0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С недружелюбным отношением в православных храмах столкнулось 8% россиян

86% россиян не сталкивались с недружелюбным отношением в православных храмах (КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ)

Женщины чаще сталкиваются с недоброжелательным отношением со стороны священнослужителей, и в два раза чаще подвергаются атакам негативно настроенных «бабушек» (14% женщин, 7% мужчин). Интересно отметить, что активным участникам приходской жизни негатива достается больше, чем «захожанам». Так, на недоброжелательность священников жалуются 12% православных россиян, участвующих в приходской жизни, и 5% православных, не участвующих в приходской жизни.

Оказалось, что на степень доброжелательности влияет материальное положение.

Реже всех с недоброжелательностью в храмах сталкиваются самые обеспеченные из опрошенных, бедных респондентов обижают чаще.

Среди тех, кто страдает от недружелюбия священнослужителей и женщин преклонных лет, больше людей с высшим образованием, и жителей крупных городов.

Возраст респондентов на дружелюбие в храмах не влияет. Влияет образование:

люди с высшим образованием чаще жалуются на недоброжелательность и со стороны священников (10%) и пожилых прихожанок (14%), а респонденты с образованием ниже среднего — наоборот, реже.

Рабочие не особенно страдают от недружелюбия священников и «бабушек», специалисты жалуются на негативное отношение священников, а предприниматели — на грубость пожилых женщин.

Неправославные респонденты чаще сталкиваются с недружелюбием священников в свой адрес, чем православные.

Протоиерей Алексей Уминский, настоятель Московского храма Живоначальной Троицы в Хохлах:

— Много или мало – 8% и 11%? Таких цифр вообще не должно быть. Никто не должен встречать недоброжелательное отношение, приходя в храм. Другое дело, задавая людям вопрос, сталкивались ли они с неблагожелательным отношением к себе, надо учитывать особенности характера каждого отвечающего. Например, кто-то обижается, когда он действительно встречается с хамством, с грубостью. А кому-то кажется недоброжелательством по отношению к себе вполне справедливые замечания, произнесенные вежливым тоном. Не всегда человека, который приходит в храм и может быть начинает вести себя не очень правильно, или не правильно одет, хотят обидеть. В комментарии к одной статье я читал, как один человек рассказывает, что его не пустили в шортах, и он был страшно возмущен: «Какое они имели право меня не пускать к Богу! Ведь это мое дело, как я к Нему прихожу». Очевидно, что человек воспринимает это недоброжелательным отношением к себе. Очевидно и то, что люди в монастыре хотят жить по тем правилам, по которым они живут, и они имеют право не пустить гражданина в шортах в монастырь. К сожалению, случается и другое – когда с человеком действительно обошлись грубо в храме. Образованные люди в большей степени настроены на особое к себе отношение. У них чаще бывает завышена самооценка, чем у людей более простых. Когда человек, имеющий завышенную самооценку, приходит в храм, как в место ему малознакомое, его реакция на какие-либо замечания в его адрес будет более обостренной. Человек, начинающий жить жизнью Церкви, становится более взыскательным. Потому активные прихожане чаще говорят о том, что сталкивались с негативным отношением священника. Когда человек, регулярно не участвующий в богослужениях, приходит в храм, он чаще удовлетворяется тем, что получает ответ на вопрос, перед какой иконой поставить свечку, как правильно написать записку. Тот, для кого приходская жизнь – неотделимая часть его собственной, наверное, хочет большего – внимания священника, возможности длительной беседы, личного подхода. Когда у человека больше оснований, чтобы к нему отнеслись со вниманием, он тогда имеет и больше возможностей встретиться с тем, что это внимание ему не всегда будет уделено.

Церковь сегодня сильно омолодилась и явление ставших неким мифологическим образом «бабушек» — уходящее. Например, в нашем приходе не много пожилых женщин и они очень хорошо расположены по отношению к другим. Только там, где «бабушки» являются костяком прихода – их поведение влияет на его атмосферу. Но в любом случае при недолжном поведении настоятелю легко поставить их на место.

Читать еще:  В Нижнем Новгороде открылись группы кратковременного пребывания для детей с синдромом Дауна

А то, что женщины чаще сталкиваются с недоброжелательностью в храме – они просто чаще туда заходят, чем мужчины. И их удельный вес в любом вопросе будет больше.

Андрей Кондрашов, политический обозреватель телеканала «РОССИЯ»:

— Я скорее «захожанин», чем прихожанин, в храмах бываю не чаще одного-двух раз в месяц. Но неоднократно бывал как объектом, так и свидетелем недружелюбного отношения к людям в храмах. Причины, как правило, похожи, но чаще всего: не выключенный телефон (и здесь я скорее на стороне критикующих старушек). Здесь комментировать нечего: заходишь в храм — выключай связь и не провоцируй хранительниц дисциплины на весьма жесткие поучения. Однако второй, наиболее частый, на мой взгляд, повод для мелких конфликтов, достоин внимания большего. Всем нам знакома ситуация, когда явно невоцерковленный человек теряется в храме, и, стоя с только что купленными свечками, пытается задать вопрос всякому стоящему рядом. Люди подчас опасаются поставить свечку «не туда». Занятые службой или иными делами священнослужители чаще всего игнорируют дилетантов, проходят мимо. Случается, что пожилые прихожанки помогают новичкам, но бывает, что вместо помощи выливают ушат критики: «ходют тут, сначала бы грешить перестали, а потом ходить, праздников не знают, ничего не уважают. » и так далее…Есть случаи вопиющие. Году в 2004-м, объезжая в качестве туриста западные области Украины, приехал в Почаевскую Лавру в Тернопольской области — красивейший монастырь, жемчужина Московского Патриархата на территории разъеденной униатством Украины. Неловко задал вопрос дьякону, молящемуся за какой-то изгородью. Получил в ответ едва ли не проклятья. В этот момент десятка два пожилых прихожанок, как по команде, стали практически «выносить» меня из храма, с криками, ударами, щипками . Кое-как сберег крест на шее и сумел не скатиться по каменной лестнице, куда был вытолкан из храма. Такой рассказ я бы воспринял за воспаленные фантазии украинофоба, если бы все это не случилось со мной лично и в присутствии моей жены и тещи. Чем объяснить поведение прихожан? До сих пор не знаю ответа на этот вопрос. Все это, разумеется, не остановит меня от поездки в ту же Лавру в следующий раз при случае, и уж тем более не изменит моего отношения к Церкви в целом. Однако мне приходилось встречать людей, даже ВЕРА которых была во многом поколеблена из-за разочарований в священнослужителях, из-за конфликтов в храмах.

С недружелюбным отношением в православных храмах столкнулось 8% россиян

86% россиян не сталкивались с недружелюбным отношением к себе в православных храмах: недружелюбие со стороны священнослужителей отмечают 8% опрошенных, еще 6% затрудняются с ответом. С недружелюбием со стороны пожилых прихожанок столкнулось 11% опрошенных.

Женщины заметно чаще, чем мужчины, страдают от недоброжелательного отношения священнослужителей. Они же в два раза чаще мужчин жалуются на негативное отношение со стороны «бабушек» (14% женщин, 7% — мужчин). Интересно отметить, что активные участники приходской жизни чаще сталкиваются с недоброжелательным отношением к себе, чем «захожане». Так на недоброжелательность священнослужителей жалуются 12% православных россиян, участвующих в приходской жизни, и 5% — православных, не участвующих в приходской жизни.

Реже всех с недоброжелательностью в храмах сталкиваются самые обеспеченные из опрошенных.

Большинство ответивших не сталкивались с недружелюбным отношением к себе со стороны священников и пожилых женщин в православных храмах. Всего у 8% респондентов есть в этом смысле претензии к священникам, и у 11% — к пожилым женщинам.

Женщины чаще, чем мужчины говорят о том, что сталкивались с негативным отношением священников. Зато мужчины чаще, чем в среднем, затрудняются ответить на вопрос. От недружелюбия пожилых дам в два раза чаще страдают женщины (14%), чем мужчины (7%).

Среди тех, кто жалуется на недружелюбие священнослужителей и женщин преклонных лет: больше людей с высшим образованием, жителей городов – миллионников (но не в Москве).

Интересно, что самые бедные чаще признаются в том, что сталкивались с недружелюбным отношением священников и «бабушек». А самые обеспеченные – реже.

Возраст респондентов особо не повлиял на ответы: представители разных групп отвечают похоже. Единственно, граждане старше 65 лет реже говорят, что сталкивались с недружелюбием священников. А те, кому от 45 до 50 лет, чаще чем в среднем не могут дать конкретный ответ на оба вопроса.

Читать еще:  В Москве инвалид два месяца не может выйти на улицу из-за замены лифта

Если люди с высшим образованием чаще жалуются на недоброжелательность и со стороны священников (10%) и пожилых прихожанок (14%), то респонденты с образованием ниже среднего — наоборот, реже жалуются на подобное отношение Так, 4% из них говорят о недружелюбии священников; 8% — о недружелюбии пожилых женщин.

Реже страдают от недружелюбия священников и «бабушек» рабочие. А вот специалисты чаще говорят, что встречались с негативным отношением священников. Предприниматели несколько чаще жалуются на пожилых женщин.

Чаще не встречаются с негативным отношением к себе со стороны священников и пожилых женщин жители небольших городов, несуеверные граждане и респонденты, считающие себя больными.

С ответом чаще всех затрудняются сельские жители.

Федеральные округа: чаще других сталкиваются с недоброжелательностью священников и пожилых прихожанок в Южном и Северо — Кавказском федеральных округах. Реже — в Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Если говорить только о тех респондентах, которые относят себя к христианам: не православные чаще сталкиваются с недружелюбием священников в свой адрес, чем православные. Что касается православных христиан, принадлежащих к Русской Православной Церкви: они реже сталкиваются с негативным отношением священников (его чаще испытывают невоцерковленные), но чаще – с неласковым отношением пожилых женщин. Особенно от него страдают те, кто считает себя «воцерковленными по возможности». Интересно, что нежелающие участвовать в приходской жизни реже жалуются на недружелюбие священников и женщин в возрасте, чем те христиане, что участвуют или хотят участвовать в жизни прихода.

Новое в блогах

Священник повесил на храме объявление: «Настоятельно просим не приставать к людям»

“Первыми никогда приставать к людям не надо. Это бестактно и не имеет ничего общего с христианством” — такое объявление повесили на днях в храме Казанской иконы Богородицы г. Орска. Почему пришлось прибегнуть к такой мере — “Правмиру” рассказывает иерей Максим Бражников, настоятель храма.

Почему я решил повесить в нашем храме такое объявление? У нас есть много таких пожилых прихожанок, которые считают, что они знают все лучше других. К молодым, входящим в храм без платка или в брюках, они сразу подбегают – «не хотите ли юбочку, не хотите ли платок?». То есть начинается такая бомбардировка, и люди, которые зашли в храм, начинают уже затравленно озираться в храме. Еще в нашей ситуации священник моложе, чем прихожане, если я говорю, что не надо так делать, меня не очень-то и слушают. Когда я узнал о последней такой ситуации, то уже отчаялся и написал это объявление. Одно и то же постоянно из раза в раз повторяется, надоедает, и я решил прибегнуть к таким радикальным мерам. Будет ли эффект от этого – увидим.

Меня уже давно удивляет поведение некоторых людей, считающих себя верующими, которые ходят в церковь, но вместо того, чтобы на службе молиться, начинают к людям приставать, следить за тем, кто во что одет, как себя ведет. Ведь можно заняться чем-то полезным – например, молитву творить. Если человек считает себя очень умным и образованным в каких-то духовных вещах, то пусть эта образованность в чем-то добром проявится, а не в бесцельном шатании по храму и приставании к людям.

На приходском совете у нас эта проблема обсуждалась уже давно. Я сам был свидетелем подобного рода ситуаций, когда вот такая бомбардировка любовью, или, наоборот, нелюбовью, или просто какое-то грубое поведение, действительно, отпугивало людей надолго от церкви. Инициатива написать такое объявление шла, скорее, от сотрудников из церковной лавки, которые тоже не настроены приставать к людям. Я рад, что приходской совет на собрании согласился со мной. Сам я в этой ситуации поддерживаю большинство прихожан, которые неравнодушны к проблеме и хотят видеть на приходе не только пожилых, но и молодых.

Если люди захотят что-то спросить или им нужен совет – они обязательно спросят, поинтересуются. Наши прихожане ответят с радостью, у нас в этом плане все вежливые и приветливые. Я посещал разные Поместные Церкви и, например, в Сербской церкви видел, что там нет никаких препятствий и особых требований к внешнему виду людей в храме, никакого принудительного надевания платков и юбок.

Читать еще:  Опрос «Левада-центра» показал рост числа проблем у россиян

Люди спокойно приходят в церковь, молятся, или им что-то надо в нашем храме, но они одеты не по дресс-коду – пожалуйста, приходите пока так. Возможно, позже у этих людей произойдет инкультурация в нашу общину, и все будет в порядке, в том числе и в плане дресс-кода.

Главное, если человек пришел в церковь – не мешать ему. Везде своя среда, правила, традиции прихода, и я не претендую на то, чтобы во всех храмах настоятели теперь повесили такие объявления. Каждому – свое. Но у общества сейчас и так большие претензии к Церкви, и мы должны вести себя так, как нам велит наш христианский закон, то есть с любовью.

Священник повесил на храме объявление: «Настоятельно просим не приставать к людям»

“Первыми никогда приставать к людям не надо. Это бестактно и не имеет ничего общего с христианством” — такое объявление повесили на днях в храме Казанской иконы Богородицы г. Орска. Почему пришлось прибегнуть к такой мере — “Правмиру” рассказывает иерей Максим Бражников, настоятель храма.

Почему я решил повесить в нашем храме такое объявление? У нас есть много таких пожилых прихожанок, которые считают, что они знают все лучше других. К молодым, входящим в храм без платка или в брюках, они сразу подбегают – «не хотите ли юбочку, не хотите ли платок?». То есть начинается такая бомбардировка, и люди, которые зашли в храм, начинают уже затравленно озираться в храме. Еще в нашей ситуации священник моложе, чем прихожане, если я говорю, что не надо так делать, меня не очень-то и слушают. Когда я узнал о последней такой ситуации, то уже отчаялся и написал это объявление. Одно и то же постоянно из раза в раз повторяется, надоедает, и я решил прибегнуть к таким радикальным мерам. Будет ли эффект от этого – увидим.

Меня уже давно удивляет поведение некоторых людей, считающих себя верующими, которые ходят в церковь, но вместо того, чтобы на службе молиться, начинают к людям приставать, следить за тем, кто во что одет, как себя ведет. Ведь можно заняться чем-то полезным – например, молитву творить. Если человек считает себя очень умным и образованным в каких-то духовных вещах, то пусть эта образованность в чем-то добром проявится, а не в бесцельном шатании по храму и приставании к людям.

На приходском совете у нас эта проблема обсуждалась уже давно. Я сам был свидетелем подобного рода ситуаций, когда вот такая бомбардировка любовью, или, наоборот, нелюбовью, или просто какое-то грубое поведение, действительно, отпугивало людей надолго от церкви. Инициатива написать такое объявление шла, скорее, от сотрудников из церковной лавки, которые тоже не настроены приставать к людям. Я рад, что приходской совет на собрании согласился со мной. Сам я в этой ситуации поддерживаю большинство прихожан, которые неравнодушны к проблеме и хотят видеть на приходе не только пожилых, но и молодых.

Если люди захотят что-то спросить или им нужен совет – они обязательно спросят, поинтересуются. Наши прихожане ответят с радостью, у нас в этом плане все вежливые и приветливые. Я посещал разные Поместные Церкви и, например, в Сербской церкви видел, что там нет никаких препятствий и особых требований к внешнему виду людей в храме, никакого принудительного надевания платков и юбок.

Люди спокойно приходят в церковь, молятся, или им что-то надо в нашем храме, но они одеты не по дресс-коду – пожалуйста, приходите пока так. Возможно, позже у этих людей произойдет инкультурация в нашу общину, и все будет в порядке, в том числе и в плане дресс-кода.

Главное, если человек пришел в церковь – не мешать ему. Везде своя среда, правила, традиции прихода, и я не претендую на то, чтобы во всех храмах настоятели теперь повесили такие объявления. Каждому – свое. Но у общества сейчас и так большие претензии к Церкви, и мы должны вести себя так, как нам велит наш христианский закон, то есть с любовью.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector