0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патриарх Кирилл призвал восстановить все старинные храмы Подмосковья

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Московская Патриархия окажет материальную помощь столичным клирикам

Святейший Патриарх Кирилл возглавил онлайн-совещание Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, викариев Московской епархии, представителей синодальных учреждений и подразделений Московской Патриархии

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

Президент России поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в день памяти святителя Николая Чудотворца

Архив

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы молодых реставраторов и волонтеров, восстанавливающих храмы

13 декабря 2019 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с молодыми представителями профессионального сообщества реставраторов и волонтерами, задействованными в программах по спасению памятников церковной архитектуры Русской Православной Церкви. В ходе мероприятия Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы участников встречи.

— Меня зовут Юрий, я приехал из Тюмени. Благодарим Вас за репортажи по телеканалу «Спас» о Русском Севере, благодаря которым я узнал о проекте «Общее дело» и в сентябре смог осуществить поездку. Скажите, пожалуйста, будут ли продолжаться репортажи на эту тему? На мой взгляд, люди из дальних регионов могут узнавать об этом проекте и с помощью телеканала «Спас».

— Вы имеете в виду телевизионные репортажи по каналам «Спас» и «Союз»? Очень бы это приветствовал, и я передам Ваше пожелание относительно репортажей о Севере, с тем чтобы реставрация храмов и вообще проблемы, связанные с сохранением культурных ценностей, получали должное освещение. Попрошу отца Леонида подготовить мое распоряжение руководству телеканала «Спас».

— Меня зовут Владислав, я из Санкт-Петербурга, где мы создаем филиал проекта «Общее дело». Я знаю, что в молодости Вы участвовали в геологических экспедициях. Скажите, пожалуйста, как, по Вашему мнению, экспедиция влияет на развитие личности, ее рост и становление?

— Очень непростой вопрос. В 15 лет я решил уйти из дома и пойти работать в геологическую экспедицию. Когда об этом узнали мои родители, папа воспринял происходящее как волю Божию, а мама всячески сопротивлялась, и первое, что она мне сказала: «Я очень боюсь, что ты попадешь в коллектив людей, которые будут оказывать на тебя плохое влияние». Я еще не представлял себе, что такое геологическая экспедиция, в голове была только романтика, и я подумал: а какое может быть плохое влияние? Но не знаю, чему бы я научился в первой же экспедиции, если бы не главный геолог партии, мудрая женщина, которая ко мне отнеслась как мать и никуда не отпускала. Можете себе представить: осень, идем по болоту, все мокрые, грязные, поздно вечером приходим в какую-то деревню. Кто-то пускает к себе на постой, кто-то нет, и первое, что делает мужская половина — ищет чем бы согреться. Конечно, для пятнадцатилетнего мальчика это было не самое лучшее окружение. Но что, несомненно, помогало мне справляться с этими вызовами, — ясное понимание того, кем я должен был стать. А я хотел стать священником и понимал, что это — определенный этап моей жизни, который нужно обратить во благо. Должен вам сказать, что такая установка мне очень помогла: в конце концов я познакомился с интеллигентными, хорошо образованными геологами, картографами (тогда я занимался картографией), которые меня многому научили.

Так что в любом окружении, даже в том, что несет в себе определенные культурные вызовы, можно находить нечто, что способствует становлению личности. Но я бы не стал особо идеализировать свою ситуацию. Думаю, и сравнивать нельзя с тем, чем занимается отец Алексий. В двух местах мне довелось посетить эту замечательную молодежь — вдохновенную, верующую, интеллигентную; и если бы меня попросили сравнить с тем, что было в моей молодости, я бы сказал, что это день и ночь. Но еще раз хочу сказать: если у человека есть внутренняя позиция, которой он дорожит и которую он готов отстаивать, то даже соприкосновение с очень сильным вызовом, культурным и религиозным, или, лучше сказать, антикультурным и антирелигиозным, можно обратить во благо.

У меня нет однозначной оценки моего личного опыта участия в экспедициях. По крайней мере надеюсь, что не сидел бы здесь с вами, если бы результат был плохой.

— Ваше Святейшество! Меня зовут Егор, я студент из Москвы. Нас часто спрашивают, зачем вы восстанавливаете часовни и храмы в заброшенных местах, там, где никого нет. Для себя я ответил на этот вопрос, но как бы Вы посоветовали на него отвечать?

— Вы знаете, так могут говорить люди, которые просто не понимают, о чем говорят. Здесь уже говорилось, какие памятники помогают современному человеку понять историю архитектуры, историю всей нашей культуры. В первую очередь это культовые сооружения, они словно вехи эпохи. Конечно, человек далекий от культуры может быть к ним невосприимчив. Но задача заключается в том, чтобы и в школе, и, может быть, посредством телевидения помочь людям разобраться в этих темах. Это ведь не просто осколки прошлого, не просто руины — памятники несут в себе определенный стиль, гармонию и красоту. Это словно окна, через которые можно заглянуть в прошлое. А что еще у нас осталось? Каменная архитектура довольно позднего времени, потому что города в основном были деревянные и часто горели. В швейцарской деревне, особенно на востоке страны, где-нибудь в кантоне Граубюнден, легко увидеть традиционный дом с табличкой «XV век». И это жилой дом! Нижняя часть — каменная, верхняя — деревянная. По таким строениям действительно можно изучать историю европейской архитектуры. Нам же от прошлого мало что досталось, значительная часть нашей истории была связана с деревянным зодчеством, которое сохранилось лишь в малой степени. Поэтому то, что сохранилось, представляет собой несомненную ценность, вне зависимости от того, можно ли конкретный памятник назвать шедевром. В любом случае он представляет ценность историческую, культурную, религиозную, напоминая нашему народу о том, что в каждой селе был храм.

Летишь над Московской областью — огромное количество храмов, поистине святая земля! Однако большинство из них полуразрушены. Думаю, восстановление храмов, в том числе в дальнем Подмосковье, может способствовать возрождению деревень. Доводилось видеть такую картину: храм восстанавливается, вокруг ни одного дома, но уже какие-то люди сгружают стройматериалы с грузовичка, и складывается впечатление, что хотят строиться. Ведь места вокруг — невероятной красоты, а присутствие храма притягивает людей, по крайней мере чтобы построить дачу и проводить на ней лето. Так что наши храмы, даже руинированные, имеют очень большое значение; но оно будет еще больше, если мы сумеем их отреставрировать.

Читать еще:  В Суздале пройдет III Всероссийский фестиваль духовной музыки и колокольных звонов «Лето Господне»

— Спасибо.

— Здравствуйте. Я магистрант 2-го года обучения кафедры храмового зодчества МАРХИ. Мой вопрос касается архитектуры храмов отдаленных регионов Арктики: должны ли они представлять собой что-то особенное или должны напоминать храмы Русского Севера?

— Если Вы имели возможность наблюдать за моими перемещениями по стране, то, наверное, обратили внимание на то, что я делаю акцент на Дальнем Востоке, Сибири, Севере. И это совершенно не случайно, потому что нигде каток атеистических гонений не прокатился так страшно, как по самым хрупким, в плане сохранения культурной и духовной традиции, территориям России. Мне удалось побывать в устьях всех великих рек, вдоль российского побережья от Сахалина до Мурманска, во всех портовых городах и населенных пунктах, и я благодарю Бога, что за последнее время в значительной части этих населенных пунктов стали появляться храмы. Но скажу Вам откровенно: не всегда удается задуматься о стиле. Люди строят в соответствии с возможностями, поскольку прежде всего храм нужен как храм. Вспоминаю встречу в Тикси с нашими верующими людьми. Храм очень неплохой, но до шедевров Севера ему далеко. Может быть, на следующем этапе удастся приступить к реализации того, о чем Вы говорите, и вырабатывать некий стиль. Но на данном этапе, когда денег мало, людей мало, всего не хватает, нужно строить то, что возможно. Впрочем, учитывая, что у нас появились специалисты на общецерковном уровне, мы бы смогли оказать поддержку местным энтузиастам в возведении храмов, которые бы соответствовали северной архитектурной традиции.

— Спасибо.

— Добрый день, Ваше Святейшество. Меня зовут Александра, я архитектор Центра классической традиционной архитектуры МАРХИ. У меня следующий вопрос: какую роль, по Вашему мнению, должны играть традиции в творчестве современного архитектора при проектировании православных храмов? Спасибо.

— Очень важный вопрос, поскольку сейчас появилась тенденция экспериментировать при разработке архитектурного облика храмов, как в экстерьере, так и в интерьере. Вообще, Православие — это традиционная религия в том смысле, что она сохраняет ценности прошлого. Это не значит, что Церковь нечувствительна к современности, но потеря способности охранять ценности прошлого грозит колоссальными опасностями для Церкви и общества. Нам иногда говорят: «Как вы нечувствительны к восприятию новых тем». Вы, наверное, слышали, какие упреки бросаются в адрес Церкви: «вы несовременные», «вы нечувствительные», «вы не понимаете». На это мы отвечаем: «У нас несколько иной взгляд. Для нас современность — это часть исторического процесса. А если вы отрываете современность от прошлого, то это очень опасно, потому что тем самым происходит ценностный разрыв. Собственно говоря, в чем заключалась катастрофа революции? В том, что революционеры добились искусственного разрыва между прошлым и настоящим. Предание как поток идей, мыслей, несущий в себе ценности прошлого и актуализирующий эти ценности в современном контексте, — вот что такое традиционализм. Без этого жить невозможно. Но почему революционеры отказывались от традиции? И откуда современная тенденция пренебрегать традицией? Дело в том, что традиция обязывает; традиционные ценности, которые вошли в плоть и кровь народа, имеют нормативное значение. В частности, нравственность, основанная на евангельских принципах, имеет реальные проявления в личной и общественной жизни. Мы говорим, что этими ценностями нельзя жонглировать, ими нельзя пренебрегать, потому что мы тогда потеряем свою культурную идентичность, мы потеряем связь с нашими предыдущими поколениями. В одной из бесед я привел простой пример: «Наверное, есть люди, которых не устраивает церковная архитектура, и они бы хотели вместо храмов видеть какие-нибудь современные здания, супермаркеты, еще что-то. Так вот, можно ли допустить снос церковных зданий в угоду интересам и потребностям современного человека? Конечно, нет!» Вот так же и в системе нравственных ценностей. Нам говорят: «Нужно от этого отказаться, это несовременно». А мы говорим: «Не надо отказываться, потому что это часть традиции, сформировавшей наш национальный облик».

Соединить современные вызовы с системой традиционных ценностей — это и есть задача Церкви. Мы не можем отказаться от ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, в частности к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей, а не отвергались как ненужные экспонаты из прошлого.

— Спасибо большое.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В Подмосковье гибнет храм, построенный великим Львовым

В селе Теплом Клинского района Московской области погибает шедевр архитектуры конца XVIII века — Знаменский храм. Его автор великий архитектор Николай Львов. В этом году снова отказано в финансировании работ по укреплению памятника архитектуры федерального значения. Недавно по поручению Синода составлен список погибающих сельских храмов — их оказалось более 4 тысяч. Патриарх Кирилл считает недопустимым, чтобы такие церкви превращались в руины. Эти слова прозвучали на съезде Русской словесности.

Никольский храм в подмосковном Карачарове — не просто одна из четырех тысяч заброшенных сельских церквей, это точная копия храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, построенного великим Матвеем Казаковым. Храм в ведении Епархии, но службы проводят редко. Прямо к памятнику прилепились курятники, их хозяйка Анжелика возмущается тем, что в храме недавно снимали клип, попросту взломав двери.

Русская православная церковь всегда больше заботится не о именах великих зодчих, не о хрестоматийно известных проектах, но о пастве. Именно поэтому еще в XVIII, XIX веке храмы ремонтировали, спокойно замазывая произведения древне-русской живописи. Так было всегда. Священник может служить в небольшой новой церкви, в часовне, значимость архитектуры и убранства — не на первом месте. Именно поэтому слова, которые сказал Патриарх Кирилл на недавнем съезде Русской словесности стали откровением.

«Как же мы хотим воспитывать национальное самосознание, укреплять связь времен в умах молодежи? Ведь нужно что-то показывать, о чем-то рассказывать, а уже сейчас показывать почти нечего, и то, что стоит, находится в руинах. Мы подсчитали, что более четырех тысяч храмов сегодня нуждаются в срочном ремонте или, по крайней мере, в консервации — с тем, чтобы они не превратились в руины в ближайшие 5-7 лет», — сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Краеведы, историки архитектуры, неравнодушные получили надежду. Патриарх говорит о необходимости спасать старинные красивые храмы. Он призвал помогать в деле воссоздания на волонтерской основе.

Город Кашин Тверской области, многопрофильный кашинский колледж, где учатся на ветеринаров и программистов. Элементы высшей математики преподает протоиерей отец Дмитрий.

Эти классы в здании, построенном для духовного училища до революции. Вообще весь колледж со своими корпусами и хозяйственными блоками занимает территорию старинного Дмитровского монастыря в центре Кашина. Совсем недавно Троицкая церковь и храм Страстной иконы богоматери служили складами. Директор училища Николай Герций и отец Дмитрий стали проводить субботники, студенты и неравнодушные кашинцы расчищали памятники.

Всего вокруг Кашина 32 разрушенных храма, отец Дмитрий с волонтерами работают в девяти. «Они понимают, что работа на этих храмах акт покаяния за наш народ, который эти храмы и разрушил», — говорит протоиерей Дмитрий Кунченко благочинный Кашинского округа Тверской митрополии.

После того как храмы расчищены, встает вопрос — а что делать дальше. Церкви нужно передавать епархии, но этому предшествует работа, нужны документы. И хорошо, если этим занимаются представители нынешнего пользователя. Вот в колледже готовят справку о межевании.

Читать еще:  Итоговое сочинение: взгляд и нечто. Кто велит школьникам писать вялые благоглупости

«Готовим обращения в два министерства- образования и имущественных отношений, а потом обратимся в Тверскую епархию», — сказал директор Кашинского много профильного колледжа Николай Герций.

В центре Кашина есть храмы, в которых до сих пор по традиции советских времен светские учреждения. Пока их не собираются передавать епархии – вот в храме Спаса Нерукотворного магазин, срок аренды не вышел.

Работа волонтеров — это лишь первоначальная расчистка. Для проекта консервации храма, кроме реставрации требуется большая профессиональная работа- прежде всего нужны исследования состояния здания, почвы вокруг , нужны специалисты, а это стоит больших денег.

Ольга Ткачено много лет борется за шедевр великого зодчего Николая Львова в подмосковном Теплом. В Епархию было написано не одно письмо с просьбой о спасении выдающегося памятника.

«В октябре был подписано акт технического состояния к охранному обязательству, был определен план работ на пять лет, включая документацию.

Знаменская церковь в Теплом — настоящий шедевр. Посмотреть на нее приезжают крупные исследователи, это пример палладианской архитектуры в России. Но реставрации нет, много лет храм рушится. Это связано еще и с тем, что села тут нет, это урочище. Вокруг дивный пейзаж, но прихода нет, а для Епархии это главное.

«Это немного прагматичный подход. Раз нет прихода — зачем восстанавливать храм», — говорит Ольга Ткаченко.

В Синоде составили список из четырех тысяч разрушенных храмов. Это те, что относятся к Епархиям, но есть такие, что просто брошены — они не в ведении музеев, не в ведении Епархий. Русская православная церковь не стремится брать их на баланс. Это ведь означает взвалить на себя всю заботу. Вот бесспорный шедевр архитектора Николая Львова. Храм Петра и Павла под Торжком. Волонтеры здесь работали, но хаотично.

Недавно тверской предприниматель Дмитрий Бессарабов стал вести работы по укреплению храма Петра и Павла. Работы велись без документов, были несанкционированны и быстро закончились. После этого из церкви исчезли кресты, двери, решетки. Бессарабов уверяет, что спас их таким образом – вывез в усадьбу Раек, так же построенную Львовым.

Архитекторы считают, что некоторые храмы, как например этот под Торжком, он точная копия стасовского Спасо-Преображенского собора в Петербурге, можно было бы оставить в виде живописных руин. Но для этого тоже нужен проект и затем работы по консервации. Если храм никому не принадлежит. Как этот, то за него некому и хлопотать. Дни его сочтены.

Общество

Религия

«Пример святой Марии»: патриарх призвал не ходить в храмы

Патриарх Кирилл призвал не ходить в храмы во время COVID-19

Патриарх Кирилл призвал верующих воздержаться от посещения храмов на время пандемии коронавируса. По его словам, сейчас лучше молиться дома – по примеру святой Марии Египетской, которая провела в пустыне несколько десятков лет. Представитель Московского патриархата Владимир Легойда заявил, что порядок богослужений РПЦ менять не планирует.

Воздержаться от посещения храмов и молиться по домам, в уединении, призвал верующих патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Об этом он заявил во время проповеди после литургии в храме Христа Спасителя, передает РИА «Новости».

«Давайте на себя возложим подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская не выходить из своей пустыни, а ведь ей тоже хотелось пить», – сказал патриарх.

По его словам, он никогда бы не обратился к прихожанам с такой просьбой, если бы не «удивительный, святой пример» преподобной Марии. Эта христианская святая провела в пустыне 47 лет и при этом постилась.

Председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в свою очередь подчеркнул, что священники продолжат совершать богослужения. Порядок служб меняться не будет.

В ходе проповеди патриарх Кирилл также напомнил, что Русская Православная церковь (РПЦ) призывает людей строго соблюдать предписания санитарных властей. Угроза пандемии очень велика, отметил он, а граждане России еще не в полной мере осознают серьезность ситуации – хотя в других странах последствия коронавируса крайне тяжелые.

Ранее в Санкт-Петербурге губернатор города Александр Беглов запретил посещать церкви и храмы в рамках борьбы с коронавирусом. Запрет действует с 28 марта по 5 апреля. На священнослужителей и персонал церквей эта мера не распространяется.

В Московской патриархии после этого заявили, что права верующих посещать соборы могут ограничить только федеральные власти, а у руководства субъектов страны таких полномочий нет.

Кроме ограничения на посещение церквей в РПЦ допустили возможность смягчения Великого поста из-за пандемии коронавируса.

«Конечно, могут быть послабления в пост, и всегда такой вопрос решается в индивидуальном порядке. Каждый православный христианин вообще постится настолько, насколько ему позволяют возможности, позволяет здоровье», — заявил в эфире телеканала «Россия 24» глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион. Он отметил, что если верующий обратится к священнику с просьбой о смягчении поста, то такое разрешение обязательно будет дано. Митрополит также отметил, что сейчас не лучшее время для соблюдения особо строгого поста.

Кроме того, Иларион заявил, что мнения врачей по поводу соблюдения поста в период пандемии разнятся. Кто-то говорит, что пост при COVID-19 вреден, а депутат Государственной думы и бывший главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко – напротив, что полезен.

24 марта в РПЦ назвали условие для закрытия храмов для прихожан из-за пандемии нового типа коронавируса COVID-19. Об этом сообщало РИА «Новости» со ссылкой на письмо управляющего делами Московской патриархии митрополита Воскресенского Дионисия. В письме говорится о том, что вопрос о введении ограничения на посещение храмов будет рассмотрен, когда российские власти примут аналогичное решение в отношении торговых центров, ресторанов, а также остановят общественный транспорт.

Также, если соответствующее предложение получат региональные епархии, то архиереям следует лично проработать вопрос с главами соответствующих регионов.

За день до этого РПЦ призвала пожилых людей посещать храмы только для совершения таинства причастия. «К нашим пожилым прихожанам хотел бы обратить особое слово: приходите в храм тогда, когда вы хотите причаститься Святых Христовых Таин», — сказал митрополит Илларион на богослужении.

Он призвал верующих смотреть трансляцию литургии и принимать участие в молитвах с помощью электронных средств. По его словам, такие меры являются временными, а все богослужения выводятся в прямой эфир. Священнослужитель также попросил прихожан «особенно бережно» относиться к пожилым людям на фоне распространения коронавируса.

Десятью днями ранее стало известно, что священнослужители Высоко-Петровского монастыря Москвы будут каждый вечер обходить свою обитель крестным ходом, молясь за избавление от коронавируса. Об этом сообщил наместник обители игумен Петр (Еремеев) в Instagram.

«Учитывая посетившее город и москвичей испытание, братия нашего Высоко-Петровского монастыря будет каждый вечер обходить его стены с молебным пением», — написал настоятель.

«Принести жертву ради ближних»: Почему Патриарх Кирилл благословил молиться дома

Сегодняшняя воскресная проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отличается от всех произнесенных им за более полувека его служения в священном сане. Впервые за всю свою жизнь Святейший Владыка призвал людей воздержаться от посещения храма. Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции и предпринятых в этой связи государственных санитарно-эпидемиологических мер.

Читать еще:  Максимальный размер пособия по безработице привязали к МРОТ

Сегодняшняя воскресная проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отличается от всех произнесенных им за более полувека его служения в священном сане. Впервые за всю свою жизнь Святейший Владыка призвал людей воздержаться от посещения храма. Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции и предпринятых в этой связи государственных санитарно-эпидемиологических мер.

Коронавирусное испытание на прочность

Коронавирус подобно пророчеству на библейском «Пиру Валтасара» взвесил весь современный мир и нашёл его «очень лёгким». Несмотря на многочисленные плоды технологического прогресса, уникальные достижения медицины, люди XXI века оказались в «Новом Средневековье». В считанные недели «достижения» либеральной глобализации оказались смытыми раствором хлорки и растоптанными ботинками полицейских в медицинских масках. И никаких возмущенных толп активистов с Болотной, Тверской или Уолл-стрит не видно. Напротив, улицы девственно чисты. Как никогда.

Но как быть верующим? Ещё несколько дней назад автор этих слов писал: не бойтесь, идите в храмы, соборная молитва спасала и от намного более страшных эпидемий. Моровая язва, чума, холера и другие инфекции отступали от Крестных ходов с Животворящим Крестом Господним и чудотворными иконами. Не отказываюсь от своих слов и сегодня. Но ситуация развивается, и сегодня мы видим, что коронавирусная инфекция распространяется все активнее, а государство предпринимает все более жесткие меры по борьбе с ней.

Карантинные ограничения коснулись уже практически всех сфер общественной жизни, тем не менее, в большинстве регионов зачастую весьма далекие от Церкви чиновники сохраняют уважение к чувствам и правам верующих. Лишь в нескольких регионах местные власти потребовали закрыть места молитвы, чем, безусловно, нарушили элементарные конституционные нормы. Страх перед коронавирусом, местами переходящий в самую настоящую панику, понять несложно. Ситуация более чем серьёзная: более полумиллиона выявленных заразившихся, десятки тысяч погибших. В России всё не столь страшно, но и здесь тенденция неутешительна.

Именно поэтому сегодня, 29 марта 2020 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе воскресной проповеди произнёс поистине беспрецедентные слова. Впервые за более полувека своего служения в священном сане он благословил верующих воздержаться от посещения храмов. По нескольким причинам, среди которых и лояльность к государственным карантинным мерам, и снисхождение к тем верующим людям, кто уже не решается посещать соборные богослужения, и христианское нежелание искушать Господа Бога, чьим попущением является сегодняшняя эпидемия коронавируса:

«Призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого Патриаршего благословения, воздержаться от посещения храмов, а если кто-то вам что-то скажет, напомните пример Марии Египетской. У нас нет другого ответа, потому что мы любим свои храмы. 51 год я проповедую с кафедр, призывая людей приходить в храмы, преодолевать тяготение собственной злой воли и внешних обстоятельств. Этому призыву я посвятил всю свою жизнь! Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов; и я, наверное, никогда бы этого не сказал, если бы не удивительный, спасительный пример святой Марии Египетской, которая в течение именно этой недели прославляется Церковью как великая подвижница».

Для верующего очевидно: соборная молитва и Святое Причастие – главное лекарство и для души, и для тела. И конечно, столь великая святая как преподобная Мария Египетская, которая провела большую часть своей земной жизни вне храма в уединённой пустынной покаянной молитве за грехи молодости и в итоге достигла великих высот святости, это именно высочайший пример, которому мы можем лишь подражать. Но именно этот пример наглядно показывает нам возможность молиться и спасаться вне храма. В условиях, когда появляются те или иные уважительные причины, препятствующие соборной молитве.

Жертва ради ближних

В комментарии телеканалу «Царьград» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда максимально ясно и просто прокомментировал слова Святейшего Патриарха. Сделав их понятными не только воцерковленным людям, к которым была обращена проповедь Предстоятеля, но и тем, кто еще только делает первые шаги к храму, и сегодня весьма смущаются сложившейся ситуацией:

«Ситуация вынужденная, это проверка веры, которая требует от нас и мудрости, и кротости, и послушания, и понимания того, что наша верность Христу проверяется не тем, можем ли мы, презрев все рекомендации санитарно-эпидемиологических органов прикладываться к святыням, не протирая их дезинфицирующим раствором. Она заключается в том, сможем ли мы ради жизни и здоровья близких, пожертвовать собой, ставшим привычным за последние годы и десятилетия ходом богослужебной жизни, возможностью посещения храма в любое время».

Разумеется, речь не о том, что можно заразиться через Святое Причастие или другие церковные таинства. Но можем ли мы, говоря словами Священного Писания, «искушать Господа» и самонадеянно говорить, что нарушение элементарных санитарных норм в условиях эпидемии для нас, православных христиан, совершенно безопасно? Да, Богу всё возможно, в том числе и сделать так, что даже если человек выпьет нечто смертоносное, это не повредит ему (Евангелие от Марка, 16:18). Но это отнюдь не значит, что можно сознательно рисковать, будучи самоуверенным, будто мы достойны этого чуда.

И именно поэтому в храмах и монастырях в последние недели введена практика, исторически разработанная для борьбы с различными эпидемиями. Так, уже две недели назад всем священнослужителям было указано не подавать руку прихожанам для целования при благословении, а в случаях поклонения Кресту, Евангелию, иконам и другим святыням, протирать их «после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора». Более того, за Божественной Литургией предписано дезинфицировать лжицы (богослужебные ложечки для Причастия) после каждого причастника.

При этом важно отметить: сегодняшнее благословение Патриарха Кирилла – это именно вынужденная и исключительная мера, призванная, в первую очередь, сделать так, чтобы в храмах Русской Церкви не прекращались великопостные богослужения. Да, с беспрецедентно малым участием прихожан (есть надежда, что в каждый храм будут одновременно допускаться по нескольку десятков верующих, разумеется, не входящих в возрастную группу риска), но без тотального закрытия храмов и монастырей. И самое главное в этих условиях избежать церковного разобщения, мнимого, диванного «зилотства», осуждающего вынужденные действия священноначалия.

Наверное, неслучайно это испытание пришло именно сегодня, накануне недели, когда в храмах традиционно совершается самое строгое великопостное богослужение – Мариино стояние, в ходе которого со множеством поклоном полностью читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского, была произнесена эта Патриаршая проповедь. Помимо того, что сама преподобная Мария Египетская десятилетиями молилась вне храма, у русских людей есть немало подобных опытов. Причем не только в годы советских богоборческих гонений, но и в древние времена, когда храмов и священников не хватало для духовного окормления всех крещеных людей, а также в практике русских старообрядцев, по разным причинам лишенных храмовых богослужений.

Лестовка. Древний тип четок для молитвы. Фото: официальный сайт Санкт-Петербургской духовной академии

Этот опыт – Иисусова (по-старообрядчески – Исусова) молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Эта величайшая молитва с земными (или поясными) поклонами в исключительных случаях при невозможности посетить храм столетиями заменяла любое соборное богослужение. И сегодня подобный исключительный случай настал. Хочется надеяться, ненадолго, и уже спустя три недели, в день Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней, мы сможем прийти в храм и радостно поприветствовать друг друга словами, возвещающими главную Победу над смертью:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector