0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СПЧ: Официальная статистика по средним зарплатам учителей сильно завышена

Власти признали низкие зарплаты учителей

Татьяна Голикова возмущена окладами педагогов в регионах

В сельских школах учителям сложнее подработать из-за небольшого количества учеников. Фото Reuters

Федеральные рекомендации по зарплатам педагогов не всегда соблюдаются регионами, ситуация с низкими окладами учителей в ряде учреждений является недопустимой, заявила вице-премьер Татьяна Голикова на встрече с педагогами. Эксперты говорят, что предложения по исправлению ситуации давно на столе правительства, которое просто не хочет раскошеливаться на образование.

«Высокий уровень совместительства, особенно в сельских населенных пунктах, в отдаленных населенных пунктах, не выдерживает, естественно, рекомендаций, которые принимаются на федеральном уровне. Очень низкие в некоторых учреждениях оклады. Стыдно признаться, есть и 2 тыс., и 4 тыс. руб. Это недопустимая ситуация, но, к сожалению, такое есть», – сказала Голикова. Она подчеркнула, что те изменения, которые предполагаются в системе оплаты труда врачей, затронут впоследствии и другие сферы, в том числе и общее образование.

«Изучая тему, мы пришли к выводу, что все-таки нужно внести изменения в трудовое законодательство – Трудовой кодекс в первую очередь – о передаче полномочий правительству или наделении правительства полномочиями по выработке требований к системам оплаты труда, неважно в какой сфере. Здравоохранение было инициатором в данной теме. И сейчас на примере первичного звена здравоохранения Минтруд пытается разработать подходы к будущей отраслевой системе оплаты труда», – пояснила она.

Вице-премьер отметила, что тема будет обсуждаться с работодателями и профсоюзами, поскольку она «очень чувствительна». «Чувствительна еще и потому, что любое сжатие, любое сокращение и совместительство, безусловно, приводят к серьезным дополнительным ресурсам. Поэтому нужно это аккуратно сделать, посчитать, чтобы не разбалансировать бюджеты регионов, чтобы это не приводило к невыплатам заработной платы там, где нет возможности иметь такие существенные финансовые ресурсы», – добавила вице-премьер.

Ранее сообщалось, что Минтруд выработает предложения по изменению системы оплаты труда работников сферы здравоохранения до 20 сентября 2020 года. Но, возможно, активные протесты врачей против уровня оплаты труда, нагрузок и условий труда, прокатившиеся по стране (см. «НГ» от 28.08.19), не только ускорят этот процесс для врачей, но и помогут решить аналогичные проблемы учителей.

По данным исследования «Авито Работа», средняя зарплата в России в вакансиях для работников сферы образования составила 26,9 тыс. руб. При этом на самую маленькую зарплату приходится рассчитывать соискателям на должность учителя в Воронеже – 17,8 тыс. руб., Саратове – 19,8 тыс. и Челябинске – 19,9 тыс. руб. Исследование не говорит о сельских школах, но зарплаты там, очевидно, меньше. Для статистики надо отметить, что зарплата учителей в Москве в три раза выше, чем в любом регионе Центрального федерального округа (ЦФО), в среднем она составляет 115–117 тыс. руб., об этом на днях сообщил руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина. Он отметил, что в столице ни один учитель не получает зарплату меньше 75 тыс. руб. «80% учителей даже после вычета подоходного налога получают больше 80 тыс.», – добавил глава департамента.

Зарплаты учителей – одна из самых болезненных тем в образовании. По майскому указу 2012 года она должна быть не меньше, чем средняя зарплата по региону. Но это в теории и отчетах, а реальные учителя часто жалуются, что не видят таких денег.

Сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий пояснил «НГ», что вице-премьер говорила только об одной из трех частей, из которых состоит зарплата любого учителя. «Она имела в виду базовую часть, оплату за одну ставку, которая гарантирована преподавателю при любых условиях за 18 отработанных в неделю уроков, – говорит Луховицкий. – 2–4 тыс. руб. базовой ставки – это распространенное явление в небогатых регионах (на Алтае, например). Вторая часть – это компенсационные выплаты за дополнительные работы и особые условия труда. Именно за счет дополнительной нагрузки, лишних уроков учителя и выходят на средние зарплаты. 40 часов в неделю, то есть двойная нагрузка, сегодня распространенное явление, я знаю учителей, которые работают и по 50 часов. Третья часть – это стимулирующие выплаты за выдающиеся заслуги, с юридической точки зрения – просто премия».

Эксперт поясняет, что в соответствии с законодательством об образовании финансирование школ полностью отдано регионам, которые исходя из так называемого подушевого норматива (стоимости обучения ребенка в школе) формируют фонд оплаты труда. «Нужно понимать, что разница по нормативам по регионам у нас – пять раз. При этом по закону об образовании и Трудовому кодексу все конкретные выплаты учителям определяет работодатель, то есть директор школы. Именно поэтому и возникают ситуации, когда чиновники отчитываются об определенных средних зарплатах, а конкретные учителя недоумевают, почему у них и близко нет такого дохода. Или когда устанавливаются смехотворные базовые оклады. Все это устанавливают директора каждой конкретной школы по своему усмотрению», – говорит эксперт.

По его мнению, вопрос об изменении системы оплаты труда учителей уже назрел – не случайно этот вопрос поднимали уже глава кабинета Дмитрий Медведев, председатель Госдумы Вячеслав Володин, министр просвещения Ольга Васильева.

«Голикова говорит о том, что новая система оплаты не должна «разбалансировать бюджеты регионов». Она заочно продолжает полемику с предложениями, не прошедшими, к сожалению, через Госдуму. Один из законопроектов предлагал по всем регионам установить оплату за 18 часов в размере не меньше двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ. – «НГ»), другой – сравнять базовую ставку с прожиточным минимумом. По оценкам, эти шаги увеличили бы размер расходов консолидированного бюджета (то есть федерального, если Центр захотел бы поддержать этот шаг, и тех регионов, где это необходимо) на 15%», – говорит Луховицкий.

Читать еще:  Росстат: Реальные доходы россиян снижаются пятый год подряд вопреки прогнозам

«Базовую ставку устанавливает регион на основе методических рекомендаций правительства РФ и своих экономических возможностей. Средняя зарплата доводится до средней по региону с помощью надбавок. Если регион в экономическом плане слабый, то и ставки в нем устанавливаются на крайне низком уровне», – рассказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов.

По его словам, как правило, речь идет о малокомплектных школах в сельской местности. «Майский указ не регулирует базовую ставку, он регулирует среднюю зарплату учителей по региону. Это значит, что зарплаты в 14–20 тыс. руб. в малокомплектных школах формально не являются нарушением майского указа, если зарплата в среднем по региону выдерживается. Это формалистский подход, с которым нельзя согласиться. Необходимо повышать именно базовую ставку. Надбавки должны стимулировать учителя работать больше и качественнее, работать в более сложных условиях (например, в районах Крайнего Севера), но они точно не должны являться средством платить нормальную зарплату», – говорит Щапов.

Депутат поясняет, что Трудовой кодекс и в нынешнем виде гласит, что именно правительство РФ может устанавливать базовые должностные оклады, базовые ставки зарплаты по профессиональным квалификационным группам. Таким образом, из слов Голиковой непонятно, какие еще полномочия по оплате труда учителей могут быть переданы правительству.

«Федеральному правительству нужно просто установить базовый оклад для регионов – все полномочия для этого есть, – говорит Щапов. – Проблема в том, что, как только федеральное правительство это сделает, ему придется субсидировать те регионы, где базовая ставка окажется выше экономических возможностей субъекта. Естественно, федеральные чиновники на такое решение пойдут только в крайнем случае».

«Оплата труда в сфере образования делает все менее привлекательными профессии учителей, преподавателей и профессоров. Зачастую, скромные оклады вынуждают людей, занятых в сфере образования работать в нескольких учебных заведениях, однако с 2012 года государство ежегодно увеличивает размер оплаты труда и стимулирует научную деятельность учителей и преподавателей во всех регионах страны, — сказал «НГ» первый вице президент «Опоры России» Павел Сигал. — Кроме общего увеличения зарплаты, государство разрабатывает нацпроекты для сельских уголков и молодые специалисты все чаще стали выбирать сельские школы местом работы. Поэтому, можно сказать, что условия улучшаются благодаря четким действиям госорганов, курирующих образовательную и научную деятельность в России».

В «Альянсе учителей» сообщили, что оклад в 2-4 тыс.руб. не только не согласуется, но и противоречит «майским указам» президента даже в регионах с самой низкой средней зарплатой — например, в Алтайском крае (26434 рублей) или в Республике Дагестан (26560 рублей). «Это можно объяснить неграмотной работой региональных властей или воровством из бюджета, — сообщил «НГ» представитель «Альянса». —
Отметим, что полгода назад Голикова призывала бюджетников не критиковать условия работы учителей, а относиться к ней как к призванию, а теперь правительство хотя бы объявило, что займется проблемой зарплат. Это отличный показатель того, как общественное мнение и резонансная работа независимых профсоюзов заставляет чиновников действовать в интересах граждан. Если к нам, как к независимому профсоюзу, который реально представляет интересы преподавателей, обратятся из правительства, мы с радостью поможем в адекватной реализации проекта».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

  • Актуальные темы:
  • Проблемы НКО
  • Мониторинг правоприменения
  • Экология
  • Мониторинг на выборах
  • Историческая память
  • Памяти наших коллег

Пресс-Центр

Важно

Новости RSS

Видео

Пресса о Совете

СПЧ предложил увеличить оклад учителям

Совет по правам человека при президенте РФ (СПЧ) предложил выделить дополнительное финансирование для учебных заведений по итогам года и увеличить оклад педагогов как минимум на 25% в связи с увеличенной нагрузкой, сообщается на сайте организации.

В СПЧ отметили, что нагрузка на педагогов выросла на 25-75%. В частности, учителя столкнулись с провокациями интернет-пользователей, которые пытались сорвать онлайн-урок. В связи с этим, Совет рекомендовал увеличение оклада работников учебных заведений в размере от 25%.

«При этом необходимо проследить, чтобы за апрель – май были сохранены все надбавки и стимулирующие выплаты (зарплата сохранена в полном объеме)», — говорится в тексте рекомендаций.

Кроме того, СПЧ рекомендует руководителям образовательных учреждений установить для педагогов ежемесячную компенсацию за использование личного оборудования в размере от 500 до 5000 руб. в зависимости от учебной нагрузки.

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter

СПЧ рассказали об изъянах системы оплаты труда педагогов

Майские указы президента 2012 года о доведении заработной платы педагогов до средней зарплаты в регионе «до сих пор не выполнены», а зарплаты учителей от региона к региону различаются более чем в четыре раза. Об этом говорится в совместном докладе экспертного центра Конфедерации труда России и профсоюза «Учитель» (есть в распоряжении “Ъ”). Документ будет представлен участникам сегодняшнего заседания президентского Совета по правам человека. В Минпросвещения “Ъ” заверили, что «приняли ряд мер, существенно повышающих правовую защищенность работников образовательных организаций».

Как стало известно “Ъ”, участникам специального заседания президентского Совета по правам человека по теме «Реализация права на образование и защита прав участников образовательного процесса» 21 мая будет представлен доклад о положении дел с оплатой труда учителей. Действующая система дает возможность «манипулировать расходами на образование в соответствии с приоритетами региональных властей», а самим педагогам не позволяет отстаивать свои права, утверждают авторы доклада, подготовленного профсоюзом «Учитель» и экспертным центром общероссийского объединения профсоюзов Конфедерация труда России.

Под действующей системой авторы понимают введенное в 2008 году подушевое финансирование школ, которое, с их точки зрения, «на практике оказалось непрозрачным»: «Идея реформы заключалась в том, чтобы вместо единой тарифной сетки, при которой зарплата учителя определяется в первую очередь его квалификацией и стажем, использовать новую систему, состоящую из стандартной базовой ставки за ведение уроков и стимулирующей части, зависящей от результатов работы учителя».

Читать еще:  Владимир Путин поручил вернуть в школы выпускное сочинение по русскому языку и литературе

Эксперты отмечают несколько недостатков новой системы, в частности, «отсутствие четких критериев, которые бы увязывали усилия учителя и результаты его учеников».

Учителя находят свою работу не слишком статусной, но зарплату хорошей

«Например, оценки на экзаменах зависят не только от того, насколько хорошо учитель преподает, но и от степени участия в образовательном процессе родителей и репетиторов, а также просто от индивидуальных особенностей каждого ребенка»,— настаивают авторы исследования. Они также утверждают, что такой подход «провоцирует учителя работать над «натаскиванием» учеников на результат на экзамене, а не на комплексное обучение предмету».

Отсутствие единых критериев оценки эффективности учителя «позволяет манипулировать расходами на образование в соответствии с приоритетами региональных властей». А это, в свою очередь, приводит к тому, что заработная плата учителей в разных регионах различается более чем в четыре раза, подчеркивается в докладе. «Когда в 2012 году были приняты майские указы, подушевой норматив было необходимо пересчитывать заново, но этого никто не сделал, а указы исполнялись за счет оптимизации — сокращения штата школ и увеличения нагрузки на педагогов»,— напоминают авторы. По их данным, с 2014 года было сокращено 20,8 тыс. руководящих работников и 57,1 тыс. человек иного персонала. «Оптимизация персонала происходит в основном за счет более оплачиваемого руководящего персонала и работников, не связанных с педагогической деятельностью: библиотекарей, психологов, логопедов, социальных педагогов»,— поясняется в документе.

Авторы доклада проанализировали статистику, размещенную на сайте Минобрнауки, и отмечают, что пункт майских указов президента 2012 года о доведении заработной платы педагогов до средней зарплаты в регионе «до сих пор не выполнен». Так, в 2014 году средняя заработная плата учителя составляла 30,015 руб., а средняя заработная плата по РФ равнялась 32,495 руб. В 2015 году это соотношение составило 32,044 руб. к 34,030 руб., а в 2016-м — 34,434 руб. к 36,709 руб.

Как в школах поднимают зарплату учителям и почему она от этого только уменьшается

«Часто встречается ситуация, когда учитель, если он не обладает стажем и квалификацией, не берет на себя классное руководство, не заведует кабинетом, получает расчетную заработную плату ниже МРОТ, которая затем доводится до минимального уровня»,— говорится в докладе. Составители приводят пример расчета оклада учителя физики высшей категории, установленного модельными методичками Минобрнауки. Базовый оклад в данном случае составляет 4,5 тыс. руб. Например, классное руководство и проверка тетрадей оцениваются в 20% и 10% от базового оклада. Если учитель выполняет все виды дополнительных работ, от классного руководства до встреч с родителями, заработная плата без учета стимулирующих выплат составляет 11,610 руб. «Пример показывает, что реальный размер заработной платы сильно зависит от дополнительных опций, которые учитель согласится на себя взять. А непосредственное ведение уроков, то есть основной вид деятельности учителя, оказывается недооценено, то есть находится ниже МРОТ»,— подчеркивают авторы. С 1 января 2018 года МРОТ в России составляет 9489 руб.

В пресс-службе Министерства просвещения заверили “Ъ”, что в рамках исполнения майских указов работникам сферы образования «было выделено самое существенное дополнительное финансирование». «Значения показателей уровня заработной платы в среднем по РФ по итогам 2017 года соответствуют значениям, заложенным в указах»,— считают в ведомстве. В министерстве напомнили, что с 2013 года в России ведется переход на так называемый эффективный контракт, который устанавливает в трудовом договоре показатели поощрения за достижение положительных результатов труда. К началу текущего года трудовые отношения на принципах эффективного контракта оформлены с 96,4% работников образовательных организаций, полный переход планируется осуществить до конца 2018 года. По мнению чиновников, принятые нововведения «существенно повышают правовую защищенность работников». Помимо повышения заработной платы в ведомстве считают важным ее справедливое распределение. По словам чиновников, в декабре 2017 года они разработали и направили в регионы методические рекомендации «распределять средства зарплатного фонда таким образом, чтобы размер окладов и ставок заработной платы составлял не менее 70% фонда оплаты труда организации, обеспечивая тем самым для работника понятную гарантированную часть ежемесячной зарплаты»,— пояснили “Ъ” в пресс-службе Министерства просвещения.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий в разговоре с “Ъ” отметил, что «такого юридического термина, как «эффективный контракт», нет». По его словам, с работниками заключается «обычный трудовой договор», который по-прежнему не защищает права учителей: «К нам поступает много обращений из разных регионов, и еще ни разу я не слышал, чтобы переход на эффективный контракт привел к увеличению зарплаты. По сути, это лишь фиксация средств, которые выделили школе: откуда она возьмет больше?» Господин Луховицкий отметил, что доклад содержит требования к Министерству просвещения изменить действующую систему оплаты труда, в частности, сделать ее более прозрачной и открытой, а также законодательно закрепить, что «базовая ставка, используемая при определении заработной платы учителя, не может быть ниже двукратного размера минимальной оплаты труда в регионе». «Речь идет не о таких уж больших деньгах, и весь пафос нашего доклада состоит в том, чтобы обеспечить гарантии прав педагогов по всей стране, независимо от конкретных условий в их регионе»,— говорит господин Луховицкий. При этом вероятность того, что содержащиеся в докладе предложения действительно будут услышаны, сам господин Луховицкий оценивает как «малую».

Какие зарплаты предлагают учителям в России на 2019-2020 учебный год

В каких регионах учителя зарабатывают больше всех, из чего складывается их зарплата и почему только 5% россиян хотят видеть своего ребёнка учителем

По статистике всё отлично

Действительно, именно среди учителей и учёных больше всего тех, кому работа приносит удовольствие — об этом сказали 75% российских педагогов и научных сотрудников.

По востребованности учителя находятся на третьем месте в России. Глава Минпросвещения Ольга Васильева категорично заявляет, что «зарплата учителей сравнялась со средней в каждом субъекте».

Профессия учителя имеет отличные перспективы, в отличие от бухгалтера или кассира, которых в будущем заменят роботы.

Сколько должны зарабатывать учителя

71% россиян считают профессию учителя непрестижной.

По исследованиям Ромир, 95% российских родителей не выразили желания видеть своего ребёнка в будущем учителем.

Несмотря на востребованность, работа педагога остаётся одной из самых низкооплачиваемых. В Указе Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» говорится, что зарплата учителя средней общеобразовательной школы должна равняться средней заработной плате в регионе.

Читать еще:  В Грузии замироточила икона святого Гавриила

ГородРабот.ру ведёт свою статистику зарплат в России. Мы получаем значения средней, медианной и модальной зарплат на основе анализа всех вакансий, размещённых на портале. В октябре 2019 года это 2 142 300 вакансий со 149 сайтов по трудоустройству.

По данным ГородРабот.ру, средняя зарплата в России на сентябрь 2019 составила 37 591 рубль. Средняя зарплата учителя — 18 937 рублей. Разница есть.

Из чего складывается зарплата учителя в России

Зарплата учителя — это:

  1. Базовый оклад — за ведение уроков, проверку тетрадей и дополнительные занятия
  2. Стимулирующие надбавки — за олимпиадников, стаж, квалификацию, внедрение новых технологий
  3. Компенсации — за работу с детьми-инвалидами, сельским учителям за коммунальные платежи
  4. Премии — устанавливаются самим образовательным учреждением

Зарплата учителей даже в одной школе может существенно отличаться и зависит от стажа, категории, нагрузки и, наконец, самой школы. Поэтому в Госдуме предложили приравнять базовую часть оклада учителя к МРОТ.

Но МРОТ, который в 2019 году составляет 11 280 рублей, — это далеко не средняя зарплата по региону. Молодой учитель, работающий на 1 ставку, получает зарплату намного ниже той, которую ему гарантирует Указ Президента.

Минпросвещения рекомендует властям регионов установить базовую часть оклада учителя в размере 70% от средней по экономике региона.

Какую зарплату предлагают учителям в российских регионах — рейтинг ГородРабот.ру

Мы проанализировали все вакансии для учителей по каждому региону России и посчитали среднюю зарплату, которую предлагают учителям в новом учебном году — 2019-2020.

В топ-10 регионов с самой высокой зарплатой учителей вошли:

  1. Москва — средняя зарплата в вакансиях для учителей 53 644 рубля в месяц
  2. Ненецкий автономный округ — 41 000 рублей в месяц
  3. Чукотский автономный округ — 40 000 рублей в месяц
  4. Сахалинская область — 35 299 рублей в месяц
  5. Магаданская область — 32 131 рубль в месяц
  6. Камчатский край — 31 918 рублей в месяц
  7. Санкт-Петербург — 31 608 рублей в месяц
  8. Республика Саха (Якутия) — 29 187 рублей в месяц
  9. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — 28 775 рублей в месяц
  10. Мурманская область — 26 043 рубля в месяц
  • Республика Дагестан — средняя зарплата в вакансиях для учителей здесь составляет всего 13 996 рублей в месяц
  • Липецкая область — 13 253 рубля в месяц
  • Ставропольский край — 12 960 рублей в месяц
  • Орловская область — 12 750 рублей в месяц
  • Республика Адыгея — 12 726 рублей в месяц
  • Курская область — 12 715 рублей в месяц
  • Карачаево-Черкесская республика — 12 646 рублей в месяц
  • Республика Марий Эл — 12 403 рубля в месяц
  • Ульяновская область — 11 416 рублей в месяц
  • Республика Северная Осетия-Алания — 11 297 рублей в месяц

Вот как выглядит полный рейтинг 85 российских регионов (ранжировали по убыванию зарплат):

  1. Москва — средняя зарплата учителя в вакансиях на ГородРабот.ру за сентябрь 2019 года 53 644 рубля в месяц
  2. Ненецкий автономный округ — 41 000
  3. Чукотский автономный округ — 40 000
  4. Сахалинская область — 35 299
  5. Магаданская область — 32 131
  6. Камчатский край — 31 918
  7. Санкт-Петербург — 31 608
  8. Республика Саха (Якутия) — 29 187
  9. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — 28 775
  10. Мурманская область — 26 043
  11. Республика Коми — 25 514
  12. Ямало-Ненецкий автономный округ — 24 845
  13. Амурская область — 24 329
  14. Московская область — 23 987
  15. Красноярский край — 23 457
  16. Тюменская область — 22 627
  17. Архангельская область — 21 353
  18. Томская область — 20 893
  19. Ленинградская область — 20 855
  20. Республика Тыва — 20 316
  21. Приморский край — 20 239
  22. Республика Татарстан (Татарстан) — 20 044
  23. Забайкальский край — 19 934
  24. Нижегородская область — 19 881
  25. Новосибирская область — 19 731
  26. Республика Хакасия — 19 722
  27. Хабаровский край — 19 345
  28. Республика Карелия — 19 311
  29. Республика Бурятия — 19 255
  30. Иркутская область — 19 238
  31. Калужская область — 18 171
  32. Свердловская область — 18 102
  33. Республика Ингушетия — 18 100
  34. Еврейская автономная область — 18 048
  35. Республика Калмыкия — 17 913
  36. Кемеровская область — 17 434
  37. Воронежская область — 17 391
  38. Республика Алтай — 17 299
  39. Калининградская область — 17 158
  40. Челябинская область — 16 979
  41. Республика Мордовия — 16 973
  42. Краснодарский край — 16 872
  43. Чеченская Республика — 16 686
  44. Пермский край — 16 451
  45. Белгородская область — 16 315
  46. Республика Крым — 16 063
  47. Алтайский край — 16 029
  48. Саратовская область — 15 983
  49. Владимирская область — 15 967
  50. Костромская область — 15 948
  51. Рязанская область — 15 828
  52. Самарская область — 15 719
  53. Республика Башкортостан — 15 588
  54. Кировская область — 15 580
  55. Волгоградская область — 15 569
  56. Ярославская область — 15 493
  57. Новгородская область — 15 369
  58. Чувашская Республика — Чувашия — 15 358
  59. Брянская область — 15 347
  60. Тульская область — 15 336
  61. Ивановская область — 15 215
  62. Вологодская область — 15 111
  63. Ростовская область — 15 096
  64. Астраханская область — 14 910
  65. Смоленская область — 14 842
  66. Кабардино-Балкарская Республика — 14 792
  67. Псковская область — 14 627
  68. Удмуртская Республика — 14 605
  69. Севастополь — 14 565
  70. Омская область — 14 550
  71. Пензенская область — 14 516
  72. Курганская область — 14 200
  73. Тамбовская область — 14 166
  74. Тверская область — 14 088
  75. Оренбургская область — 14 005
  76. Республика Дагестан — 13 996
  77. Липецкая область — 13 253
  78. Ставропольский край — 12 960
  79. Орловская область — 12 750
  80. Республика Адыгея (Адыгея) — 12 726
  81. Курская область — 12 715
  82. Карачаево-Черкесская Республика — 12 646
  83. Республика Марий Эл — 12 403
  84. Ульяновская область — 11 416
  85. Республика Северная Осетия-Алания — 11 297
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector