3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Британская библиотека опубликовала последний музыкальный дневник Моцарта

Рукопись музыкального дневника Моцарта выставлена в интернете

Музыкальный дневник Вольфганга Амадея Моцарта выложен в интернете в рамках проекта Британской библиотеки «Переворачивая страницы» (Turning the Pages). Пользователь может просматривать рукопись, перелистывая рукописные страницы, и слушать записанные на них музыкальные фрагменты. В дневнике 35 страниц и 75 музыкальных отрывков. Среди них есть знаменитые работы композитора, такие как «Женитьба Фигаро» или «Волшебная флейта». Но, как утверждают создатели проекта, есть в рукописи музыкальные сочинения публикуемые впервые, такие как «Маленький марш» (Little March in D).

Проект «Переворачивая страницы», который осуществляет Британская библиотека, – совершенно уникален. Каждая книга, которая появляется на сайте становится событием. Предыдущие рукописи, представленные на сайте библиотекой, – это рукопись «Алисы в стране чудес», иллюстрированная Льюисом Кэрроллом (Lewis Carroll), и записная книжка Леонардо да Винчи с его пометками и чертежами. Всего на сайте проекта сегодня выложено 15 рукописей – это 15 великих книг. Например, первая напечатанная книга свиток «Алмазной сутры», изданной в Китае в 9 веке, или первый европейский атлас Меркатора, вышедший в 1570 году.

Рукопись на сайте представляет собой не текст или графику, а флэш-анимацию. Для просмотра страниц необходимо установить графический пакет (сделать это можно прямо на сайте проекта) и желательно иметь широкополосный доступ к Интернету. Страницы можно не только смотреть, но и слушать. Например, «Алису в стране чудес» читает британская актриса. Когда вы хотите перевернуть страницу и касаетесь ее мышкой, делать это нужно плавно, иначе страница «выскользнет». А для рассматривания деталей предусмотрено «увеличительное стекло».

Оригинальная рукопись дневника, названного Моцартом «Каталог всех моих работ» (Catalog of all my Works), была приобретена Британской библиотекой у наследников писателя Стефана Цвейга (Stefan Zweig) в 1986 году. В рукописи содержатся 145 сочинений, написанных Моцартом с февраля 1784 и до самой его смерти в декабре 1791 года. На сайте сегодня представлена только часть рукописи. Раскрыв книгу, пользователь может кликнуть мышью на любую композицию на странице и прослушать музыкальный фрагмент в исполнении Королевского Колледжа Музыки. Куратор музыкальных проектов Британской библиотеки Руперт Риджевэл (Rupert Ridgewell) говорит, что «Каталог» позволяет испытать «уникальное погружение в творческое сознание гения во всей его высоте и силе». Моцарт родился в городе Зальцбурге 27 января 1756. Ко дню празднования 250-летия маэстро Британская библиотека планирует присоединить к интернет-изданию вторую часть рукописи. Моцартовский дневник был разделен вдовой композитора в 1835 году. Констанция продавала рукописи Моцарта небольшими фрагментами, чтобы на этом заработать на жизнь.

Британская библиотека опубликовала последний музыкальный дневник Моцарта

Моцарт — это универсальный гений. Говорить о Моцарте — это все равно, что говорить о боге.

Ох, как трудно осилить легкость Моцарта!

Я не вполне уверен в том, что ангелы, намереваясь воздать хвалу Господу, играют именно Баха, но я уверен вполне, что друг для друга они играют Моцарта, и господь радуется, слушая их

Читать еще:  Девять из десяти россиян против повышения пенсионного возраста

Если человеку плохо, надо, пожалуй, слушать Моцарта. Потому что грусть у него очень специфическая. Она всегда с отблеском надежды, а человек не должен ее терять, пока жив.

Нет ничего более совершенного, чем Моцарт. Высшая точка красоты.

Цитаты из книги: Моцарт в квадрате. — М.: Классика-XXI, 2008.

Моцарта часто называют композитором «чистой музыки», как бы профильтрованной с точки зрения формы, ясности изложения, определённости во всём, в том числе и в воплощении эмоций. Примеряя к нему выверенные оценочные критерии классицизма (такие, как квадратность, симметрия построений, обязательное чередование контрастов, гладкость мелодики и голосоведения), музыковеды прошлых веков в прямом смысле засушили представление о его музыке. Они никак не решались признать за личностью Моцарта романтическую натуру, склонную к крайним проявлениям эмоциональности — экспрессии, демонизму, налётам импрессионизма, сюрреализма, мистицизма. Любые намёки на личностную исповедальность, на связь с жизненными событиями или на программный характер музыки тут же отвергались, как необоснованные. Музыку Моцарта отделили от всех «страданий молодого Вертера»: дескать, он создавал свои творения, ориентируясь лишь на отвлечённые музыкальные образцы, устремлённые к гедонистическому идеалу.
Лишь в конце XX века представление о первоосновах музыкального мышления Моцарта в корне изменилось, что связано с глобальным изменением «музыкального мышления» самих слушателей. Начался новый этап постижения феномена Моцарта, теперь он коснулся и тех сочинений (особенно ранних), которым в прошлом почти не уделяли внимания.

Ирина Якушина,
«Вселенная Моцарта»

В.А. Моцарт — письмо к сестре, Милан, 24 августа 1771 года:
«Над нами живет скрипач, под нами еще один, рядом с нами — учитель пения, который дает уроки, в последней комнате напротив нас гобоист. Это весело, когда сочиняешь! Подает много идей».

Когда бы все так чувствовали силу / Гармонии! Но нет: тогда б не мог / И мир существовать; никто б не стал / Заботиться о нуждах низкой жизни;/ Все предались бы вольному искусству. / Нас мало избранных, счастливцев праздных, / Пренебрегающих презренной пользой, / Единого прекрасного жрецов. / Не правда ль.

А.С.Пушкин,
«Моцарт и Сальери»,
1830г.

О Моцарте нам известны две вещи: во-первых — его убил Сальери, и во-вторых -он написал потрясающие мелодии для мобильных телефонов.

Б.Тарасенко
«Тот самый Моцарт»,
наши дни.

Имя Моцарта вошло в духовную жизнь человечества как «символ самой музыки»

Последний концерт для клавира — тоже бесспорное порождение гениального мастерства и творческой фантазии, фантазии, отмеченной чертами уже знакомой нам «вторичной наивности». Богатейшие и глубочайшие связи между solo и tutti, прозрачность звучания, полное слияние галантности и учености — все это столь совершенно, что вопрос о стиле здесь несуществен. Таково прощальное утверждение бессмертия.

Самый трудный композитор? —
Моцарт!

«Музыка господина Моцарта уже на первом представлении восхитила знатоков. Исключение составили разве что те, кто из любви к себе и тщеславия никогда не признает достоинств за чужими творениями. Музыка Моцарта содержит так много красот и настолько богата разнообразными мыслями, что подобное могло бы быть создано только прирожденным гением.»

Из газеты «Винер реалцайтунг»
от 11 июля 1786 года

Конечно, есть некоторые вещи из ранних 1780-х или поздних 1770-х, которые я выношу – такие произведения как «Сераль», например, – они влетают в одно ухо и вылетают из другого, но как музыку заднего плана я вполне могу ее терпеть. Ну конечно, меня заставляли, и если быть до конца честным, в некоторых случаях мне даже нравилось их играть для своего собственного удовольствия. Они дают некое удовольствие от исполнения, немного более сильное, чем Клементи, и немного более слабое, чем Скарлатти. Но всегда, когда приходило время составлять программу для какого-нибудь выступления, я успешно заменял Моцарта чем-нибудь из позднего Гайдна или раннего Бетховена, и реально я ни разу не исполнял Моцарта публично до двадцати пяти лет.

Читать еще:  В Москве произошел пожар в больнице для пациентов с коронавирусом, один человек погиб

«Мои дети покорили почти всех»
Леопольд Моцарт,
частное письмо. Декабрь 1763,
Версаль

120 часов музыки Моцарта и его личный дневник в свободном доступе

В свободном доступе оцифрованный личный музыкальный дневник Моцарта, в котором он писал свои последние шедевры, а также 120-часовой плейлист с произведениями композитора.

Увидеть труды, написанные рукой Моцарта на пике его композиторских сил, кажется невероятным. Но благодаря усилиям Британской Библиотеки личный тридцатистраничный музыкальный дневник Моцарта доступен онлайн. Это «уникальный и важный документ» в истории классической музыки с записью сочинений композитора за последние семь лет его жизни.

На сайте библиотеки пишут, что в период с февраля 1784 года по декабрь 1791 года Моцарт «написал многие из своих самых известных произведений, в том числе пять зрелых опер, несколько красивейших фортепианных сонат и три последние великие симфонии, а также несколько знаменитых малых произведений».

Страницы, которые вы видите, из его комической оперы «Свадьба Фигаро». Моцарт писал её в тяжёлые времена, омрачённые бедственным финансовым положением и семейной трагедией.

Многие учёные занимались исследованиями полезных эффектов от прослушивания музыкальных произведений Вольфганга Амадея. В 1991 году французский доктор Альфред А. Томатис, использовавший музыкотерапию в лечении различных заболеваний, ввёл определение «эффект Моцарта» в книге «Почему Моцарт?». В 1997 году Дон Кэмпбелл опубликовал труд «Эффект Моцарта: использование таинственной силы музыки для исцеления тела и разума», где рассмотрел теорию о том, что прослушивание Моцарта (особенно фортепианных концертов) способно временно увеличивать уровень IQ и приводит ещё ко многим полезным эффектам, связанным с психическими функциями.

Кэмпбелл полагался на исследование, описанное в журнале Nature, настолько впечатлившее тогдашнего губернатора штата Джорджия Зелла Миллера, что он даже предложил предоставлять каждому ребёнку, родившемуся в Джорджии, CD диск с классической музыкой.

Нам, чтобы послушать Моцарта, достаточно одного щелчка мышью и запустится плейлист с произведениями гениального композитора на ресурсе Spotify . Все записи в каталоге расположены в хронологическом порядке. Общая продолжительность – 120 часов.

Превью: Портрет Вольфганга Амадея Моцарта, автор и дата неизвестны.

Статьи

Британская библиотека

Илья Бузукашвили

Старинные книги и древние манускрипты, уникальные автографы и документы разных эпох и культур, музей шедевров и десятки километров подземных книжных хранилищ — все это Британская национальная библиотека. 150 миллионов письменных свидетельств истории слова, прошедших сквозь века.

Записаться в Британскую библиотеку несложно. Достаточно иметь российский паспорт, указать интересующие тебя области знания, пройти короткое собеседование — и читательский билет в твоем кармане! Рядом со мной в читальном зале девушка из Италии изучала средневековые книги о волшебнике Мерлине и о рыцарях Круглого стола, а молодой англичанин рассматривал навигационные карты эпохи Возрождения.

Читать еще:  В России снизилась дискриминация людей с лишним весом при приеме на работу

Британская библиотека раньше была частью Британского музея, но с 1998 года обрела собственное новое здание в нескольких кварталах от него, на Юстон-роуд. Вместе с Библиотекой Национального конгресса в Вашингтоне и Парижской национальной библиотекой она входит сегодня в тройку крупнейших библиотек мира.

Хранится здесь не только письменное слово Британии, нынешней и древней, но также книги и рукописи, представляющие самые разные воззрения, религиозные традиции и культуры всего мира. Многим документам более двух тысяч лет. В фондах библиотеки — манускрипты из Индии и Китая, средневековые фолианты, редкие документы и издания времен «холодной войны».

Трогает и поражает бесконечная череда историй выживания многих редчайших книг. Как их хранили, оберегали, спасали — ради будущего.

Путь в выставочный зал музея Британской национальной библиотеки, где хранятся ее шедевры из шедевров, ведет мимо удивительной стеклянной башни в центре здания. Она пронизывает насквозь все его этажи.

«Это наша местная достопримечательность, — с улыбкой объясняет мне Хитер Норман-Зодерлинд, работник библиотеки и мой гид по ее залам. — Здесь находится собрание книг короля Георга Третьего. Английского короля. Видите, корешки их смотрят на нас сквозь прозрачные стены башни. Читатели, заказывающие книги, находятся внутри, в башне. А снаружи очень интересно наблюдать, как выписанные ими книжки, словно по мановению волшебной палочки, исчезают со своего ряда. Словно пропадают в никуда. Правда, выглядит очень смешно?»

Уже за другим стеклом, за витринами большого, погруженного в полумрак музейного выставочного зала, — сокровища Британской национальной библиотеки. Ее гордость. То, что просто невозможно держать в хранилищах за семью печатями и не показывать людям.

«Это Библия, напечатанная в типографии Гутенберга, — рассказывает Хитер. — А весь большой стенд посвящен истории развития книгопечатания в Европе. Это очень важно для нас. Ведь начиналось все с Гутенберга. И копий из первого печатного тиража Священного писания осталось немного в мире. Всего три, если я не ошибаюсь».

Рядом с первой печатной Библией Гутенберга — записная книжка Леонардо да Винчи. Открыта на странице, где маэстро делал наброски парашюта. Читать записи Леонардо можно лишь при помощи зеркала, так уж хитро задумал великий художник. Мог ли он представить себе, что в XXI веке его запросто будут читать безо всякого зеркала: работники библиотеки на своем сайте в Интернете сделали так, чтобы записки Леонардо были не только в оригинальном, но и в расшифрованном, то есть «раззеркаленном», виде.

О том, что мы все же в Лондоне, напоминает следующая витрина. Вернее, портрет Шекспира на одной из книжных страниц. «Было бы справедливо ожидать, что Британская библиотека обладает многочисленными оригиналами произведений Шекспира, — рассказывает госпожа Норман-Зодерлинд. — Но рукописей Шекспира не осталось. То, что мы имеем, — это экземпляры первого полного собрания его произведений, напечатанного его друзьями, так называемое Первое фолио. И еще один бесценный подлинник — автограф с подписью Шекспира. Жаль, что не в конце пьесы, а. на расписке о денежной ссуде для покупки дома. Но. Что есть, то есть. И это бесценно. Загадка и тайна Шекспира остается. Как и надежда, что в какой-нибудь старой, заброшенной художественной мастерской или на каком-нибудь чердаке однажды будут обнаружены оригиналы его рукописей».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector