0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь готова участвовать в процессе выработки корпуса базисных духовно-нравственных ценностей для современного российского общества

Традиционные культурные, духовные и нравственные ценности российского общества как основа духовно-нравственного воспитания молодежи – из опыта работы студенческого научного общества.

Традиционные культурные, духовные и нравственные ценности российского общества как основа духовно-нравственного воспитания молодежи – из опыта работы студенческого научного общества.

Карасева Н.В., преподаватель ГБПОУ СГПК.

Сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества признаны стратегическими целями в обеспечении национальной безопасности России.

31 декабря 2015 года Президент России подписал Указ N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Согласно данной Стратегии, к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся:

— приоритет духовного над материальным,

— нормы морали и нравственности,

— историческое единство народов России,

— преемственность истории нашей Родины.

Человек, живущий в реальных условиях конкретной исторической эпохи, под влиянием среды и воспитания, усваивает и присваивает те или иные ценности. Так возникает ценностная ориентация. Каждый человек в той или иной мере ориентирован на нравственные ценности. Но только устойчивые ценностные ориентации характеризуют развитую, зрелую личность.

Конечной целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должно стать формирование личностных нравственных идеалов. Обобщенный идеал современных школьников и студентов — это самостоятельная, материально обеспеченная личность, уверенная в себе, успешная в жизни и карьере. Если бы при этом ценились такие социально- нравственные качества, как трудолюбие, профессионализм, ответственность, самодисциплина, самоконтроль, позволяющие достичь высокого уровня притязаний, то в таком идеале не было бы ничего противоречащего моральным нормам и ценностям. По мнению Н.Е. Щурковой, культурного человека характеризует не отказ от материальных потребностей (что в принципе невозможно, поскольку человек — биосоциальное существо), а равномерное соотношение духовных и материальных ценностей в его ценностном мире.

Приобщение к ценностям, социальному опыту и нормам общества происходит в результате процесса социализации. Базовые ценности личности формируются к 18–20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.

Исследователи В. Пантин и В. Лапкин определяют ценности как «обобщенные представления людей относительно наиболее значимых целей и норм поведения, которые определяют приоритеты в восприятии действительности, задают ориентации их действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формируют «жизненный стиль» общества.

Т. А. Рассадина характеризует традиционные ценности как «разновидности ценностей, в которых отселектирован, передан и воспринят от человека к человеку, от поколения к поколению исторический социальный опыт, аккумулирующий в виде образцов, норм, принципов представления о лучшем, авторитетном в культуре».

Великий русский философ Н. О. Лосский писал: «Соборное единение различных народов предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур. Как аромат ландыша, голубой свет и гармоничные звуки могут наполнять одно и то же пространство и сочетаться воедино, не утрачивая своей определенности, так и творения различных национальных культур могут проникать друг в друга и образовать высшее единство».

Воспитание национально. Подтверждением этого утверждения К.Д. Ушинского может служить «золотое правило» этнопедагогики, сформулированное академиком РАО Г.Н. Волковым: «без памяти (исторической) — нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности, без духовности — нет личности, без личности — нет народа (исторической личности)».

По мнению Д.А.Медведева «…в современных условиях мы просто обязаны консолидироваться вокруг наших национальных приоритетов: справедливости, свободы, жизни человека, его благосостояния и достоинства, семейных традиций, любви и верности, заботы о младших и старших, патриотизма, самостоятельности и независимости государства, межнационального мира. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией. Наш народ духовно и нравственно богат. Нам есть, чем гордиться, есть, что любить, есть, что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться».

Благодаря исторической памяти народа реализуется универсальная социально-культурологическая и педагогическая идея преемственности как основы связи прошлого, настоящего и будущего в развитии культурного процесса.

Содержание проекта «Ставрополь: гордимся прошлым, строим будущее!» разработано в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сказано, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание. Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», и на основе концепции воспитательной работы Ставропольского государственного политехнического колледжа.

Безусловно, современное развитие города предполагает реконструкцию сложившейся застройки Ставрополя.

Мне, как педагогу, хочется сохранить и передать память о своеобразии и уникальности родного города и сформировать понимание бережного отношения к его истории.

Когда я задумалась, что для этого необходимо, стали очевидны мои шаги:

1) познакомить с историей возникновения Ставрополя;

2) дать представление о развитии города через исследование исторической и современной застройки;

3) развивать умение и навыки работы с разными историческими источниками, проводить исторические исследования, оформлять собранный материал;

4) развивать творческие способности через оформление презентаций, докладов, рефератов, фотовыставок, проведение акций;

5) формировать патриотизм, сострадание и милосердие в общении с пожилыми людьми, сотрудничество, ответственность, умение работать в коллективе.

Эта работа долговременная, включает два направления и осуществляется в несколько этапов.

Первое направление – изучение исторической и современной застройки Ставрополя, второе – истории малой родины.

Можно выделить следующие этапы работы:

— мотивация научно- исследовательской работы;

— выбор направления исследования;

— фиксация и обработка данных;

— обсуждение результатов исследования, выдвижение и проектировка гипотез;

— оформление результатов работы;

— представление исследовательской работы;

— печатные материалы, выставки;

— награждение талантливых детей.

Работу веду по всем направлениям: связь со Ставропольской епархией, со Ставропольским государственным историко-культурным и природно-ландшафтным музеем — заповедником имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, с картинной галереей пейзажей П.М.Гречишкина, с региональным отделением Союза архитекторов России, с Советом ветеранов г. Ставрополя, с кружком МБОУ СОШ №34 «Град Креста» и музеем колледжа.

Первый этап индивидуальный: только с теми обучающимися, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы. Вместе с тем, возможна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, мы целенаправленно обучаем студентов использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса.

Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегративные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, дали вполне конкретные результаты. Так, например:

— повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;

— изменился уровень мыслительной деятельности, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;

— в процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию;

— стали ярче проявляться познавательные интересы и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;

— студенты начали активно участвовать в творческой проектной деятельности.

На мой взгляд проектная деятельность по узнаванию, восстановлению и передаче исторического опыта прежних поколений раскрывает творческий потенциал обучающихся и способствует живому соприкосновению с нашей исторической традицией. Не случайно эпиграфом стали слова А.П.Чехова: «Все мы народ, и то лучшее, что мы делаем, есть дело народное».

Ценности современного российского общества

Сегодняшнее состояние общественного развития России объективно требует от философии осмысления проблемы ценностей в стране и обществе. Эта тема является значимой и для будущих юристов, которые прямо и опосредованно обязаны усвоить ряд положений. Например, что есть благо для общества и личности в современной России? Что должен защищать каждый гражданин общества, к каким целям он и общество обязаны стремиться? Какие блага должны быть закреплены в законах страны и как их можно и нужно отстаивать в суде?

Наша страна, как и другие государства мира, накопила огромный потенциал ценностей, которые отражены и закреплены в традициях, обычаях, укладе жизни многих этносов, народностей и наций. Вместе с тем грандиозные преобразования, которые происходят в обществе, предопределили становление и функционирование новых для наших граждан ценностей, которые утверждают государственная власть, социальные институты. Вследствие этого необходимо с философской позиции осмыслить, проанализировать новые ценности, их взаимосвязь с традиционными и вновь утверждаемыми в жизни нашего общества и наших граждан, выявить их позитивное и негативное воздействие на познавательно-преобразовательную деятельность граждан.

Результаты исследований, которые проводились Институтом современного развития (ИНСОР), а также другими научными учреждениями нашей страны, их выводы позволяют говорить о том, что в обобщенном виде основные ценности, на которые обязаны ориентироваться наши граждане и которые по логике должны содержаться в «Концепции социально- экономического развития до 2020 года», не сформулированы. Нет в этом документе и конкретной идеологии развития страны и общества, ибо она должна базироваться на системе ценностей и приоритетов. В связи с этим между общим замыслом государственной концепции развития страны и общества и реальными потребностями бытия граждан страны нет «соединительного мостика». Отсутствует «язык» объединения устремлений государственной власти и граждан. Следовательно, необходимо осмыслить данную ситуацию и с учетом того, что, несмотря на все фундаментальные изменения, которые произошли в конце XX и начале XXI в., граждане страны, Россия сохранили свои основные черты, свою социально-культурную «консервативность», сформулировать политические, экономические, социальные и духовные ценности, необходимые не только для оптимально сосуществования самих себя, но и для позитивного развития общества, которое можно было бы назвать социальным прогрессом.

Читать еще:  Чиновник на внедорожнике разгромил клубничную ферму под Хабаровском

Например, государственная власть и народ раньше имели реальную связь, которой можно было дать с определенной долей формализации название патернализм. Сейчас в стране произошел поворот от патернализма к либерализму. Сегодня Россия, «что ни говори» — это самое «либертарианское государство». Если какой-нибудь патернализм и присутствует, то только в определенных политических группах российского общества. Всем остальным дан сигнал, как выражается директор Института экономики Российской академии наук Р. Гринберг, «спасайся, кто может».

Очевидно, что такая ценность бытия нашего общества не способна консолидировать государственную власть и граждан страны. Более того, чтобы придать импульс развитию человека и общества, необходимо, чтобы новая ценностная ориентация более действенно мотивировала людей па творческий и изобретательский труд. Либерализм наших граждан на этот «подвиг» не мотивирует.

Важнейшей является и проблема осмысления вновь утверждающихся в обществе ценностей рыночной экономики, которая приобрела в нашей стране уникальные формы. В ней сочетаются не просто ценности рыночных отношений, но и интересы кланов, мафиозных способов и форм хозяйствования. При этом ценностные изменения в сфере экономических отношений существенно изменили систему социальных отношений. Изменились образ жизни людей, мотивации поведения граждан страны и весь процесс социализации личности. Поскольку смысл рыночной экономики заключен не в конкуренции, а в прибыли, то, с одной стороны, эго, бесспорно, пробуждает инициативу, активность, энергию людей, расширяет возможности для развития способностей и творчества личности, а с другой — развитие экономического либерализма и конкуренции приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации, неврозы и т.д.

Для человека ценности, которые как бы пропускаются через «призму» рынка, реально приобретают характер ценностей, не включаемых во внутренний мир. Вследствие этого не только материальная, но и духовная жизнь начинает формироваться по принципу определенного отчуждения внутреннего и внешнего бытия человека и общества. В таких условиях человек теряет ориентацию в системе личностных ценностей, не может определить, где приоритеты, ради которых следует жить. Бытие становится бессмысленным, ибо включение человека в процесс самоутверждения лишает его личной свободы, превращает в «раба» установок, навязываемых ему этой динамикой социально-экономического бытия. Государственные и негосударственные структуры, в первую очередь СМИ, продолжают оповещать всех о том, что единственная социально-личностная ценность каждого из нас — это деньги и личное благополучие.

Следует признать, что внедрение в сознание значительной части наших граждан этой ценности происходит небезуспешно, тем более, что данное действие не вызывает озабоченности и противодействия как со стороны руководства страны, так и со стороны «совести нации» — интеллигенции. В результате такое положение дел становится уже опасным как для каждого отдельного человека, так и для сообществ в целом. Логика процесса такова. Человек — это существо социальное. Значит, для того чтобы родившемуся поколению стать людьми, необходимо находиться в сообществе людей. Только в сообществе, только в социальной среде возможно становление и развитие отдельного представителя сообщества — человека, личности. Если же на первое место поставить личное благополучие, то размывается и исчезает стержень самой жизни, самого человечества. Утверждение, что многие страны уже давно так живут, требует не слепого подражания, а осмысления причин, почему в этих государствах люди могут так жить и в каком направлении идет их развитие. Один из очевидных ответов состоит в том, что ряд стран живут за счет эксплуатации ресурсов других народов, направляя их потенциал и энергию, силы и результаты их жизнедеятельности только на свое личное удовлетворение.

Следует, видимо, обратить внимание и на такой аспект нашей действительности, как «наполнение» многих ценностей бытия граждан страны совсем другим содержанием, по сравнению с тем, которое в них «вкладывалось» ранее. Например, значимую ценность в развитии человека, общества, государства — свободу — стали трактовать как возможность человека проявлять себя так, как ему желается, как допустимость неограниченно проявить свою волю, «быть самому себе хозяином».

Что касается такой политической ценности, как демократия, то ей придали следующее содержательное звучание. Демократично все, что соответствует: а) повышению уровня жизни человека; б) исключает социальные ограничения для человека; в) раскрывает человеку чувство жизненной перспективы; г) обеспечивает карьерный рост и т.д. Таким образом, политическое содержание данной ценности заменяется социально-экономическим.

Значительные изменения претерпела и такая ценность, как трудолюбие. Можно даже утверждать, что данная ценность — это уже не ценность для человека и общества, а проблема. Быть успешным — это не значит быть трудолюбивым, это значит иметь быстрый успех в карьере, получать высокую зарплату, владеть «престижным» имуществом и т.д.

При этом СМИ, утверждая эти «ценности», «упаковывают» их в социальную оболочку: семья, единство, вера, патриотизм и т.д.

Появилась еще одна ценность — игра в правовое государство. При этом она трактуется достаточно неоднозначно. Смысл понятия «правовое государство» сводится к утверждению принципа соблюдения верховенства закона. Не только граждане, но и представители законодательной власти нс представляют содержания диалектики права и закона, не могут четко

представить, какой нормативный акт есть подлинно правовой, как, руководствуясь имеющимися в стране нормативными актами, правоохранительные органы будут обеспечивать права человека и гражданина, как включить национальные особенности культуры наших граждан в нормативные акты.

Что касается духовных ценностей, то они наличествуют в «недрах» нашего общества. К ним можно отнести добро, честь, долг, справедливость и т.д. В свое время Василий Шукшин выразил это применительно к нашему народу следующим образом: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

Конечно, в России не только русский народ отбирал и сохранял эти ценности. Все народы нашей страны эти ценности утверждали и сохраняли, передавали из поколения в поколение, несмотря на национальные отличия. Такова особенность нашей государственной общности, где живут разные нации, но утверждалась единая система духовных ценностей, которые сегодня «размываются». Характерным стало следующее явление: значительная часть граждан вопросы ценностей, ценностные аспекты нашего бытия выносят за пределы актуального для них значения. С одной стороны, многие не способны и не имеют возможностей из-за своего реального бытия эти темы исследовать. С другой стороны, причину такого положения дел следует видеть и в том, что у нас отсутствует государственная идеология. Реально же сформировавшийся в обществе тип социально-экономического развития не инициирует поиск и утверждение системы ценностей, которая детерминировала бы деятельность людей на создание позитивного развития страны. Природа рыночной экономики в таком обсуждении не заинтересована.

К такой ситуации следует присовокупить и гот факт, что даже активная часть граждан, в пределах 26 лет, уже не может определиться с приоритетами в ценностях. Результаты исследований Института социологии Российской академии наук свидетельствуют о том, что в стране со значительным перевесом доминируют те, кто признается в невозможности самостоятельного определения своей судьбы. При этом многие приходят к мысли, что их роль в жизни страны незначительна, что несправедливость доминирует и нужно приспосабливаться, ибо ничего не изменишь.

Очевидно, для того чтобы наша страна, люди могли позитивно развиваться, необходимо уметь предотвращать, минимизировать и исключать негативные ценности, используя меры своеобразного очищения общества от них. В качестве этих мер могут выступить принципы, нормы и правила жизнедеятельности общества и личности, которые основаны на объективных законах развития человека и общества. Сюда же следует отнести следующее:

идею формирования и развития личности в российском социуме, а также позитивного развития общностей и общества в целом;

реальную профессиограмму современной личности, те свойства и черты как личностные ценности, которые способны обеспечить ей осуществление созидательного творческого труда;

систему образования и воспитания, соответствующую требованиям позитивного развития человека и общества;

  • систему социальной работы, адекватную конкретной социально- политической и экономической ситуации в стране;
  • систему исследования, анализа и оценки ценностей общества, а также соответствующие средства контроля их распространения в обществе.

Действенным можно было бы также считать изменение политических и экономических приоритетов, утверждение идеологических ориентиров на социальную справедливость, взаимоответственность личности и общества, гарантии всестороннего развития каждому человеку. Этому могли бы способствовать изменения в системе образования, включая воспитание, ориентация его на позитивно-прогрессивное развитие человека с высокими идеалами и ценностями. Существенный вклад в данный процесс внесло бы и утверждение в экономической сфере приоритета различных форм собственности с переориентацией их потом на государственную и общественную.

Читать еще:  «У горя нет срока давности»: в Перми вспоминают жертв трагедии в клубе «Хромая лошадь»

Значимым было бы и изменение деятельности социальных организаций и учреждений, ориентированных на отечественные, проверенные временем, духовные ценности, которые служат каждому человеку, каждой личности. Сегодня мы находимся в ситуации формирования новой системы ценностей в России. Можно ли уже сегодня сказать, какой она будет? В полной мере нет, по очевидно, что эта новая система ценностей должна учитывать особенности исторического развития народов России. Конечно, отсутствие готовых способов формирования ценностей, необходимость поиска, создание новых способов связи ценностей разных поколений и разных культур — это определенная трудность. Вместе с тем в сегодняшней ситуации есть условия проявления творчества, выявления потенциала позитивного развития в самом человеке и в стране.

Круглый стол ОПОРЫ РОССИИ на тему «Православие и бизнес: роль православных духовно-нравственных ценностей для современного российского предпринимательства»

9 июля 2007 года в Московском деловом клубе «Собрание» состоялся круглый стол ОПОРЫ РОССИИ на тему: «Православие и бизнес: роль православных духовно-нравственных ценностей для современного российского предпринимательства».

В мероприятии приняли участие президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов, директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Андрей Шаров, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк, директор института Всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян, председатель комитета ГД РФ по делам ветеранов, член Постоянной делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), академик РАЕН Николай Ковалев, а также другие представители церкви и предприниматели.

Ведущий круглого стола Сергей Борисов в своем выступлении выделил основные направления сотрудничества православной церкви и бизнес-сообщества. В частности, он отметил проблему образования и воспитания подрастающего поколения. По мнению президента ОПОРЫ, молодежи нужно правильно объяснять что такое – «хорошо» и что такое – «плохо». «В России, предпринимательская активность граждан, одна из самых низких в мире. У многих молодых людей, неправильное отношение к профессии предпринимателя. Число ребят, которые хотели бы заниматься бизнесом, уменьшается. Но с помощью церкви, мы сможем сформировать объективное отношение общества к предпринимательству», сказал С. Борисов. По его словам, все больше предпринимателей понимают, что работать только ради максимальной выгоды для себя – неверный путь развития.

О роли церкви и месте бизнесменов в современной православной культуре более подробно рассказал епископ Егорьевский Марк. Он развеял сомнения в том, что православие – тормоз экономики, хотя, по его словам, так считают до сих пор многие. Он предложил присутствующим обратиться к отечественному и зарубежному опыту. «Протестантская этика строится на принципе обогащения и больше ни на чем. Это превалирование частной инициативы. А православие – некий срединный путь. Путь соборного творчества не в ущерб коллективу и обществу», заметил владыка. Он также сделал акцент на том, что предпринимательство – тоже свободное творчество, которое должно ограничиваться нормами морали, христианской этики. Главное, о чем, по словам епископа Марка нельзя забывать, так это о том, что любой человек существует и творит в природе и должен думать об окружающем его мире. «Очень часто люди стремятся к стяжательству. Возникает вопрос. Зачем нужно приобретать материальные ценности? И православие дает ответ на этот вопрос – во благо ближнего. И бизнес должен работать исходя именно из таких соображений», подчеркнул докладчик.

О пользе государства от соблюдения бизнесменами норм христианства, а также о некоторых аспектах молодежного воспитания и церковной роли в этих процессах, сказал директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Андрей Шаров. Из его выступления следовало, что основной задачей является повышение активности граждан и формирование общественного отношения к таким профессиям как бизнесмен или госслужащий. «Сегодня многие старшеклассники готовы идти на государственную службу. Только вот области они выбирают вполне определенные. Это налоговая, таможенная служба, лицензирование. По-моему, тут все достаточно очевидно», сказал Андрей Шаров. Между тем он отметил, что церковь, как самостоятельный институт, может внести весомый вклад в развитие бизнеса. Государство напрямую заинтересовано в то, чтобы предприниматели соблюдали христианские принципы. Это повышает социальную ответственность, развивает такую сферу деятельности как благотворительность. «Те предприниматели, которые выстроили свой бизнес самостоятельно, постоянно готовы помогать ветеранам, детям и церкви. Их не надо заставлять. Это те самые честные бизнесмены, которые и нужны России», добавил в заключении А. Шаров.

Продолжил тему нравственного и культурного воспитания православных традиций у населения, директор института Всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарян. Он в первую очередь отметил значимость малого бизнеса, как основной опоры среднего класса в России. Важно определить место православных ценностей в процессе духовного воспитания, говорил докладчик. Он подчеркнул, что нравственные принципы должны превалировать не только в бизнесе, но и во власти. «В целом по стране, я не вижу позитивного отношения к малому бизнесу со стороны государства. И это тоже нравственная проблема. Желательно поставить эту общую нравственную проблему в широкий контекст православных ценностей», витиевато закончил А. Чубарян.

В своем коротком выступлении, председатель комитета Госдумы РФ по делам ветеранов Николай Ковалев поделился свои виденьем проблемы. Он напомним присутствующим о том, что с момента развала СССР, прошло не так много времени. «Ни одна страна мира не переживала такого краха политической, экономической, финансовой и духовной системы. И сейчас только начинается обратный подъем. Но без церкви и веры, нет будущего», сказал депутат и акцентировал внимание на том, что все проблемы можно решить и если церковь будет способствовать развитию российского бизнеса, а предприниматели в свою очередь развитию церкви, то многие противоречия исчезнут сами собой.

Итоговым документом заседания стала принятая всеми участниками круглого стола резолюция. В ней определяются основные принципы взаимодействия бизнеса и православной церкви, подчеркивается их неразрывная связь с религиозными традициями. В резолюции сказано, что православная этика хозяйствования, постулирует, что главное богатство – люди. Их нравственный и творческий потенциал. И чтобы добиться абсолютного закрепления моральных норм в обществе, нужно выстраивать духовно ориентированную экономику.

По мнению собравшихся, возрождение возможности свободно заниматься честным предпринимательством, восстановление данного Богом человеку права на собственность нельзя отделять от системы нравственных ценностей, в которой богатство – это результат созидательного труда, а труд – это долг перед Богом и людьми. Только при этом условии естественное стремление к материальному достатку «умеряется», уравновешивается влиянием духовно-нравственных принципов.

Цель принятого документа – улучшить предпринимательский климат в России, сформировать объективную общественную позицию относительно малого предпринимательства, воспитывать и защищать интересы честного и нравственного бизнеса. К тому же создавая им благоприятные условия для работы. Но как сказал в ходе заседания президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов, — «Рано впадать в эйфорию. Предстоит еще многое сделать для развития трехсторонних отношений бизнеса, церкви и государственной власти».

«В Православии богатство само по себе не является благословением и наказанием, а является прежде всего испытанием и ответственностью, – подчеркивается в документе. – Стяжание богатства – не самоцель. Если богатство становится самоцелью, занимающей все мысли и чувства человека, оно будет экономически бесперспективно и духовно вредно».

Честное хозяйствование исключает также обогащение во вред обществу. «Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно быть эквивалентно их трудовому вкладу в соответствии с правдой Божией, должно являться следствием создания, рачительного приумножения ими общественно полезных благ, – говорится далее в резолюции. – Поэтому служение предпринимателя, с православной точки зрения, есть служение ответственное и благословенное в том случае, если предприниматель поставляет своей целью не только свою личную материальную пользу и выгоду, но и всестороннюю пользу ближних, общества и Отечества».

Участники круглого стола договорились о проведении конференции на тему «Православие и бизнес» в октябре 2007 года. В заключение работы состоялась презентация благотворительного фонда помощи детям и сиротам «Неопалимая купина».

Резолюция

В документе подчеркивается неразрывная связь российского предпринимательства и его традиций с ценностями Православия, такими, как хранение в чистоте православной веры, следование нравственным заповедям христианства и стяжание деятельной любви к Богу, Отечеству и ближнему. «Православная этика хозяйствования – говорится в документе – неизменно делает акцент на том, что наше главное богатство – это люди, их нравственный и творческий потенциал. Для того, чтобы сохранить, развить и совершенствовать его, нашей стране необходимо построить духовно-этически ориентированную экономику и отладить систему социальной ответственности. Все мы – Церковь, государство, предприниматели, общество в целом – должны позаботиться о том, чтобы среди нас было как можно меньше “теплохладных”, равнодушных и отчаявшихся людей и как можно больше людей, способных активно созидать духовные и материальные блага, исполняя тем самым свое призвание деятельного служения Богу и Отчизне. Достигается это через следование всегда и во всем законам, установленным Богом. В этом главная цель православного хозяйствования и долг верующего предпринимателя».

russiancommun

Русская Община

Участие НКО в процессе духовно-нравственного воспитания в современной России

Однако и к владению материальными ценностями, тоже надо быть готовым, и готовым еще более серьезно, чем к ситуации с выживанием, так как эти ценности увлекают человека настолько, что он попадает в зависимость от них, становиться рабом своих желаний. А это испытания не на физическую выносливость – это испытания на твердость духа. Душевные недуги, порождаемые материальной зависимостью, гораздо губительнее для человека и поэтому требуют от него максимум усилий и концентрации воли. Воли основанной на духовных и нравственных ценностях, сгенерированных через культурный код нации. В противном случае такое владение становиться опасным как для владельца, так и для окружающего социума.

Читать еще:  Сумма долгов россиян по алиментам достигла исторического максимума

В этих процессах начали формироваться новые российские «элиты». Зачастую, элиты из людей, которым в морально здоровом обществе всегда место отводилось на выселках. Представители этих новых низкопробных элит начинают устанавливать свои правила игры, дабы сберечь и приумножить полученное. Они проникают во властные структуры и уже на государственном уровне пытаются формировать выгодную им политику. Личностные интересы таких людей, представляя интересы меньшинства, начинают уже диктовать условия остальным, находящимся, как это ни парадоксально, в «одиночном большинстве» и судорожно пытающимся найти себе место в этой чуждой им игре на выживание. Это как индивидуальный окопчик на войне. Вот вроде товарищи рядом, а товарищеского плеча не чувствуется и прийти на выручку никто не может, сидят каждый в своей ямке, в ней по одиночку и погибают.

В таком мире «предприимчивости» невежд происходит отбрасывание некоторых, ранее, казалось бы, незыблемых принципов, таких как соучастие в жизни других, сострадание, честность и правдивость. А ведь в чем испокон веков проявлялись отличительные черты, так называемого, русского характера? В его духовно-нравственных ценностях. Для русского человека природа мира – духовная, иррациональная. Жизнь это тайна, а время это разнообразие переживаемых событий. Возраст, а с ними опыт и мудрость – непререкаемые авторитеты. Скромность и сдержанность — основа для уважительного к себе отношения. В центре внимания всегда человек. И если мы сейчас на минуту выйдем из того бурного рыночного потока несущего нас сквозь время и пространство к непонятным вершинам и оглядимся по сторонам, то с ужасом обнаружим в своем багаже, между унаследованными от предков постулатами совершенно новые ранее всегда чуждые нам ценности.

Для молодого россиянина природа мира из духовной перекочевала в материальную, где в основе всего лежит рационализм. Жизнь превратилась в проблему, которую надо решать, а время это деньги, которое нельзя тратить на «пустяки». В центре внимания теперь – задача, цель, которую нужно решить, достигнуть любыми путями. Возраст с опытом и мудростью уступают место «образованной» молодежи. Сдержанность обменивается на непосредственность, а скромность – на раскрепощенность. Страна испытала кризис национального духа и самосознания: рухнула коммунистическая система ценностей и, не успев самоутвердиться, поставлена под сомнение ее либеральная альтернатива. Общество оказалось в состоянии рассогласования и утраты ценностных ориентиров, а психологически – в состоянии растерянности и подавленности перед лицом провала двух социальных экспериментов — коммунистического и либералистского. Дважды прерванная на протяжении одного века связь времен поставила наше общество и его отдельного человека в недоуменное положение по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему.

Фактически в российской культуре произошел процесс разрушения единого поля нравственных ориентиров, сопровождаемый смешением традиционно русских и западных ценностных ориентаций и, как следствие, образованием ценностного суррогата. Представления о том, что такое хорошо и плохо, что желательно и нежелательно, нравственно и безнравственно, справедливо и несправедливо и многие другие, стали предельно фрагментированы и чаще всего отражают сугубо групповые интересы. Таким образом, реставрация и распространение духовно-нравственных ценностей есть задача общегосударственная, для решения которой потребуется консолидация усилий, как государственных структур, так и общества. И роль общественных организаций в решении этой задачи очень существенна. Общественности важно консолидировано выступить в качестве союзника государственных образовательных институтов, поддерживая процесс духовно-нравственного воспитания в рамках разработанных и утвержденных образовательных программ и продвигая его далее за границы учебных учреждений.

Осознавая исключительную важность духовного и нравственного развития своих граждан для национальной безопасности страны, государство на сегодня, создало довольно серьезную законодательную базу в этом вопросе. В свет вышли такие документы как:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.), заложившая основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными и религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации;

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает, что целью образовательного процесса является интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое развитие человека;

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р, которая развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в РФ», опираясь при этом на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 год», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. №1493.

Как видим, набор документов вполне достаточный для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию.

Первая область реализации общественными организациями имеющегося потенциала находится в семье. Дело в том, что формирование и развитие духовно-нравственной ценностной ориентации у человека идет практически непрерывно всю его деятельную жизнь. Качественность этого процесса принципиально важна на всех его возрастных этапах развития. Первые нравственные ценности личности определяются уже в самом раннем детстве, когда родители объясняют малышу, что такое хорошо и что такое плохо, как правильно поступать в определенных бытовых ситуациях и почему некоторые поступки совершать нельзя. Но и родители должны стараться соответствовать тому уровню воспитания, который они хотели бы видеть в своих детях, для чего необходимо иметь не только собственную сформировавшуюся систему ценностей, но и постоянно руководствоваться ей на практике, тем самым закладывая нравственные регулятивы своим детям.

Здесь стоит отметить, что согласно статистических данных сегодня распадается почти каждый второй брачный союз. Соответственно около 50% детей воспитываются в неполных семьях и, исходя из этого, многие из них формируют свое видение будущей семьи. Именно поэтому общественные организации и объединения должны принимать более активное участие в вопросе возвращения и закрепления семьи в списке важнейших духовно-нравственных ценностей, как это всегда и было на Руси. Ведь христианское учение говорит нам, что семья, есть малая Церковь. Поэтому в Православной Церкви, перед тем как совершить таинство, венчания супруги всегда проходят, так называемые, огласительные беседы, на которых они получают, в том числе, и знания о христианских ценностях. Но так как далеко не все брачующиеся закрепляют свои отношения в церкви, правильным будет применение подобной практики по отношению и к этой оставшейся части. Для чего общественным организация можно заключать соглашения с органами ЗАГС и медицинскими учреждениями, ведущими родовую практику, посредством которых разрабатывать и реализовывать программы духовно-нравственного просвещения для молодых семей и родителей. Данные программы могут включать в себя весь традиционный инструментарий: просветительские беседы, тренинги , семинары и прочее.

В отношении дошкольника педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению его личности состоит в том, чтобы сформировать у него понимание чувства доброты, красоты, дружбы, помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Здесь совместно с Церковью требуется сделать упор на повышение качества духовной составляющей самих преподавателей и наставников участвующих в процессе воспитания детей. Ведь выработка регулятивов, в части духовных ценностей, процесс для человека настолько сложный и продолжительный, что далеко не каждому, поставившему перед собой такую цель, это удается сделать до конца своей земной жизни. И в этом вопросе нельзя обойтись без священника, как духовного специалиста.

Молодежь, вышедшая в самостоятельную жизнь за пределы семьи и школы – вот главная цель, для любой общественной организации, занимающейся распространением духовно-нравственных ценностей и духовно-нравственным воспитанием. Учитывая то, что система нравственных ценностей сама по себе без духовного якоря, есть система неустойчивого равновесия, то на фоне возникшей свободы действий, не всегда адекватно оценивая полезность этой самостоятельности и подгоняемый юношеским максимализмом, базирующимся на отрицании всего, что не проверено лично, молодой человек легко подпадает под влияние внешних организованных сил. В такой момент, крайне важно, что бы эта сила оказалась продолжением той, пока еще не всегда стройной, но уже сформировавшейся системы духовно-нравственного воспитания, в основе которой стоит государство. Именно здесь, на этом этапе формирования уже не просто личности, но и ответственного гражданина своей страны, необходимо приложение усилий по развитию духовных ценностей человека, ибо нравственные – в преимущественной степени уже сформированы семьей и школой. В этом случае совместные усилия светских и традиционных религиозных общественных организаций могут дать необходимый социальный эффект. А такая совместная деятельность, в настоящий момент, на практике к сожалению почти отсутствует.

Почему-то религиозные организации и в первую очередь православной конфессии, как составляющие их большинство, сегодня воспринимаются общественными организациями, в лучшем случае, какими-то обособленными от общества структурами, а в худшем – соперниками. Такая позиция, в высшей степени заблуждение. Нельзя обойтись в вопросах духовно-нравственного воспитания без опыта и практики, накопленной на протяжении многих веков Русской Православной Церковью. Отсутствие сотрудничества светских и религиозных общественных организаций в вопросах формирования и воспитания подрастающих поколений это, как минимум, неуважение достижений и заслуг наших предков.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector