0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Эрмитаже откроется постоянная экспозиция древнерусских икон

Постоянная экспозиция икон открылась в Эрмитаже

Санкт-Петербург, 8 марта 2020 г.

6 марта 2020 года в Государственном Эрмитаже состоялось открытие постоянной экспозиции древнерусской иконописи XIV — начала XVIII века. В экспозицию вошло более восьмидесяти икон, сообщает Патриархия.ru.

Начало формирования собрания древнерусского искусства Эрмитажа было связано с открытием в 1941 году отдела истории русской культуры. Это одна из самых «молодых» коллекций музея. Ее основу составили материалы Историко-бытового отдела Музея этнографии народов СССР и музейного Обменного фонда, а также поступления из собрания Михаила и Владимира Успенских.

Экскурсию для журналистов провела Анна Иванникова, одна из кураторов экспозиции. Она рассказала, что большинство экспонатов поступили в Эрмитаж в 1950-1970-е годы, когда активно организовывались экспедиции в Ленинградскую, Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую и Ярославскую области. Это в прямом смысле спасенные иконы: в основном они найдены в недействующих деревянных храмах и часовнях, вывезены и отреставрированы. Сами эти храмы и часовни в большинстве своем до наших дней не сохранились: некоторые сгорели, некоторые просто обрушились.

Не всегда удается определить, из какого храма экспонат попал в Эрмитаж: в период активной борьбы государства с Церковью храмы закрывались, и их имущество в буквальном смысле разграблялось, а потом без всякого учета передавалось в различные музеи.

Выставка посвящена 100-летию со дня рождения сотрудницы Эрмитажа А.С. Косцовой (1920-2006). Она была хранителем Фонда икон, руководила многочисленными экспедициями по сбору памятников, подготовила первый план этой большой постоянной экспозиции.

Одна из жемчужин эрмитажного собрания — новгородская икона святителя Николая Мирликийского начала XV века. Целый ряд экспонатов отличается редкостью иконографического решения. Например, самый ранний из известных на Руси комплектов миней, созданный новгородскими мастерами во второй четверти XV столетия. Некоторые экспонаты демонстрируют оригинальность стиля иконописцев древнего Пскова и Москвы. В частности, образ «Богоявление», исполненный в экспрессивной манере, характерной для псковского искусства середины — третьей четверти XIV века, а также пядничная икона «Рождество Иоанна Предтечи».

На выставке представлены не только иконы, но и оклады, кресты, элементы архитектуры православного храма. Среди экспонатов — золоченые Царские врата начала 1680-х годов из московского Симонова монастыря. Украшенные сквозной объемной резьбой створы врат являются ярким образцом так называемой флемской рези.

Предметы на экспозиции выставлены в витринах нового поколения. Иконы несколько десятилетий находились при низкотемпературном хранении с постоянным высоким уровнем влажности. Так как они чувствительны к любым, даже минимальным, изменениям климатических условий, была применена технология двухступенчатой стабилизации влажности и глубокой молекулярной очистки воздуха. Эрмитажные климатологи впервые в таком объеме осуществляют мониторинг за состоянием климата в витринах с помощью автоматической системы контроля через Wi-Fi, что позволяет круглосуточно наблюдать за изменением влажности в витринах. Подобные технологии в России никогда прежде не применялись в масштабах целой экспозиции.

Читать еще:  В Башкирии режим самоизоляции продлится до конца мая

Кураторы: О.Н. Мальцева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг; А.П. Иванникова, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи.

«Мы открываем постоянную экспозицию русской иконописи, которая формировалась долгие годы. Многие не знают, что в Эрмитаже вообще есть русские иконы, — сказал на торжественной церемонии открытия выставки директор музея Михаил Пиотровский. — Эрмитаж — место памяти и очень важно, что такая экспозиция появилась. Сегодня созданы абсолютно идеальные условия показа: все витрины выполнены по последнему слову техники. Наша коллекция — символ открытости Эрмитажа. Каждый входящий будет с восторгом смотреть на святого Николая Мирликийского, будет проходить через залы, где расположена эта замечательная коллекция».

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Московская Патриархия окажет материальную помощь столичным клирикам

Святейший Патриарх Кирилл возглавил онлайн-совещание Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, викариев Московской епархии, представителей синодальных учреждений и подразделений Московской Патриархии

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

Президент России поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в день памяти святителя Николая Чудотворца

Архив

Постоянная экспозиция икон открылась в Эрмитаже

6 марта 2020 года в Государственном Эрмитаже состоялось открытие постоянной экспозиции древнерусской иконописи XIV — начала XVIII века. В экспозицию вошло более восьмидесяти икон.

Начало формирования собрания древнерусского искусства Эрмитажа было связано с открытием в 1941 году отдела истории русской культуры. Это одна из самых «молодых» коллекций музея. Ее основу составили материалы Историко-бытового отдела Музея этнографии народов СССР и музейного Обменного фонда, а также поступления из собрания Михаила и Владимира Успенских.

Экскурсию для журналистов провела Анна Иванникова, одна из кураторов экспозиции. Она рассказала, что большинство экспонатов поступили в Эрмитаж в 1950-1970-е годы, когда активно организовывались экспедиции в Ленинградскую, Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую и Ярославскую области. Это в прямом смысле спасенные иконы: в основном они найдены в недействующих деревянных храмах и часовнях, вывезены и отреставрированы. Сами эти храмы и часовни в большинстве своем до наших дней не сохранились: некоторые сгорели, некоторые просто обрушились.

Не всегда удается определить, из какого храма экспонат попал в Эрмитаж: в период активной борьбы государства с Церковью храмы закрывались, и их имущество в буквальном смысле разграблялось, а потом без всякого учета передавалось в различные музеи.

Выставка посвящена 100-летию со дня рождения сотрудницы Эрмитажа А.С. Косцовой (1920-2006). Она была хранителем Фонда икон, руководила многочисленными экспедициями по сбору памятников, подготовила первый план этой большой постоянной экспозиции.

Одна из жемчужин эрмитажного собрания — новгородская икона святителя Николая Мирликийского начала XV века. Целый ряд экспонатов отличается редкостью иконографического решения. Например, самый ранний из известных на Руси комплектов миней, созданный новгородскими мастерами во второй четверти XV столетия. Некоторые экспонаты демонстрируют оригинальность стиля иконописцев древнего Пскова и Москвы. В частности, образ «Богоявление», исполненный в экспрессивной манере, характерной для псковского искусства середины — третьей четверти XIV века, а также пядничная икона «Рождество Иоанна Предтечи».

Читать еще:  В Псковской области старшеклассник ударил на уроке учительницу по лицу

На выставке представлены не только иконы, но и оклады, кресты, элементы архитектуры православного храма. Среди экспонатов — золоченые Царские врата начала 1680-х годов из московского Симонова монастыря. Украшенные сквозной объемной резьбой створы врат являются ярким образцом так называемой флемской рези.

Предметы на экспозиции выставлены в витринах нового поколения. Иконы несколько десятилетий находились при низкотемпературном хранении с постоянным высоким уровнем влажности. Так как они чувствительны к любым, даже минимальным, изменениям климатических условий, была применена технология двухступенчатой стабилизации влажности и глубокой молекулярной очистки воздуха. Эрмитажные климатологи впервые в таком объеме осуществляют мониторинг за состоянием климата в витринах с помощью автоматической системы контроля через Wi-Fi, что позволяет круглосуточно наблюдать за изменением влажности в витринах. Подобные технологии в России никогда прежде не применялись в масштабах целой экспозиции.

Кураторы: О.Н. Мальцева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг; А.П. Иванникова, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи.

«Мы открываем постоянную экспозицию русской иконописи, которая формировалась долгие годы. Многие не знают, что в Эрмитаже вообще есть русские иконы, — сказал на торжественной церемонии открытия выставки директор музея Михаил Пиотровский. — Эрмитаж — место памяти и очень важно, что такая экспозиция появилась. Сегодня созданы абсолютно идеальные условия показа: все витрины выполнены по последнему слову техники. Наша коллекция — символ открытости Эрмитажа. Каждый входящий будет с восторгом смотреть на святого Николая Мирликийского, будет проходить через залы, где расположена эта замечательная коллекция».

Постоянная экспозиция древнерусских икон открылась в Эрмитаже

Более 80 икон XIV — начала XVIII века представили 6 марта в Эрмитаже в рамках открытия постоянной экспозиции древнерусской иконописи.

Данная экспозиция стала одной из самых «молодых» коллекций музея, ее основу составили материалы Музея этнографии народов СССР и музейного обменного фонда, а также собрания Михаила и Владимира Успенских, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

– Мы открываем постоянную экспозицию русской иконописи, которая формировалась долгие годы – многие не знают, что в Эрмитаже вообще есть русские иконы, — сказал на открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Он отметил, что «созданы абсолютно идеальные условия показа, все витрины выполнены по последнему слову техники».

Глава Эрмитажа сообщил, что открытие экспозиции посвящено 100-летию со дня рождения Александры Косцовой, которая была хранителем этой экспозиции, заведовала сектором Древней Руси с 1949 года. 100 лет Александре Косцовой исполнится 9 мая 2020 года.

– В свое время некоторые иконы из эрмитажной коллекции экспонировались в Италии в католических храмах – это способствовало сближению между нашими народами, нашими культурами, – также сообщил Михаил Пиотровский.

Читать еще:  Церковь организовала сбор помощи для пострадавших от наводнения в Приамурье

Начало формирования собрания древнерусского искусства было связано с открытием в 1941 году Отдела истории русской культуры.

Одна из кураторов экспозиции Анна Иванникова рассказала на открытии, что большинство экспонатов поступили в Эрмитаж в 1950-1970-е годы, когда активно организовывались экспозиции в Ленинградскую, Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую и Ярославскую области.

Отмечается, что представленные образы в прямом смысле слова были спасены от гибели, т.к. в основном их нашли в недействующих деревянных храмах и часовнях, вывезли и отреставрировали. Сами же эти храмы и часовни в большинстве своем не сохранились: некоторые сгорели, а другие просто обрушились.

Одной из главных жемчужин экспозиции является икона святителя Николая Чудотворца начала XV века. Специалисты связывают образ с новгородскими художественными памятниками XI-XIII веков.

Кроме икон в экспозицию вошли элементы архитектуры православного храма, например, золоченые Царские врата начала 1680-х из собрания Эрмитажа, находившиеся в московском Симоновом монастыре.

Шедевры иконописи. В Эрмитаже открылась постоянная экспозиция древнерусского искусства

Представленную коллекцию начали формировать в 1940-х годах.

Самое молодое собрание главного музея страны. В Эрмитаже появилась выставка, главными экспонатами которой стали настоящие шедевры русской иконописи. В разные годы они были перевезены в Петербург из храмов Ленинградской, Новгородской, Архангельской, Мурманской и Ярославской областей.

Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Татьяна Баженова увидела экспозицию накануне ее официального открытия.

«Богоявление», «Благовещение», «Страшный суд», «Рождество Христово» — иконы с каноническими христианскими сюжетами теперь объединены в трех залах Эрмитажа. Историческое событие: музей открывает постоянную экспозицию древнерусской иконописи. Это шедевры XIV — начала XVIII века.

МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа:

Несмотря на возраст отдельных экспонатов, эта коллекция — одна из самых «молодых» в Эрмитаже. Формировать ее начали после открытия Отдела истории русской культуры — в 1941-м.

Когда государство отвергло религию и христианское искусство, спасать исчезающую красоту принялись музейщики. Сотни экспонатов собраны сотрудниками Эрмитажа в 50-70-е годы в ходе экспедиций по Северо-Западу.

ОЛЬГА МАЛЬЦЕВА, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:

Восстановление одной иконы, порой, занимало годы. То, что каждую из них удалось вывезти и спасти, называют чудом. Ведь многих мест, где произведения хранились, уже просто нет.

АННА ИВАННИКОВА, куратор выставки, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:

У каждого экспоната — своя, нередко сложная судьба. Эти Царские врата XVIII века были частью убранства Успенского собора Симонова монастыря в Москве. В 1930 году его взорвали.

А этот выносной двусторонний крест изготовлен в Новгороде в XV веке. Музейщики нашли его в Архангельской области — крест был разломан на две части, которые хранились в разных храмах.

ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА, корреспондент:

На экспозицию попали 83 шедевра древнерусского искусства. Увидеть их посетители Эрмитажа смогут с 7 марта.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector