Сирия откроет туристический маршрут в древний монастырь святого Моисея Абиссинского
Содержание
- 1 Сирия откроет туристический маршрут в древний монастырь святого Моисея Абиссинского
- 1.1 После нескольких лет разрухи в Сирии откроется для туристов древний монастырь святого Моисея Абиссинского
- 1.2 В Сирии открывают туристический маршрут в древний пещерный монастырь
- 1.3 В Сирии открывают туристический маршрут в древний монастырь святого Моисея
- 1.4 Монастырь Святого Моисея Абиссинского. Сирия
После нескольких лет разрухи в Сирии откроется для туристов древний монастырь святого Моисея Абиссинского
Власти Сирии, которая постепенно преодолевает тяжелые последствия войны, намерены вернуть в страну туристов. С этой целью министерство туризма определило приоритетные маршруты, для работы на которых будут готовиться гиды из числа студентов.
Одним из них станет маршрут в древний монастырь Дейр Мар Муса — обитель в честь преподобного Моисея Абиссинского.
Об этом сообщает информационное агентство РИА «Новости».
Первых туристов ждут в Сирии уже в апреле
«Дейр Мар Муса считается сокровищем нашей страны и обязателен к посещению. Я учусь на туристического гида и в этой поездке надеюсь получить практический опыт работы, как лучше организовать тур для соотечественников и иностранных гостей», — приводит агентство слова студентки Дамасского университета Кинды Салим.
В последние годы туристические центры Сирии оказались закрыты, многие памятники пострадали от рук исламских террористов ДАИШ.
Маалюля — одно из немногих мест в мире, где все еще говорят на арамейском — языке Иисуса Христа.
«Во время войны, по понятным причинам, не было ни внутреннего, ни внешнего туризма. Сейчас, благодаря успешным действиям нашей армии, дороги открыты и исторические места вновь доступны для посещения», — прокомментировал еще один участник обучающей программы для гидов Ахмед Шахин.
В министерстве туризма Сирии сообщили о том, что первая группа туристов из Франции посетит страну уже в апреле этого года, и маршрут этой группы проляжет по главным центрам туризма и христианского паломничества — городам Сайедная, Пальмира, Маалюля. Французские туристы посетят и монастырь Дейр Мар Муса.
Дейр Мар Муса. Жемчужина Ближнего Востока
Монастырь преподобного Моисея расположен в голой пустыне, примерно в 90 километрах к северу от Дамаска. Издали здание монастыря, выстроенное на вершине скалы на высоте 1320 м над уровнем моря, напоминает небольшую, но неприступную крепость.
По преданию, в IV веке неподалеку подвизался в одной из многочисленных скитских пещер святой Моисей — эфиопский принц, отказавшийся от престола и посвятивший себя Богу.
После его смерти (по одной из версий, прп. Моисей погиб от рук римских воинов) монахи построили здесь небольшую церковь и основали монастырь, который был назван его именем. По преданию, когда его семья забирала тело, в память о подвижнике местные христиане попросили оставить часть святых мощей, и доныне правая рука прп. Моисея хранится в церкви в соседнем городе Набк.
Основание обители относят к V веку. Первые монастырские постройки возвели здесь на фундаменте еще более древних фортификационных укреплений римлян.
В монастыре сохранились древние фрески, которые датируют XI—XII веками. Обитель росла и достраивалась, и приобрела свой нынешний вид приблизительно к X веку.
В XV веке монастырь был вновь перестроен и расширен, но уже к началу девятнадцатого столетия оказался заброшен и стал постепенно превращаться в руины. В 1982 году обитель обнаружил итальянский иезуит Пауло дель’Оглио, тогда еще молодой студент, изучающий арабский язык. Вскоре он стал священником сирийского обряда и принялся возрождать монашескую жизнь в древней обители.
Фото: Erik Albers (CC 0) В 1984 году сирийские власти приняли решение восстановить святыню. В восстановлении участвовала сиро-католическая епархия Хомса, многочисленные европейские и арабские волонтеры. В 1990-х годах монастырь превратился в место паломничества, стал сирийской туристической Меккой. Для многочисленных паломников и туристов построили еще несколько гостевых домов, а в целом восстановительные работы завершились в 2003 году.
Особенность обители в том, что это смешанный монастырь, здесь живут и подвизаются как мужчины, так и женщины. Женщины занимают так называемый новый корпус, недавно построенное здание на одном склоне ущелья, для мужчин отведен старый корпус на другом склоне. Молятся и работают монахи и монахини вместе. Монахи и монахини монастыря Дейр Мар Муса также взяли на себя ответственность за монастырь Мар Элиан, который находится в 50 км к северо-востоку.
Сегодня в обители живут восемь человек, средний возраст — около 30 лет.
Фото: Bernard Gagnon (CC by-sa 3.0) Главное сокровище монастыря — древняя церковь, построенная около 1058 г., в которой хорошо сохранились древние фрески. На сегодняшний день в церкви было найдено три слоя фресок. Первый слой датируется серединой XI века, второй — концом XI века, а третий слой датируется концом XII века или началом XIII века. По мнению специалистов, это крупнейшее в мире собрание сиро-яковитской настенной церковной живописи. Центральное место в нем занимает роспись западной стены храма, изображающая Страшный суд.
В 2014 году сотрудник Королевского музея Онтарио (Канада) Роберт Мейсон (Robert Mason) во время прогулки в окрестностях монастыря Дейр Мар Муса случайно обнаружил в пустыне сооружение из выложенных по окружности камней с гробницами.
Согласно предварительному анализу Мейсона, находки относятся к ближневосточному неолиту, который приходится здесь на 8500—4300 годы до н. э. Таким образом, эта находка может оказаться старше британских хенджей.
Сирия: утерянная история
В годы гражданской войны боевики ДАИШ уничтожили огромное количество памятников, которыми была богата Сирия, в том числе христианских церквей и монастырей. Некоторые из них восстанавливаются — как, например, монастырь святой Феклы в Маалюле, некоторые утрачены безвозвратно.
Основная волна разрушений пришлась на 2015 год. В феврале 2015 года боевики ИГ взорвали центральную библиотеку Мосула, уничтожив от 8 до 10 тысяч книг. Во дворе библиотеки исламисты устроили костер из книг и рукописей. Также в феврале боевики ИГ кувалдами и дрелями уничтожали экспонаты музея города Мосул.
В размещенном в интернете видеоролике они заявили, что статуи и скульптуры способствуют идолопоклонству, и пророк Мухаммед велел им избавляться от таких реликвий. Причиной уничтожения библиотеки стало то, что книги и манускрипты, по мнению исламистов, «способствовали инакомыслию».
4 марта 2015 года боевики ИГ бульдозерами сровняли с землей руины строений и оставшиеся статуи древнего ассирийского города Нимруд. 7 марта таким же образом были уничтожены руины древнего города Хатра. По сообщениям местных жителей, 8 марта 2015 года боевики ИГ также частично разграбили, частично уничтожили руины города Дур-Шаррукин. В том же месяце исламисты взорвали монастырь IV века Мар-Бенхам в провинции Ниневия.
Фото: Staff Sgt. JoAnn Makinano / public domain Совет Безопасности ООН осудил уничтожение группировкой «Исламское государство» памятников и предметов исторической, культурной и религиозной ценности, поставив эти действия в один ряд с террористическими актами.
25 июня 2015 года боевики взорвали гробницы шиитского святого Мухаммеда бен Али и суфийского религиозного деятеля Низара Абу Баха ад-Дина.
Летом 2015 года боевики ИГ приступили к планомерному разрушению памятников Пальмиры. Были уничтожены античные храмы Бэла и Баалшамина, триумфальная арка, статуя льва Аллат, три погребальных башни. Разграблен национальный музей.
В апреле 2016 года боевики разрушили двухтысячелетний памятник архитектуры «Врата бога» вблизи иракского города Мосул. Ворота представляли собой сооружение, охранявшее въезд в древний ассирийский город Ниневия, который некогда был самым крупным городом в мире.
Монастырь Дейр Мар Муса пережил войну сравнительно благополучно, поскольку рядом с ним находится сирийская военная база, и ущелье, в котором он расположен, оставалось под контролем правительственных войск, в то время как все близлежащие районы и населенные пункты контролировали боевики «Исламского государства».
В Сирии открывают туристический маршрут в древний пещерный монастырь
Туристический маршрут в древний пещерный монастырь святого Моисея Абиссинского открывают власти Сирии.
В мире этот монастырь известен в своем арабском названии — Дейр Мар Муса аль-Хабаши. Расположен он в 90 километрах к северу от Дамаска, в пещере, вырубленной на склоне горы, передает РИА Новости.
Маршрут в эту обитель стал одним из первых для будущих гидов, обучающихся в рамках программы по привлечению туристов в Сирию.
Ее друг и также будущий гид Ахмед Шахин отметил, что во время активных военных действий последних лет не было и речи ни о каком туризме в стране, но теперь «дороги открыты и исторические места вновь доступны для посещения».
История монастыря связана с жизнью эфиопского принца Мусы, который оставил свое высокое положение и возможность стать царем, ради служения Богу. Он переселился в один из местных скитов, в которых уже подвизались монахи. После гибели от рук византийских солдат Муса стал почитаться как христианский святой.
— Первые постройки здесь появились в первом и втором веках нашей эры. Изначально это были римские оборонительные сооружения. В пятом веке на основе римской сторожевой башни начал строиться монастырь. Самые старые фрески, найденные здесь, датируются шестым веком, реконструкция завершилась в десятом, — рассказала настоятельница монастыря Худа Фаду.
Она пояснила, что с одной стороны ущелья, в новом корпусе, расположена женская часть, в которой живут монахини и паломницы, старый корпус предназначен для мужчин.
В XV веке монастырь был перестроен и расширен, но уже к началу XIX-го оказался заброшен. Тем не менее, он оставался собственностью Сирийской Католической епархии Хомса, Хамы и Набки.
С середины 1980-х годов сирийские власти начали восстанавливать монастырь с помощью местных христиан, а также европейских и арабских волонтеров. Работы были завершены в 1990-х годах.
Во время вооруженного конфликта последних лет все окрестности контролировали боевики, но до самого монастыря они не добрались. Сейчас же здесь ожидают первых паломников, которые должны прибыть из Франции.
Смотрите также:
Удивительные факты о христианской Сирии
Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи
Иордания: страна, по которой можно изучать Библию
Сирия. Фото Федора Дядичева/Журнал «Фома»
В Сирии открывают туристический маршрут в древний монастырь святого Моисея
Он более известен в мире в арабском произношении – Дейр Мар Муса аль-Хабаши. Монастырь находится в 90 километрах к северу от Дамаска, в пещере, вырубленной на склоне горы.
Маршрут к нему стал одним из первых для подготовки будущих гидов в рамках программы по привлечению туристов в Сирию.
«Дейр Мар Муса считается сокровищем нашей страны и обязателен к посещению. Я учусь на туристического гида и в этой поездке надеюсь получить практический опыт работы, как лучше организовать тур для соотечественников и иностранных гостей», – делится своими мыслями студентка Дамасского университета Кинда Салим.
В числе группы будущих гидов Кинда отправляется в автобусный маршрут по историческим местам в провинции Дамаск, которые в последние годы были закрыты из-за военных действий и только сейчас открываются вновь.
«Во время войны, по понятным причинам, не было ни внутреннего, ни внешнего туризма. Сейчас, благодаря успешным действиям нашей армии, дороги открыты и исторические места вновь доступны для посещения», – вторит ей другой будущий гид Ахмед Шахин.
Триста крутых ступеней по извилистой дороге в гору – и Дейр Мар Муса аль-Хабаши предстаёт в своём величественном виде в лучах солнца как символ вечности и неувядаемой красоты. Во время боевых действий боевики сюда не добрались, но контролировали все близлежащие населённые пункты и город Эн-Набк, где в церкви с шестого века хранится правая рука святого отшельника Мусы – эфиопского принца, оставившего семью, высокое положение и перспективу стать царём и посвятившего себя Богу. Он переселился в один из скитов в этих местах, считавшихся особо святыми из-за монахов, живших здесь в пещерах в непрестанных молитвах. Святой Муса стал почитаем в христианском мире после своей гибели от рук византийских солдат.
«Первые постройки здесь появились в первом и втором веках нашей эры. Изначально это были римские оборонительные сооружения. В пятом веке на основе римской сторожевой башни начал строиться монастырь. Самые старые фрески, найденные здесь, датируются шестым веком, реконструкция завершилась в десятом», – рассказывает настоятельница монастыря Худа Фаду.
«С одной стороны ущелья у нас новый корпус, это женская часть монастыря, там живут монахини и паломницы. Старый же корпус предназначен для мужчин», – добавляет она.
Сейчас в монастыре всего восемь постоянно проживающих священнослужителей. «В 7:30 у нас первая утренняя молитва, затем завтракаем и занимаемся хозяйством. В два часа дневная молитва, после неё обед и личное время. А в восемь часов, после вечерней молитвы, ужинаем и ложимся спать. Так каждый день», – говорит Худа Фаду.
По её словам, сюда приезжают те, кто устал от города и бесконечных проблем и ищет покоя и утешения. «Здесь нет сотовой связи, но есть тишина и чистый воздух. Любой может помолиться и поработать с нами», – говорит настоятельница монастыря.
Одним из таких послушников, решивших посвятить жизнь служению Богу, стал 23-летний Жодат. «Сам я родом из Хомса, учился в семинарии в Сайднайе. Здесь я в молитвах проведу всю свою жизнь, надеюсь стать монахом. Пока я помогаю на кухне, возделываю огород, кормлю кур, работаю подмастерьем у строителей. Сейчас мы как раз пытаемся привести в порядок старые монастырские стены», – рассказывает Жодат.
В пятнадцатом веке монастырь был перестроен и расширен, но уже к началу девятнадцатого оказался заброшен и стал постепенно превращаться в руины. Тем не менее он оставался в собственности Сирийской Католической Епархии Хомса, Хамы и Набки.
Сирийские власти приняли решение восстановить святыню в 1984 году вместе с местной христианской церковью и с помощью многочисленных европейских и арабских волонтёров. Этот труд увенчался успехом, и уже в 90-х годах прошлого века монастырь превратился не только в место паломничества, но и стал сирийской туристической Меккой. Сейчас обитель переживает второе рождение – в министерстве туризма Сирии сообщили о том, что ждут первую группу туристов из Франции уже в 20-х числах апреля этого года, и наряду с Сайднайей, Пальмирой и Маалюлей в числе первых мест для посещения значится и монастырь святого Мусы.
Монастырь Святого Моисея Абиссинского. Сирия
Историко- биографический очерк (историческая часть)
Монастырь Святого Моисея Абиссинского — обитель Мусульмано-Христианского братства
Примерно в 80 км от Дамаска, близ города Эн-Набк на высоте около 1320 метров над уровнем моря, в глубине хребта скалистых гор Антиливана и пустыни (степи) Эш-Шам, состоящей из степных участков, сменяющих песчаные, расположился монастырь Святого Моисея Абиссинского (1), (на арабском Мар-Муса Аль-Хабаши).
Данный монастырь имеет особую историю и представляет собой приют веротерпимости во многих значениях.
По преданию, именно здесь жил эфиопский монах — отшельник Святой Моисей (на арабском — Муса) Абиссинец, посвятивший себя служению Богу.
Согласно каноническому житию, Преподобный Моисей был рабом благородного господина и: « душа его была темна настолько, насколько была темна его кожа», за, что он был изгнан и долго скитался, ведя образ жизни разбойника. Однако, Господь возжелал помиловать Моисея и направил его на путь спасения. Всю последующую жизнь он провел в покаянии и молитвах, укрощении плоти и тяжелых работах. И будучи возведенным в сан Пресвитера, собрал вокруг себя 75 учеников. Когда Преподобному было 75 лет он предупредил своих иноков о том, что скоро на обитель нападут разбойники и убьют всех насельников. Когда же у Святого спросили почему он не уходит, Моисей ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Все поднявшие нож, от ножа погибнут»». Разбойники убили Святого Моисея и шесть иноков, которые отказались его покинуть.
На ряду с этим, существует благочестивая легенда о Моисее — отшельнике, принце Эфиопии, который отказался от светской жизни и основал обитель на месте современного Монастыря.
История Храмового комплекса берет свое начало с 6 века, на месте бывших развалин римских оборонительных сооружений (датированных около первого века нашей эры). Строительство Монастыря было окончено к 11 веку (Церковь возведена в 1058 г.), который принадлежал Антиохийской Православной Церкви, позже перешел в юрисдикцию Сиро-католического обряда.
В 15 веке Храмовый комплекс был расширен и отреставрирован, однако, к началу девятнадцатого века оказался заброшенным и стал постепенно превращаться в руины. В 1984 году, благодаря активному участию иезуита и востоковеда итальянца Паоло Далл`Ольо, рукоположенного в сан Священника Сирийско — католической церкви, начались работы по восстановлению Храмового комплекса, при поддержке Сирийских властей, вместе с местной Христианской церковью и многочисленными европейскими и сирийскими добровольцами.
В 1991 году восстановительные работы были окончены и основана монашеская община смешенного типа, на территории которой постоянно проживает 8 монахинь и монахов.
В Храмовый комплекс ведет километровая лестница. Монахини и монахи живут в отдельных корпусах, но молятся и работают вместе. Обитель хранит в себе древние и средневековые фрески, отличается особым аскетизмом и простым евангельским образом жизни, с минимальными современными условиями. Обитатели Монастыря занимаются животноводством и земледелием. Паломники и посетители располагаются в гостевых комнатах и, как правило, на них возлагается обязанность помогать по хозяйству.
В Монастырь ежегодно приезжают верующие из разных уголков мира, христианские и мусульманские паломники. Обитель основана на принципах возрождения Духовного бытия, Евангельского образа жизни, гостеприимства, братства Мусульмано-Христианских конфессий и вероисповеданий, признавая Ислам равноправной религией. Учитывая сочетание многогранных и самобытных традиций, уставом Монастыря установлено проведение церковных служб на арабском языке, а при входе в Храм, приято снимать обувь.
Когда вспоминаю Сирию, думаю о ней, я не знаю, где заканчивается Ислам и начинается Христианство, эти грани стерты, здесь, в Сердце Мира, колыбели Веры!
Автор очерка — бывший местный житель Сирии (Дамаск — Хомс- Масьяф (мухафаза Хамы))
_____________________________
авторское прочтение