0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь чтит память святителя Луки Крымского

Святитель Лука Крымский. Православный календарь на 11 июня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

11 июня (29 мая по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Вторник 7-й седмицы по Пасхе (то есть седьмой недели после Светлого Христова Воскресения). Поста нет. В Русской Церкви совершается празднование в честь двух святынь и память восьми святых. Далее коротко расскажем о них.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский. Этот великий архипастырь и исповедник – один из самых известных и чтимых святых XX века. Блестящий хирург, получивший прекрасное образование в Киевском университете, в начале своего служения будущий святитель намеренно отправился в глубинку простым земским врачом. Претерпев многие скорби, в том числе смерть любимой жены, он не озлобился, но, напротив, решил посвятить жизнь Богу. Священническое рукоположение, а затем – монашеский постриг и архиерейский сан святитель Лука получил в годы жесточайших антицерковных гонений, когда подобный выбор означал смертный приговор. Господь уберёг святителя от гибели, но ему пришлось претерпеть немало мучений в тюрьмах, лагерях и ссылках.

Он никогда не отказывался от своего сана и, даже когда в годы Великой Отечественной войны, освободившись из ссылки, стал главным хирургом Красноярского эвакогоспиталя, хирургические операции всегда совершал с молитвой. Впоследствии за свои труды святитель-хирург был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а за свои научные труды удостоился Сталинской премии. Последние годы жизни святитель Лука провёл в Крыму, где окормлял местную епархию в тяжёлых условиях хрущёвских гонений на Церковь. Скончался владыка в 1961 году. Его мощи, от которых известно немало случаев исцелений, находятся в Симферополе, а их частицы приносились для поклонения верующим и в Москву.

Память Первого Вселенского Собора. Воспоминания одного из ключевых событий христианской истории – Собора всей земной Церкви Христовой, созванного святым равноапостольным царём Константином Великим в городе Никее (близ Константинополя) в 325 году от Рождества Христова. В это время в Римской империи уже прекратились антихристианские гонения, а сам император Константин пришёл к христианской вере, хотя ещё и не принял Святое Крещение. Именно на Никейском соборе была принята первая часть православного Символа веры, осуждены арианство и ряд других ересей, выработаны 20 церковных правил (канонов), определён день празднования Пасхи.

Среди участников Первого Вселенского Собора были также великие угодники Божии, как святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (по преданию, давший на Соборе пощёчину еретику Арию), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, и многие другие великие христианские святые. В том числе и из числа исповедников, претерпевших немало страданий в годы языческих гонений. По различным сведениям, на Соборе было представлено около 300 епархий (чаще всего называются «318-ть богоносных отцев Первого Вселенского собора, иже в Никеи»).

Также именно на Первом Вселенском Соборе было определено первенство чести четырёх самых древних Поместных Церквей: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (Константинопольский Патриархат среди них выделился позже).

Преподобномученица Феодосия Константинопольская. Одна из сонма страдальцев за почитание святых икон, погибших от рук еретиков-иконоборцев в VIII веке. Монахиня Феодосия воспитывалась, а затем приняла постриг в Константинопольском монастыре, где прославилась кротостью, молитвенностью, а также тем, что тратила родительское наследство на написание образов святых.

В 730 году от Рождества Христова, когда лжепатриарх-иконоборец Анастасий совершил поругание над одной из икон Константинополя, Феодосия вступилась в защиту святыни, за что была заключена в темницу, а затем, после долгих издевательств и мучений, убита.

Преподобномученица Феодосия Константинопольская. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Иоанн Устюжский, блаженный, Христа ради юродивый. Один из многих русских средневековых святых, добровольно взявших на себя подвиг юродства, мнимого безумия ради открытой проповеди Слова Божия и обличения пороков. Святой Иоанн был строгим постником и аскетом, практически не спал, проводил ночи в молитве. Еще при своей короткой, 18-летней, земной жизни прославился чудотворениями. Почил в 1494 году от Рождества Христова, после чего по молитвам этому святому также стали совершаться многочисленные чудеса. В том числе именно святой Иоанн помог русским войскам одолеть польско-литовских интервентов под городом Дмитровом в 1610 году.

Святые Прокопий и Иоанн Устюжские. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Иов, в схиме Иисус, Анзерский. Подвижник второй половины XVII – начала XVIII столетия. Времени непростого для Русской Церкви, сначала раздираемой старообрядческим Расколом, а затем – лишённой патриаршества и подчинённой государству при Петре I. Одно время будущий святой был приближен к царю и даже состоял придворным духовником, но в 1701 году был оклеветан и сослан в Соловецкий монастырь. В обители, несмотря на пожилой возраст, отец Иов проявил себя неустанным тружеником и молитвенником. Монахи очень почитали батюшку, который в старости принял великую схиму (самую глубокую степень отречения от мира). Почил преподобный в 1720 году.

Перенесение мощей мученицы Феодосии Тирской. Речь идёт о перенесении мощей одной из раннехристианских мучениц, пострадавших во времена гонений около 307/308 года от Рождества Христова. Святые останки страдалицы за Христа были перенесены в Константинополь, а затем – в Венецию во времена, когда Западная Церковь ещё не отдалилась от Православия.

Память Первого Вселенского Собора. Вселенские соборы – это важнейший институт принятия ключевых церковных решений в вопросах выработки православной догматики, то есть базовых основ христианского богословия. Только соборные решения, принятые церковной полнотой (с участием архиереев, низшего духовенства и простых мирян), могут считаться вероучительными. В истории Православной Церкви было 7 Вселенских соборов. Первый из них был созван равноапостольным императором Константином Великим в городе Никее в 325 году от Рождества Христова. Среди участников собора были такие великие святители, как Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. На этом соборе была осуждена арианская ересь, отвергающая единосущность Христа с Богом Отцом и, соответственно, умалявшая Божественность Спасителя.

Также 11 июня совершается память двух святых, прославленных в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Протодиакона Иоанна Преображенского и Андрея Трофимова, священномученика и мученика, пострадавших в годы советских богоборческих гонений в 1938 году.

11 июня празднуется день нескольких чудотворных образов Пресвятой Богородицы – икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных», «Недремлющее Око», «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая стена». Каждая из них, по молитвам перед этим образом к Небесной Владычице, известна своей помощью во многих проблемах и бедах. Их образные названия лишь символически показывают, что Богородице можно молиться и об умягчении злых сердец, и о сохранении невредимым жилища, и о многом другом.

Поздравляем православных христиан с днём этих святынь и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Церковь святых апостолов Петра и Павла

Святитель Лука (Войной-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, священноисповедник. Дни памяти 18 марта и 11 июня
Сегодня 18 марта Святая Церковь празднует обрет ение мощей величайшего святого, верного сына своего, дорогого сердцу святителя Луки.
Земная жизнь владыки была подобна яркой комете. Смерть увековечила его прекрасной звездой на небосклоне Православной Церкви. Талантливейший хирург, блестящий ученый, мужественный человек, властный архиерей. Он всю жизнь радел за Православную Церковь, отстаивал чистоту веры Православной. Господь наделил его даром чудотворений. Владыка врачевал тела и души, по его молитве Господь творил чудеса.
Святитель отошел в светлые обители ко Господу 11 июня 1961 года — в день Всех святых, в земле Российской просиявших.
В 1996 году состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.

Читать еще:  Русская Церковь отмечает день памяти святой блаженной Ксении Петербургской

Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский.

(27.04.1877 — 11.06.1961)

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, выдающийся хирург, профессор медицины — причислен к лику святых Русской Православной Церкви 11 июня 1996 года.

На долю архиепископа Луки выпало пройти путь, который прошли многие исповедники Христовы в первой половине XX века: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки. Пройдя весь этот ад, архиепископ Лука остался верен исповеданию Истины, и, где бы он ни был: в застенке, на кафедре, за операционным столом — он всегда оставался носителем слова Божия.

В годы жесточайших гонений на Православную Церковь его личность, в которой Господь соединил два дара — дар врачевания и дар архиерейского служения, его медицинские и богословские труды, сделали Крымского архипастыря поистине тем «камнем преткновения», о который «разбились» многие из тех, кто пытался отвратить людей от ограды церковной.

Как врач-хирург, он спас жизнь тысячам солдат и офицеров, участвовавших в русско-японской и Великой Отечественной войнах.

В феврале 1946 г. за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» Святителю Луке была присуждена Сталинская премия 1-ой степени, которую Владыка перечислил в помощь детям-сиротам, пострадавшим в войне.

Пусть же для всех нас, живущих в бурном XXI веке, духовный подвиг нашего доброго пастыря и великого угодника Божия, Святителя Луки, станет той путеводной звездой, которая приведет наш разум, наше сердце к пониманию Божественной Истины.

Тропарь святителя Луки, глас 1:
Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость.

Величаем тя, исповедниче Христов святителю отче наш Луко, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Святителю отче Луко, моли Бога о нас!

Другие новости из этого раздела:

Праздник праздников и Торжество торжеств, Светлое Христово Воскресенье — Святая Пасха Пасха…

Богоявлением праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая…

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии…

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий….

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

11 июня – память святителя Луки Крымского

Он мог стать художником, но решил посвятить себя медицине. Важнейшим критерием выбора послужило желание облегчать людям страдания.

Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович (Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 года. Он был третьим ребёнком в семье, а всего детей было пять.

Отец Валентина, Феликс Станиславович, принадлежал к Католической Церкви. По профессии он был аптекарем. Мать, Мария Дмитриевна, исповедовала истинную, Православную веру.

Согласно сложившимся к тому времени в России устоям, касавшимся воспитания детей, рождённых в смешанных браках, личность Валентина формировалась в русле Православных традиций. Отец его, в общем, не возражал против такого подхода и не навязывал сыну собственного мировоззрения. Религиозные основы ему преподавала мать.

В 1899 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев. Здесь Валентин, помощью Божьей, окончил два образовательных заведения: гимназию и рисовальную (художественную) школу.

Размышляя о выборе дальнейшего жизненного пути, он рассматривал два приоритетных варианта: стать художником или врачом. Уже на стадии готовности поступать в Академию Художеств в Петербурге, он передумал и решил посвятить свои силы медицине. Важнейшим критерием выбора послужило желание облегчать людям страдания. Кроме того он считал, что на месте врача принесёт обществу больше пользы.

В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет, на медицинский факультет. Учился он хорошо, как и подобало способному человеку, сделавшему в отношении будущей профессии обдуманный выбор. Из университета он выпустился в 1903 году. Перед ним могла открыться хорошая карьера, о которой многие, менее талантливые сверстники, могли только мечтать. Но он, к удивлению окружения, объявил, что желает стать земским, «мужицким» доктором.

Врачебная деятельность

С началом русско-японской войны Валентин Феликсович, приняв предложение руководства, отправился, на Дальний Восток, для участия в деятельности отряда Красного Креста. Там он возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста, развернутом в Чите. На этой должности В. Войно-Ясенецкий приобрёл колоссальный врачебный опыт.

В этот же период он познакомился и связался узами любви с сестрой милосердия, доброй и кроткой христианкой Анной Ланской. К тому времени она отказала двум искавшим её женского внимания врачам, и как рассказывают, готова была прожить свою жизнь в священном безбрачии. Но Валентин Феликсович сумел достичь её сердца. В 1904 году молодые сочетались венчанием в местной читинской церкви. Со временем Анна сделалась верной помощницей мужу не только в семейных делах, но и в докторской практике.

После войны В. Войно-Ясенецкий осуществил свое давнее желание стать земским врачом. В период с 1905 по 1917 год он трудился в городских и сельских лечебницах, в разных регионах страны: в Симбирской губернии, затем в Курской, Саратовской, на территории Украины, наконец, в Переяславле-Залесском.

В 1908 году Валентин Феликсович прибыл в Москву, устроился в хирургическую клинику П. Дьяконова экстерном.

В 1916 году закончил писать и с успехом защитил докторскую диссертацию. Тема той докторской работы оказалась настолько важной и актуальной, а её содержание настолько глубоким и проработанным, что один из учёных в восхищении сравнил её с пением птицы. Варшавский университет почтил тогда В. Войно-Ясенецкого особой премией.

Послереволюционные годы

Первые годы после Октябрьской революции были в буквальном смысле кровавыми. В это трудное время государство испытывало особую потребность в медицинских работниках. Так что несмотря на приверженность вере, какое-то время Валентин Феликсович не был гонимым.

С 1917 по 1923 года он жил в Ташкенте, трудился в Ново-Городской больнице хирургом. Своим опытом он охотно делился с учениками, преподавал в медицинской школе (впоследствии реорганизованной в медицинский факультет).

В этот период серьёзным испытанием для В. Войно-Ясенецкого обернулась смерть горячо любимой супруги, умершей от туберкулеза в 1919 году, и оставившей без материнской заботы четырех детей.

В 1920 году Валентин Феликсович принял предложение возглавить кафедру в Государственном Туркестанском университете, недавно открытом в Ташкенте.

Священническое служение

Помимо исполнения служебных и семейных обязанностей в этот период он принимал активное участие в церковной жизни, посещал собрания Ташкентского братства. Однажды, после удачного доклада В. Войно-Ясенецкого на церковном съезде Ташкентский епископ Иннокентий высказал ему пожелание, чтобы он стал священником. Не помышлявший о таком варианте своего жизненного пути В. Войно-Ясенецкий вдруг ответил архиерею без промедления, что согласен, если это угодно Богу.

В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней – в иерея. Став священником, отец Валентин получил назначение в местный, ташкентский храм, где и служил, угождая Богу. При этом он не прерывал ни врачебную, ни преподавательскую практику.

В 1923 году развернувшееся при Церкви движение обновленцев добралось до Ташкента. Епископ Иннокентий в силу ряда связанных с этим причин покинул город, не передав никому руководство над кафедрой. В этот трудный для духовенства и паствы период отец Валентин, совместно со священником Михаилом Андреевым, приложил максимум усилий для объединения местного духовенства и даже принял участие в организации съезда (санкционированного ГПУ).

Читать еще:  За год россияне выбрасывают столько продуктов, что хватило бы накормить 30 млн человек

Монашеское и епископское служение

В том же 1923 году отец Валентин, движимый ревностью и благочестием, принял монашеский постриг. Сообщают, что изначально Епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) предполагал дать ему монашеское имя Пантелеймон, в честь прославленного Богом христианского целителя, но затем, выслушав его проповеди, поменял решение и остановил выбор на имени Евангелиста, врача и апостола Луки. Так отец Валентин стал иеромонахом Лукой.

В конце мая того же года иеромонах Лука был тайно поставлен во епископа Пенджикента, а через несколько дней его арестовали из-за поддержки им линии Патриарха Тихона. Выдвинутое против него обвинение на сегодняшний день кажется не только надуманным, но и абсурдным: власти обвинили его в контрреволюционной связи с какими-то оренбургскими казаками и в сотрудничестве с англичанами.

Некоторое время арестованный святитель томился в темнице Ташкентского ГПУ, а затем его доставили в Москву. Вскоре ему позволили проживать на частной квартире, но потом вновь взяли под стражу: сперва в Бутырскую тюрьму, а после – в Таганскую. Затем страдальца отправили в ссылку на Енисей.

В Енисейске он служил на дому. Кроме того, ему разрешили оперировать, и он спас здоровье не одному жителю. Несколько раз святителя переводили из одного места в другое. Но и там он использовал все возможности для служения Богу, лечения людей.

После окончания ссылки, епископ Лука возвратился в Ташкент, служил в местном храме. Но советские власти не собирались оставлять архиерея в покое. В мае 1931 года он подвергся очередному аресту и проведя несколько месяцев в тюрьме, услышал приговор: ссылка в Архангельск сроком на три года. В Архангельске он тоже занимался лечением больных.

Вернувшись из мест заключения, в 1934 году он посетил город Ташкент, а затем поселился Андижане. Здесь он исполнял долг архиерея и врача. Несчастьем обернулось для него подхваченная лихорадка: болезнь грозила потерей зрения и святитель пошёл на операцию (в качестве пациента), в результате которой ослеп на один глаз.

В декабре 1937 года последовал новый арест. Святителя допрашивали несколько суток подряд, требовали подписать заранее подготовленные следствием протоколы. В ответ он объявил голодовку, наотрез отказавшись подписывать то, с чем не могла согласиться его христианская совесть. Последовал новый приговор, новая ссылка, на сей раз – в Сибирь.

С 1937 по 1941 год осужденный епископ жил в местечке Большая Мурта, на территории Красноярского края. С началом Великой Отечественной войны его переселили в Красноярск и привлекли к лечению раненных.

В 1943 году святитель взошёл на Красноярскую архиепископскую кафедру, а через год его назначили архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В этот период отношение власти к святителю, как будто, изменилось. В феврале 1946 года, за научные разработки в области медицины, он удостоился государственной награды – Сталинской премии.

В мае 1946 года святитель Лука стал архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время начала прогрессировать болезнь его глаз, а в 1958 году он полностью ослеп. Однако, как вспоминают очевидцы, в этом состоянии святой не только не утратил бодрости духа, но и не потерял способности самостоятельно приходить в храм, прикладываться к святыням, участвовать в богослужении.

11 июня 1961 года Господь призвал его в Своё Небесное Царство. Похоронили святителя на Симферопольском кладбище.

После себя он оставил ряд научных и богословских работ. Среди последних уместно отметить: Наука и религия, Дух, душа и тело, О воспитании детей, Евангельское злато, Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы, О семье и воспитании детей, Пасха Господня, Проповеди, Толкование на молитву святого Ефрема Сирина, Я полюбил страдание, Принесем Тебе любовь нашу.

Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.

Молитва

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Приход храма Воскресения Словущего в Марьинском Парке

Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого

Престольный праздник — день памяти святителя Луки

Cвятитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, исповедник.

Дни памяти: 5 февраля(23 января) Новомуч.), 18(5) марта Обретение мощей свт. Луки, 11 июня (29 мая)

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 г. в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Отец его был ревностным католиком, часто ходил в костел и подолгу молился дома, но своих домашних не принуждал принимать католицизм. Мария Дмитриевна была по рождению православной, хотя в церковь не ходила, молилась дома. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Валентин был третьим из пятерых детей.

Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию в Киевское художественное училище. У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Валентин ходил по церквам и в Киево-Печерскую Лавру, делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в училище. Он собирался поступить в Академию художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы.

Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета.

Он учится блестяще. «На третьем курсе, — пишет он в «Мемуарах», — произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии…»

В 1903 г. с отличием окончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть «мужицким», земским врачом, помогать бедным людям.

В январе 1904 г. во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли «святой сестрой» и женился на ней.

Читать еще:  В СК сообщили о росте количества самоубийств детей с татуировками китов и бабочек

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

Во время первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь.

В 1916 г. защитил в Москве диссертацию на тему: «Регионарная анестезия», получил степень доктора медицины. В 1917 г. получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.

В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах.

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля — во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.

Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. Епископ Иннокентий (Пустынский) покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд.

В мае 1923 г. принял монашество с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник.

12 мая [2] 1923 года хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского в г. Пенджекенте епископом Болховским Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свенцицкий.

10 июня 1923 года был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии». В августе его отправили в московское ГПУ.

В Москве владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией.

В Москве еп. Лука был снова арестован и помещен в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали «живоцерковникам», и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать.

В марте 1924 года был вновь арестован и отправлен под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где он служит, проповедует и оперирует.

В январе 1925 года его высылают в Плахино — глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск.

Все многочисленные церкви г. Енисейска, где он жил, так же, как и церкви областного города Красноярска, были захвачены обновленцами. Епископ Лука с тремя сопровождавшими его священниками совершал литургию в своей квартире, в зале, и даже рукополагал там священников, за сотни верст приезжавших к православному архиерею.

По окончании ссылки он возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви преподобного Сергия Радонежского. 25 января 1925 года был вновь назначен на Ташкентскую и Туркестанскую кафедру.

С 5 октября по 11 ноября 1927 г. — епископ Елецкий, викарий Орловской епархии.

С ноября 1927 г. проживал в Красноярском крае, затем в городе Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице.

6 мая 1930 года арестован по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.

В 1931-1933 годах живет в Архангельске. В ноябре 1933 года владыка не принял предложение митрополита Сергия (Страгородского) занять свободную епископскую кафедру. Пробыв недолго в Крыму, владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.

Весной 1934 года посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.

В этом же году, наконец, удается издать «Очерки гнойной хирургии».

13 декабря 1937 года — новый арест. В тюрьме владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941 жил в селе Большая Мурта Красноярской области.

Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте — здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.

Был возведен в сан архиепископа. 27 декабря 1942 года был назначен на Красноярскую кафедру.

8 сентября 1943 года был участником Собора Русской Православной Церкви.

В конце 1943 года переезжает в г. Тамбов. Хотя зрение его начало заметно ухудшаться, он ведет активную работу в эвакогоспиталях, выступает с докладами, читает лекции для врачей, учит их и словом и делом.

В январе 1944 г. назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.

В конце 1943 года вышло второе издание «Очерки гнойной хирургии», переработанное и увеличенное почти вдвое, а в 1944 году — книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов».

Кроме трудов на медицинские темы, архиеп. Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания.

В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х годов.

В мае 1946 года назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В Симферополе он опубликовал три новые медицинские работы, но зрение его становилось все хуже. Левый глаз его уже давно не видел света, а в это время и на правом стала зреть катаракта, осложненная глаукомой.

В 1958 году архиепископ Лука совсем ослеп. Однако, как вспоминает протоиерей Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал владыке совершать богослужения. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают, и диктовал свои работы и письма.

Скончался 11 июня 1961 года. Похоронен на городском кладбище Симферополя.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector