0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ольга Васильева рассказала о своем видении развития системы образования

Содержание

Так ничего и не сделав в образовании, Ольга Васильева покинула пост министра

Констатирую, скорее, с горечью, потому что надежды на улучшение были. После назначения Васильевой на должность министра звучали опасения, что из-за её «клерикальных» и «сталинистских» взглядов школу ждут времена мракобесия и жестокого администрирования. Однако мрачные прогнозы не оправдались. Наоборот, Ольга Юрьевна в отличие от своих предшественников не раздражала учительское сообщество, а многие её инициативы находили там поддержку. Но такова уж участь российских министров, возглавляющих финансируемые по остаточному принципу ведомства. Разменные пешки в большой политической игре.

Что можно изменить в отрасли за три с небольшим года при дефицитном бюджете и полномочиях, ограниченных регулярным вмешательством персон и структур, находящихся куда выше в негласной государственной иерархии? Лишённые реального политического веса депутаты, губернаторы, сенаторы и прочая публика властной вертикали, не имея возможности влиять на генеральную линию, ищут себя там, где нет особого риска получить обратный удар. Образование, медицина и культура — благодатная сфера приложения усилий всего сонма чиновничьей братии. В этих направлениях разбирается, как известно, каждый, и здесь можно командовать без оглядки.

Ольга Васильева не захотела занять освободившееся место приживалки при правительстве. О педагогическом труде она высказывалась неизменно и подчеркнуто уважительно. Имела независимый взгляд на школьные процессы и самостоятельное видение путей развития школы. Впервые за последние десятилетия во главе системы образования находился министр, чувствовавший за своими плечами людей отрасли, которые ждут от него поддержки и защиты профессиональных интересов.

Васильева упорствовала в продвижении идеи о коренном изменении сложившегося порядка оплаты труда в школьном образовании. Говорила о несправедливости сложившегося положения, когда за одинаковый труд учителя в разных регионах получают зарплату, отличающуюся в разы. Призывала добиться того, чтобы оклады на ставку составляли 70% фондов оплаты труда. Поднимала проблему крайней перегруженности педагогов часами как раз из-за смехотворно низких базовых окладов. Отмечая безысходное состояние тысяч сельских и поселковых школ, прозябающих в нищете, разрухе, технической отсталости, выдвинула концепцию возвращения всем общеобразовательным организациям статуса государственных. В 16 регионах, включая Кировскую область, проект начал реализовываться.

Понимая недостатки ЕГЭ, резко критикуя натаскивание к экзамену, она отстаивала его необходимость на современном этапе для обеспечения возможности выпускникам провинциальных учебных заведений поступать в вузы крупных городов. Озаботилась отсутствием в школах трудового воспитания, вспомнив забытую эффективную практику советской поры. Обозначила сложные задачи обновления содержания образования и подготовки качественно новых учебников.

Внушительный перечень (далеко неполный) идей министра даёт понять, что она пыталась убедить властные круги заняться реальными реформами, а не их имитацией. Но позволено ей было немного. Например, вернула в учебные программы астрономию после 20-летнего забвения этого важнейшего для формирования мировоззрения предмета и стала способствовать возвращению шахматных кружков. Однако большинство поднятых Васильевой проблем силами и ресурсами одного министерства решить было невозможно. К сожалению, единомышленников в институтах государственной власти она не нашла.

Я не ставлю цели преувеличивать заслуги Ольги Юрьевны. Как в любой работе наверняка хватало ошибок, просчётов. Только ни ей дела довести до конца не дали, ни её ценные начинания не отметили, утопив теперь образовательную повестку во второстепенных вопросах поддержки классных руководителей и организации питания младших школьников. Вместо вдумчивого глубокого совершенствования системы создаётся шумиха вокруг отдельных элементов. И новый министр, кажется, нужен только для того, чтобы успеть произнести какие-то фразы и быть заменённым следующим министром.

Образование станет технологичным и доступным

Министр рассказала о работе ведомства на главных направлениях:

• «Рабочие кадры для передовых технологий»
• «Вузы как центры пространства создания инноваций»
• «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»
• «Создание современной образовательной среды для школьников»
• «Доступное дополнительное образование для детей»
• «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

Одним из важнейших проектов в сфере образования министр назвала «Создание современной образовательной среды для школьников». «В этом году за парты страны село 1 млн 800 тыс. первоклашек. Это на 110 тысяч больше, чем в прошлом, — рассказала Ольга Васильева. — Сейчас большое количество наших школьных зданий (их 42 тысячи, из них 26 тысяч — сельские школы) — это школы, построенные 40-60 лет назад. А есть некоторые сельские школы, чья история начинается с последней четверти XIX века. И, конечно, требуется реконструкция этих зданий, обновление и, самое главное, создание абсолютно новой среды для наших ребят и оснащение школ. Это самое приоритетное для нашего образования — создание современной образовательной среды и создание, в первую очередь, новых образовательных мест. Потребность в них настолько велика, что в некоторых регионах есть еще и третья смена. В проекте по строительству школ участвуют 53 региона. Причем строительство предполагает не просто постройку самого здания, это проект, который включает в себя полное оснащение, включая и лаборатории, и новые школьные технологические устройства».

Читать еще:  Правительство расширило список пострадавших от пандемии отраслей

Что касается проекта «Доступное дополнительное образование для детей», то, по словам министра, работа ведется по трем направлениям: созданию инфраструктуры, кадрам и методическому сопровождению. «В 2017 году девять регионов получили субсидии из федерального бюджета для софинансирования своих больших мероприятий по созданию модельных центров дополнительного образования, — уточнила Ольга Васильева. — Эти центры должны стать ядром всей системы дополнительного образования. Конечно, мы предполагаем, что девять центров — это мало. Работа будет продолжаться, но они станут ядром для развития всей сети дополнительного образования в стране». Вторым направлением после создания инфраструктуры стала забота о педагогах дополнительного образования. По словам министра, переподготовка всех педагогов допобразования будет проходить через повышение квалификации, в том числе, онлайн.

Проект, который связан с рабочими кадрами для передовых технологий, основывается на внедрении новых стандартов в среднем профессиональном образовании. «В этом году у нас 59% выпускников, закончивших 9 класс, выбрали продолжение обучения через систему среднего профессионального образования, — пояснил Ольга Васильева. — У нас сейчас есть Топ-50 перспективных профессий и специальностей. Они все известны, по ним разработаны стандарты, по которым мы будем готовить, и уже готовим. 44 стандарта разработаны о среднем профессиональном образовании. И сейчас 1000 колледжей и 58 вузов, которые имеют внутри себя среднее профессиональное образование, получили лицензию по реализации программ уже по новым стандартам. Эти колледжи и вузы получили контрольные цифры приема за счет федерального бюджета, не регионального. И не считая полномочий субъектов, федеральный бюджет выделил контрольные места для 74 тысяч 400 наших ребятишек, которые уже с этого года обучаются по новым программам».

Проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» разделен на две составляющие. Первая — вхождение российских вузов в мировые рейтинги. Вторая — создание инновационных университетских центров. «Итоги создания этих центров будут подведены в декабре 2017 года, у нас пройдет заключительный отборочный конкурс, — рассказала Ольга Васильева. — Чтобы стать центром инноваций, подал заявки 121 вуз. Это очень конкурентный отбор, потому что мы будем отбирать 40 университетов не менее чем из 30 регионов для того, чтобы действительно каждый университет выступил со своей программой, со своим расширенным паспортом этой программы. И что еще очень важно, в этом конкурсе нет ограничений. Любой научно-исследовательский университет, федеральный университет, опорный университет (на сегодняшний день у нас 33 опорных университета), отраслевые вузы — есть вузы Министерства культуры, транспорта, сельского хозяйства — все они в конкурсе. Мы отберем лучших из лучших. То есть фактически получается три участника на одно место. И любые другие вузы, в том числе и регионального значения, имеют право участвовать в этом проекте». Нормативное регулирование в рамках проекта будет осуществляться по двум направлениям — поддержка образовательных организаций и поддержка их научно-образовательного потенциала.

Проект по развитию экспортного потенциала российской системы образования имеет две цели — повышение качества отечественного образования и его популяризация за рубежом. «На сегодняшний день есть дорожная карта, и мы работаем по двум направлениям — это правовая база для того, чтобы можно было приехать и остаться по студенческой визе. И второе, мы создали центр компетенций по подготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб всех российских образовательных организаций, которые будут непосредственно работать со студентами. Мы создали в августе этого года консорциум из 39 вузов, которые и начнут принимать по своим программам иностранных студентов в самое ближайшее время. Мы работаем с коллегами в других странах, потому что заинтересованность очень большая. Отдельно ведется поддержка российских школьников, которые оказались в других странах».

Последний, шестой проект, о котором рассказала Министр образования и науки РФ Ольга Васильева, касался создания современной цифровой образовательной среды. Прежде всего, проект направлен на изменение правовой базы, например, чтобы вузы могли использовать онлайн-курсы в системе профессионального образования. «На сегодняшний день мы имеем 254 сертифицированных онлайн-курса. Допустим, студент обучается в региональном вузе. Для будущей профессии ему необходим курс, допустим, по композитным материалам. У нас создана общенациональная платформа «Открытое образование», он входит в эту платформу, учится, сдает экзамен, получает сертификат. Этот сертификат засчитывается его вузом. Мы не подменяем живое общение, живое чтение лекций, лабораторные работы, семинарские занятия, традиционное университетское образование, к которому мы привыкли, мы его расширяем с обязательным зачетом результатов курсов онлайн-образования, которые студент для себя выбрал. Цель — формирование цифрового образовательного пространства. В августе 2017 года мы провели конкурсный отбор. Из 105 отобрали 17 вузов, которые и будут работать над созданием единого портала для размещения онлайн-курсов, которые будут работать по системе «одного окна». Мы планируем создать сервер для хранения электронных портфолио. Там же будет организация оценки качества, их рейтингование. И в начале 2018 года у нас плановый показатель — 140 тысяч человек должны пройти обучение по программе онлайн-курсов», — поделилась Ольга Васильева.

Куда уйдет с поста Министра просвещения Ольга Васильева

На посту министра просвещения Ольга Васильева проработала недолго, менее двух лет. Тем не менее, ей в заслугу рядовые учителя ставят то, что все это время она вела борьбу за то, чтобы статус педагога снова звучал гордо. Учитель не считался тем человеком, который «оказывает образовательные услуги» — он тот, кто воспитывает и развивает будущего гражданина.

В конце декабря в интервью РБК Ольга Васильева рассказала о том, как сама оценивает свой вклад в систему образования:

«Я горжусь, что наши дети третий год лучшие по олимпиадам по астрономии в школах. А астрономию я вернула в школы. Ну и как историк вернула востоковедение. (…)

Что касается моей дальнейшей жизни, я мечтаю еще две книги написать. У меня есть герои, о которых хочу написать. Вот большая мечта».

На сайте Министерства просвещения заслуги уходящего министра оцениваются высоко: «За этот период на совершенно иной уровень удалось поднять вопросы о статусе педагога и повышении престижа учительского труда в стране, вопросы о наполнении содержания образования и качества образовательных программ. Благодаря личной вовлеченности О.Ю. Васильевой существенно усилен неизменный элемент развития российской школы — воспитание. Все сутевые направления работы Министерства переведены в режим прямой открытости для граждан с опорой на обратную связь, включая реализацию национального проекта «Образование».

Читать еще:  Ребенок из Усть-Кута, семью которого травили из-за коронавируса, оказался здоров

Аудио: Лавров, Шойгу и Голикова остались. А вот что известно о новых членах Правительства России

КСТАТИ

Где Мутко с Гордеевым, где Мединский с Колобковым: В новый состав правительства не вошли несколько политических тяжеловесов

13 человек из былого кабинета министров оставили 21 января Белый дом на Краснопресненской набережной (а также другие здания из стекла и бетона и старинные особняки в центре столицы). (подробности)

Читайте также

Глава Рособрнадзора — о новых датах проведения ЕГЭ, пробном экзамене и компенсациях учителям

Обозреватель kp.ru Александр Милкус побеседовал с Анзором Музаевым, исполняющим обязанности руководителя ведомства

ЕГЭ-2020: сначала пробный, потом — две волны

Принято окончательное решение о том, как в этом году одиннадцатиклассники будут сдавать Единый госэкзамен

Расписание ЕГЭ в Москве 2020: когда пройдут экзамены по предметам

Утверждено расписание ЕГЭ-2020 в Москве в период коронавируса. Рассказываем, когда пройдут экзамены по предметам

Замглавы Минобрнауки рассказал про приемную кампанию, бюджетные места и цены в вузах

Обозреватель «КП» Александр Милкус расспросил Дмитрия Афанасьева в прямом эфире Радио «КП»

Соавтор проекта о дистанционном образовании рассказала, о чем он на самом деле

О том, что происходит в российских школах и вузах, обозреватель «КП» Александр Милкус расспросил Лилию Гумерову

Математику отменили, а русский разделили на два дня: опубликовано предварительное расписание ЕГЭ

Экзамены в 11 классе начнутся 29 июня, а закончатся 20 июля

Как пройдет ЕГЭ 29 июня: выпускникам измерят температуру и отсадят на 1,5 м друг от друга

Итоговые отметки в аттестаты будут выставлены на основе годовых оценок

Западные эксперты уверены, пандемия будет аукаться нынешним школьникам всю жизнь

Коронавирус может иметь пожизненные последствия для образования нынешних школьников

Стало известно, как в этом году пройдет приемная кампания в творческие вузы и училища

Министр культуры Ольга Любимова прокомментировала «КП» подготовленный ведомством документ [эксклюзив kp.ru]

Как мы все пережили дистанционку

Послесловие к досрочно почившему учебному году

ВКонтакте запускает бесплатный образовательный курс для преподавателей информатики

Занятия будут организованы совместно с МФТИ и ВШМ СПбГУ

Стоимость обучения в вузах в следующем году будет на уровне 2019 года

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в прямом эфире на Радио «КП» рассказал, как будут организованы выпускные экзамены в университетах и что ждет коммерческих студентов

Учится по «Вайберу», а выпускной в онлайне: единственная 11-классница в школе из сибирской глубинки на самоизоляции готовится к последнему звонку

17-летняя Полина Шик из села Идеал записывает песню для виртуального праздника [фото]

Выпускники российских школ рассказали, как готовятся к ЕГЭ на самоизоляции и дистанционке

Несмотря на то, что срок единого госэкзамена перенесли, сдавать его все равно придется тем, кто собирается продолжить свое обучение

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков – в прямом эфире на Радио «КП»

Глава ведомства станет гостем программы «Родительский вопрос». Обсудим выпускные экзамены, поступление в вузы и стоимость обучения в 2020 году

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в эфире Радио «КП»: Прямая видеотрансляция

Глава ведомства рассказал о выпускных и вступительных экзаменах в 2020 году [видеотрансляция с 11:03 мск]

Выпускные в школах в Москве: вечеринка в Zoom и онлайн-квизы

Минпросвещения рекомендовало провести выпускные вечера в 2020 году в режиме онлайн. Однако, в каком формате будут проходить балы в школах и когда они состоятся, решат власти Москвы

Российские школы после открытия будут работать по-новому: для каждого класса должны составить свой график

Роспотребнадзор опубликовал рекомендацию для учебных заведений пересмотреть время начала уроков, чтобы избежать скопления учащихся в вестибюлях и на переменах

ЕГЭ и коронавирус: как изменится прием в вузы и что сейчас делать родителям

Ответы на самые главные вопросы по итоговым экзаменам в этом году

Школьникам могут оставить ЕГЭ по двум предметам

Сдачу экзаменов предложили перенести на август

Возрастная категория сайта 18+

«Домашки» будет ещё меньше: Ольга Васильева рассказала об изменениях в школе

Министр просвещения России Ольга Васильева в ходе делового завтрака в редакции «Российской газеты» ответила на многие волнующие родителей школьников вопросы. Царьград проанализировал ответы чиновника, попытавшись найти в них позитивные составляющие. Как получилось, читайте в нашем материале

Министр просвещения России Ольга Васильева в ходе делового завтрака в редакции «Российской газеты» ответила на многие волнующие родителей школьников вопросы. Царьград проанализировал ответы чиновника, попытавшись найти в них позитивные составляющие. Как получилось, читайте в нашем материале

Родители современных школьников переживают, что их чадам слишком много задают на дом, и особенно остро эта проблема встает перед новогодними каникулами. Вместо того, чтобы дольше обычного гулять с друзьями и родными, ходить в музеи, театры и кино, учащимся приходится разбираться с ворохом домашних заданий. Не секрет, что практически каждый преподаватель видит именно свой предмет «самым важным», поэтому считает своим долгом обеспечить его изучение учениками и в праздничные дни.

Ольга Васильева обозначила свою позицию по данному вопросу: загружать детей дополнительными заданиями в каникулы, особенно новогодние, не стоит. Дети всё-таки должны по максимуму отдохнуть от школы, взрослые – от работы, проводя как можно больше времени вместе. Тем не менее ближе к концу каникул можно всё-таки заняться и школьными вопросами, освежить в памяти те или иные знания. По мнению министра, каждый родитель должен, что называется, держать руку на пульсе и понимать, по каким предметам ребенку следует приложить больше старания. Папы и мамы могут вместе с детьми прочитать какой-то материал, повторить, обсудить полученные знания.

Но в целом я за то, чтобы дети в праздники больше отдыхали,

Министр просвещения России Ольга Васильева. Фото: www.globallookpress.com

Норма одна, дети разные

Глава министерства просвещения напомнила нормативы, которые ограничивают нагрузку на ребёнка в количестве времени, которое тратится на выполнение домашнего задания. Первоклассники от такой обязанности освобождены, 2-3 классы – не более полутора часов в день, 4-5 классы – два часа максимум, 6-8 классы – до 2,5 часов, 9-11 классы – до 3,5 часов. По словам Васильевой, что именно и в каком объёме задается учащимся на дом, является компетенцией конкретного педагога, однако упомянутые нормы они обязаны соблюдать.

Читать еще:  Юридическая академия в Москве восстановила памятную доску Сталину

Здесь проблема заключается в том, что все дети разные, успеваемость и скорость решения заданий по тем или иным предметам отличаются, поэтому усреднённые стандарты не всегда выполнимы на практике. С другой стороны, если ориентироваться исключительно по отстающим, то отличникам попросту станет скучно, что неизбежно скажется на их мотивации, пробелы в знаниях могут появиться даже по некогда любимому предмету. На первый план выходит профессионализм учителя, его опыт, умение грамотно дозировать задания для каждого конкретного класса. В некоторых школах сознательные учителя обмениваются друг с другом информацией о выданных на дом заданиях. Радеющий за своё дело педагог сам должен быть заинтересован, чтобы его подопечные не филонили, но и не перегружались.

Мало прочесть, важно понять и пересказать

Ольга Васильева обратила внимание на проблему, которая в последние годы прогрессирует, к сожалению, всё больше. По её словам, современные школьники все хуже владеют функциональным чтением: то есть умением не только прочесть текст, но и понять, запомнить и провести анализ его содержания. Недаром изложение и сочинение остаются нелюбимой формой заданий для значительной части детей. И если дома ребенку не прививается культура чтения, любовь к этому процессу, учителю сложно что-то с этим сделать. Поэтому министр порекомендовала родителям начинать (или возобновлять) читать книги с детьми как можно раньше, а не бездумно отдавать их во власть всевозможных гаджетов, что, к сожалению, стало бичом многих семей. По мнению Васильевой, это то хорошее из советской системы образования, что необходимо восстановить. Министр привела наглядный пример: в 1986 году Россия лидировала по читательской грамотности среди подростков всего мира. Сегодня наша страна занимает далеко не самое почетное 36-е место.

Три цели нацпроекта «Образование»

Также Ольга Васильева обозначила три главных задачи, решение которых снова вернёт среднее образование в России на лидирующие позиции в мире – это развитие материально-технической базы, развитие содержания образования и профессиональное развитие педагогов.

Именно этим целям и должен служить национальный проект «Образование», в рамках которого за шесть лет регионам в виде субсидий будет суммарно выделено 750 миллиардов рублей. Эти средства пойдут на создание новых мест в сельских школах, на центры повышения профессионального мастерства учителей, которые объединят в себе педагогов сразу из нескольких регионов, на различные детские технопарки, развитие естественно-научного творчества. Также будет делаться акцент на раннюю профориентацию детей.

Регионы по-прежнему отстают от Центра

Министр просвещения признала, что между лидерами в качестве образования и технической оснащённости – Москвой, Санкт-Петербургом, Татарстаном — и другими регионами до сих пор наблюдается весьма заметная разница. Так, до сих пор в пяти тысячах школ (то есть практически в каждой восьмой) нет химических лабораторий, что делает невозможным нормальное изучение соответствующего предмета.

Отчасти решить такого рода проблемы сможет проект «Российская электронная школа», благодаря которому ученики смогут «посещать» виртуальные театры, музеи, библиотеки, лаборатории, где можно будет удалённо ставить различные эксперименты по физике и химии:

Мы хотим использовать все возможности, чтобы выровнять ситуацию по регионам, чтобы дети могли получить качественную образовательную базу и в столичной, и в небольшой сельской школе.

Кстати, по данным на 2017 год, оснащённость российских школ доступом в интернет превысила 90%, в половине случаев речь идет о высокоскоростном интернете. Тем не менее до сих пор не лучшим образом обстоят дела в Тульской области, Кабардино-Балкарии, Ямало-Ненецком автономном округе и Воронежской области.

По данным НИУ ВШЭ, в среднем по России на 100 школьников приходится 13 компьютеров, в отдельных регионах этот показатель достигает 20. Треть педагогов в своей работе используют электронные доски, две трети – мультимедийные проекторы.

«Старший» и «ведущий» учителя: в чем отличие?

Наверное, главным новшеством в будущем году станет введение новых должностей: «старший учитель» и «ведущий учитель». Педагог на первой из названных должностей должен будет координировать работу других учителей, сопровождать её в методическом плане и помогать в разработке индивидуальных образовательных программ для тех учеников, которые будут в этом нуждаться. «Старшим учителем» сможет быть только педагог как минимум с пятилетним стажем в школе и первой квалификационной категорией.

«Ведущий учитель» — это своего рода наставник для молодых педагогов, помогающий им войти в профессию. Поэтому требования здесь более жесткие – 10 лет стажа плюс высшая квалификационная категория. Опытные люди на этой позиции будут помогать не только преподавателям по конкретным предметам, но и психологам, дефектологам, социальным педагогам – в такой среде им будет проще влиться в образовательный процесс и показать максимальную эффективность.

Нам надо возвращать методические объединения внутри школ, восстанавливать связи между старшим поколением и поколением учителей, которые сегодня приходят на смену. Поэтому мы очень хотим вернуть потерянное наставничество в школу,

– объяснила причину такого нововведения Васильева. По словам министра, «ведущим учителям» представится возможность проявлять творческий подход к тем задачам, которые будут перед ними поставлены.

Экспертиза учебников должна быть государственной

Отдельно была затронута тема сокращения базовой части федерального реестра учебных изданий до 863. Список «похудел» примерно на треть. По мнению Васильевой, даже это число избыточно, поскольку на практике, на регулярной основе, используется от силы четверть учебников. И если, например, по истории осталось три линейки пособий, то по биологии – 12.

Глава министерства подчеркнула, что в руководстве страны есть чёткое понимание, что с бизнесом по изданию учебников на государственные средства в таком виде пора заканчивать. Об этом говорил и президент России Владимир Путин. Теперь экспертизы будут кардинально другими. Будет выбрана государственная организация, ответственная за их проведение, в ближайшем будущем будут сформулированы конкретные подходы к экспертизе. Главная задача – ее максимальная объективность, что должно обеспечить совокупность профессиональной, научной и общественной оценки.

Свет в конце тоннеля

При всех остающихся вопросах к министерству просвещения в последнее время хотя бы виден вектор развития, более-менее чётко заданное направление, куда движется школьное образование в России. Если действительно удастся соединить в преподавательском процессе все лучшее из советских времён, современные технологии, опыт мастеровитых и энтузиазм молодых педагогов (поверьте, такие есть), то будущее у нынешних школьников и их следующих поколений может быть вполне светлым.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector