0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь чтит память святых отцов Первого Вселенского Собора

Церковь чтит память святых отцов Первого Вселенского Собора

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Православие – это бесценный дар, великое сокровище, данное Богом человеку. Православная вера есть та самая небесная истина, которую Сын Божий, Превечное Слово Божие, принес на землю. «Я на то родился, – говорит Он в Евангелии, – и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине». Христос пришел в мир, чтобы открыть нам истину, истинное учение о Боге, о мире, о человеке, о Царствии Божием и о спасении. И без знания принесенной Христом истины невозможно нам спастись. Эту истину ближайшие ученики, Его апостолы, по слову святого Иринея Лионского, положили в Церковь, как в некую сокровищницу, где она хранится, и откуда каждый может почерпать ее во спасение.

Потому и называет апостол Павел Церковь «столпом и утверждением истины», ибо истина Христова хранится только в Церкви и будет храниться там до скончания века. В Евангелии Господь говорит: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Из этого видно, что с одной стороны врата ада не одолеют Церковь, но с другой стороны они будут воевать против нее, вести непрерывную брань. И если мы посмотрим на историю Церкви Христовой, то увидим, что так оно и было. От самой колыбели Церкви и до нынешнего времени дьявол ведет против нее непрекращающуюся войну, применяя самые изощренные тактики, самые разнообразные виды оружия.

Первые три века христианской истории дьявол пытался уничтожить Церковь чисто физически, попросту стереть ее с лица земли, воздвигая против нее коварные гонения. Когда же это не удалось, враг кардинально изменил тактику. Если раньше он воевал снаружи, то теперь стал вести брань изнутри, посевая в Церкви различные ереси и лжеучения. Дьявол знал, что без цельной и неповрежденной истины нельзя спастись, и потому все усилия стал прилагать к тому, чтобы истину Христову извратить. Так в истории Церкви началась новая эпоха – эпоха Вселенских Соборов и борьбы с ересями.

Что такое ересь? Ересь это искажение Богооткровенного учения, повреждение небесной истины о Боге, о мире, о человеке, принесенной на землю Христом. Часто такое повреждение было весьма тонким, почти незаметным. И это не удивительно. Ведь дьявол большой мастер изощренных подделок и обмана. Его деятельность можно сравнить с работой фальшивомонетчика, изготовляющего поддельные купюры. Если какой-нибудь человек не заметит подделки и станет эти купюры копить на что-нибудь важное, например, на покупку дома, то когда придет время заключения сделки, он не может ничего приобрести и окажется банкротом, потому что при покупке подделка непременно обнаружится.

Подобное может случится и в христианской жизни. Человек долгое время копит духовный капитал спасения, но в конце жизненного пути перед лицом смерти или даже после нее вдруг оказывается, что капитал этот весь фальшивый, и приобрести на него в вечности ничего нельзя. Именно так работает дьявольский механизм ереси, и на этом поприще основано данное оружие врага. Для борьбы с ересями, с этими подделками и призраками истины как раз и собирались Вселенские Соборы.

Сегодня мы празднуем память отцов Первого Вселенского Собора. Этот Собор великая веха в истории Церкви. Он был созван святым императором Константином Великим в 325-м году в городе Никея, расположенном недалеко от восточной столицы Римской империи Никомидии. Сейчас это территория Турции, и на месте, где была Никея, находится маленький городок Изник. Собор был созван Константином по причине смертельной опасности, угрожавшей Церкви со стороны арианской ереси. Родоначальником и распространителем этой ереси явился Арий.

Арий был священником одного из храмов столицы Египта Александрии. Красноречивый, богословски образованный он проводил строгую жизнь и пользовался в Церкви большим авторитетом. Арий считался одним из кандидатов на александрийскую кафедру, и однажды чуть было даже не стал архиепископом александрийским. Суть ереси Ария сводилась к следующему. Он учил, что Сын Божий, превечное Слово Божие, ставший человеком Иисусом Христом, не был истинным Богом, равным Отцу, как это исповедует православная Церковь, но был высшим творением Бога-Отца. Арий учил, что Отец, перед тем как сотворить вселенную сотворил Свое Слово, Своего Сына, сотворил для того, чтобы Он был посредником между Богом и создаваемым миром. Следовательно, Сын Божий по учению Ария это хотя и высшее, но все-таки творение, ничем принципиально не отличающееся от других ангелов и архангелов.

Такое учение Ария совершенно ниспровергало христианство, уничтожало его в корне, в самой глубокой основе. Богословы говорят, что арианство низводило его на уровень обычного монотеизма, каковым является, например, ислам или иудаизм. Между тем истинная религия, то есть христианство, есть религия бесконечно более высокая, оно есть чудо из чудес и тайна из тайн. Бог, Создатель вселенной, стал человеком. Что может быть более чудесного, более значимого, более великого, непостижимого. Ведь чудо вочеловечения Бога означает полный переворот в мире, переворот в истории, переворот во всей вселенной. И конечно, такого переворота христианство требует от каждого человека. Оно требует совершенного изменения его жизни, совершенного преображения его самого. Если Бог стал человеком, то и человек должен стать Богом, говорили святые отцы. И для этого ему нужно принципиально изменить себя и свою жизнь. То есть христианство требует от человека подвига, подвига ответной любви на бесконечную любовь пришедшего к нему не ангела, не архангела, но Самого Господа Бога.

Конечно, это Евангельское учение нам грешным людям часто кажется чрезмерно требовательным, беспокойным и не по силам. Во все времена большинство из нас слишком высоко ценили свою удобную и безмятежную жизнь, были привязаны к этой жизни и не хотели ее сколько-нибудь серьезно изменять. Может быть, именно в этом и заключалась главная уловка, главный крючок дьявола, спрятанный в арианской ереси. Он знал, что у Ария найдется много последователей. Найдется именно потому, что его учение отменяет мятежность христианства, отменяет его бесконечную требовательность к человеку и делает его удобной и приятной религией, особенно для богатых и сильных мира; религией, не требующей от человека какого-либо особенного изменения жизни. Ведь если Бог не стал человеком, то и человеку не нужно и даже невозможно становиться богом. Не нужно подражать Богу в Его совершенствах, а можно оставаться обычным грешным человеком и жить естественной земной жизнью, что, конечно, намного спокойнее и проще.

Вероятно именно по этой причине, у Ария нашлось очень много последователей, особенно среди людей богатых и власть имущих. Его поддерживал столичный епископ Евсевий Никомидийский, имевший большие связи при дворе Константина, а также многие другие весьма влиятельные иерархи и государственные люди.

В Церкви Христовой началась великая смута. Она нарастала все больше и больше, и, наконец, приобрела такие масштабы, что под угрозой оказалось само существование Церкви. Чтобы положить этому конец император Константин решил созвать Вселенский Собор, в котором приняло участие более трехсот епископов из всех областей Империи. Среди участников Собора были великие столпы православия, такие как святители Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Иаков Низибийский, Осия Кордубский, Евстафий Антиохийский, Афанасий Великий, тогда еще дьякон, и многие другие. Немало было на Соборе и исповедников веры, пострадавших от недавних гонений Диклетиана. Некоторые из них пришли туда с выколотыми глазами, другие с сожженными руками, ногами или другими искалеченными частями тела. Когда эти великие люди входили в зал заседаний, император Константин встречал их с необыкновенным почтением и лично приветствовал, целуя как святыню их выколотые за исповедание веры глаза и сожженные, изувеченные части тела.

Читать еще:  Молодой человек спас сестру и брата-инвалида из пожара в Красноярском крае

Одним словом, это было невиданное и небывалое доселе чудное и великое Собрание. Собор проходил в летние месяцы 325-го года. Его заседания часто были непростыми и бурными. Ариане не хотели отступаться от ереси, и на Соборе происходила непрерывная, упорная борьба. Милостью Божией и молитвами присутствующих здесь великих святых, православие восторжествовало, а ересь была осуждена и предана анафеме. Собор утвердил православный Символ Веры, тот самый, который мы поем за каждой Литургией.

Деяния и постановления Собора император повелел разгласить по всей подвластной ему территории. И было тогда поистине великое торжество православия. И великая радость разнеслась до самых отдаленных уголков огромной Римской Империи.

Братья и сестры, не нужно думать, что догматы веры не играют большой роли в деле нашего спасения. Некоторые, например, говорят: ну какая для простого человека разница, исходит ли Дух Святой только от Отца, как учат православные, или от Отца и Сына, как говорят католики и протестанты. Главное, верить в Бога, молиться, делать добро, ходить в храм, и этого достаточно. Но те, которые так говорят, глубоко ошибаются. Невозможно человеку спастись без истинной веры, без правых и неповрежденных ее догматов. Невозможно это, потому что спасает нас Дух Святый, который есть Дух Истины. И он не живет там, где есть извращение истины, где допущена ложь в догматах веры.

Приведем такое сравнение. Представим себе новенький исправный автомобиль, в который человек садится и едет, куда ему нужно. А теперь представьте, что кто-то в отсутствии хозяина поменял местами провода аккумулятора: плюс подключил к минусу, а минус к плюсу. Приходит хозяин, садится, но, увы, автомобиль не заводится и не может начать движение. Казалось бы, тот же самый исправный автомобиль, полный бак бензина. Ну, подумаешь, поменяли местами провода, ведь это такая мелочь. Однако автомобиль не сдвигается с места и не сдвинется с места до тех пор, пока провода не подсоединят как положено. Почему же он не едет? Потому что в конструкцию автомобиля внесена ошибка. В этом вся причина.

Подобное случается и с той Церковью, и с теми христианами, которые допускают искажения в догматах веры. Механизм спасения тогда перестает работать. Потому и боролись святые отцы даже до смерти за истинные православные догматы. Ведь без них ни спасения, ни приближения к Богу невозможно. Потому даже и дьявол старается с великим упорством насадить ересь, ибо он знал, что без истинной веры человек встает на путь ложной духовности и идет к своей гибели. А иначе если бы от догматов не зависело спасение, разве стал бы он тратить на это столько сил. Конечно, не стал, он направил бы он свою энергию на что-либо другое.

Не нужно думать также, что ересь и лжеучение есть дело давно минувших дней, что к нам она не имеет отношение. Это не так. Ереси живы и в наше время. Их распространителями сегодня являются, например, всевозможные секты, чье вероучение часто состоит из ядовитой смеси тех самых древних ересей, которые были преданы анафеме на Вселенских Соборах. Например, арианство, о котором мы сегодня говорили, является основной составной частью вероучения всем известной чрезвычайно активной секты, так называемой «Свидетели Иеговы», которые подобно Арию утверждают, что не Бог стал человеком, Иисусом Христом, а некоторое высшее творение, не имеющее равного достоинства с Богом-Отцом. Это, конечно же, является тем самым древним арианством, той страшной и проклятой ересью, от которой нужно бежать как от огня. Бежать иногда не только в переносном, но и буквальном смысле.

В жизни преподобного Антония Великого описан случай, как однажды к нему пришли ариане, чтобы спорить о вере. Но он не захотел спорить, а побежал от них прочь, сказав, что слова их как ядовитые змеи. И поистине ереси это ядовитые змеи, от укуса которых человек может умереть для вечной жизни и стать, таким образом, добычей гибели и ада.

Зная это, братья и сестры, будем всеми силами хранить истинную православную веру. Будем твердо держаться спасительных ее догматов, преданных нам от великих святых и богоносных отцов, часто без колебания жертвовавших жизнью ради истин Христовых. Будем подражать им, их святой ревности, будем идти тем путем, каким они шли. Ибо тогда и мы подобно этим великим мужам станем сосудами благодати и истины. Тогда и мы войдем туда, куда вошли они – в небесные обители света и Царства Христова.
Аминь.

Память святых отцев VII Вселенского Собора (787)

Историческое содержание

В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.

Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.

Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.

Читать еще:  Жители Северного Кавказа задолжали за услуги ЖКХ более 70 млд рублей

И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

Молитвы

Тропарь святым отцам VII Вселенского Собора, глас 8

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Перевод: Препрославлен Ты, Христе Боже наш, как светила на земле отцов наших утвердивший, и ими на путь истинной веры всех нас направивший, Многомилостивый, слава Тебе!

Ин тропарь святым отцам VII Вселенского Собора, глас 2

Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотью на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»

Кондак святым отцам VII Вселенского Собора, глас 6

И́же из Отца́ возсия́в Сын неизрече́нно,/ из Жены́ роди́ся сугу́б естество́м,/ Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но сие́ благоче́стно начерта́юще, почита́ем ве́рно./ И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.

Перевод: Сын, воссиявший От Отца неизреченно, от Жены родился в двух естествах. Зная это, не отрицаем начертания Его облика, но благочестиво его изображая, почитаем преданно. И потому Церковь, держась веры истинной, лобызает икону вочеловечения Христова.

Церковь чтит память святых отцов Первого Вселенского Собора

16 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память святых отцов Первого Вселенского Собора.

Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.

С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов — представителей христианских Церквей из разных стран.

Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви — святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.

Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».

Ариане признавали Христа первым творением, высшим всех ангельских сил, они признавали Его воплощение, но только они отрицали Божество Того, Кто воплотился. И отцы Собора сумели распознать всю глубину зла в этой ереси. Если не Бог стал Человеком, если Сын Божий – не Бог по естеству, то человек не вернулся к Богу, он не оправдан и не спасен. И отстаивая свою веру, те, кого мы сейчас вспоминаем, преодолели препятствия, которые по человеческим рассуждениям казались непреодолимыми.

Прежде всего, они бросили вызов духу времени. Жители Римской Империи были искушены в философии, и христианство было посеяно на не совсем доброй почве. Не так сложно было вчерашним язычникам отвергнуть ложных богов, вера в которых уже изжила себя. Им было трудно признать Три Лица в Едином Боге. Не в том был соблазн для них, что Бог Един, а в том, что Он Един в Трех, и Три в Одном. Арианство было логичнее: Бог Отец – Единый Бог, а Сын и Дух – сотворены Им и Сын назван Сыном по благодати, но не по природе. Среднему человеку было легче принять такую трактовку веры, и в этом была вся сила ереси. Выступая против Ария, защитники Православия выступали против сознания значительной части людей той эпохи. Но они не убоялись этого, и потому-то Истина через них и восторжествовала.

На почве ереси в Церкви возник серьезный раскол. Благочестивый император Константин Великий сперва счел вопрос несущественным и малозначительным, и призвал обе стороны к миру. Защитники веры сумели объяснить Императору, что все не так просто, и он переменил точку зрения. Были собраны лучшие богословы, были выкованы слова, в которых мы и по сей день исповедуем свою веру. Наш Символ Веры вплоть до слов И в Духа Святого был составлен на Первом Вселенском Соборе, а уже в Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего и далее – это деяние Второго Собора. Символы Веры были и раньше, похожие по содержанию, но перед лицом новой ереси они оказались недостаточными, не настолько конкретными, как было нужно. И тогда было найдено слово «единосущие» – единосущна Отцу, Имже вся быша, и в этом была кульминация деяний Собора.

Священник Михаил Немнонов

Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта).

Читать еще:  Президент предложил главе ФНС Михаилу Мишустину пост премьер-министра

Что же было потом? Сторонники ереси с лукавством, присущим всякой лжи, сумели поправить свое положение, а затем снова перешли в наступление. Константин Великий умер – его сын и приемник был арианином. Епископы, сочувствовавшие ереси, имели влияние на Императора, и они смещали одного за другим борцов за православие с их епископских кафедр, заменяя своими сторонниками. Почти все отцы Собора в конце жизни претерпели гонения, и лишь немногие дожили до торжества своего дела, когда спустя сорок лет, в шестидесятые годы четвертого века, сознание общества стало меняться и Истина восторжествовала.

Потому она победила ложь, что нашлись люди, которые выстрадали эту Истину, вынесли ее на своих плечах. Нелегкой была их жизнь, но было в ней самое главное — они прославляли Святую Троицу и то, как Един от Троицы стал Человеком. И исповедав эту веру словами, они затем подтвердили ее и самой своей жизнью, а многие также и тем, что умерли за свою веру.

Священник Михаил Немнонов

Храм святителя Николая в Новой Слободе

Миссионерский отдел Московского Патриархата

ПАМЯТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА (20 мая)

В воскресенье, через шесть недель после Пасхи , Церковь празднует память отцов Первого Вселенского Собора, который проходил в 325 году в городе Никее (ныне Изник, Турция). Традиция обсуждать и разрешать важнейшие религиозные вопросы на принципах соборности была заложена в ранней Церкви апостолами, о чем упоминается в 15-й главе книги Деяний . Тогда же был сформулирован главный принцип принятия соборных определений: «угодно Святому Духу и нам». Это

значит, что соборные постановления формулировались и утверждались отцами в строгом согласии со Священным Писанием и Преданием Церкви, по Промыслу Божию, при содействии Святого Духа. Вселенский Собор является органом высшей власти в Православной Церкви, догматические решения которого обладают статусом непогрешимости.

Собор назван «вселенским», потому что на нем присутствовали епископы со всего христианского мира. Созван он был святым императором Константином, который желал положить конец нестроениям, вызванным ересью Ария.

Арий (256-336) – александрийский пресвитер, утверждавший, что только Бог Отец является истинным Богом, вечен и безначален, а Сын есть творение, хотя и совершенное, родился во времени и не совечен Отцу. «Было (время), когда не было Сына», – подчеркивал Арий, доказывая, что Сын является одним из творений Божиих, всецело отличным от Отца и не подобным Ему по сущности.

Отцы Собора отвергли учение Ария и провозгласили, что Сын Божий равен, совечен, и, как мы до сих пор поем в Символе Веры, единосущен Отцу. Он целиком и полностью Бог. Отцы Собора выразили веру Церкви во Христа, как Бога и Спасителя, в Символе Веры. Его называют «Никейским Символом»:

«Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца, т. е. Из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло, как на небе, так и на земле, ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа».

О тцы Собора отстояли Апостольскую Веру в то, что в Иисусе Христе мы встречаем не просто величайшего Человека, не просто Пророка, не просто Посланника Небес – но Бога. Бога, Который нас создал, от Которого мы добровольно отпали, введя себя в грех, и Который пришел нас спасти. Иисуса Христа, Который создал Церковь и хранит ее в истине Святым Духом.

Осуждение арианства – важнейшее, но не единственное дело Собора. Он занимался также различными каноническими, дисциплинарными и литургическими вопросами.

На Соборе были сформулированы правила, согласно которым определяется время празднования Пасхи: первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Важным дополнением является запрет праздновать Светлое Христово Воскресение вместе с иудеями и раньше их.

АПОСТОЛ

В те дни Павел рассудил миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. В о всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».

Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

(Деяния святых Апостолов 20:16–18А; 28–36)

ЕВАНГЕЛИЕ

В те дни возвел Иисус очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector