1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Депутаты предложили отложить внедрение обязательной маркировки лекарств

Социальная ответственность бизнеса

А что будет, если вдруг предприятия, производящие препараты и средства индивидуальной защиты остановятся? Именно такой вопрос встал сегодня перед фармрынком, потому что по закону с 1 июля должна стартовать тотальная маркировка всех обращающихся на нашем рынке лекарственных препаратов. Большинство производителей уже успело подготовить производственные линии к новому требованию. Сегодня в информационной системе мониторинга движения лекарственных препаратов (ИС МДЛП) зарегистрировано более 60 тысяч участников, уже промаркировано более 800 миллионов упаковок лекарств.

Но некоторые участники рынка пока к старту не готовы, столкнувшись с проблемами при наладке оборудования. Оно в основном импортное, но иностранные производители из-за ограничительных мер не могут приехать в Россию для тестирования производственных процессов, а наши специалисты не могут отправиться за рубеж на стажировку. Отдельные поставщики задерживают изготовление механических частей оборудования, необходимых для его модернизации в связи с недостатками, выявленными в ходе тестирования. И это означает, что с 1 июля такие производства должны быть остановлены. И это может обернуться дефицитом отдельных препаратов.

В феврале — в ходе первого этапа работы новой системы маркировки препаратов, входящих в программу «12 высокозатратных нозологий» — уже произошел серьезный технический сбой. Он показал уязвимость системы, вызвав остановку движения лекарств по всей товаропроводящей цепи. Авария подтвердила необходимость разработки алгоритмов исправления подобных проблем в будущем, так как каждый подобный форс-мажор может обернуться нехваткой отдельных лекарств, а то и потерей человеческих жизней.

Серьезность проблемы первыми обозначили сами производители. В конце марта, когда выяснилось, что необходимо введение ограничительных мер по локализации пандемии и срочное перепрофилирование многих стационаров, Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) обратилась в Госдуму с просьбой отсрочить внедрение системы тотальной маркировки на время пандемии. Просьбу поддержали также Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей. За перенос сроков выступает и часть участников товаропроводящих цепочек. Но другие заявляют о полной готовности к старту маркировки и просят не откладывать его.

АРФП в целом солидарна с Минпромторгом РФ в том, что те производители, которые уже готовы к запуску системы, могут стартовать 1 июля — это позволит протестировать работоспособность системы мониторинга движения препаратов по всей цепочке — от производителя до конечного потребителя, будь то медицинское учреждение или покупатель лекарств в аптеке.

— Нельзя тормозить тех, кто уже готов, — считает генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. — Но тем, кто из-за ограничительных мер не может качественно подготовится к старту 1 июля, необходимо дать возможность войти в систему после снятия ограничений, не прерывая обеспечение пациентов, не получая штрафов и продолжая развивать отрасль.

— В нашу ассоциацию входят более 30 компаний, представляющих всю товаропроводящую цепочку: производители, дистрибьюторы, аптечные сети, большинство из которых в высокой степени готовности к старту маркировки с 1 июля, — подтверждает и исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Лилия Титова. — Однако насколько готовы все звенья, с полной уверенностью сказать невозможно, так как не было проведено обширное тестирование системы «производитель-склад-аптека». Его планировали провести в первом полугодии 2020 года, но в связи с возникшей эпидемической обстановкой часть персонала, которая должна заниматься наладкой оборудования, доработкой информационных программ, взаимодействием с системой маркировки, работает в дистанционном режиме, что значительно замедляет процесс. Кроме того, ряд предприятий перепрофилировали свои мощности на выпуск дезинфицирующих средств, медицинских масок и препаратов, используемых в схеме лечения коронавируса. Многие лечебные учреждения также перепрофилированы, больницы и аптеки испытывают колоссальную нагрузку, чтобы обеспечить пациентов необходимыми препаратами, медицинскими изделиями. Учитывая все эти сложности, мы обращались к депутатам Госдумы с просьбой перенести запланированный срок запуска маркировки на более поздний срок — как минимум, на полгода.

— Большинство фармкомпаний полностью готовы к обязательной маркировке выпускаемых препаратов и вложили в необходимую для этого инфраструктуру значительные средства, — говорит директор Союза «Медико-фармацевтические проекты. ХХI век» Дмитрий Чагин. — Естественно, они не хотели бы, чтобы дата начала работы системы была передвинута. Хуже ситуация у дистрибьюторов и аптек — не все из них установили и протестировали необходимое для мониторинга движения препаратов оборудование, и поэтому выступают за перенос старта. Но истинной картины мы пока не знаем. Минпромторг РФ просил всех участников товаропроводящей цепочки до конца апреля отчитаться о готовности к полноценной работе системы. Но какого-либо заключения по итогам этих отчетов до сих пор не опубликовано. Ждут фармкомпании и определенной отдачи от затрат на систему мониторинга — а именно, как и было обещано вначале, получения маркетинговых исследований по движению промаркированных препаратов — их логистике, объемам закупок по регионам и т.д. Если ввод системы в работу будет отложен, таких данных производители в этом году уже не получат.

— Позиция Национальной фармацевтической палаты заключается в том, что переносить дату введения обязательной маркировки нецелесообразно, — говорит исполнительный директор Союза «НФП» Елена Неволина. — Но правильно было бы запустить ее в тестовом режиме, чтобы пока за нарушения новых требований никого не штрафовали. Мы долго и тщательно готовились к этому нововведению, обучали персонал аптек, и перенос будет только расслаблять сотрудников. Добросовестные компании практически все уже готовы, почему же они должны равняться на отстающих? Кроме того, в локальном режиме — «в песочнице» — новый режим работы не отработаешь так, как в реальных условиях. А после старта системы мониторинга движения лекарств выявятся все ее слабые стороны, недоделки — их можно будет спокойно доработать.

Читать еще:  В России упростят процедуру получения материнского капитала и выплат на детей

В ближайшее время ситуацию планирует рассмотреть на своем заседании Межфракционная рабочая группа Государственной Думы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарственных средств, сообщил в АРФП ее руководитель депутат Андрей Исаев. Участники фармрынка надеются, что будет принято взвешенное решение.

Реваз Юсупов, заместитель генерального директора Центра развития прогрессивных технологий:

— Внедрение маркировки лекарств происходит с 2017 года. За это время выдано более 950 миллионов кодов, участниками стали более 61 тысячи компаний, что составляет 94 процента российских и 80 процентов иностранных производителей, 71 процент аптек, включая почти 100 процентов льготных. С октября 2019 года маркировка обязательно для препаратов из категории «12 высокозатратных нозологий». Система полноценно функционирует. Тем не менее, проводятся регулярные нагрузочные тестирования, проходит оптимизация и масштабирование ее работы, внедряются новые решения, повышающие комфорт работы компаний.

С момента начала эксперимента обнаружены нарушения на полмиллиарда рублей: вскрылись вторичные продажи дорогих лекарств для лечения тяжелых заболеваний, которые государство закупало для больниц. В конце 2019 года Росздравнадзор посчитал, что оборот недоброкачественных лекарств снизился в 2,5 раза. Косвенным эффектом стало и то, что маркировка еще до того, как стала обязательной, снизила стоимость сотен препаратов. В 2018 году более 440 препаратов упали в цене и стали стоить дешевле 20 рублей, подсчитала аналитическая компания DSM Group. Это связано с тем, что препараты дешевле 20 рублей маркируются за счет ЦРПТ, бесплатно для производителей.

На фоне кризиса во всем мире в разных отраслях вырос нелегальный оборот товаров. По данным Интерпола, доля противовирусного лекарственного контрафакта во всем мире выросла на 18 процентов, а число подделок противомалярийных лекарств, которые используются, в том числе, для лечения COVID-19, увеличилось двое. По данным исследований, 35 процентов поддельных препаратов в мире распространяется через интернет, который стал одним из основных каналов продажи подделок.

В России на фоне кризиса легализована дистанционная торговля лекарствами. Это решение будет работать эффективно только вместе с обязательной маркировкой лекарств. Цифровое прослеживание препаратов позволит защитить потребителя, гарантируя легальность происхождения и качество лекарств. Кроме того, государство в режиме реального времени сможет анализировать поставки товаров и обеспечивать их доступность в каждом регионе, контролировать, что никто не манипулирует ценами и не создает искусственный дефицит, поддерживать добросовестных предпринимателей.

Обязательную маркировку лекарств снова отложили

Запуск обязательной маркировки лекарств в России могут отложить до 1 июля 2020 года, пишут «Риа Новости».

Законопроект о переносе вступления в силу закона об обязательной маркировке лекарственных препаратов внесла в Госдуму группа депутатов во главе с первым зампредседателя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андреем Исаевым.

Обязательная маркировка лекарств в России должна была начаться с 1 января 2020 г. Это уже был продленный срок — к этому времени фармпроизводители, дистрибуторы, аптеки и медучреждения должны внести информацию о лекарствах в систему мониторинга, говорится в пояснительной записке. Теперь внедрение маркировки могут отложить до 1 июля 2020 г.

Причиной переноса стала неготовность дистрибуторов, аптек и медучреждений. Кроме того, еще не было полномасштабного тестирования системы «с учетом новых требований и участием всех субъектов товаропроводящей цепи».

Из 860 производственных линий у 48%, по данным авторов законопроекта, нет нужного для маркировки оборудования. Сейчас в системе зарегистрировано около 15% фармпроизводителей и примерно 8% препаратов из находящихся в обращении в России. Это «вызывает серьезную обеспокоенность и свидетельствует о высоких рисках для полноценного промышленного внедрения одновременно всех этапов функционирования системы мониторинга для всех обращающихся на рынке лекарственных препаратов с 1 января 2020 года», отмечают авторы проекта.

Система обязательной маркировки, как предполагается, будет отслеживать 6,5 млрд упаковок, более 1000 фармпроизводителей, 2500 дистрибуторов и 350 000 медучреждений и аптек. Пилотный проект запущен 1 февраля 2017 г.

При работе с маркированным товаром рознице может понадобится обновление программного обеспечения. Стоимость такого обновления зависит от поставщика ПО. Напоминаем, что обновления типовых решений одной из самых распространенных систем «1С:Предприятие 8» пользователи могут получить в сервисе «1С:Обновление программ» либо через партнеров фирмы «1С». Обновление осуществляется в рамках договоров информационно-технологического сопровождения без дополнительной оплаты.

Ранее сообщалось о том, что система маркировки лекарств по-прежнему не готова.

Кроме того, обязательная маркировка молочной продукции стартует 1 июня 2020 года.

Запуск обязательной маркировки лекарств в России могут отложить до 1 июля 2020 года, пишут «Риа Новости».

Законопроект о переносе вступления в силу закона об обязательной маркировке лекарственных препаратов внесла в Госдуму группа депутатов во главе с первым зампредседателя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андреем Исаевым.

Обязательная маркировка лекарств в России должна была начаться с 1 января 2020 г. Это уже был продленный срок — к этому времени фармпроизводители, дистрибуторы, аптеки и медучреждения должны внести информацию о лекарствах в систему мониторинга, говорится в пояснительной записке. Теперь внедрение маркировки могут отложить до 1 июля 2020 г.

Причиной переноса стала неготовность дистрибуторов, аптек и медучреждений. Кроме того, еще не было полномасштабного тестирования системы «с учетом новых требований и участием всех субъектов товаропроводящей цепи».

Из 860 производственных линий у 48%, по данным авторов законопроекта, нет нужного для маркировки оборудования. Сейчас в системе зарегистрировано около 15% фармпроизводителей и примерно 8% препаратов из находящихся в обращении в России. Это «вызывает серьезную обеспокоенность и свидетельствует о высоких рисках для полноценного промышленного внедрения одновременно всех этапов функционирования системы мониторинга для всех обращающихся на рынке лекарственных препаратов с 1 января 2020 года», отмечают авторы проекта.

Система обязательной маркировки, как предполагается, будет отслеживать 6,5 млрд упаковок, более 1000 фармпроизводителей, 2500 дистрибуторов и 350 000 медучреждений и аптек. Пилотный проект запущен 1 февраля 2017 г.

При работе с маркированным товаром рознице может понадобится обновление программного обеспечения. Стоимость такого обновления зависит от поставщика ПО. Напоминаем, что обновления типовых решений одной из самых распространенных систем «1С:Предприятие 8» пользователи могут получить в сервисе «1С:Обновление программ» либо через партнеров фирмы «1С». Обновление осуществляется в рамках договоров информационно-технологического сопровождения без дополнительной оплаты.

Читать еще:  В доме-интернате под Смоленском у 86 человек подозревают коронавирус

Ранее сообщалось о том, что система маркировки лекарств по-прежнему не готова.

Кроме того, обязательная маркировка молочной продукции стартует 1 июня 2020 года.

Обязательную маркировку лекарств снова отложили

Готовится законопроект о переносе маркировки лекарств на 1 января 2021 года

О том, что соответствующий законопроект подготовили для внесения на рассмотрение в Госдуму, заявил член комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров.

Что предлагают изменить

В ходе своего выступления на ежегодном автомобильном пресс-туре «Фармпробег», депутат Госдумы Александр Петров анонсировал изменения в законодательстве по маркировке медпрепаратов. Законопроект о переносе срока обязательной маркировки лекарств на 1 января 2021 года начали готовить в апреле этого года и на сегодняшний день документ с изменениями уже разработан. В какие сроки инициатива будет внесена и рассмотрена в Государственной Думе депутат не сообщил.

Причина переноса маркировки

Как мы сообщали ранее, производители препаратов закупили и смонтировали линии по маркировке. В этом году должна была производится пусконаладка оборудования по нанесению маркировки. Но планы пришлось изменить из-за закрытия границ в связи с пандемией коронавируса.

Из-за карантинных мероприятий специалисты зарубежных производителей не смогли попасть на производства для запуска оборудования. Нашим специалистам, соответственно, оказалась закрытой дорога за границу для обучения. В тоже время, сейчас как никогда, необходимы бесперебойные поставки лекарств. Сбои в поставках из-за невозможности нанесения маркировки будут нести большие негативные последствия.

Сроки маркировки и участники

На сегодняшний день сроки по маркировке лекарств следующие:

  • с 1 июля 2019 года, в информационной системе маркировки началась регистрация участников;
  • с 1 июля 2019 года, маркировка препаратов стала применяться для средств по лечению высокозатратных заболеваний;
  • с 1 июля 2020 года (по текущему законодательству) маркировка должна стать обязательной для всех лекарств.

В системе маркировки должны быть зарегистрированы производители, дистрибьюторы, аптеки и медорганизации, деятельность которых связана с лекарственными препаратами. В системе зарегистрировано более шестидесяти тысяч участников и выдано уже свыше миллиарда кодов маркировки. Проверить код маркировки на препарате можно с помощью приложения «Честный знак».

Мы подобрали актуальные программные продукты для адаптации оборудования и учетных систем на платформе 1С к очередной волне маркировки.

Госдума поддерживает предложение о поэтапном введении обязательной маркировки лекарств

Проводящийся с 1 февраля 2017 года эксперимент по маркировке лекарств в целом можно признать успешным – на данный момент в федеральной государственной информационной системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения (далее – система мониторинга), по сведениям ее оператора – ООО «Оператор-ЦРПТ» (далее – ЦРПТ), зарегистрировано 29 532 участников эксперимента: производителей лекарств, медицинских организаций, аптек, предприятий оптовой торговли – и 9478 лекарственных препаратов. При этом, по данным Росздравнадзора, выявлены правонарушения в сфере обращения лекарств, в том числе в виде повторной реализации в регионах дорогостоящих препаратов, закупленных в рамках госконтрактов на федеральном уровне, более чем на 500 млн руб.

Тем не менее говорить о готовности к полномасштабному переходу на обязательную маркировку всех участников системы мониторинга движения лекарств с 1 января следующего года нельзя, уверены представители профессионального сообщества. Во-первых, потому, что времени для полноценного анализа итоговых результатов эксперимента нет – он завершится 31 декабря текущего года (постановление Правительства РФ от 24 января 2017 г. № 62, дата окончания эксперимента, напомним, дважды переносилась), а уже 1 января вступят в силу требования об обязательной маркировке (ч. 4, ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»). Во-вторых, даже оперативное подведение итогов эксперимента не позволит в полной мере оценить готовность абсолютно всех производителей, дистрибьюторов, аптечных и медицинских организаций к исполнению этих требований в связи с тем, что число зарегистрированных участников эксперимента, по данным Комитета Госдумы по охране здоровья, составляет примерно 15% от общего количества субъектов обращения лекарств, а доля лекарственных препаратов, данные о которых внесены в систему мониторинга, – 8% от предполагаемого объема всех лекарств, находящихся в обращении на территории России, а также из-за существенной корректировки этих требований.

ВАЖНО

Хранение, перевозка, отпуск, реализация, передача, применение лекарственных препаратов, введенных в оборот до 1 января 2020 года, до истечения их срока годности осуществляется без нанесения на них средств идентификации (ч. 7.1 ст. 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», вступает в силу 29 ноября 2019 года).

Так, утвержденным в прошлом году Положением о системе мониторинга (постановление Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. № 1556; далее – Постановление № 1556) предусматривается централизованное формирование кода маркировки оператором системы, взимание платы за единицу кода маркировки при его генерации и необходимость криптозащиты кода маркировки, что существенно отличает процесс формирования и нанесения средств идентификации по новым правилам от порядка, установленного для эксперимента (Методические рекомендации для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения). Эти нововведения связаны с утверждением соответствующих базовых принципов функционирования единой системы маркировки товаров средствами идентификации в РФ.

Сложности в соблюдении новых требований, как отметили в ходе состоявшихся вчера в Госдуме тематических парламентских слушаний представители Минздрава России, Росздравнадзора, Минпромторга России, выявило, в частности, проведенное производителями лекарственных препаратов совместно с ЦРПТ и производителями оборудования для маркировки тестирование возможностей оборудования по нанесению и распознаванию средств идентификации с использованием российских криптографических технологий. Оно показало замедление скорости производственных линий в связи с необходимостью нанесения кода проверки, содержащего 88 символов, повышение уровня брака и необходимость в связи с этим замены или модернизации аппаратной части промышленного оборудования и программного обеспечения. Поэтому было принято решение о сокращении количества символов в соответствующей электронной подписи до 44 (постановление Правительства РФ от 30 августа 2019 г. № 1118). Последующее тестирование печати средств идентификации с криптокодом, содержащим в электронной подписи 44 символа, проведенное на производственных площадках ряда российских и зарубежных производителей лекарств, показало, что уровень брака продукции при требуемом качестве печати не превышает нормативные производственные показатели, отмечается в материалах, подготовленных заинтересованными министерствами и ведомствами к парламентским слушаниям (имеются в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ).

Читать еще:  Создана первая российская научно-образовательная теологическая ассоциация

Однако поскольку это тестирование проводилось точечно и, в основном, крупными производителями, выпускающими, как правило, дорогостоящие лекарственные препараты, делать вывод о том, что при нанесении таких средств идентификации не возникнет проблем у остальных участников фармацевтического рынка, нельзя, подчеркнули представители ассоциаций фармпроизводителей.

Оценив риски единовременного перехода к обязательной маркировке большинства лекарственных препаратов, профессиональное сообщество предложило ряд мер по их минимизации, ставших основой для формирования проекта рекомендаций по итогам парламентских слушаний (после доработки рекомендаций Комитет Госдумы по охране здоровья направит их в соответствующие федеральные и региональные органы исполнительной власти). Среди них можно выделить следующие важные предложения.

Рассмотреть вопрос о возможности поэтапного введения маркировки лекарственных препаратов. На первом этапе, который начался 1 октября этого года – именно с этой даты субъекты обращения лекарственных препаратов группы семи высокозатратных нозологий обязаны наносить средства идентификации на упаковки таких лекарств и вносить сведения обо всех операциях с ними в систему мониторинга (постановление Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. № 1557), – предполагается проверить успешность промышленной эксплуатации системы мониторинга по всей товаропроводящей цепочке: от производителя до потребителя. Только после этого и на основании полноценного анализа полученных результатов предлагается определить этапы перехода к обязательной маркировке остальных лекарств (возможно, в зависимости от групп препаратов). Отмечается, что для недопущения срыва поставок лекарств и проблем с их отпуском в конкретных пунктах реализации после 1 января решение о поэтапном переходе должно быть принято до конца года. Оформить его предлагается в виде постановления Правительства РФ – Госдума направит в кабинет министров соответствующую рекомендацию. В случае одобрения данной инициативы нужно будет отсрочить и момент начала применения административной ответственности за несвоевременное внесение данных или внесение недостоверной информации в систему мониторинга (соответствующая ст. 6.34 КоАП РФ вступает в силу 1 января 2020 года).

Нюансы бухгалтерского учета контрольных знаков обязательной маркировки товаров узнайте из Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Снизить плату за предоставление оператором системы мониторинга кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации. На данный момент ее размер составляет 50 коп. за один код маркировки без учета НДС (постановление Правительства РФ от 8 мая 2019 г. № 577; далее – Постановление № 577). Как подчеркнул член Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров, отсутствие градации размера платы в зависимости от вида маркируемого товара, в связи с чем одинаковая плата взимается за маркировку лекарств (социально значимых товаров, которые должны быть как можно более доступными) и, например, шуб, представляется не обоснованным. Для производящих более 100 млн упаковок лекарств в год предприятий (а в таких объемах, как правило, выпускаются не дорогостоящие лекарства) соответствующие расходы (более 50 млн руб.) будут очень существенными, считают участники фармацевтического рынка. По их оценке, необходимость внесения данной платы повлечет увеличение себестоимости каждой упаковки лекарства на 1-2 руб., что в конечном итоге приведет к удорожанию лекарств для потребителей. Кроме того, такое увеличение себестоимости в принципе критично для лекарственных препаратов, отпускная цена производителя которых менее 50 руб. за упаковку, что может привести к прекращению их выпуска рядом предприятий, и существенно снижает рентабельность производства лекарств с отпускной ценой ниже 100 руб. Поэтому предлагается также увеличить значение предельной отпускной цены производителя, ниже которой плата за предоставление кода маркировки не взимается. Сейчас предусмотрено бесплатное предоставление кодов для лекарств, включенных в перечень ЖНВЛП, отпускная цена производителя которых не выше 20 руб. (п. 2 Постановления № 577).

Четко закрепить в законодательстве право участников системы мониторинга на получение в онлайн-режиме сведений о движении лекарственных препаратов и наличии их остатков на складах, в аптеках и медицинских организациях. Предполагается, что это позволит формировать точные планы производства и продаж лекарств, предотвращать дефицит конкретных препаратов или как минимум оперативно реагировать в случае его возникновения.

Ускорить доработку Единого справочника-каталога лекарственных препаратов, сведения из которого представляются в систему мониторинга в целях описания лекарственных препаратов (п. 3 Сведений, представляемые государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти в систему мониторинга). Существующая версия справочника, по сведениям участников эксперимента, содержит, например, сведения, отличные от содержащихся в регистрационных удостоверениях соответствующих лекарственных препаратов данных, что ведет к невозможности регистрации этих лекарств в системе мониторинга. По словам заместителя Министра здравоохранения РФ Елены Бойко, министерство работает над устранением данной проблемы.

Таким образом, в существующих условиях, описанных представителями фармацевтического рынка: невозможности нанесения печати средств идентификации требуемого качества с криптокодом, содержащим 44 знака, значительной частью производителей без модернизации или замены оборудования (решение они видят в сокращении количества символов до 20, что позволит использовать установленное оборудование), неготовности информационных систем производителей лекарств к взаимодействию с системой мониторинга, в том числе из-за ограниченного количества предлагаемых разработчиками IT-решений (ведущие их поставщики определяют сроки поставки таких решений вторым кварталом 2020 года), непроведения масштабного тестирования системы мониторинга во всех регионах на всех этапах производства, хранения, реализации и применения лекарственных препаратов, выпущенных в промышленных масштабах, – введение обязательной маркировки всех лекарств с 1 января следующего года действительно представляется крайне проблематичным, а предложение об определении этапов перехода к ней – обоснованным и оправданным.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector