0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опрос: больше половины родителей недовольны мероприятиями по профориентации в школе

84% родителей недовольны качеством профориентации в школах

Опрос школы «Летово» и сервиса «Антирабство» показал, что родители школьников считают профориентацию в школе недостаточно эффективной. Об этом пишет «Педсовет».

84% опрошенных не удовлетворены профориентационными мероприятиями в образовательных учреждениях, где учатся их дети. Родители считают, что основную роль в выборе профессии для ребенка должны играть семья, психологи, школа и профессиональные карьерные консультанты.

«Профориентация школьников — это комплексный процесс, в который должны быть вовлечены и семья, и школа, и квалифицированные наставники, и карьерные консультанты. Прежде всего, необходимо помочь ребенку найти те сферы, которые увлекают его больше всего. И задача школы состоит не в том, чтобы провести профориентационные тесты и отдать ребенку результаты для самостоятельного переосмысления. А в возможности попробовать себя в разных ролях и профессиях, наблюдении и общении с детьми, развитии наравне с IQ эмоционального интеллекта — EQ — интереса к своим и чужим чувствам, умения понимать их и управлять ими».

Заместитель директора школы «Летово» по академическим вопросам Мадлена Шагинян

Только 2% опрошенных полностью удовлетворены уровнем профориентации в школах. Более 90% респондентов считают вопрос профессиональной навигации школьников одним из важнейших. 51% респондентов утверждает, что в школах, где учатся их дети, нет мероприятий по профориентаци. Другая часть родителей отмечает, что в школах проводится ряд активностей.

Чаще всего опрошенные говорили о знакомствах с профессиями в рамках экскурсий (28%), о профориентационных тестах (21%). Беседы с психологами и выступления приглашенных экспертов упомянули 17% и 15% респондентов соответственно. Участники могли выбрать несколько вариантов ответов.

73% респондентов убеждены, что детям требуются профессиональные рекомендации от карьерных консультантов и наставников, 37% хотят обратиться или уже обратились к таким специалистам. Но родители отмечают, что высококлассных профессионалов на рынке карьерного консультирования детей недостаточно. Родители также занимаются профориентацией детей самостоятельно: обращаются за помощью к другим родственникам, друзьям семьи, руководителям кружков и секций. Многие дети сами формулируют свои карьерные предпочтения, общаясь со сверстниками или изучая блоги и социальные сети.

Опрос проводился с 16 января по 6 февраля 2018 года в 58 регионах России. Объём выборки составил 1900 человек. Были опрошены люди в возрасте от 31 года до 50 лет, родители школьников, жители больших городов.

Более 80% родителей недовольны качеством профориентационных мероприятий в школах.

84% родителей, участвующих во всероссийском онлайн-опросе от школы способных и талантливых детей «Летово» и сервиса профориентации «Антирабство», недовольны качеством профориентационных мероприятий, проводимых в общеобразовательных учреждениях, где обучаются их дети.

Как сообщает Мадлена Шагинян, замглавы школы «Летово» по академическим вопросам, профориентация школьников представляет собой целый комплексный процесс, основными участниками которого, кроме самих детей, должны быть семья, школа, квалифицированные наставники и карьерные консультанты. Самое главное – это найти нужные сферы, которые увлекают ребёнка более всего. Школа должна не только провести тестирование и выдать результаты детям для самостоятельного осмысления, но, прежде всего, создать условия, в которых у ребёнка появится возможность попробовать себя в разных ролях и профессиях, в общении со сверстниками и наблюдении. Вместе с IQ у ребёнка должен развиваться и EQ (эмоциональный интеллект) – умение понимать свои и чужие чувства, а также управлять ими.

По мнению опрошенных, главную роль в выборе профессии для ребёнка должны играть семья, психологи, школа и профессиональные карьерные консультанты. При этом лишь 2% респондентов полностью удовлетворены профориентационной подготовкой в школе. 90% считают проблему профориентационной навигации обучающихся школ одной из самых важных.

Чуть больше половины (51%) участвующих в опросе родителей говорят о том, что в учебных заведениях, где учатся их дети, профориентационные мероприятия не проводятся или они о них ничего не слышали. Другая же половина утверждает, что в учреждениях осуществляется масса активностей: 28% отмечают, что знакомство с профессией происходит в рамках экскурсий, 17% говорят о беседах с психологом и 15% — о встречах с приглашёнными экспертами.

Почти 73% родителей полагают, что их детям необходимы рекомендации от профессиональных карьерных консультантов и наставников, и 37% уже воспользовались услугами данных специалистов. Но при этом сами же родители утверждают, что на рынке карьерного консультирования детей не хватает высококлассных профессионалов.

Читать еще:  Мэрия Москвы опровергла массовые проверки в приемных семьях

Кроме того, результаты опроса показывают, что многие родители самостоятельно занимаются профориентацией своих детей, обращаясь за помощью к родственникам или друзьям семьи, руководителям секций и кружков. Также некоторые опрошенные отмечают, что дети сами формулируют свои предпочтения в будущей карьере, общаясь со сверстниками, изучая различные группы в соцсетях и рубрики в блогах.

Организаторы сообщают, что опрос проводился с 16 января по 6 февраля текущего года в 58 российских регионах. Были опрошены 1,9 тысяч человек в возрасте от 31 года до 50 лет.

Анкеты по профориентации

Анкета старшеклассника 1

Уважаемый старшеклассник! Тебя, конечно же, волнуют вопросы: Какую выбрать профессию? Куда пойти учиться после школы? Своими искренними ответами ты сможешь помочь специалистам лучше организовать работу по профориентации в школе. Просим тебя обвести номер ответа, который тебе подходит больше всего или написать свой ответ в свободной строке.

1. Какая профессия (или профессии) тебя привлекает(ют) больше всего? ____________________________________________________________________________

2. Что повлияло на то, что тебе нравится именно эта профессия (профессии)?

  1. возможность творчества;
  2. нравится само содержание работы;
  3. возможность профессионального продвижения и карьеры;
  4. возможность уехать, жить в другом месте, каком, напиши_________________________________________________;
  5. возможность в последующем найти работу у себя дома, вернуться домой;
  6. мнение друзей;
  7. пример авторитетного человека, кого, напиши ______________________________________________________;
  8. престиж профессии в обществе;
  9. возможность хорошо зарабатывать;
  10. с такой профессией ты никогда не станешь безработным;
  11. совет родителей и (или) родственников;
  12. ваши способности к данному виду деятельности
  13. что-нибудь еще, что, напиши___________________________________________________

3. Достаточно ли у тебя информации о той профессии (профессиях), которые тебя привлекают?

1. Знаю все о той профессии (профессиях), которые нравятся

2. В принципе, знаю, но хотел бы знать больше

3. Информации недостаточно, хотел бы многое узнать

4. Если у тебя недостаточно информации по профессии, которая тебе нравится, то что бы ты хотел о ней узнать?__________________________________________________________

5. Из каких источников ты получил информацию о профессии, которая тебе нравится?

  1. из средств массовой информации;
  2. в школе (от учителей, специалистов, лекций, бесед);
  3. из рассказов родителей или родственников;
  4. из экскурсий на предприятия;
  5. сам пробовал работать, участвовал, помогал, наблюдал
  6. откуда еще ты знаешь о профессии, которую выбрал?________________________

4. Куда ты собираешься поступать после школы? __________________________________

5. Почему ты выбрал это учебное заведение? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

  1. возможность получить выбранную профессию;
  2. за компанию с другом;
  3. легко поступить;
  4. близкое расположение к дому;
  5. посоветовали родители, родственники;
  6. почему еще, напиши__________________________________________________________

Благодарим за участие в опросе!

Анкета старшеклассника 2

Уважаемый старшеклассник! Сделать выбор будущей профессии – очень ответственное решение. Волнуются все – родители, учителя и, конечно, сами старшеклассники. Вам советуют, рекомендуют, но выбирать Вам предстоит САМОСТОЯТЕЛЬНО, так как это ВАША ЖИЗНЬ. Чтобы помочь Вам правильно сориентироваться в выборе, узнать Ваши затруднения, проводится данный опрос. Просим Вас обвести номер ответа, который тебе подходит больше всего или написать свой ответ в свободной строке.

  1. Какую профессию (или профессии) Вы для себя выбираете (перечислите не более 2-х)
  1. Что привлекает Вас в выбранной профессии (отметьте не более 3-х позиций):

а) социальная престижность;

в) возможность иметь свободное время;

г) возможность сделать карьеру;

д) возможность развить свои способности, какие, напишите_______________________________________________________________________

е) интеллектуальный характер профессии;

ж) возможность командовать другими;

з) творческий характер профессии;

и) возможность приносить людям пользу;

к) возможность общения с людьми;

л) сложность профессии;

м) иное…что именно? ____________________________________________________________

  1. Что, по Вашему мнению, Вы сможете дать обществу, выбирая эту профессию? _____________________________________________________________________________
  2. Назовите учебное заведений, в котором Вы собираетесь продолжить образование _____________________________________________________________________________
  3. Какие экзамены Вам предстоит сдавать? _________________________________________
  1. Как Вы готовитесь к поступлению в ВУЗ? (выделите не более 3-х позиций)

а) изучаете индивидуальные особенности своей личности;

б) интересуетесь требованиями к выбранной профессии;

в) изучаете свои личные затруднения, их причины;

г) знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема («Дни открытых дверей»);

д) читаете справочники для поступающих в ВУЗы, СУЗы;

е) начали заниматься с преподавателями вне школы или посещаете курсы ________________

(какие предметы – перечислите)

  1. Из каких источников, от кого Вы черпаете информацию о будущей профессии?

е) телевидение, радио;

ж) газеты, журналы;

з) иное…что именно? (назовите источники)____________________________________________

  1. Что рекомендуют родители:

Желаем успеха в выборе и освоении профессии!

Анкета №3

1. Дата рождения ________________________________________________________________

2. Какую профессию вы выбрали, напишите? ________________________________________

3. В какое учебное заведение вы намерены поступить?________________________________

4. Какую профессию Вам советуют выбрать:

5. Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?_________________________________

6. Чем вы любите заниматься в свободное время?________________________________________

7. Какая область деятельности вас больше интересует? (нужное подчеркнуть)

а) естественно — научная (математика, физика, химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство)

Читать еще:  Роспотребнадзор рекомендовал приостановить раздельный сбор мусора из-за пандемии коронавируса

б) общественно-научная (история, философия, экономика, право)

в) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология)

г) определённые интересы отсутствуют

7. В каких кружках вы занимаетесь?______________________________________

9. Какие профессии вас привлекают? Назовите их________________________________________

Анкета «Выбор жизненного пути»

Анкетирование проводится с целью оказать Вам помощь в профориентации. Пожалуйста, наберитесь терпения и будьте внимательны при заполнении анкеты.

1. Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?____________________________

2. Какая область знаний, деятельности Вас больше интересует?

а) естественнонаучная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство)

б) точные науки (математика, физика)

в) общественно-научная (история, философия, экономика, право)

г) гуманитарная (литература, журналистика, психология, лингвистика)

д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное).

3. Чем Вы любите заниматься в свободное время?____________________________________

4. В каких кружках вы занимаетесь?_________________________________________________

5. Какие профессии вас привлекают? Назовите их___________________________________

_________________________________________________________________________________

3. Знакомы ли Вы с положением на рынке труда города (района)? Знаете ли наиболее востребованные профессии в городе (районе)?________________________________________

4. Определились ли Вы с выбором профессии?

1. Да. 2. Нет. 3. Затрудняюсь ответить.

3.5. Что привлекает Вас в выбранной профессии?

Роль родителей в выборе профессии ребенка

Если Вы открыли эту статью, тема Вам показалась интересной, значит у вас в семье есть подросток 14-18 лет и тема профессионального самоопределения вам близка и актуальна.

Прочитав огромное количество книг, проведя множество профориентационных консультаций – родитель+подросток, обобщив свой родительский опыт, хотелось бы поделиться с читателями своими практическими наблюдениями и возможно, найти свой собственный эффективный родительский метод – как не навредить своему ребенку и помочь в выборе профессии

Если обратиться к истории вопроса, интересным и удивительным представляется факт, что еще начале 20 века, созданная государством Служба по приисканию Работы, опубликовала результаты опроса, в котором были выделены 4 фактора, влияющие на выбор профессии: случайный выбор, по призванию, по расчету, семейные традиции.

Ничего не изменилось за 100 лишним лет? Изменился мир, технологии, Илон Маск ходит на свидание с роботом, беспилотные автомобили ездят по улицам городов, а ответ на один из самых важных вопросов в нашей жизни, по-прежнему вызывает замешательство и требует немало усилий для поиска. Так как же помочь своему ребенку, сократить этот долгий путь поиска и найти дело жизни?

Если предположить, что читающие нас родители подростков, поколение 35-40 лет, то не ошибусь, определив нас как поколение «экономистов-юристов». В момент нашего выбора профессии, это были самые трендовые и на тот момент, обещавшие стабильное будущее профессии. Вспомните свое состояние, как вы выбирали? В какую категорию из 4 х, опросника столетней давности вы попали? Делая выбор после развала СССР, в эпоху «лихих 90х», экономического кризиса, важными критериями в выборе профессии были – стабильность заработка, востребованность, авторитетность. Мы выбирали профессию если не на всю жизнь, то на долгие годы. А уже на последних курсах института, многие сокурсники и я в том числе, задумывались над получением второго высшего образования не только в связи с меняющейся экономикой и требованиями рынка к специалистам, а отчасти от осознания что «ошиблись дверью» при выборе ВУЗа.

Мы живем в мире, который американцы называют миром VUCA — нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном (аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity). Именно таков сегодняшний цифровой, роботизированный мир — и он не собирается меняться. Мир VUCA связан с 4 промышленной революцией, но он затрагивает не только экономику или национальные интересы, но и людей, каждого из нас. Чтобы стать успешным в этой ситуации, нужно меняться и нужно готовить к этому наших детей.

Принимая во внимание увеличение пенсионного возраста, увеличение продолжительности жизни, стремительно меняющий мир и изменяющиеся требования к кандидатам на рынке труда, появление новых профессий, обесценивание статичных знаний, мы должны понимать, что, нашим детям нужно будет учиться всю жизнь, так называемая концепция – Long-life learning. Образовательная траектория проходит через изменения – наши дети будут учиться дольше получать и не одно! высшее образование, не до 25, а до 60 лет. Уже сегодня, в течении жизни мы меняем свою профессию до 8 раз, а наши дети будут менять каждые 3-4- года, менять не должности – идя вверх по карьерной лестнице -от ведущего специалиста до руководителя департамента, а менять сферу деятельности, индустрию, разворачиваться на 180 градусов и осваивать новые знания.

Как подготовить своего ребенка к завтра, максимально эффективно «подруливая» карьерную стратегию и эффективно инвестируя в будущее?

Первый вопрос, с которым сталкиваются родители – когда начинать? Необходимость выбора ЕГЭ, ГИА, выбора специализированного класса, чаще всего начиная с 7го, диктует возраст 13-14 лет. Большинство профориентационных, психометрических научных методик применяются как раз с этого возраста. И это не случайно. В возрасте 13-14 лет, происходит становление личностных ценностей и жизненных целей, подростку интересно изучать себя, проявляется склонность к рефлексии. Именно в этом возрасте подросток начинает задумываться — кто я, в чем мои таланты, склонности, сильные и слабые стороны?

Читать еще:  Украинцы осуждают «Pussy Riot» и «Femen» — соцопрос

И каждый любящий родитель, исходя из своих лучших побуждений, помня свой опыт, конечно, старается на этом этапе приложить максимум усилий, и помочь своему чаду.

Попробуем в этом разобраться.

  1. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, просто примите тот факт, что ваш ребенок – личность. Самостоятельная, думающая, ответственная. И выбор профессии, при всей сложности и чрезвычайной важности, он способен сделать сам и жить с последствиями этого выбора придется ему, а не вам. Надо ли говорить, что ждать самостоятельности, заправляя постель десятикласснику и убираясь в его комнате, затея бессмысленная?
  2. Чтобы понимать в каком направлении двигаться, узнайте какими способностями и ключевыми компетенциями ваш ребенок обладает и какие интересы проявляет. С этим отлично справляются всевозможные психометрические профориентационные тесты. Не путайте с тестами — пятиминутками по даже рождения, линиям руки, импульсам мозга, столь распространёнными в соцсетях. Получив результаты теста, не ставьте диагнозов и приговоров – низкие математические способности для вашей дочери, мечтающей стать психологом, всего лишь зона роста. Интерес – самый мощный мотивационный фактор. Отнеситесь к этим результатам как к задаче – на выполнение которой просто нужно больше времени и усилий.
  3. Изучите рынок труда и востребованность профессий, все больше профессий становятся «ветеранами», мимикрируют или вообще исчезают. К 2030 году, например, с развитием автоматизации, возможности работать удаленно, практически исчезнет такая профессия как бухгалтер, нотариус, юрист, турагент.
  4. Исследуйте, где обучают выбранной специальности, какие ВУЗы, колледжи, какие требования к сдаче экзаменов, конкурс при поступлении. Такие ресурсы как учеба.ру, поступи-онлайн.ру обладают актуальной и обширной базой всех учебных заведений. Акцент на месторасположение ВУЗа, если он находится в другом городе, области или стране. Достаточно большой процент студентов первокурсников, успешно сдающих первые сессии, все же возвращаются в родной город – из-за эмоциональной неготовности жить вдали от семьи.
  5. Семейные профессиональные династии – на каждой второй консультации, слышу такие аргументы как – в нашей семье нет врачей, как же она будет учиться и работать, или в нашей семье все врачи до 7го колена, как же дочь станет разработчиком дистанционных курсов! Врача можете заменить на любую профессию – юрист, преподаватель, военный и т.п.
  6. Любимый предмет — не значит профессия. Лично знаю учителей географии, биологии, преподавателей иностранных языков, поступивших в ВУЗ только из-за того, что любили предмет в школе, но ни дня не проработавшие по специальности.
  7. Установки и шаблоны в отношении профессий. Медицина будущего — это не доктор, который шариковой ручкой пишет непонятные буквы в карточке, а множество возможностей: от IT-медика и сетевого врача до разработчика киберпротезов и оператора медицинских роботов. Геолог, это не бородатый человек, говорящий хриплым басом с гитарой и киркой, лазающий по горам и выискивающий породу, а человек в костюме, сидящий за компьютером и владеющий специализированными программами для моделирования месторождений. Тракторист — это не деревенский житель, в ватнике и сигаретой, а молодой человек с высшим образованием в IT, управляющий беспилотными многофункциональными машинами в поле. Лучший выход, узнать о выбранной профессии — поговорить с профессионалом, а лучше не с одним, узнать профессию изнутри, посмотреть видео о профессии, съездить на экскурсию в компанию или на предприятие (такие услуги сейчас существуют, отдельные компании организовывают профпогружение в профессию).
  8. Только ВУЗ, в колледж поступают неудачники. Если ты не поступил в ВУЗ, значит с тобой что-то не так, а если еще и выбрал колледж вместо ВУЗа! Меж тем, колледж, отличная альтернатива.
  9. Не забывайте, что для своих детей – мы являемся первой ролевой моделью. Нельзя требовать читать книги, заниматься хобби, делать зарядку, любить свое дело, не демонстрируя это своим примером.

Зная и учитывая все вышеперечисленные факторы, ваш ребенок, может составить свой личный профессиональный план, учитывающий сильные/слабые стороны, определить зоны роста, и наметить первые шаги к достижению поставленной цели — осознанного выбора будущей профессии.

А теперь, наверное, самое важное, на мой взгляд, в этой цели, цели – помочь.

Принимать любить, поддерживать, верить.

Чаще всего, это более чем достаточно, но это и самое трудное для родителей и самое лучшее, что мы можем сделать для наших детей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector