: что «не собирают с терновника виноград или с репейника смоквы» и «по плодам их узнаете их…» (Мф.7:16). И как уходит этот праздник корнями в противление, бунт и восстание, такие и плоды его – при всей внешней пушистости и душевности – заключаются в повсеместной уже почти утрате представления об истинном женском призвании и достоинстве и во всё большем распространении нравственного, да и внешнего, сознательного уродства под видом «раскованности и свободы».
Но все возвращается на круги своя: как бы ни была успешна женщина в карьере, бизнесе, если она не стала женой и матерью – это все равно, что дерево без плода, засохшая смоковница. Уже успешная, но обманутая обществом и дьяволом женщина понимает, что она несчастна. Только реализация женщины как матери и жены, или же в высшем предназначении – невесты Христовой (сбережение девства Христа ради) дает ее душе мир, спокойствие, гармонию.

Но у нас есть действительно замечательный и глубокий, наш, православный Женский день-день святых жен-мироносиц. И речь идет здесь не о какой-то традиции «православного гетто», а о празднике, который позволяет и дает повод нам всем задуматься серьезно о действительной высоте и глубине женского призвания и вспомнить о том, что именно в женщине заслуживает и внимания, и почитания, и даже преклонения. То есть помогает нам напомнить и утвердить некие духовные и нравственные ориентиры.
А это в наше время особенно важно именно потому, что размываются всё более понятия о высоком и низком, о красивом и безобразном, о достойном и презренном… И вот даже ради одного противостояния этой «всейности доброзла» хорошо и правильно нам вспомнить о лучших чертах наших женщин. Вспомнить и запечатлеть в собственном сердце эту высоту и красоту, без которой мир всё более превращается в какой-то зловонный и мутный кисель».

Не пора ли нам вернуться к традициям нашего народа, восстановить православное понимание роли женщины в нашей жизни и более широко отмечать замечательный праздник – день святых жен–миронисиц?

«Святая Церковь с любовью, благодарностью и в назидание всем христианам воспоминает тех святых жен, которые в Священной истории известны под именем мироносиц, — говорит в своей проповеди архимандрит Кирилл (Павлов). — Таковы Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, мать сыновей Зеведеевых, Иоанна, Сусанна и, может быть, еще несколько других, имена которых до нас не дошли.
Горя святой любовью к великому Учителю, в Котором они еще при самом выступлении Его на общественное служение прозревали чистым оком веры Божественного Посланника, эти жены, подобно Апостолам, ходили вслед за Ним и с сердечным умилением внимали Его высокому и спасительному учению. Некоторые из них служили Спасителю своим имением, доставляя Ему и ученикам Его все нужное для жизни.

И впоследствии, когда Божественный их Учитель осужден был на крестную смерть, они не оставили Его, подобно Апостолам, разбежавшимся в страхе и смятении, видя Пастыря пораженным, а провожали Его с горькими слезами на Голгофу: их вера и любовь к Нему не только не поколебались, но еще более возросли и укрепились, как показывают все последующие события. Никто и ничто не могло удалить их от Божественного Страдальца.
Меркнет солнце, и колеблется земля, но слабые телом и сильные любовью святые жены вместе со скорбной и убитой печалью Матерью Иисуса и любимым учеником Господа стоят у Голгофы, вблизи Креста: они не чувствуют усталости, они не боятся подвергнуться за свое столь явное сочувствие к осужденному Царю Иудейскому притеснениям от своих сограждан, оскорблениям от грубых воинов.

Но вот претерпевший величайшие страдания, уготованный на заклание от сложения мира Агнец Божий предает дух Небесному Своему Отцу. Однако и после смерти Богочеловека святые жены не решаются удалиться с Голгофы. Вот приходят наконец, спустя значительное время, благообразный Иосиф с Никодимом снять со Креста пречистое тело Господа; жены помогают им и вместе с ними принимают участие в погребении Божественного Мертвеца.
Когда Иосиф с Никодимом благочестиво предавали тело Господа земле, они, сидя близ гроба, смотрели, где Спасителя полагали во гроб. От взора их любви не могло укрыться, что по причине поспешности не все погребальные обряды были исполнены. По случаю ветхозаветной Пасхи они со скорбью удаляются от гроба с твердой решимостью затем непременно принести почившему Учителю благовонное миро и им помазать тело Его.

Читать еще:  Более 20 млн россиян окажутся за чертой бедности к 2019 году

И едва только показался рассвет наступившего дня новой Священной Пасхи, пламенная, не терпящая промедления любовь святых жен, томившаяся муками сострадания у подножия Голгофского Креста, привела их к гробнице плотию уснувшего Богочеловека.
Неся с собою благовонное миро и не зная ничего о страже, они с радостью совершали печальный путь свой среди ночной тьмы, спрашивая одна другую: Кто отвалит нам камень от двери гроба (Мк.16,3)? Но затруднявшее их обстоятельство скоро разрешилось само собою, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил закрывавший вход камень.
Когда они подошли ко гробу, то увидели его — Небесного Вестника в белой одежде, повелевшего им возвратиться к Апостолам и возвестить им, в особенности апостолу Петру, что Иисус Христос воскрес из мертвых и предваряет их в Галилее (Мф.27,7; Мк.16,7). В смятении и ужасе от виденного и слышанного они спешат возвратиться, но не рассказывают о том никому, кроме учеников, ибо все их чувства от страха и ужаса, неожиданности и радости смешались, и они ни сами себе, ни другим не могли дать обстоятельного отчета о случившемся.

Но недолго продолжалась эта радостная и вместе с тем томительная для любящих сердец неопределенность. Одной из них, именно Марии Магдалине, которая больше всех возлюбила Иисуса Христа, явился Сам Воскресший Спаситель, Которого она сначала приняла за садовника. Вскоре за тем Господь явился и иным мироносицам и сказал им: Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф.28,10). Так в награду за пламенную любовь святые жены удостоены были великой чести стать первыми провозвестницами самой важной и самой радостной в мире истины: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

День святых жён-мироносиц — это особенный день в жизни нашей святой Матери-Церкви!
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам…» (Мф,7,7). Эти слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа из Его великой Нагорной проповеди сполна исполнили святые жёны-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные.
Не тленного и не суетного искали они и не в домы знатных вельмож и сильных мира сего стремились. Сердца их были всецело открыты для Христа. Спаситель был их Путеводителем и вместе с тем составлял главную и конечную цель их земного пути.

Немало потрудившись для Господа Иисуса во время Его земного служения, святые жёны-мироносицы устремились к Нему и после страшной крестной смерти. Когда по прошествии субботы они купили ароматы и рано утром пришли ко Гробу Господню, дабы помазать Тело Его благовонным миром, их не остановили ни уныние избранных учеников Христовых, ни преследования гонителей Его. Один только вопрос был на устах святых жён: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк,16, 3).
Господь щедро вознаградил их сердечную ревность. Войдя в чудесно открытый гроб, они первыми сподобились услышать благую весть о Славном Воскресении Христовом и понесли в мир эту неизреченную пасхальную радость.
Святые жёны-мироносицы явили дивный пример для подражания всем нам. Их вера, их любовь ко Господу, их труды стали зримым свидетельством непреложности Святого Евангелия, света Учения Христова!»

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Это праздник любви и верности, воспоминание о великой радости, которая следует за великим горем. Мы сопереживаем любовь ко Господу, великую скорбь и великую радость. Мы слышим, как Господь поручает мироносицам о Воскресшем. И слова эти обращены и к нам тоже, мы также должны свидетельствовать о Спасителе словом и жизнью.
И если мы говорим о женах-мироносицах не только в библейском контексте, но и в житейско-историческом, то всякая, конечно, женщина: бабушка, мать, жена, сестра, дочь – призвана к этому особенному служению, к особой миссии, если угодно, заменить которую ничем невозможно. Ведь каждая женщина призвана быть мироносицей, где под миром мы понимаем богатство веры и самоотверженной любви с безграничным терпением – тот благовонный состав, который делает нашу больную, исковерканную страстями жизнь хоть немного светлее и лучше.

В этот день Православная Церковь отмечает как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним.
Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день.
Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

Давайте поздравлять всех женщин с Днём Святых Жён-Мироносиц. И праздновать. И радоваться.

Дорогие женщины!
Поздравляю Вас с настоящим женским праздником, православным светлым женским днем — ПРАЗДНИКОМ ЖЕН МИРОНОСИЦ — всех женщин, которые отстояли веру Православную в годы гонений и безбожия, которые, несмотря на насмешки и издевательства, продолжали посещать храмы и исповедовать Господа в послевоенные и “застойные” годы, которые и ныне чаще, чем мужчины, посещают храмы и активно участвуют в жизни Церкви и жизни приходов, чьими молитвами жила, живет и будет жить Русь.
Желаю Вам так же стать для своих ближних вестницами о Воскресшем Господе, как стали жены-мироносицы для апостолов.
Пусть Господь наполнит благостью Ваши сердца, всегда оберегает и укрепляет Вас в христианских добродетелях — Вере, Надежде, Любви. Мира Вам и Вашим семьям, добра, счастья!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»

Тропарь, глас 2
Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.
Иные тропари
Благообразный Иосиф, с Древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми, во гробе нове, закрыв, положи, но тридневен воскресл еси, Господи, подаяй мирови велию милость.
Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть
прилична, Христос же истления явися чуждь. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Кондак, глас 2
Радоватися мироносицам повелел еси, плачь праматере Евы утолил еси воскресением Твоим, Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба.

Величание
Величаем вас святыя мироносицы, и чтим святую память вашу: вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Неделя жен-мироносиц: в чем отличие от Международного женского дня

Начнем с того, кем были жены-мироносицы. Куда они несли это миро? Женами-мироносицами называют женщин, которые в ночь Воскресения Христа спешили к Его гробу, чтобы по восточному обычаю того времени помазать истерзанное тело распятого Иисуса благовонными маслами.

Это были неслучайные женщины. В дни, когда Спаситель обходил с проповедью города и селения, часть уверовавших пошла за Христом, оставив дом и разделив со своим Учителем тяготы опасного странствования.

Читать еще:  Ольга Васильева рассказала о своем видении развития системы образования

Это были апостолы — двенадцать учеников Христа и женщины, которых потом и назовут «жены-мироносицы». Евангелие упоминает только семь имен, но, скорее всего, их было больше. В Евангелии от Луки читаем, что Иисус «проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». Евангелисты упоминают еще Марию Клеопову, Саломию, а также Марфу и Марию — сестер Лазаря, воскрешенного Иисусом.

Больше всего сведений Евангелие дает о Марии из Магдалы, Марии Магдалине. Сообщается, что Иисус изгнал из нее семь бесов. Сестер Марфу и Марию мы встречаем в эпизоде воскрешения «Трехдневного Лазаря». Иоанна, вероятно, была состоятельной женщиной, о ее муже говорится, что он управлял домом царя Ирода. О Саломии сказано, что она была матерью сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, женой pыбака. Все они не просто сопровождали Спасителя и Его учеников, они, помогали им — как сказано в Евангелии «служа имением своим», то есть, заботясь о том, чтобы был кров и еда, готовя эту еду. Конечно, женщины были знакомы с Марией, Матерью Христа. Вероятно, они были подруги. Все, больше ничего об этой стороне жизни жен-мироносиц мы не знаем. Скудные сведения. Ничего из ряда вон выходящего. Обычные женщины — чьи-то дочери, жены, матери, вдовы. И, тем не менее, их имена пережили века. Отчего? Наверное, потому, что чистота сердца и способность сострадать — качества крайне ценные в глазах Бога.

В первом Соборном Послании Святого Апостола Петра есть такой призыв: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».

То есть главное — красота внутренняя, то, что еще называется одухотворенностью, а не та обертка, не то блестящее внешнее, которому наша сестра как раз уделяет максимум внимания. Вот эта самая «нетленная красота» и увековечила этих, казалось бы, обычных женщин.

«Не столь удивительно, — читаем размышления святителя Иоанна Златоyста о подвиге жен-мироносиц, — что они пpивязались своим сердцем ко Господу Спасителю в те дни, когда сквозь пелену Его смирения и уничижения проступала Божественная слава в Его чудесах, когда раздавалась еще неслыханная на земле проповедь. Hо для нашей мысли изумительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господу, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был предан на смерть».

Из Евангелия мы знаем, что при Кресте Христа стояли Его Мать Мария, Его ученик Иоанн, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Как говорит митрополит Антоний Сурожский в проповеди на неделю жен-мироносиц, «они еле упоминаются в Евангелии до Страстных Дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит. Но вот в это время они вдруг появляются. У Креста апостолов не было. Иуда повесился. И только Иоанн стоял с Божией Матерью, потому что он был апостолом любви, как и Божья Матерь, была любовью воплощенной, выражением всей любви к Богу и всей любви Божественной к нам, людям. И когда внешне, по видимости, была одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер как бы бесповоротно пораженный, тогда появились те, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения. Кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться, и которое могли победить только любовь и верность до конца».

Да, это не апостолы не побоялись прийти на Голгофу, это жены-мироносицы стояли при Кресте Спасителя, не оставляя Христа в Его страданиях. Больше того, вместе с тайными учениками Христа — Иосифом и Никодимом — они yчаствовали в погребении Учителя.

Погребение Христа было поспешным: приближался праздник еврейской пасхи, и в нарушение установленной традиции тело распятого Иисуса не было умащено миром. На следующий день, после погребения Иисуса, в субботу покоя, рано утром, жены-мироносицы бесстрашно идут к гробу Господню, чтобы оказать Иисусу последнюю погребальную почесть: умастить миром Его тело.

«В тот час, когда испуганные ученики прятались, женщины вдруг стали смелыми и бесстрашными, — размышляет афонский старец Моисей Святогорец. — Их огромная любовь сделала их мужчинами в душе, придав мужества, героизма и неустрашимости. А любовь и отвага наполнили их сердца радостью. Они не нашли мертвеца, которого шли помазать миром. Их учитель воскрес, как и предсказывал им ранее…

Сильная любовь этих простых и слабых женщин заставляет их бежать на гроб Живодавца. К своему изумлению они находят его пустым, а потому недоумевают, удивляются, ликуют и воодушевляются. Они купили дорогих благовоний, встали рано утром, изгнали из своих сердец беспокойный страх и пришли на гроб до восхода некоего изумительного солнца. Все для них светло, чисто, непорочно, священно, честно, прозрачно, чарующе, светоносно, благодатно и радостно. Они пришли, чтобы помазать благовониями, но вместо этого умастили благовониями их самих. Их жизнь наполнилась бесконечным светом, смыслом, жизнью, бесстрашием и сладостью».

Факт, породивший тома богословских рассуждений: первыми Воскресшего Христа увидели женщины. Среди православных даже гуляет шутка: «Почему Воскресший Господь сначала явился женщинам? Чтобы весть о Воскресении быстрей разнеслась по миру».

Нет, конечно, не наша болтливость — качество оцененное Богом. Бесстрашие жен-мироносиц шло от их милосердия, их самоотверженность — от любви, причем любви жертвенной. Жены-мироносицы олицетворяют для нас все лучшее, что есть в женском сердце: искренность, способность к состраданию, преданность, чистоту сердечных порывов и способность любить так сильно, что уже сама эта любовь возносит до вершин человеческого духа. Поэтому третье воскресенье после Пасхи Церковь посвящает евангельским повествованиям о явлении воскресшего Господа святым женам-мироносицам. А а теперь сравним глубину смыслов этого праздника с идеей Международного женского дня.

Неделя святых жен-мироносиц. Православный календарь на 3 мая

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

3 мая (20 апреля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (третий воскресный день после Светлого Христова Воскресения, включая сам день Пасхи Господней). Поста нет. Сегодня совершается память святых жён-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, а также память многих христианских святых, часть из которых известны нам по именам. Далее коротко расскажем о них.

Неделя святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных. Одни из самых почитаемых христианских святых, ближайшие ученицы Самого Христа, которые первыми увидели Воскресшего Спасителя. Наименование «мироносицы» связано с тем, что наутро в первый день после Великой Субботы они пришли ко Гробу уже воскресшего Спасителя, взяв с собой ароматы и благовония (миро), чтобы умастить тело Христа. Дальнейшее нам известно из евангельских повествований, приведём одно из них — фрагмент 28 главы Евангелия от Матфея:

И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

Неделя жен-мироносиц в последние годы в Русской Церкви стала восприниматься православным аналогом 8 марта (в старые времена на Руси его тоже нередко именовали «бабьим праздником»). В этом нет никакого отступления от христианской традиции, хотя не стоит забывать, что вместе со святыми женами-мироносицами в этот воскресный день также всегда совершается память двух других близких ко Христу в Его земной жизни людей — его тайных учеников, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.

Читать еще:  Грузинский патриарх призвал к осторожности

Благоверная царица Тамара Великая. Завоевательница и просветительница, укрепившая военно-политические позиции Грузии и сделавшая очень многое для распространения христианства в Закавказье. И вместе с тем — символ женственности и красоты. Всё это — святая царица Тамара, легендарная правительница, вот уже восемь столетий являющаяся главным символом Грузии. Символом, ещё при жизни воспетым влюблённым в неё Шота Руставели в «Витязе в тигровой шкуре».

Царица Тамара могла бы использовать свою сказочную красоту в политических целях. После первого (неудачного) брака её руки просили византийские царевичи, алеппский султан и персидский шах. Но благочестивая Тамара не воспользовалась этим и вышла замуж по любви за друга детства — осетинского царевича Давида Сослана, чьи полководческие таланты позволили Грузии достичь наивысшего расцвета военного могущества.

Тамаре и Давиду удалось не только сдержать экспансию всевозможных завоевателей, но и присоединить к Грузинскому царству множество территорий. Более того, в 1204 году от Рождества Христова, когда Константинополь был захвачен крестоносцами, именно царица Тамара помогла спасти от полного краха Византийскую империю, Второй Рим, роль которого в дальнейшем перешла к Москве — Риму Третьему. При этом сама царица, которую окружающие правители нередко называли царём, по слову летописца XIII века, составившего «Жизнь царицы цариц Тамар», пользовалась непререкаемым международным авторитетом:

«Она восседала, как судья, меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга. »

Благоверная царица Тамара Великая. Фото: pravoslavie.ru

Но помимо укрепления военно-политического могущества, царица Тамара сделала очень многое, чтобы Грузия возвеличилась как христианское государство. При ней православные храмы и монастыри были освобождены от повинностей. Более того, однажды царица собрала на Церковный собор всех священноучителей, монахов и пустынников своего царства, обратившись к ним с мольбой:

О, святые отцы, исследуйте хорошо всё и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности.

Главным девизом правления царицы Тамары стало провозглашение милости ко всем слабым и униженным. «Я — отец сирых и судья вдов», — так говорила царица. Она отменила смертную казнь и телесные наказания, но в то же время без промедления смещала злоупотреблявших своей властью чиновников, сохраняя им жизнь, но лишая неправедно нажитого имущества. Во всех окружающих странах восхищались могуществом этой женщины. Но никто из внешних не знал, что по ночам святая Тамара надевала власяницу и долгими часами молилась Пресвятой Богородице, называя именно Ее Царицей Грузии, себя же — последней рабой.

Последние дни земной жизни царицы прошли в древней горной монастырской обители Вардзия, высеченной в камнях. Келья её выходила окошком в храм, так что она могла слушать богослужения постоянно, вознося свои молитвы к Богу. Скончалась святая Тамара в 1213 году от Рождества Христова. И уже совсем скоро после кончины была причислена к лику святых.

Младенец-мученик Гавриил Белостокский. Святой страдалец конца XVII столетия, младенец, чья мученическая кончина уже давно является не только предметом глубокого почитания миллионов православных христиан, но и поводом к религиозно-политическим спорам. Так, либерально настроенные околоцерковные и внецерковные деятели, а также представители иудейских организаций многократно пытались надавить на священноначалие Русской Церкви с целью «деканонизировать» святого младенца Гавриила. Чтобы стало понятным, с чем связаны подобные «пляски на костях» младенца-мученика, приведем строки его Жития:

Младенец Гавриил рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В апреле 1690 года мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в город Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ храма.

Дополнительные комментарии не требуются. Святый мучениче Гаврииле, моли Бога о нас!

Преподобный Феодор Трихина («Власяничный»). Константинопольский святой IV столетия, монах, совершавший строгие аскетические подвиги, прославившийся непрестанной молитвой и тем, что носил только грубую власяницу. Сподобился от Господа дара чудотворений и исцелений, как прижизненных, так и посмертных. Святой Феодор отошел к Господу в 400 году от Рождества Христова.

Святители Григорий (593) и Анастасий I Синаит (599), Патриархи Антиохийские. Сирийские святые VI столетия, Первосвятители Антиохийской Церкви. Прославились как личным благочестием, так и ревностной защитой Православия от ересей.

Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы. Святой VII столетия, прославившийся монашеским подвижничеством и глубокими богословскими изречениями, а также борьбой с ересями. Скончался в глубокой старости около 695 года от Рождества Христова.

Преподобный Александр Ошевенский. Русский святой XV века, благоговейный игумен одной из обителей Новгородской земли, отошедший ко Господу в 1479 году от Рождества Христова.

Преподобный Александр Ошевенский. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Николай (Велимирович). Один из самых почитаемых сербских святых, великий архипастырь, проповедник и богослов XX столетия. Во время Второй мировой войны пострадал в нацистском концлагере в Дахау. После войны спас многие сербские монастыри от уничтожения. Отошел ко Господу в Америке в Пенсильвании в Свято-Тихоновском монастыре в 1956 году.

Святитель Николай (Велимирович). Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Феодосий (Ганицкий), исповедник, епископ Коломенский. Архипастырь Русской Церкви, пострадавший в годы советских богоборческих гонений. После нескольких лет заключения старец-владыка был освобожден. Вот что известно о последних годах его жизни:

Владыка вернулся в Коломну, затем жил в селе Сушково Луховицкого уезда Рязанской губернии на расстоянии свыше 101 километра от Москвы. Служить ему было запрещено, и епископ Феодосий мог только присутствовать и молиться как обычный прихожанин во время церковных богослужений. В этом селе 3 мая 1937 года окончилась его земная жизнь. Отпевание епископа Феодосия совершал клирик этого храма иерей Сергий Любомудров, будущий священномученик».

Святитель Феодосий (Ганицкий). Фото: www.pravoslavie.ru

Кипрская икона Божией Матери. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, явленный в 392 году от Рождества Христова.

Поздравляем православных христиан с днем этой святыни и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector