1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русская Православная Церковь за границей призвала паству следовать указаниям властей по коронавирусу

Коронавирус: «Церковь должна быть готова к масштабным катастрофам»

Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)

Сегодня всё информационное поле пестрит темой коронавируса. Как показали последние недели, эта проблема явилась дискуссионной и для церковной среды. На эту непростую тему сегодня наша беседа с архиепископом Боярским Феодосием (Снигирёвым) – викарием Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, управляющим Северным викариатством столицы Украины, доцентом Киевской духовной академии и главой Церковного суда Киевской епархии.

– Владыка, в церковной среде жаркая полемика – следует ли применять санитарные требования светских властей к Церкви? Передается ли вирус через Причастие? Что делать, если от нас потребуют закрыть храмы? Что вы скажете по всем этим поводам?

Церкви всегда нужно быть готовой к внешним вызовам и опасностям

– То, что тема коронавируса стала толчком к церковной дискуссии, – это очень хорошо. Церкви всегда нужно быть готовой к внешним вызовам и опасностям, а спокойное время расслабляет. Коронавирус – хороший повод для нашей Православной Церкви доктринально подготовиться к эсхатологическому времени. Подготовиться богословски, канонически, литургически. Пока то, что озвучивается на эту тему, – по большей части концептуально сыро и недальновидно.

– Что вы имеете в виду?

– Озвучиваются в основном две противоположные позиции, каждая из которых является крайностью. Неразумной крайностью, как мне кажется. Первая – давайте беспрекословно слушать все эпидемические предписания местных властей, закроем храмы, отменим на время Причастие и другие таинства, пока не закончится пандемия. Некоторые Поместные Церкви уже пошли по этому пути, приняли соответствующие решения. А вторая крайность такая: верующим ничего повредить не может, давайте не обращать внимания на эти страшилки, чаще ходим в храм, причащаемся, и всё будет хорошо. Ну, а если и заразимся, то такая наша судьба. Считаю, что обе эти крайности богословски несовершенны и могут быть очень опасны для Церкви, если не сейчас, то в будущем.

Видите ли, князь века сего, противостоящий в лице светского мира Христовой Церкви, всё время проверяет нас на прочность, ищет слабые места, где можно пробить брешь в жизни Церкви. Сейчас, с этим коронавирусом, он тоже пробует нас «на зуб». Может быть, через пару месяцев мы будем с улыбкой вспоминать об этой страшилке, как вспоминаем сейчас о «птичьем» или «свином» гриппе. Но то, что будет сказано и принято Церковью сейчас, будет иметь последствия в богословском, каноническом и литургическом смысле ещё очень долго, а может быть, и всегда. Не вдаваясь в рассуждения, что такое коронавирус – технология влияния или реальная пандемия, скажем лишь, что та доктрина, которая в связи с этой ситуацией будет выработана сегодня Церковью, станет в будущем либо иммунитетом и защитой от более сильных и изощренных ударов по Церкви, либо станет брешью в церковном корабле.

– Как это может произойти, в чем слабость позиций, которые высказываются сегодня верующими?

– Начну со второй крайности – «нам ничего не повредит!» Это как минимум звучит очень самоуверенно и попахивает духовной прелестью. Такая самоуверенность рождается от неофитства выразителей этой позиции, от их незнания церковной истории, православной аскетики, от непонимания на опыте своей немощи, в том числе немощи своей личной веры. Они уверены, что евангельские слова «змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16, 18) сказаны лично о них, об их нынешнем духовном состоянии. Не вдаваясь в детали этой дискуссии, лишь замечу, что священнослужители старшего поколения, а также миряне из коренных православных семей, впитавшие церковность от своих дедов и прадедов, не имеют этого комсомольского запала – «нам ничего не повредит!» Хотя старшему поколению, в силу их веры и смирения, наверное, действительно ничего не повредит. И где грань между «повредит» и «не повредит»? Евхаристическая Чаша – святая вода – чудотворная икона – простая икона – храм – запивка – благословение священника – свечка, просфорка? Как определить грань, где можно заразиться, а где нет? А если при этом помнить заявление Священного Синода о необходимости дезинфекции храмов и использования для запивки одноразовой посуды, значит, можно всё-таки где-то заразиться? А есть ли здесь место чуду? И где же грань между чудом и обыденностью? Лично я думаю, что место чуду, безусловно, есть. Но и грань при этом существует. Только эта грань не может быть так примитивно определена, как нам того хотелось бы и как нам бы удобно было с практической точки зрения: вот, от Чаши нельзя заразиться, а от запивки можно, потому и стаканчики одноразовые. Тут всё намного сложнее, и это поле для работы Синодальных комиссий и мудрых духовников. Но сейчас речь не об этом.

Уверенных в своем праве на чудо людей, отвергающих Божественный дар рассуждения, врагу очень легко сломить – и духовно, и телесно

Если бы гипотетически такая прелестная гипотеза – «нам ничего не повредит!» – без всяких оговорок была бы сегодня принята в качестве общецерковной доктрины, то это могло бы стать в будущем мощным инструментом в руках дьявола для борьбы с Церковью. Ведь уверенных в своей праведности и в своем праве на чудо людей, отвергающих Божественный дар рассуждения, врагу очень легко сломить – и духовно, и телесно. Гордецов посрамляет Сам Бог, а смиренным даёт благодать. Думаю, читатели сами без труда смоделируют возможные ситуации, как противники Церкви смогут отравить/заразить/осквернить целые сообщества таких верующих гордецов. Если, конечно, Господь не умилосердится над Своими глуповатыми и самоуверенными чадами и не пошлёт им на выручку нового великомученика Феодора Тирона.

– А какой может быть вред, если наша Церковь примет за правило полностью следовать предписаниям эпидемиологов, как это уже сделали в ряде Церквей?

Читать еще:  Эксперт Минздрава выступила против приостановки вакцинации детей на время пандемии

– В таком случае мы просто попадём в капкан, который за нами захлопнется. Земная Церковь в любом случае когда-то, ко времени антихриста, окажется в подобном капкане, когда нас лишат свободы в совершении литургии и во многом другом. Но зачем же приближать эти проблемы самостоятельно? Если Церковью будет принята доктрина реагирования на социальные проблемы – «всё, что скажут – исполняем!», то в скором будущем власти в разных странах смогут закрывать наши храмы и лишать верных литургии под любыми гуманитарными предлогами: пандемия, опасность ядерной войны, изменение климата и т.д. Верующие Украины, а сейчас и Черногории, в последнее время очень хорошо поняли, как современная политика, не меняя гуманного выражения лица, может пытаться разорить и уничтожить многомиллионные церковные сообщества, пользуясь своими рычагами управления. Оптимизма это не прибавляет. И нам нужно уже сегодня быть готовыми к существованию Церкви в подобных условиях. Слепо идти на поводу у власти – попасть в расставленные сети.

Слепо идти на поводу у власти – попасть в расставленные сети

– И какой же видится выход? Какие богословские и канонические основания Церкви необходимо заложить сегодня в решение подобных гуманитарных вопросов, чтобы защититься от проблем в будущем?

– Наша Церковь уже начала это делать. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с эпидемией, а также местные епархиальные Циркуляры иерархов нашей Церкви в связи с коронавирусом – твердо и однозначно уводят паству от однобокого понимания, а значит, и однобокого решения возникшей проблемы. Думаю, что над этим ещё должны очень хорошо и оперативно поработать профильные церковные комиссии, чтобы найти нужные механизмы для защиты Церкви и нужные слова для объяснения этих механизмов верующим. Озвучу свою точку зрения, которая, возможно, в какой-то части может оказаться несовершенной или ошибочной, – после окончательных церковных определений это станет понятно. Мне кажется, что, с одной стороны, надо разработать внутрецерковную концепцию информационной защиты паствы от всяких лжевирусов, как технологий современной геополитики. При этом нужно учесть неопределенность реальной эпидемической ситуации, когда в будущем будут использоваться такие технологии, а значит, и фактическая санитарная защита верующих при посещении храмов должна быть «быстрого развертывания».

А с другой стороны – надо всегда быть готовыми к исполнению Евангелия:

«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней» (Мф. 24; 6–8).

А значит, нужно разработать и иметь литургическую концепцию жизни Церкви, если вдруг на самом деле общество накроет настоящая смертельно опасная инфекция, или заражение территорий ядами, или радиацией без возможности эвакуации. Это не фантазии и не чьи-то страшилки. Сейчас это апокалиптическая реальность будущего. Когда Церковь столкнётся с этой реальностью, не знает никто, кроме Бога. Но её отголоски, так скажем, «репетиции», случаются уже сейчас. Вот, например, коронавирус. И Церковь уже сегодня должна быть готова к возможным масштабным катастрофам и реальным пандемиям.

Какая альтернатива общественному богослужению? Где мера допустимости дезинфекции (дезактивации и т.д.) святыни? Есть ли в условиях тотальной эпидемии альтернатива храмовому Причащению? Может быть, в таких исключительных ситуациях к запасным Дарам позволить прикасаться мирянам и причащаться им на дому, как это было в древней Церкви? В этом случае надо определить, кто настоящий «мирянин», а кто нет. Фиксированные списки прихожан? Одноразовые сжигаемые сосуды для запасных Даров? Дистанционная Исповедь? Всё это вопросы, которые, я уверен, рано или поздно встанут перед нашей Святой Православной Церковью. Дай Господь, чтобы как можно позже. Но готовиться к их решению нужно уже сейчас.

РПЦ ввела беспрецедентные в своей новейшей истории меры из-за коронавируса

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил новые правила проведения богослужений и совершения таинств в храмах в связи с угрозой распространения коронавируса. Как отмечает «Интерфакс», это беспрецедентные для новейшей истории Русской православной церкви меры профилактики.

Вместо практики целования креста по окончании богослужений рекомендуется «возлагать крест на головы прихожан», говорится в инструкциях на сайте Московского патриархата. Для таинства соборования, или елеосвящения (помазания тела верующего освященным елеем), в храмах будут использоваться одноразовые ватные палочки, которые после таинства будут сжигаться.

На всенощном бдении предписывается совершать помазание только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея. При этом следует использовать для каждого прихожанина одноразовую ватную палочку «с последующей утилизацией». В остальных случаях рекомендуется совершать целование Евангелия, праздничной иконы или креста с «протиркой после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора».

Священнослужителям рекомендуется «воздерживаться от преподания руки для целования». Для раздачи просфор и освященных хлебов на всенощном бдении нужно использовать одноразовые гигиенические перчатки. Усиленное внимание должно быть уделено чистоте церковной утвари. Ложечку для причастия мирян после каждого причастившегося нужно обтирать пропитанным спиртом платом. Плат после каждого богослужения следует стирать.

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда отметил, что такая практика бытовала в дореволюционной России в период эпидемий. «Запивка» — горячая вода с вином, которой полагается запивать причастие, — должна подаваться каждому причастнику в одноразовой посуде. А губы причастников нужно вытирать «бумажными салфетками с последующим сожжением». Прихожанам при этом рекомендуется не целовать чашу со святыми дарами.

При крещении следует дезинфицировать купели специальной жидкостью и перед каждым новым таинством обязательно менять в них воду. Сотрудники приходов, подворий и монастырей должны неукоснительно соблюдать общие меры гигиены и не реже одного раза в день дезинфицировать руки, регулярно обрабатывать антисептиком иконы, храмовую мебель, свечные ящики и дверные ручки. Храмы, приходские и монастырские помещения общего доступа должны часто проветриваться.

Священнослужителям и сотрудникам храмов предписывается обязательно мерить температуру перед началом трудового дня. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю и обращаться за медицинской помощью. Прихожанам нужно объяснять, «что в случае появления симптомов ОРВИ или иных заразных болезней им следует ради любви к ближним и заботы о них воздерживаться от посещения храмов».

Читать еще:  Премьер-министр утвердил правила ввоза не зарегистрированных в России лекарств

Кроме того, до особого распоряжения приостанавливается работа воскресных школ, приходских секций и кружков. Социальные службы приходов, подворий и монастырей по возможности должны оказывать помощь пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.

«Патриарх сильно опаздывает»: коронавирус закрыл православные церкви

Предстоятель РПЦ призвал паству воздержаться от посещения храмов

29.03.2020 в 17:11, просмотров: 7194

«Церковь призывает сегодня строго исполнять те обязательства, которые предлагаются сегодня санитарными властями России. Я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого патриаршего благословения, воздержаться от посещения храмов. » Воскресная проповедь патриарха Кирилла — явное свидетельство перелома в «карантинном» противостоянии светских и церковных властей. Но вопросы остаются.

Однозначного запрета на посещение храмов прихожанами из слов предстоятеля РПЦ все-таки не следует. Но как минимум следует то, что церковь не будет против введения такого запрета светскими властями. В этом отношении — очевидная смена вех.

Еще в воскресенье на официальном сайте Санкт-Петербургской митрополии РПЦ можно было видеть текст с говорящим за себя заголовком: «Храмы Санкт-Петербургской епархии продолжат служение». Это был их гордый «ответ Чемберлену» — отцам города, запретившим «посещение физическими лицами объектов (территорий) религиозных организаций, за исключением служителей и религиозного персонала указанных религиозных организаций». Соответствующее постановление, подписанное Александром Бегловым, вышло 26 марта.

Санкт-Петербург — один из немногих пока регионов страны, отважившихся закрыть двери храмов. В числе прочих «пионеров», установивших аналогичные запреты, — Ханты-Мансийский автономный округ и Республика Карелия. Московские власти, для сравнения, ограничились рекомендацией верующим «воздержаться от посещения религиозных объектов». То есть вопрос был, по сути, отдан на откуп самой церкви, а она, мягко говоря, не горела желанием ввести карантин.

Питерское церковное начальство свою непокорность аргументировало, во-первых, тем, что и так достаточно много делает для безопасности: «В храмах проводится дезинфекция, прихожан информируют о соблюдении личных мер профилактики». Во-вторых — «пастырским долгом духовенства». В-третьих — комментарием правового управления Московской патриархии, аттестовавшим решение властей Санкт-Петербурга как нарушение Конституции: «Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено. только федеральным законом».

Под эту позиция подводились, между прочим, и богословские обоснования. По убеждению, например, члена Синодальной библейско-богословской комиссии, председателя клуба «Катехон» при Институте философии РАН Аркадия Малера, прочие конфессии и религии, закрывающие в массовом порядке свои храмы, не могут служить примером для православных: «С точки зрения ислама, иудаизма, абсолютного большинства протестантских и тем более неопротестантских учений их богослужения могут быть сколь угодно возвышенными и мистическими, но самого Бога в прямом, буквальном, онтологическом смысле в них нет. Почему закрывать свои храмы и отменять свои службы согласились некоторые католики и фанариоты (речь идет о Константинопольском патриархате. — А.В.) — это уже другой вопрос. По всей видимости, они не очень верят в то, что в их таинствах реально присутствует сам Бог».

До воскресной патриаршей проповеди противоэпидемиологические меры, предпринимаемые РПЦ, ограничивались утвержденной 17 марта Священным синодом инструкцией настоятелям приходов и монастырей. Церковная директива предписывала, в частности, «преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки)». «Запивка» должна даваться только в одноразовой посуде, причащающимся следует воздерживаться от лобзания чаши. И так далее, и тому подобное.

О результативности этих заповедей свидетельствует информация, обнародованная бывшим ответственным редактором «Журнала Московской патриархии», религиоведом Сергеем Чапниным в социальной сети Facebook: «Большинство прихожан, священников и даже один митрополит из разных регионов России рассказали мне вчера и сегодня приблизительно одно и то же. Инструкциям Синода никто не следует. Как причащали одной лжицей без дезинфекции, так и причащают, как целовали чашу и иконы, так и целуют, как наливали запивку в одни и те же стаканчики, так и наливают. И рефрен убийственно прост: у всех вера крепкая, никто не боится! Один собеседник с гордостью сказал: «В храм теперь ходят только по-настоящему верующие люди. »

Чапнин приветствует призыв патриарха воздержаться от посещения храмов, но считает его запоздавшим: «Мы ждали этих слов, и вот наконец-то патриарх их произнес. Правда, мы ждали, что он их скажет десять дней назад, неделю назад. И в этом весь патриарх Кирилл — он действует реактивно, с трудом подстраиваясь к реальности. Он сильно опаздывает, не умеет действовать на опережение. Пройдет еще немного времени, и он согласится с закрытием храмов. »

Похожую позицию занимает протодиакон Андрей Кураев. По его мнению, церкви не следует отдавать инициативу властям. «Тем самым она теряет очень важный для религиозной организации XXI столетия шанс, — считает Кураев. — Очень важно, чтобы закрытие церквей мотивировалось не указаниями светских властей, а требованиями христианской совести. А этого мотива у нас, к сожалению, не слышно». Впрочем, воскресный призыв Кирилла Кураев расценил как безусловный шаг вперед: «Наконец-то. Спасибо, Ваше Святейшество!»

И то верно: лучше поздно, чем никогда, и лучше так, чем никак. Но вопрос, следует повторить, далеко не закрыт. И дело тут не только в половинчатости мер, предпринимаемых патриархией и властями. Не менее важно отношение к этим мерам нижестоящих этажей церковной пирамиды, а ситуация здесь, свидетельствует Сергей Чапнин, далеко не здоровая — во всех смыслах этого слова.

По информации религиоведа, уже «санитарная» инструкция Священного синода вызвала недовольство в православной провинции: «По отношению к «маловерной Москве» растут раздражение и даже гнев. В нескольких епархиях священников, которые пытались причащать «по инструкции», осадили епархиальные власти. Точные масштабы бедствия понять сложно, но «деревенское православие». в России побеждает».

В общем, похоже, пришла пора скорректировать знаменитую поговорку про ленивого и непредусмотрительного мужика. Попы, как видим, тоже не любят креститься до раскатов грома.

Заголовок в газете: «Патриарх сильно опаздывает»
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28229 от 30 марта 2020 Тэги: Власть, Монастырь, Ислам, Буддизм Организации: РПЦ Facebook Места: Россия, Москва, Санкт-Петербург, Карелия

«Меры, которые принимает церковь, научно обоснованны»: как в РПЦ борются с распространением коронавируса

— Какие меры принимает РПЦ для борьбы с распространением коронавирусной инфекции?

Читать еще:  Путин согласился обнулить свои президентские сроки

— В РПЦ разработаны и приняты инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игуменьям в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Это всеобъемлющий документ, который содержит комплекс санитарно-эпидемиологических норм и требований, выполнение которых в приходах позволит всем людям, которые посещают богослужения, чувствовать себя в безопасности. Я хотел бы сказать, что самое главное и для верующих, и для неверующих — не поддаваться панике. Надо сохранять здравомыслие, спокойствие, соблюдать разумные требования и не доводить до абсурда реальность угрозы заражения этим заболеванием.

— Введены ли карантинные меры для священнослужителей, сотрудников храмов и прихожан?

— Наши рекомендации очень просты: если человек болеет, он должен подумать не только о себе самом, но и о безопасности окружающих его людей. При появлении симптомов любого инфекционного заболевания не стоит подвергать опасности заражения окружающих. Клирику или мирянину в таком случае лучше остаться дома ради любви к ближнему. У тех прихожан, кто заболел и нуждается в безотлагательном посещении священнослужителя, есть возможность пригласить священника домой. В этом случае угроза распространения любой инфекции, в том числе и коронавирусной, сведена на нет.

— Этой возможностью пользуются? Много ли людей, находящихся на карантине, зовут батюшку домой?

— Понятно, что прошло короткое время и статистика не обобщена, но, я думаю, это очень разумно и многие верующие такой возможностью воспользуются. Священнослужитель посещает дома и больных, и здоровых, соблюдает профилактические меры, которые предусмотрены. Существует также возможность причащения тех, кто находится в инфекционной больнице. По согласованию с администрацией больницы, это делается безопасным образом.

— Были ли уже такие случаи, когда граждане, у которых выявлен коронавирус и которые находятся в больнице, обращались к священникам?

— Мы такие случаи не регистрировали, но я могу со всей ответственностью заявить, что никакой священнослужитель не откажет человеку, находящемуся в инфекционной больнице, в возможности приобщиться к таинствам церкви. Так было всегда.

— Давайте поговорим о мерах предосторожности. Например, измеряют ли батюшкам и прихожанам температуру при входе в храм?

— В случае необходимости могут производиться замеры температуры. Например, в синодальном учреждении, где я работаю в отделе взаимодействия с обществом и СМИ, проводится замер температуры у сотрудников. Люди, которые чувствуют недомогание, остаются дома на больничном либо могут работать удалённо.

Думаю, возможность измерять температуру прихожанам существует. Любые меры требуют времени, чтобы они были введены в действие.

— В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России введён запрет на проведение массовых мероприятий численностью более 50 человек. Коснётся ли данный запрет церковных мероприятий?

— Мне неизвестно о наложении запрета на проведение богослужений. Я думаю, что те меры, которые уже были приняты, достаточны для того, чтобы богослужения не становились дополнительным риском распространения инфекции. Более того, исторически церковь несла служение и при более серьёзных эпидемиях, которые приводили к многомиллионным жертвам. И даже в тех случаях, когда уровень санитарно-гигиенического благополучия и профилактики был намного ниже, церкви никогда не становились фактором массового заражения. В том числе и в советское время церкви не закрывались во время эпидемий.

— Выходит, что церковь не соблюдает распоряжения местных органов власти?

— Тот запрет, который я видел, касается досуговых мероприятий. Мне неизвестно про нормы, которые бы предполагали запрет богослужений, в том числе в храмах, где собираются более 50 человек.

— Многие пользователи соцсетей выражают недоумение тем, что, несмотря на карантинные меры, прихожане продолжают стоять в очередях к мощам, прикладываются к иконам и тем самым, возможно, способствуют распространению вируса. Как вы полагаете, имеет ли смысл введение запрета на подобные мероприятия? Действительно ли вы уверены, что обтирание спиртом после прикосновения к иконе спасает от коронавируса?

— Я думаю, что те меры, которые принимает церковь, научно обоснованны. Дезинфекция будет несомненно способствовать тому, чтобы не создавались дополнительные риски для распространения вируса. Хотел бы обратить внимание на то, что, например, в метро и в общественном транспорте концентрируется гораздо большее количество народу. Я бы хотел также подчеркнуть, что посещение церкви и участие в таинствах церкви — это для всех верующих людей вопрос их духовного состояния, вопрос, если хотите, их спасения. В ужесточении профилактических мер нет необходимости, поскольку нет понимания, что богослужение не является каким-то дополнительным фактором распространения инфекции.

— Вводились ли особые режимы богослужений в храмах РПЦ за рубежом — в странах, где был введён режим ЧП?

— Опыт разнообразный. Насколько мне известно, в Великобритании вообще не вводят никаких ограничений. Я знаю, что в любых странах, где есть приходы нашей церкви, максимально пытаются следовать разумным мерам, которые исходят от правительства этих государств. Меры очень серьёзные, беспрецедентные. Церковь всегда с вниманием относится к рационально обоснованным требованиям, касающимся всех сторон её жизни, начиная с санитарно-эпидемиологического благополучия и заканчивая пожарной безопасностью.

— К вопросу о других странах: как планируется проведение пасхальных мероприятий на территории Израиля?

— Все меры носят временный характер. Давайте дождёмся приближения Пасхи и тогда будем это обсуждать.

— Планирует ли РПЦ проводить богослужения и другие мероприятия для прихожан в онлайн-формате в случае ухудшения эпидемиологической обстановки, введения ЧП на территории России? Имеются ли наработки в данной области? Сможет ли церковь продолжить работу в режиме онлайн? Есть у РПЦ вообще такая возможность?

— У нас есть храмы, из которых транслируются богослужения — это ориентировано на людей, которые не могут лично посещать храмы, например из-за инвалидности. Однако я думаю, что большинство наших верующих предпочитают лично посещать храмы. Для них это часть их жизни и, учитывая, что меры безопасности являются достаточными, наши верующие предпочитают приходить в храм.

— Многие люди сегодня переведены на карантин. По приказу руководства они не могут посещать церковь, даже будучи здоровыми. Есть и вернувшиеся из Европы, которые также находятся на карантине. Целесообразно ли организовывать онлайн-трансляции мероприятий для этой категории людей?

— Для тех, кто находится в ситуации принудительного карантина, и так есть трансляции — их можно найти в интернете.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector