0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Петербургский храм Спаса на Крови оборудовали для слепых и слабовидящих посетителей

Спас на Крови стал доступен для незрячих

В Спасе на Крови сегодня представили экскурсионный маршрут для незрячих и слабовидящих людей, разработанный сотрудниками Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» и специалистами Городской библиотеки для слепых и слабовидящих людей.

Около года назад, когда «страсти по Исаакию» были в самом разгаре, музей-памятник представил маршрут для слабовидящих, разработанный для Исаакиевкого собора: аудиогид тогда озвучивал заслуженный артист России Николай Буров, бывший в то время директором музея. Нынешний аудиогид по Спасу на Крови говорит голосом тоже заслуженного артиста — Виталия Гордиенко, начальника концертного отдела ГМП «Исаакиевский собор».

Нынешний директор музея-памятника Юрий Мудров, представляя новый экскурсионный маршрут «Увидеть невидимое» в храме Спас на Крови, отметил, что отношения с прессой налаживаются и что «все прогнозы прессы о судьбе музея оказались несостоятельны, но кто старое помянет…». В общем, пресса прогнозов не давала, а опасалась вместе с горожанами того, что музей перестанет быть музеем – только и всего. И вместе со всеми рада, что пока все идет тихо-мирно по-прежнему и Исаакий — музей. Но мы тоже старое не поминаем и рады сотрудничеству.

Тем более, что проекты музея для людей с ограниченными возможностями, в частности, для слепых и слабовидящих людей — это важнейший шаг в создании общегородской универсальной среды.

Маршрут «Увидеть невидимое» также разрабатывался при участии специалистов Городской библиотеки для слепых. Ольга Устинова, директор библиотеки, особо отметила, что маршруты и в Исаакии, и в Спасе построены так, что незрячий человек совершенно не обязательно должен идти в составе экскурсионной группы, а может с аудиогидом пройти его самостоятельно. Это важно для развития инватуризма, когда люди с ограниченными возможностями могут посещать музеи сами.

Экскурсионный маршрут «Увидеть невидимое» оборудован специальными приспособлениями, при помощи которых посетители, имеющие проблемы со зрением, могут сформировать представление об архитектуре храма, его внутреннем убранстве, а также познакомиться с историей строительства Спаса на Крови.

Основу маршрута составляют рельефно-графические изображения элементов внутреннего убранства храма, макеты собора и сени над местом смертельного ранения императора Александра II, а также аудиогид с тифлокомментарием. Как пояснил Анатолий Шарий, заведующий сектором по работе с маломобильными посетителями ГМП «Исаакиевский собор», точки маршрута расположены по периметру Спаса по определенному порядку, и человек получает возможность сначала «увидеть», как храм располагается в городском пространстве, узнать историю его строительства, потом потрогать и «разглядеть» таким образом его макет, потом познакомиться с особенностями убранства. Макет храма выполнен в пропорции 1: 135 из дерева и стекляруса. Это уже седьмой макет мастеров Ольги Петровской и Александра Зыбина – в библиотеке для слепых можно увидеть созданные ими макеты Петропавловской крепости, Адмиралтейства, Казанского собора, других памятников. В Царском Селе — Екатерининского дворца, в Музее Суворова — копию этого музея. Создаются макеты для слабовидящих людей не как обычные копии, надо сделать так, чтобы незрячий человек понял саму суть архитектурного памятника, там нет ряда мелких деталей, но некоторые фрагменты выделяются рельефнее.

Петербургский храм Спаса на Крови оборудовали для слепых и слабовидящих посетителей

«Увидеть невидимое» — Спас на Крови пошел вслед за Исаакием

В Спасе на Крови 21 марта состоялась презентация экскурсионного маршрута для слепых и слабовидящих посетителей. Аналогичный маршрут уже более года действует в Исаакиевском соборе.

Чуть больше года назад Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» представил свой экскурсионный маршрут для незрячих и слабовидящих людей, в создании которого помогли специалисты Городской библиотеки для слепых и слабовидящих. Теперь аналогичный маршрут открыт в Спасе на Крови.

Важной особенностью этих маршрутов является то, что памятники могут посещать незрячие и слабовидящие люди не в составе экскурсионных группа, а самостоятельно или с сопровождающим. То есть прекрасные памятники стали доступны для индивидуального туризма незрячих людей из разных уголков страны и не только.

Читать еще:  СК завершил расследование и назвал причину крушения Boeing 737-500 в Казани в 2013 году

Незрячему человеку надо построить маршрут таким образом, чтобы сначала он мог оценить расположение памятника относительно других объектов в пространстве, потом в целом «увидеть» его — ощупать, буквально «обнять руками» макет здания, причем макет создается, учитывая восприятие незрячего человека. Потом важно узнать — прощупать, ощутить на кончиках пальцев — из каких материалов — камней, мозаики — создана красота. Соотнести фрагменты декора с внутренним объемом здания. Пальцы движутся медленно. Человек ощупывает материал, а также считывает брайлевский текст.

Таких точек несколько — все они расположены внутри по периметру здания, то есть незрячий идет по маршруту от точки к точке, постепенно узнавая Спас на Крови. Основу маршрута составляют рельефно-графические изображения элементов внутреннего убранства храма, макеты собора и сени над местом смертельного ранения императора Александра II. Незрячий человек идя по маршруту, слушает аудиогид, если в Исаакии тот говорит голосом экс-директора Николая Бурова, то в Спасе — голосом другого заслуженного артиста России, начальника концертного отдела Исаакия Виталия Гордиенко.

Макет Спаса создали Ольга Петровская и Александр Зыбин. Главный художник и художник-постановщик театра «ТриЧетыре» (бывший театр «Куклы»), который позиционирует себя, как доступный театр – для маломобильных, слабослышащих, слабовидящих зрителей и для всех вообще. Для Ольги и Александра — это уже седьмой макет петербургских архитектурных памятников, созданный для слабовидящих людей. Их Петропавловку, Адмиралтейство, Екатерининский дворец, здание музея Суворова можно увидеть в библиотеке для слепых, собственно в Екатерининском дворце, где создан аналогичный маршрут, и в музее Суворова.

Ольга Устинова, директор Городской библиотеки для слепых и слабовидящих, пояснила, что сейчас библиотека работает не только с городскими, но и региональными музеями, создает тактильные выставки по литературным произведениям. К Петербургскому культурному форуму-2018 готовят, например, грандиозную выставку из двенадцати объектов «Руслан и Людмила».

Спас на Крови — Собор Воскресения Христова на Крови

Спас на Крови — православный храм в Санкт-Петербурге, полное название которого — Собор Воскресения Христова на Крови (также храм Спаса на Крови).

Спас на Крови

Своё название собор получил от места, на котором был построен. Именно здесь 1 (по новому стилю — 13) марта 1881 года было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он был ранен и вскоре скончался. Выражение в названии храма «на крови» является указанием именно на кровь императора.

Таким образом Спас на Крови является памятником царю-мученику. Сегодня это ещё и памятник архитектуры, а также музей, входящий в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“».

Император Александр II

Располагается собор в центре города на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, а также одна из центральных площадей города — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I.

Строительство собора было начато по приказу сына Александра II — императора Александра III. Первоначальный проект храма принадлежал двум архитекторам: Альфреду Парланде, Спас на Крови для которого стал самой известной работой, и настоятелю Троицко-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию (Малышеву), который со временем отошёл от строительства храма, в результате чего тот оказался воздвигнутым всецело по проекту Парланда.

Альфред Парланд

Располагаясь в историческом центре Санкт-Петербурга, Собор Воскресения Христова на Крови неизменно привлекает внимание туристов. Не последнюю роль в этом играет внешний облик храма. Спас на Крови строился в русском стиле и в определённой степени являлся подражанием Собору Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Собор (храм) Василия Блаженного в Москве. Кроме того, архитектурными ориентирами собора стали храмы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.

Строительство храма велось на протяжении 24 лет. Так, начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907. Именно в этом году 6 (по новому стилю — 19 августа) храм был освящён митрополитом Антонием (Вадковским).

Читать еще:  В Москве состоится V Всецерковный съезд епархиальных миссионеров

С момента смерти Александра II и до начала строительства Спаса на Крови на месте покушения на императора располагалась часовня, решение о возведении которой было принято уже на следующий день после гибели царя на чрезвычайном заседании Городской думы. Часовня возводилась на средства купцов Громова и Милитина (последний из которых стал старостой, то есть ведал хозяйством церковной общины), а её архитектором выступил Леонтий Бенуа.

Часовня на месте гибели Александра II

Освящение часовни произошло довольно быстро, уже 17 (29) апреля того же 1881 года. После её появления здесь стали проводиться памятные панихиды. Часовня оставалась на месте своего первоначального воздвижения до начала строительства собора, то есть до 1883 года. После этого она была перенесена на Конюшенную площадь. На новом месте объект был на протяжении девяти лет, после чего был полностью разобран.

После того, как было принято решение о строительстве на месте покушения на императора собора, был объявлен конкурс на лучший проект, участие в котором приняли авторы 26 работ. Из числа представленных проектов было отобрано 8 лучших, среди которых первое место одержал проект А.Тимошко, предполагавший возведение собора в русско-византийском стиле. Работа называлась «Отцу Отечества». На втором месте оказался проект «1 марта 1881 года» академиков И.Китнера и А.Гуна. Проект Л.Бенуа, который являлся автором находившейся на этом же месте часовни, занял третье место. Однако, ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III, в результате чего было принято решение о проведении второго конкурса, на который был подан 31 проект. Однако и все новые проекты также были отклонены главой государства.

После этого было принято решение о проведении ещё одного конкурса, в результате которого победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Однако и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант утверждён только в мае 1887 года.

Проект храма архимандрита Игнатия

Строительство Спаса на Крови было начато в октябре 1883 года. Комиссию по строительству возглавлял Великий князь Владимир Александрович — третий сын Александра II. Растянувшееся на 24 года строительство было завершено в августе 1907 года, когда в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи состоялось освящение собора.

Строительство храма, деньги на которое собирались по всей стране, обошлось в 4,6 млн рублей.

В следующем 1908 году рядом с храмом была освящена Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, представляющая собой отдельно стоящее здание. Хотя по первоначальному проекту, предложенному архимандритом Игнатием, предполагалось возведение двух часовен, представлявших собой угловые башенки, расположенные на ограде собора. Часовня, строительство которой было завершено в 1907 году, вместе с храмом Спас на Крови была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Её основным предназначением стало использование для хранения икон и других даров, которые были преподнесены в память о кончине Александра II. Помимо этого в часовне-ризнице хранились архивные материалы, касающиеся строительства храма.

Иверская часовня-ризница

Примечательно, что Собор Воскресения Христова на Крови возводился с применением новых технологий строительства. Здание было полностью электрифицировано: в нём располагалось почти 1700 электроламп.

Интересен и тот факт, что Спас на Крови не являлся приходским храмом, а находился на государственном содержании. Собор находился в ведении Министерства внутренних дел, массовые посещения храма не предусматривались, хотя его вместимость была достаточно большой: собор способен вместить до 1600 человек. При императорской власти вход в храм осуществлялся только по пропускам.

Спас на Крови внутри

В 1920 году после смены власти храм стал приходским, хотя против такого решения возражал настоятель собора протоиерей Пётр Лепорский.

С июля 1922 года до июля следующего года собор принадлежал Петроградской автокефалии, после чего стал обновленческим. С августа 1923 года он стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии, а с конца 1927 года превратился в центр иосифлянства в Ленинграде. 30 октября 1930 года храм был закрыт, а спустя год было принято решение о разборке здания. Однако сроки данной процедуры обозначены не были, в связи с чем Спас на Крови простоял до начала Великой Отечественной войны, когда перед властью возникли другие вопросы.

Читать еще:  Федор Конюхов во второй раз покорил Килиманджаро

В военное время Спас на Крови выполнял функцию морга, здесь размещали тела погибших горожан, а после войны здесь разместился склад декораций Малого оперного театра.

Следы от снарядов

В 1968 году храм был передан под охрану Государственной инспекции по охране памятников, спустя два года было принято решение об организации здесь филиала музея «Исаакиевский собор», каковым он является и сегодня.

На протяжении 1970-90-х годов в здании проводились инженерные, общестроительные и реставрационные работы. В августе 1997 года Спас на Крови открылся для своих первых посетителей, а 23 мая 2004 года здесь была отслужена первая после нескольких десятков лет перерыва литургия. Спустя ещё почти десять лет в январе 2014 года здесь был зарегистрирован приход храма.

Сегодня увидеть Спас на Крови во всей его красе может любой желающий. Причём полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. В архитектурном отношении композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный пятью куполами. Помимо этого, собор имеет ещё четыре главы. В общей сложности храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную пятью куполами, часть из которых имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метра.

Купола собора

На стены храма с внешней стороны нанесены надписи, повествующие о достижения России во время правления императора Александра II. В оформлении сооружения использован различный отделочный материал, в числе которого кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченная медь и мозаика.

Особенно много мозаики во внутреннем убранстве храма. Она создавалась в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, в числе которых были авторы с мировыми именами. Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций во всей Европе.

Мозаика собора

Посещая Собор Воскресения Христова на Крови, следует также уделить отдельное внимание часовне-ризнице, которая сегодня является памятником истории и культуры федерального значения и используется для организации и проведения выставок.

Сооружение имеет прямоугольную форму, увенчанную большим куполом, на вершине которого находится хризма — монограмма имени Иисуса Христа (выполнена в виде греческих букв «хи», «ро», «альфы» и «омеги», вписанных в круг). В отделке здания использован кирпич, а украшениями являются изразцы и мозаичные иконы. Вокруг часовни располагается ограда, аналогичная той, что отделяет Спас на Крови от Михайловского сада.

Петербургский храм Спаса на Крови оборудовали для слепых и слабовидящих посетителей

Имеющие проблемы со зрением посетители смогут сформировать представление об архитектуре храма, его внутреннем убранстве и познакомиться с историей строительства собора с помощью специальных приспособлений, сообщает пресс-служба городского комитета по культуре.

Для инвалидов по зрению подготовлены рельефно-графические изображения элементов внутреннего убранства храма и макеты собора. Кроме того для маршрута составлен специальный аудиогид с тифлокомментарием.

В Сарапуле на храме Ксении Петербургской установили тактильный барельеф для слепых и слабовидящих. В Химках в храме Богоявления есть тактильная икон а Матроны Московской. Образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками», выполненный в технике высокого рельефа , есть в Храме Христа Спасителя.

Как сделать так, чтобы тебя услышали Сьюзан Кейн Как бы мне ни хотелось, чтобы школы и учителя пересмотрели свои подход к.

Вас когда-нибудь хотела разорвать толпа? Меня сегодня чуть не разорвали. Буквально. Зашёл утром в магазин. Внутри небольшое.

Зачем нужны поправки – почему 2 года на следствие мало Как говорится в сообщение СКР, нововведения должны «минимизировать.

Шестнадцатилетний школьник бросился на помощь девушке, упавшей с моста Кадырова в Дудергофский канал, пишет «Фонтанка». Он.

В акции протеста участвуют 90 шахтеров, 33 из них заявили о начале голодовки, пишет ТАСС. Региональная прокуратура уже сделал.

Еще около ста человек получили ранения и ожоги, сообщает Interfax со ссылкой на местные СМИ. Наиболее пострадавшим от огня.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector