0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СМИ: Погибший экипаж глубоководного аппарата мог эвакуироваться, но остался тушить пожар

Армия

Вооруженные силы

Руководство довело? Что погубило экипаж «Лошарика»

Спасение экипажа АС-31 «Лошарик» оказалось нарушением закона

У экипажа подводной станции «Лошарик» была возможность спастись, но они остались на борту, согласно «Руководству по борьбе за живучесть», сообщают СМИ. Документ предписывает подводникам оставаться в том отсеке, где их застал пожар, и бороться там с аварией. Из-за этого 1 июля в Баренцевом море погибли 14 моряков.

Экипаж атомной глубоководной станции проекта 10831 АС-31 «Лошарик», которая потерпела аварию в Баренцевом море, мог спастись в полном составе, но предпочел действовать согласно принятому в Военно-морском флоте России «Руководству по борьбе за живучесть», сообщает «Коммерсант» со ссылкой на свои источники.

Собеседники издания рассказали, что произошедшая авария, во всяком случае, на начальной стадии, не представляла большой опасности для экипажа, и все находившиеся на борту АС-31 люди могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. К тому же, у каждого из членов экипажа было при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, которое позволяло продержаться не менее 20 минут без кислорода даже при очень сильном задымлении.

Но принятый распорядок предписывает моряку-подводнику находиться в том отсеке, где его застал пожар.

Газета, ссылаясь на данные участников расследования, указала, что моряки до последнего боролись за живучесть станции и израсходовали на тушение пожара все имеющиеся на борту средства.

«Коммерсант» назвал одной из вероятных причин случившегося взрыв литий-ионной аккумуляторной батареи российского производства. Она была установлена на «Лошарике» вместо прежних украинских серебряно-цинковых аккумуляторных батарей. Изучая сопроводительную документацию к продукции «Ригеля», эксперты, как утверждают источники издания, обнаружили помимо прочего сертификаты, подтверждающие, что переданные флоту батареи прошли испытания на взрывобезопасность. Теперь следствие выясняет, кто и каким образом испытывал изделия и почему при этом не присутствовали представители заказчика — Минобороны.

Пожар на научно-исследовательском глубоководном аппарате произошел в российских территориальных водах 1 июля. Об инциденте сообщили в Минобороны России. Возгорание началось во время проведения батиметрических измерений. 14 моряков-подводников погибли, отравившись продуктами горения.

«Благодаря самоотверженным действиям команды очаг возгорания был ликвидирован», — говорится в сообщении ведомства. В настоящее время аппарат, где произошел пожар, находится на военно-морской базе в Североморске Мурманской области. Он предназначен для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах российского ВМФ.

По словам главы Минобороны Сергея Шойгу, смертельный инцидент в Баренцевом море произошел из-за пожара в аккумуляторном отсеке.

Такое заявление он сделал на встрече с президентом России Владимиром Путиным.

«Далее он [пожар] получил некое распространение», — рассказал министр. Благодаря геройским действиям экипажа удалось спасти гражданского специалиста, находившегося на борту, подчеркнул он.

Выяснением обстоятельств трагедии занимается комиссия под руководством главкома ВМФ Николая Евменова, сообщил РБК 10 июля. Издание уточняет, что детали инцидента являются гостайной и не разглашаются. Вместе с тем известно, что ЧП произошло на атомной глубоководной станции, приписанной к 29-й дивизии, располагающейся на западном берегу Кольского залива.

По словам источника издания, авария произошла в носовом отсеке глубоководной станции АС-31. Причем точных данных, сколько человек находилось на борту, нет, но собеседник предполагает, что их было 24. Все они были офицерами.

Основными версиями произошедшего издание назвало короткое замыкание и диверсию. Впрочем, не исключено и внешнее воздействие.

После трагедии Владимир Путин удостоил четырех погибших в пожаре офицеров-подводников звания Героев России. Указ о посмертном награждении глава государства подписал 5 июля.

При этом высшие звания получили капитаны первого ранга Андрей Воскресенский, Денис Опарин, Константин Сомов и капитан второго ранга Дмитрий Соловьев, который спас гражданского специалиста.

Еще десять погибших подводников были удостоены Орденов Мужества.

Награды посмертно получили подполковник медицинской службы Александр Васильев, каперанги Владимир Абанкин, Сергей Данильченко, Денис Долонский, Константин Иванов и Николай Филин. В списке также числятся капитан-лейтенант Михаил Дубков, капитан второго ранга Александр Авдонин и капитаны третьего ранга Владимир Сухиничев и Виктор Кузьмин.

Читать еще:  В научном центре «Вектор» начались испытания вакцины от коронавируса на животных

При этом командир глубоководного аппарата АС-12 «Лошарик» Денис Долонский ранее уже был удостоен звания Героя России, как и испытатель глубоководной техники Николай Филин. Долонского наградили еще в начале 2010-х годов за исследования Арктики и Антарктики. Филин получил звание Героя за «выполнение особо важного задания» и проявленные при этом мужество и героизм.

«Надо строить правильные подлодки, а не всякую туфту»

Подводники — о настоящих причинах пожара на «Лошарике» и темных тайнах военных

Фото: Объединенная судостроительная корпорация

1 июля на борту атомной подлодки АС-31 «Лошарик» произошел пожар во время батиметрических измерений — изучения рельефа дна Баренцева моря. Из-за отравления продуктами горения погибли 14 моряков, 4-5 выживших были госпитализированы в военно-морской клинический госпиталь Североморска (Мурманская область). Три дня спустя после ЧП на «Лошарике» министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту Владимиру Путину, что причиной аварии стал пожар в аккумуляторном отсеке подлодки, «получивший некое распространение». «Лента.ру» пообщалась с офицерами-подводниками и выяснила их мнение о трагедии в Баренцевом море.

«Если на глубине что-то случается — спасения нет»

Валерий Кулаков, офицер-подводник Военно-морского флота СССР, Герой Советского Союза:

АС-31 — аппарат, по официальной версии созданный для обследования дна мирового океана на больших глубинах, более двух тысяч метров. А военные задачи — это не для разглашения, это за гранью секретности. Сами видите, какой экипаж [у «Лошарика»] — одни военные, старшие офицеры, люди специально подготовленные, высококлассные специалисты.

Что могло послужить причиной возгорания, сказать не могу. Я сам плавал на таких средствах и Героя Советского Союза получил за это. Говорят, загорелась аккумуляторная батарея, но я как специалист не представляю, как это могло случиться и от чего. Возможно, это не очень точная версия.

На таких аппаратах не было подобных ЧП, это первый случай — так, чтобы с гибелью большого количества людей, причем специалистов. Они как космонавты — недаром называются гидронавты: специально подготовленные, сродни космической профессии, только не в небе, а на больших глубинах в океане. И если с ними на глубине что-то случается, как у нас всегда говорили — спасения в принципе нет.

Любая авария, даже протечка воды, — это страшно. А пожар — самое опасное ЧП у подводников. На борту есть средства тушения, но огонь очень быстро распространяется и съедает кислород, что ведет к гибели личного состава.

На подводных аппаратах есть средства индивидуальной защиты, маски, патроны, которые позволяют дышать в дыму, но они не совсем эффективны, скорее для самоуспокоения, ведь объем маленький, а людей много. В случае пожара они не спасут. Точно так же — если начнет поступать вода, ты не спасешься, утонешь вместе с аппаратом. Любая микротечь приводит к большой протечке воды. На больших глубинах все опасно, любые ЧП.

Фото: Павел Львов / РИА Новости

В данном случае людям повезло, что аппарат остался на плаву, а не утонул, — удалось спасти и его, и часть экипажа. Инструкции на случай ЧП, как говорится, пишутся на крови. Случилось что-то — корректируется, нельзя под водой всего предусмотреть. Если что-то случается — хорошо, что это не так часто бывает, — шансов мало. В этом специфика службы подводника: люди знают, куда идут, у них и служба идет год за два.

За время службы я слышал о разных ЧП, но, к счастью, все заканчивалось благополучно. Были случаи, когда и на больших подводных лодках случались пожары, и отсеки полностью выгорали. Бывало, что лодки шли на службу и пропадали. Это было давно, в семидесятые годы, — так и не нашли, отчего они тонули. Был известный случай с К-19, где случилась авария с ядерным реактором, экипаж полностью спасли, а лодка перегрузилась и пошла ко дну. И с такими лодками [подобными «Лошарику»] уже был случай, когда аппарат затонул из-за аварии, но это было еще в советское время. Тогда личный состав удалось спасти.

Есть книги об авариях на морских глубинах, в них все описано. А нам не все можно говорить, служба в гидронавтике, можно сказать, засекречена.

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

«Подводники либо погибают, либо побеждают»

Сергей Кубынин, офицер-подводник Военно-морского флота СССР, капитан I ранга:

Аппараты типа АС-31 занимаются, среди прочего, работой на большой глубине и в тех местах, где могут быть проложены секретные кабели для подводной связи. Может, и в Баренцевом море кабель какой-то глубоководный лежит. Причиной возгорания на «Лошарике» мог стать брак при строительстве. Сколько катастроф у нас случалось на подводных лодках — и везде был грязный след недоработок нашей военной промышленности. По версиям, которые озвучивались, пожар на АС-31 мог возникнуть из-за короткого замыкания в отсеке с электрооборудованием. Возможная причина — различные нарушения при строительстве подлодки или монтаже электрооборудования.

Читать еще:  Посмертная экспертиза выявила у отца сестер Хачатурян расстройство личности

Правильно ли велась эвакуация на «Лошарике», вам не скажет никто. Аварийных ситуаций на подводных лодках могут быть тысячи, а у возгораний существуют сотни разновидностей, которые отличаются друг от друга. Возгорание может быть и из-за перегоревшей лампочки, и из-за силового кабеля, который находится в недоступном месте, куда добраться можно лишь объемным пожаротушением.

Фото: Лев Федосеев / ТАСС

При этом надо понимать: на подводных лодках нет понятия эвакуации. Герой Советского Союза Гаджиев говорил: экипаж подводной лодки отличается от любого другого — даже от экипажа космического корабля — тем, что там все либо погибают, либо побеждают. А чтобы подводники побеждали, надо строить правильные подводные лодки, а не всякую туфту. Иначе какого черта на АС-31 замыкание произошло? Само там ничего не замкнет — значит, было нарушение технологического процесса, прокладки электрооборудования, кабелей и так далее.

Вы знаете, сколько у нас подлодок погибло после войны? Не один десяток, и все погибали по-разному. И в СМИ была информация — якобы за 45 лет существования отряда гидронавтов, к которому относится «Лошарик», с их аппаратами не случилось ни одной серьезной аварии, которая привела бы к жертвам. О том, что не было ничего за 45 лет, — не верьте ушам своим. Я не гидронавт, но знаю, что у них были проблемы, причем не одна и не две. Да что говорить, когда в 2000 году безуспешно спасали экипаж атомной подводной лодки «Курск», там пытались применять и аппараты вроде АС-31. В итоге они сами чуть не утонули. Чудом не утонули.

СМИ узнали подробности трагедии на «Лошарике» в Баренцевом море

Экипаж атомной глубоководной станции АС-31 («Лошарик») мог эвакуироваться на лодку-носитель, но предпочел действовать в четком соответствии с «Руководством по борьбе за живучесть» аппарата. Об этом пишет во вторник газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к расследованию происшествия, публикуя новые подробности катастрофы.

По данным издания, трагические события на «Лошарике» начали развиваться во время стыковки станции с лодкой-носителем. Именно тогда на борту АС-31 в аккумуляторном отсеке появился дым. Собеседники указывают, что пожара в привычном смысле этого слова на подлодках не бывает, поскольку они выполнены из негорючих материалов. В этой связи любой дым на подлодках объявляется пожаром, а подводникам приходится бороться с ним практически на ощупь.

В качестве причины появления пожара называют возможные проблемы в электросистеме АС-31, которая использует токи силой до 1000 ампер, либо небольшой дефект кабелей, который мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции.

Источники отмечают, что произошедшая авария на начальной стадии не представляла большой опасности для экипажа. Все они могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель, у каждого из них было при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее продержаться не менее 20 минут без кислорода. Однако, как пишет издание, «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок», действующее в Военно-морском флоте, предписывает каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте. Оставление горящего отсека без приказа влечет за собой уголовную ответственность.

События, по данным издания, развивались следующим образом: командиру доложили, что в аккумуляторном отсеке появился дым, тот доложил командиру подводной лодки-носителя, что на борту АС-31 пожар, приказал проверить дыхательные аппараты и перейти на носитель всем, кто не будет задействован в борьбе за живучесть.

В итоге борт АС-31 покинули шесть человек, а десять офицеров-гидронавтов остались на станции, продолжив борьбу за живучесть корабля. Позднее осмотр доставленного на базу АС-31 показал, что в борьбе за ее живучесть гидронавты израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения. В частности, пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки, а также все четыре столитровые емкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая). Кроме того, через 40 минут работы подводники, как говорят собеседники издания, «издышали» все изолирующие дыхательные средства. После этого они включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.

После того как некоторые подводники начали терять сознание, командир АС-31 запросил у командира лодки-носителя разрешения эвакуироваться на носитель. Чтобы помочь им подняться из АС-31 в носитель, у шлюзового устройства их встречали четверо гидронавтов из второго экипажа. В момент подготовки экипажа к эвакуации произошел взрыв, который и унес жизни всех четырнадцати моряков. Позднее эксперты установили, что взорвалась аккумуляторная батарея.

Читать еще:  В США учитель усыновил ученика, чтобы тот смог встать в очередь на пересадку почки

У моряков были портативные дыхательные аппараты (ПДА), которых хватает на 20 минут, и изолирующие противогазы (ИП-6), позволяющие дышать еще 40 минут, пояснял РБК подводник, знакомый с погибшим экипажем.

Источник, знакомый с расследованием происшествия, говорил, что у комиссии вызывает вопросы тот факт, что подводники не использовали ПДА, хотя по инструкции должны были это сделать.

Другой собеседник РБК предполагал, что моряки не успели воспользоваться средствами защиты из-за взрыва, и не исключает, что во время инцидента часть экипажа находилась не на вахте и спала. На подлодке такого типа можно отравиться продуктами горения и потерять сознание за два-три вдоха, заявил собеседник РБК.

Пожар на глубоководном аппарате Минобороны, в ходе которого погибли 14 подводников, произошел 1 июля. Тип аппарата официально назван не был. По данным источника РБК в силовых структурах, речь идет о спускаемом аппарате атомной глубоководной станции проекта 10831, также известной как «Лошарик». Глава Минобороны Сергей Шойгу говорил, что основная причина ЧП — пожар в аккумуляторном отсеке. Указом президента четырем погибшим подводникам было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации, еще десять посмертно награждены орденами Мужества.

СМИ узнали, что на самом деле произошло на «Лошарике» и как погибли 14 российских офицеров-подводников

Экипаж глубоководного аппарата АС-31 («Лошарик») до последнего боролся за живучесть, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к расследованию происшествия. По данным издания, моряки израсходовали все средства пожаротушения и «издышали» все изолирующие дыхательные средства. При этом, как отмечается, экипаж мог эвакуироваться на лодку-носитель, но решил остаться и попытаться спасти аппарат.

Как рассказали источники, ЧП на «Лошарике» произошло во время стыковки станции с лодкой-носителем, когда в аккумуляторном отсеке появился дым. При этом как такового пожара в привычном смысле этого слова на подлодках не бывает, поскольку они выполнены из негорючих материалов. В этой связи любой дым на подлодках объявляется пожаром, а подводникам приходится бороться с ним практически на ощупь.

В качестве причины задымления называются возможные проблемы в электросистеме АС-31, которая использует токи силой до 1000 ампер, либо небольшой дефект кабелей, который мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции.

На начальной стадии, как сообщили источники издания, авария не представляла большой опасности для экипажа. Все они могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель, у каждого из них было при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее продержаться не менее 20 минут без кислорода. Однако, согласно «Руководству по борьбе за живучесть подводных лодок», каждому члену экипажа надлежит оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте. Оставление горящего отсека без приказа влечет за собой уголовную ответственность. Правда, специальных указаний, касающихся моряков глубоководных аппаратов, в этом документе нет, но гидронавты руководствуются соответствующими инструкциями для подводников.

В итоге борт АС-31 покинули только шесть человек, которые не принимали непосредственного участия в ликвидации аварии, а десять офицеров-гидронавтов остались на станции, продолжив борьбу за живучесть корабля

Осмотр доставленного на базу АС-31 показал, что в борьбе за ее живучесть моряки израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения. В частности, пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки, а также все четыре столитровые емкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая). Кроме того, через 40 минут работы подводники, как говорят собеседники издания, «издышали» все изолирующие дыхательные средства. После этого они включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.

В этот момент некоторые подводники начали терять сознание, командир АС-31 запросил у командира лодки-носителя разрешения эвакуироваться на носитель. Чтобы помочь им подняться из АС-31 в носитель, у шлюзового устройства их встречали четверо гидронавтов из второго экипажа. В момент подготовки экипажа к эвакуации произошел взрыв, который и унес жизни всех четырнадцати моряков. По заключению экспертов, взорвалась аккумуляторная батарея.

ЧП с глубоководным аппаратом АС-31 «Лошарик» произошло 1 июля в Баренцевом море. В результате погибли 14 российских офицеров, которые за мужество и профессионализм при ликвидации аварии на аппарате были представлены к наградам посмертно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector